Конспект занятия по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи детей подготовительной группы с ЗПР. Тема: "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Елизова Наталья Владимировна

Данный конспект разработан для воспитанников подготовительной группы, имеющих задержку психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimuyushchie_ptitsy_podgotovit_gruppa.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию

лексико – грамматических категорий и развитию связной речи

Тема: Составление предложений о птицах.

Образование приставочных глаголов.

Согласование глаголов с существительными в ед. и мн. числе.

Лексическая тема: Зимующие птицы.

Задачи:

  • Учить образовывать глаголы с приставками в ед. и мн. числе.
  • Учить согласовывать глаголы с существительными в роде и числе.
  • Развивать активный словарь по лексической теме.
  • Развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику.
  • Воспитывать интерес к живой природе.

Демонстрационный материал: предметные картинки (голубь, ворона, синица, снегирь, сорока, воробей), схематическое изображение стаи, ёлка, кормушка, Незнайка.

Раздаточный материал: снегирь (зашумленное изображение).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Я назову птицу, а вы назовёте её ласково. (Дети садятся)

2. Основная часть

Повторение

- С этими птицами мы знакомы. Кто к нам прилетел? (Показывает картинку синицы). К нам прилетела синица.

- Кто к нам прилетел? (Показ картинки вороны) (К нам прилетела ворона)

- Кто к нам прилетел? (Показ воробья). (К нам прилетел воробей).

- Кто к нам прилетел? ( Показ картинки снегиря) (К нам прилетел снегирь).

-Кто к нам прилетел? (Показ картинки голубя) (К нам прилетел голубь).

-Кто к нам прилетел? (Показ картинки сороки) (К нам прилетела сорока).

- Как назвать этих птиц? (Это зимующие птицы).

- Почему их называют зимующими? (Потому что они остаются на зиму. Потому что они не боятся холода).

Новый материал

- Сегодня мы с вами будем составлять предложения про птиц. Предложение – это несколько слов, которые дружат между собой.

Эта картинка называется стая (показ схематичной картинки стаи)

- Прилетела стая кого? (Ставит картинку стаи рядом с картинкой снегиря) (Прилетела стая снегирей).

- Прилетела стая кого? (Прилетела стая ворон)

- Прилетела стая кого? (Прилетела стая воробьёв).

- Прилетела стая кого? (Прилетела стая синиц).

-Прилетела стая кого? (Прилетела стая сорок).

- Прилетела стая кого? (Прилетела стая голубей).

- Зимой птицам холодно и голодно. Птицы прилетают к кормушкам. В кормушки мы насыплем что? (В кормушки мы насыплем крошки, семечки, семена).

- Это кормушка. Кто прилетел к кормушке? (Показывает картинки по одной)

(К кормушке прилетела ворона. К кормушке прилетел снегирь. К  кормушке прилетел голубь. К кормушке прилетела синица. К кормушке прилетел воробей)

- Скажите про кого я подумала. Прилетел…? (Прилетел воробей)

- Прилетел…? (Прилетел снегирь).

- Прилетел…? (Прилетел голубь).

- Прилетела…? (Прилетела синица).

- Прилетела…? (Прилетела ворона).

- Посмотрите на картинку и скажите про кого я сказала? Улетели…? (Улетели воробьи. Улетели снегири. Улетели вороны. Улетели дятлы. Улетели голуби.).

Птицы сидели на кормушке, а потом от кормушки улетели. О ком я хотела сказать. От кормушки улетел? (от кормушки улетел снегирь)

Улетела…? (от кормушки улетела синица)

Улетел…? (от кормушки улетел голубь)

Посмотрите, что сделала птица? Птица перелетела с кормушки на ёлку.

Кто перелетел с кормушки на ёлку? (Снегири перелетели с кормушки на ёлку. Воробьи перелетели с кормушки на ёлку. Голуби перелетели с кормушки на ёлку. Синицы перелетели с кормушки на ёлку. Вороны перелетели с кормушки на ёлку).

- Про кого я скажу: Перелетела…? (Перелетела ворона).

- Перелетела…? (Перелетела синица).

- Перелетел…? (Перелетел снегирь).

- Перелетел…? (Перелетел голубь).

- Перелетела…? (Перелетел  ворона).

Физкультминутка.

- Птица от вас улетела, птица к вам подлетела (руки накрест, машут одними кистями рук), птица села на правое плечо, птица с правого плеча перелетела на левое плечо, перелетела на правое плечо, вокруг нас облетела.

Закрепление материала.

- К вам в гости пришёл Незнайка, он был в лесу. Вот как он говорит: «Я видел на дереве сидел ворона». Правильно? (Нет)

- Исправь Незнайку. (Я видел, на дереве сидела ворона).

- Я видел, на дереве сидела снегирь. (Я видел на дереве сидел снегирь).

- С дерева на дерево перелетела воробей. (С дерева на дерево перелетел воробей).

- Синица улетел  с дерева. (Синица улетела с дерева).

- Выставляет картинку воробья. Придумайте предложение про воробья. (Воробей прилетел на кормушку)

- Придумайте предложение про снегиря. (Снегирь сел на дерево).

- Что мы составляли про птиц? (Мы составляли предложения).

Упр. «Внимательные глазки».

- Какая птица спряталась на картинке? Обведите по контуру пальчиком птицу.

- Что делает птица? - Моя птица сидит на ветке.

- Молодцы. Все узнали птицу.

Итог занятия.

- Встанет тот, кто придумает предложение о птице, которая облетела вокруг ёлки. (Ворона облетела вокруг ёлки).

- Предложение о птице, которая улетела от кормушки. (Синица улетела от кормушки).

- Что мы сегодня учились делать. (Мы учились составлять предложение про птиц).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Зима»

Данное занятие было представлено мною на городской конкурс профессионального мастерства "Учитель года 2014".  В занятии использованы методы и приёмы наглядного моделирования и ИКТ....

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”

В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход  к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР по теме «Дикие животные» старшей логопедической группы

Цель занятия:  -закрепление знаний детей о диких животных наших лесов; -обогащение предметного и глагольного словаря, словаря признаков; -образование существительных с суффиксами -их-, -иц-; -упо...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группы с ОНР по теме «Дикие животные»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группыс ОНР по теме «Дикие животные»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы по теме " Зимушка-Зима".

Ход НОД 1. ОРГ. момент Логопед здоровуется с детьми и просит их встать в круг прослушать зимнююю распевку, по ходу распевки дети показывают руками различные вида зимней одежды( пуховик, шапк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей напраленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Путешествие пчелки"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитиюсвязной речи при изучении лексической темы "Насекомые"  в старшей группе компенсирующей нвправленности для де...

конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с нарушениями речи

Дорогие коллеги и родители предлагаю вашему вниманию конспект логопедтческого занятия на тему: "Золотая осень. Поможем Лесовечку"....