Консультация для педагогов. Тема: "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ".
консультация по коррекционной педагогике

Малькова Наталья Владимировна

Представлен алгоритмм сопровождения семьи воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Психодиагностическая работа

Цель: выявление специфики развития ребенка, отражающей ключевые особенности формирования психических структур, построение предположений о вероятных причинах и механизмах, приведших к данному варианту дизонтогенеза.

Задачи:

  1. Определение,  на основе оценки динамики психического развития ребенка, его дальнейшего образовательного маршрута;
  2. Выявление в процессе сопровождения ребенка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде и социуме;
  3. Контроль эффективности специализированной помощи ребенку.

Психодианостика направлена на:

      1. Изучение личностной сферы (используется большой блок методик: «Дом-Дерево-Человек», «Несуществующее животное»; методика  «Лесенка»; Методика «Домики» для выявления страхов; методика «Кактус»  и т.д.).

      2. Анализ взаимоотношений в семье, выявление типа детско-родительских отношений ( проективные методики «Семья» и «Семья животных», а также проводится психологическая диагностика родителей (сочинение «Мой ребенок», Тест–опросник определения родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина; Опросник для измерения родительских установок и реакций Е. Шеффера и т.д)

     3.Изучение взаимоотношений со сверстниками ( наблюдение за игрой в группе  методика «Фотография группы)

     4. Изучение готовности к школе ( скринговый тест школьной зрелости, тест информированности ребенка о социальном окружении, и т.д.)

      К обследованию ребенка с  нарушением опорно-двигательного аппарата применимы все основные принципы и методы психологической диагностики, Однако эти методы необходимо реализовывать с учетом структуры дефекта ребенка.

      Метод беседы, например, может быть применен не ко всем воспитанникам нашего сада. При проведении стандартизированной или свободной беседы необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его речевого и интеллектуального развития (несколько детей практически не говорят).

      Метод изучения продуктов деятельности также имеет ограниченное применение. Если при нормальном развитии на основании рисунков ребенка можно сделать предположение об уровне сформированности пространственных представлений, о богатстве и правильности представлений об окружающем мире, о степени сформированности всех психических функций, об эмоциональном фоне, особенностях личности, то в условиях двигательной патологии диагностическая ценность таких методик снижается. Рисунок ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата может быть примитивным, каракулеобразным, непропорциональным, одноцветным, однако это еще не свидетельствует о бедности представлений, это может быть лишь подтверждением моторных трудностей, которые не позволяют ребенку графически реализовать творческий замысел и многообразие окружающего мира (См. слайд). Необходимо избегать прямого переноса результатов продуктивных видов деятельности у такого ребенка в сферу интеллектуальную, познавательную, личностную.

        Одним из основных метолов является метод наблюдения за ребенком.

       Анамнестические данные, полученные до диагностического исследования ребенка, являются чрезвычайно важной информацией при всех степенях тяжести двигательного дефекта. Ознакомление педагога-психолога с тем запасом жизненного опыта, с которым приходит ребенок на исследование, дает возможность лучше понять роль имеющегося дефекта во всем предшествующем развитии ребенка. (Пр. Позднее возникновение ходьбы лишает ребенка возможности своевременно узнать многое об окружающем мире, лишает его самостоятельности, делает его зависимым от взрослых. Задержка в развитии манипулирования с предметами или неспособность к нему также очень ограничивают опыт ребенка и т.д.)

   Способ предъявления диагностического материала должен быть организован так, чтобы каждый ребенок мог реагировать на том уровне и такими средствами, которые ему доступны. Диагностический материал должен быть доступен ( лист не стандартный А4, а  формата А3, толстый карандаш .  )

     Результаты психологической диагностики важны для  учителя-логопеда, так данные психологического обследования позволяют специалисту  определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе оказания логопедической помощи, найти для каждого наиболее  подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции (учет личностных особенностей ). На основании этих данных , составляются индивидуальные психолого-педагогические характеристики .

