Учим детей 5 - 7 лет пересказывать, составлять рассказы по картинкам.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Учим детей 5 - 7 лет пересказывать, составлять рассказы по картинкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teksty_i_voprosy.doc575 КБ

Предварительный просмотр:

Учим детей 5 - 7 лет пересказывать, составлять рассказы по картинкам.

Изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное высказывание. Вы можете использовать иллюстрации для составления короткого рассказа и распечатать их для работы. Методика по развитию речи на основе картинок для составления короткого рассказа несложная. Родителям советую поиграть с ребёнком, разложить перед ним иллюстрации, придумать совместно какую-нибудь историю, рассказ. Следите за тем, чтобы при описании ребенок не перескакивал с одного действия, предмета на другой, а излагал мысли последовательно, логично. Проведя такой урок один раз, вернитесь к проработанной картинке через некоторое время: спросите, что ребёнок хотел бы добавить нового в свой рассказ. Методика работы с картинками для детей потребует от родителей внимания и регулярности занятий. Именно семья должна быть заинтересована в развитии малыша. Все должны помочь ребёнку составить рассказ, а затем обсудить содержание. Серии картинок для детского сада или домашнего использования для детей ориентированы на разную тематику. Например, можно составить рассказ на тему «Семья», «Времена года», «Животные», «Дом» и т.д. В результате серии таких занятий дети начинают говорить гораздо более связно, логично, прослеживается единая нить в их речи.

Картинки раскладываются слева направо или сверху вниз, по желанию ребёнка.

Серия сюжетных картинок «Нашли ежа».

Дети пришли в лес. Под кустом нашли ежа. Они положили ежа в шапку и понесли домой. Дома они напоили ежа молоком.
Т. Б. Филичева, Г. А. Каше

Рассказывание по картинкам «Нашли ежа».

Открываю 1 картинку:

- Кто нарисован?  

- Куда пришли дети? (дети пришли в лес)

- Кого нашли дети?

- Какого ежа? (маленького, серого, колючего)

- Где нашли ежа? (под кустом)

- Какое время года нарисовано? (поздняя весна, лето)

- Почему ты так думаешь?

- Как думаешь, что было дальше?

Открываю 2 картинку:

-Куда идут дети?

-Кто у них в руках?

-Куда положим ежа? (в кепку)

- Почему они положили в кепку, а не понесли в руках? (еж колючий)

Открываю 3 картинку:

- Куда принесли ежа дети?

- Чем кормят дети ежа? (молоком)

- Что любит еж? (мышей, змей, лягушек, червяков)

-Как вы думаете, ежу понравилось в гостях?

Вывод: Еж должен жить на свободе.

Далее перемешать картинки, предложить разложить их так, чтобы получился рассказ.  Рассказать рассказ самостоятельно.

C:\Users\Анна\Desktop\серии сюжетных картинок\последовательные картинки нашли ежа.jpg

Серия картинок «Кормушка».

Текст

Наступила холодная зима. Выпало много снега. Дети пришли в зимний парк покормить птиц. Увидели, что кормушка засыпана снегом. Ваня поправил кормушку, Маша счистила снег. Толя насыпал корм. На корм прилетели воробьи, синицы, снегири, голуби. Дети спрятались за дерево и наблюдали, как птицы клюют корм. Вывод: Зимующим птицам холодно и голодно зимой, надо помогать птицам.

Предложить разложить картинки, так чтобы получился рассказ, ответить на вопросы и составить рассказ самостоятельно.

Вопросы

- Какое время года изображено на картинке?

- Кого и что нарисовал художник? Откуда могла появиться кормушка?

- Что с кормушкой?

- Что нарисовал художник на второй картинке? (Какое время года? Что

делают дети? и т д)

- Что изображено на третьей картинке? Какие птицы прилетели на корм?

- Куда спрятались дети? За кем наблюдают?

C:\Users\Анна\Desktop\серии сюжетных картинок\последовательные картинки кормушка.jpg

Серия картинок «Синичка».

Текст

Была суровая зима. К окну дома прилетела синичка. Ей было очень холодно.
У окна стояли дети. Они открыли форточку. Синичка влетела в комнату.
Всю зиму синичка жила у детей.  Дети заботились о синичке, кормили и поили. Наступила весна. Дети взяли клетку с синичкой и выпустили птичку. Синичка полетела и радостно запела.

Предложить разложить картинки, так чтобы получился рассказ, ответить на вопросы и составить рассказ самостоятельно.

Вопросы

-Какое время года изображено на картинке?  

-Куда прилетела синичка?

-Почему синичке было холодно?

-Кто стоял у окна?

C:\Users\Анна\Desktop\серии сюжетных картинок\последовательные картинки синичка.jpg

Серия картинок «Собака санитар»

Предложить разложить картинки в нужной последовательности.

Рассмотреть картинки с целью дать название будущему рассказу.

—Как думаешь, в какое время могла произойти эта история: мирное или военное? (Во время войны.)

—Что случилось с солдатом?

—Куда он был ранен?

—Кто пришел на помощь солдату?

—Что сделал солдат, когда к нему подошла собака?

—Почему собака оставила солдата?

—Кого она привела с собой?