    Успешность  диагностической работы может быть обеспечена при условии тесного сотрудничества специалистов разных областей.

   Подробнее хотелось бы остановиться на таком моменте как отражение болезни в рисунках детей. Восприятие собственного «Я» является важной отправной точкой любой деятельности человека.

   Рисуночные тесты  являются наиболее показательными при изучении схемы тела, особенно тест «Нарисуй человека». Схема тела формируется в процессе осознания себя как личности, видения себя окружающими и соотношения этих параметров с физиологической динамикой тела. Она тесно связана с самооценкой и слишком сложна, чтобы открыто проявляться в прямой коммуникации.

     Особенности  течения данного заболевания приводят к деформации схемы тела. Рассматривая рисунки с данным заболеванием можно выделить общую закономерность: выделение головы и торса в единую систему, где значимы лишь туловище и голова, а конечности воспринимаются как нечто, не связанное с телом,  живущее собственной жизнью. В большинстве рисунков конечности прорисованы неуверенно, с меняющимся нажимом. Некоторые детали стираются и перерисовываются.  Очень часто,  детали рисунка несимметричны, неодинаковы, иногда разной длинны. Наблюдения за больным ребенком , рисующим человека, показывает, что он не знает, куда и как пририсовать руку или ногу, хотя с уверенностью рисует квадратоподобный торс с непропорционально большой головой, образующими «головоторс».  Такие рисунки напоминают рисунки детей 3-4 лет, которые часто рисуют большую голову с конечностями, вырастающими непосредственно из нее. В более старшем возрасте, дети рисуют в основном сидячего человека.  Кроме того, у детей отмечается тесная связь возрастной динамики рисунка с течением заболевания. Деформация пропорций тела в рисунках человеа достигает наивысшей точки в подростковом периоде.

    Подавляющее большинство детей имющих данный рисунок выполняют рисунки малых размеров, говорят о наличии комплекса неполноценности, эмоциональной зависимости и чувстве дискомфорта.

     Компенсация чувства неполноценности проявляется при описании рисунка. Человек, изображенный на рисунке, почти всегда добрый.  Здесь может прослеживаться тенденция компенсировать  физические недостатки духовными и нравственными достоинствами.

Появления в семье ребенка с особенностями развития по-разному воспринимается родителями. Установки родителей оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье, на весь ход воспитания и развитие ребенка.

    Из опыта работы можно говорить о том, что одни родители чрезмерно опекают  ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют любые требования и даже капризы – это гиперопека. - полная фиксация на ребенке, исполнение всех его капризов. 

Такое отношение родителей создает почву для возникновения у детей таких нежелательных черт характера, как капризность, упрямство, пассивность, безразличие и безучастность ко всему происходящему вокруг. В этих случаях у детей резко снижается потребность в речевом общении, в овладении навыками самообслуживания, желание заниматься игровой и любой другой деятельностью.

Другие родители, наоборот, занимают неоправданно жесткую позицию в воспитании ребенка. Эти родители требуют от ребенка неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных и речевых возможностей. Нередко при невыполнении ребенком этих требований прибегают к наказаниям. В результате подобного поведения родителей у детей возникают излишняя плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость, что еще больше ухудшает физическое и психическое состояние. (пр. авторитарная мама а дети за шторками – мама полностью контролирует всю семью,  ребенок король , а все остальные слуги!!!- интересы ребенка преобладают над интересами др. членов семьи; ребенок управляет кораблем на котором плывет вся семья ; ребенок который поздно пошел, до сих пор рисует себя на руках у мамы)

Гипоопека – недостаток внимания к ребенку, ориентация на свои проблемы,асоциальные семьи, компьютерная зависимость.( пр. у ребенка есть все мат. Ценности, дома ребенок всегда один, родители не полностью приняли дефект ребенка4 рисунок ребенка из асоциальной семьи – драки, скандалы, Рисунок ребенка с компьютерной зависимостью- агрессия на маму после изъятия гаджета, черный дом, говорит о дискомфорте в нутрии семьи)

Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку.

    Родительское  сочинение (метод работы с родителями)направлено на:

1.Изучение особенностей детско-родительских отношений (прямые и отраженные оценки ребенка; ценностные ориентации родителя, включающие систему идеальных ожиданий, реальных требований и возможных страхов и опасений; особенности совместной деятельности родителя и ребенка);  

2. Анализ проблем и трудностей в развитии ребенка с позиции родителя; сбор анамнестической информации,

3. Выявление личностных особенностей  родителя

По желанию слушателей  зачитывание одного из писем

    Корекционо-развивающая работа-  это активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагов-психологов, учителей дефектологов, логопеда, врачей и других специалистов.

      Как уже отмечалось выше, в нашем учреждении сконцентрированы дети, имеющие различные психологические проблемы. Поэтому коррекционно-развивающие направление деятельности имеет большую значимость.

    Корекционно-развивающая работа проводится по следующим  направлениям:

  • Развитие коммуникативных навыков
  • Коррекция эмоционально-волевой сферы
  • Развитие и коррекция психических процессов
  • Работа со страхами
  • Коррекция поведения  детей
  • Подготовка к школе (личностно-мотивационный ачпект)

   

   Индивидуальная работа  строится в зависимости от выявленной или заявленной проблемы.

    Групповая работа проводится программам (Е.Лютовой, Г.Мониной, Н.Ю. Куражевой, Кряжевой) :

    Подробнее мне хочется остановится на применении артерапевтических методов .

    Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества.

     Основная цель арт-терапии : в гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.  

Задачи:

  • развитие творческого мышления, воображения, креативности;
  • создание условий для самопознания и самовыражения;
  • формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества;
  • развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;
  • развитие навыков рефлексии

     Терапия творчеством актуальна при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психологические травмы, воспоминания, сновидения и т.д. ). При их словесном описании у ребят могут возникать затруднения. Творя дети могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено, либо не принято(придумывать, рвать бумагу, рисовать необычным способом, проигрывать травматическте ситуации  и т.д.). Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее. Дети «передвигаются» от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими людьми

Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как важный психопрофилактический фактор.

      Техники работы:

  • изотерапия (рисование красками , цветными карандашами,);
  • сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок);
  • музыкотерапия (прослушивание различной  музыки, использование релаксационной музыки на каждом занятии);
  • куклотерапия (изготовление кукол, проигрывание историй с куклами);
  • лепка из соленого теста и пластилина;
  • аппликации , коллаж и пр.

      Техники арт-терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.

Рисование - Одна из наиболее распространенных техник арт-терапии. Рисовать может каждый. Важно настроиться не на результат, а на сам процесс создания рисунка и позволить рукам творить, экспериментировать, наносить на чистый лист бумаги линии, штрихи, образы. Рисовать можно на белой и цветной бумаге, карандашами и акварелью, мелками и пастелью. Рисование дает возможность отобразить и увидеть свой внутренний мир, эмоциональные переживания, мечты и ресурсы. 

    На занятиях  дети рисуют карандашами, красками –акварелью и   пальчиковыми красками. Часто дети боятся  начать сразу рисовать руками, как переходный вариант мы применяем рисование зубной пастой.

Работа с пластическим материалом

Материалом для создания образов и композиций служат  пластелин или тесто.  Это мягкий и податливый материал, способный принимать любую       форму в руках творца. Он позволяет создавать самые разные фигуры и легко изменять их, проживая в процессе творчества, целую гамму чувств.

ПР. Чернная большая  – это злость на маму; Фигурки  – групповая работа, «Мы школьники» все с рюкзаками .в школьной форме, каждый ребенок лепил себя..