—Что сделали санитары?

—Как думаешь, что будет с солдатом?

—Кого он должен благодарить?

—Как можно сказать о солдате, какой он? (Храбрый, выносливый, бесстрашный.)

—Как можно сказать по-другому: солдат ... (боец).

 Составление рассказа.

Текст рассказа

Шла война. Солдат храбро сражался за свою Родину. Но в бою он был ранен в ногу и не мог передвигаться. И вдруг он заметил, как к нему подошел необычный санитар. Это была собака. На спине она несла сумку, в которой был бинт. Раненый перевязал себе ногу. А собака отправилась за помощью. Вернулась она с тремя санитарами. Они переложили бойца на носилки и отнесли в безопасное место. Так собака-санитар спасла жизнь защитнику Родины.

C:\Users\Анна\Desktop\серии сюжетных картинок\последовательные картинки собака санитар.jpg

Серия картинок «Как щенок нашёл друзей»

Предложить разложить картинки в нужной последовательности.

Вопросы по содержанию картинок.

 -Картинка№1: Какое время года изображено на этой картинке и почему вы так решили? Какая стояла погода? (дождливая) Кто изображен на картине? (грустный, мокрый щенок) Что делает щенок? (сидит, скулит) Как вы думаете, почему щенок никуда не уходит?

- Картинка №2 Кого вы видите на картине? Как одеты девочки и что у них в руках? Почему девочки остановились около щенка? (жалобно скулил) Как вы думаете, что решили сделать девочки? Почему подружки решили забрать щенка?

 -Картинка №3: Кого вы видите на этой картинке? Где находятся девочки и щенок? Что он делает? Какое настроение у подружек?

Как смотрят на щенка девочки? (с любовью..)

-Картинка №4: Что делают девочки на этой картине? А что делает щенок? Почему он уснул? Почему девочки решили забрать щенка к себе домой?

Составление рассказа.

Текст рассказа

Это было поздней осенью. С деревьев облетели желтые листья. Шел сильный осенний дождь.  Маленький щенок сидел один в парке.  Он сильно промок и замерз. Через парк шли девочки. Подружки увидели мокрого грустного щенка. Они решили взять мокрого щенка домой. Дома девочки накормили щенка. В комнате было тихо и уютно. Довольный щенок уснул на коврике. Подружки сидели на диване и любовались щенком.  Они решили оставить щенка. Девочки назвали щенка Дружок.

C:\Users\Анна\Desktop\серии сюжетных картинок\последовательные картинки как щенок нашёл друзей.jpg

Серия сюжетных картинок «Шалун»

Расставь картинки по порядку так, чтобы получился рассказ.

Вопросы по картинкам:

- О ком эти картинки?

- Кто шалил?

- Какая одежда на маме?

- Что делала мама сначала? Что потом?

- Что делал котенок сначала? Что потом?

- Чем всё закончилось?

Игра «Подбери признак».

- Мама какая?

- Котенок какой?

- Носок какой?

- Кресло какое?

- Клубки какие?

Упражнение «Что делает мама, а что котёнок?»

- Составьте сложное предложение с маленьким словом  а.

 По каждой картинке составляется предложение.

Например:

Мама вяжет, а котенок играет клубками.

Составление рассказа.

Текст рассказа

Однажды вечером мама сидела в мягком и удобном кресле и вязала шерстяной носок. Около мамы играл белый пушистый котенок. Котёнка звали Беляк. Мама вышла из комнаты. Внимание котёнка привлекли разноцветные клубки шерстяных ниток. Котёнок запрыгнул на стол и опрокинул корзину с клубками. Клубки раскатились по полу. Беляк принялся играть с клубками. Он долго катал клубок по полу, пока сам не запутался в нитках. Пришла Маша и сказала: «Вот какой ты шалун, Беляк!»

C:\Users\Анна\Desktop\серии сюжетных картинок\последовательные картинки шалун.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Е.Ф. Бортникова. СОСТАВЛЯЕМ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ (для детей 5—6 лет).

Уважаемые родители и педагоги!Предлагаем Вашему вниманию задания на развитие связной речи и творческого воображения у детей 5 — 6 лет, которые помогут Вашему ребёнку успешно подготовиться ...

Составляем рассказ по картинкам (для детей 2-3 лет

Учебный материал (презентация) Составляем рассказ по картинкам(для детей 2-3 лет) "Весна пришла"...

Учим детей 5 - 7 лет пересказывать, составлять рассказы по картинкам. Часть 2

Изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное высказывание. Вы можете использовать иллюстрации для составления короткого рассказа и распечатать их ...

УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ.

Ничто так не развивает речь ребенка, как составление рассказов по картинке. С помощью таких занятий у ребенка развивается логическое и абстрактное мышление - ведь картинки нужно расставить по порядку,...

Учимся составлять рассказы по картинкам

Средняя группа это возраст когда дети уже составляют и учатся составлять рассказы по картинкам.Главное правильно научить этому детей, чтобы дети старались рассказывать полным предложением....

Консультация для родителей "Учим детей составлять рассказы по картинкам"

Придумывание рассказа — очень трудная задача для малыша, поэтому на первых порах ему требуется помощь взрослых....