Коллаж

Эта техника, заключается в подборе и создании композиции из различных изображений, объединенных общей темой. Процесс выглядит так: автор берет газеты и глянцевые журналы, фотографии, открытки, ножницы и клей. И начинает творить. Свободы выбора и безграничный полет фантазии. Пр. групповая работа . Тема: Мы путешествуем.и Упражнение «Рамка для фотографии» - направленное на повышение самооценки, повышение уверенности в своих силах

Куклотерапия

   Игры с куклами часто применяются для диагностики детско-родительских отношений, коррекции взаимоотношений со сверстниками, а также для решения личностных проблем ребенка ( страхи, неуверенность и т.д.)  Дети, которые не испытали по отношению к себе жестокого обращения, воспроизводят в игре свою повседневную жизнь. Дети, пережившие жестокое обращение, часто ведут себя следующим образом: они раздевают кукол, бьют их, кладут их вместе в кровать, проигрывают семейные роли. Пережившие физическое насилие  часто проигрывают различного рода наказания. Все дети играют так, как это происходило и происходит с ними на самом деле. 

Пр. Мы видим , что куклы могут быть самые разные …покупные, сделанные родителями и даже самим ребенком

Элементы игровой терапии и сказкотерапии

В своей работе мы используем программу Т.Зинкевич –Евстингеевой «Волшебая страна внутри нас». В условиях детского сада занятия в основном проводятся индивидуально или в групповой форме (3-4 человека), программа состоит из 12 занятий. Данная программа реализуется с детьми с интеллектуальной нормой. Программа направлена на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы. Ребенок вместе с психологом путешествует по сказочной стране чувств. В которой он является королем или королевой а его чувства слугами . В процессе занятий используются различные виды творческой деятельности : рисование, сочинене сказки, элементы театрализованной деятельности, элементы релаксации

  Программа « Радуга эмоций»

В настоящее время в нашем детском саду апробируется программа «Радуга  эмоций» для  детей 5-7 лет . Программа апробируется в двух корпусах:

1.дети имеющие основной диагноз задержка психического развития

2. дети имеющие ортопедические нарушения

Работа с детьми проводится в индивидуальной и групповой форме (подгрупповые занятия). Занятия длятся 15-30 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

В основу данной программы положены работы Копытина, Лебедевой , Снегиревой.

Цель программы: формирование и коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

  Задачи:

  • ознакомление с основными эмоциями человека;
  • снижение невротических и эмоциональных отклонений;
  • повышение уровня самостоятельности, способности к самовыражению

     

Работа по данной программе  в условиях нашего детского сада идет второй год.  Обобщая опыт работы можно отметить, что дети лучше стали дифференцировать эмоции, управлять собственными эмоциональными реакциями, заметно повысился эмоциональный фон, выросла познавательная активность детей.

Я бы хотела познакомить вас с работой  мальчика 5 лет.

Сказка про погибающее дерево

   Я живу с мамой и папой. Мы живем в квартире.  Однажды я пошел в лес один(потребность в самостоятельности), шел , шел и вдруг увидел волшебное дерево – вместо веток у него были пальчики (на одной руке плохо работают). Это дереово не любят ребятки. Они смеются над его ветками-пальчиками. Они большие и непоротливые. Ветки-пальчики не такие как у других деревьев.

      Когда я увидел дерево я убежал к маме. Потом мы вместе пришли на поляну. Мама мне объяснила, это дерево стало таким т.к. его поливали грязной водой. Но дерево не умерло, оно просто заболело, стало не гибким, неповоротливым.

Если дерево полить чистой водой, не ломать ему ветки, не смеятся, то дерево станет ловким и добрым.

    Я попробую помогать дереву, помогу стать добрее ( Я тоже бываю злым когда на до мной смеются)

Работа по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направлена на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы;

Можно выделить следующие виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

  • Информирование – это предоставление педагогом-психологом семье или отдельным ее членам информации о закономерностях и особенностях развития ребенка, о его возможностях и ресурсах, о вопросах воспитания и обучения такого ребенка и т.д.; Информирование осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме (пр. родительские собрания)

  • Индивидуальное консультирование  - это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального характера.

      Работа в диаде «родитель-ребенок может быть направлена на коррекцию детско-родительских отношений, коррекцию эмоциональной и познавательной сферы и т.д . На занятиях используются элементы сказкотерапии, арт-терапии, игротерапии.( Пр. злость на маму, я один- чувство одиночества,  )

    На занятиях родители осваивают формы правильного и содержательного взаимодействия со своим ребенком, так как они являются самой заинтересованной в успехе реабилитации стороной и больше всего времени проводят с ребенком. Обсуждая результаты коррекционной работы важно радоваться успехам ребенка, говорить о вкладе родителей в успех, объяснять причины неудач, поощрять ребенка к самостоятельности, показывая его возможности. Это стимулирует родителей. Так же совместные занятия позволяют привести в соответствие возможности ребенка и уровень требований к нему. Совместное творчество способствует самовыражению, позволяет увидеть родителям в своих детях «особые способности и таланты», которых нет у других детей.

Сказка про волшебного козла

1. Сказка про волшебного козла. Жил – был волшебный козел. Ему 5 лет. Он добрый, красивый и умный. Сейчас он живет на необитаемом острове, по ночам по острову ходят зомби. Корабль на котором он приплыл разбился о камни, мотор сгорел починить нельзя. В океане есть черная дыра, которая все затягивает.

Вся его семья улетела в космос. А ему туда нельзя –он не умеет летать.

Больше всего на свете волшебный козел хочет:

  • Научиться летать
  • Полететь в космос к родителям
  • вместе с родителями побывать на Марсе , посмотреть солнце.

2. Волшебный козел решил полететь в космос на  летающей тарелке. Ему хотел помешать зомби, но его засосала черная дыра. Затем появился мостр-жираф, но с ним волшебный козел тоже справился, обхитрил его.  В космосе волшебный козел не нашел родителей. Позже инопланетяне сами привезли родителей на землю, где они и встретились со своим сыном и сделали совместную фотографию. Родители остались жить на Земле. ( Параллельно с ребенком работа проводилась и с отцом мальчика. Отец через осознание сказки ребенка осознал, что мальчику плохо он страдает от недостаточного внимания. Раньше отец не придавал значения совместной деятельности с ребенком – атракционны, совместная прогулка в лес и т.д.)

3. Когда волшебный козел стал жить с родителями он встретил новых друзей: кота, зайца, белку, птиц. С новыми друзьями он стал играть в прятки, догонялки.

Педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед имеют возможность осуществлять помощь как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми.  

Подготовила

педагог-психолог Малькова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)

Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В статье рассмотренны основные вопросы посвященные работе с детьми испытывающих трудности в здоровье: основные этапы работы,задачи, условия созданные для развития детей....

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Статья посвящена особенностям работы  педагога - психолога с детьми воспитывающихся в детском саду компенсирующего типа....

Консультация для родителей Тема: Особенности проведения артикуляторных упражнений с детьми ,имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Представлены рекомендации и игровые упражнения,которые помогут родителям проводить дома артикуляционную гимнастику  с ребенком легко и интересно....

Обобщение педагогического опыта педагога. Тема: «Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата при использовании упражнений, направленных на снятие нагрузки на позвоночник»

Большое значение для оздоровительного результата у детей имеет строгое соблюдение ортопедического режима в группе. Педагог организует педагогический  процесс    так,  чт...

Программа индивидуального коррекционно-логопедического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата (части АОП)

В программе представлен план индивидуального коррекционно-логопедического сопровождения обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата....

Консультация для педагогов на тему: "Психолого-педагогические условия адаптации детей к ДОУ"

Первые шаги ребенка в детском саду, как правило, непростые. Начало посещения детского сада - это не только новые условия жизни и деятельности, режима и питания, - но и новые контакты, окружение, новые...