«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
статья по коррекционной педагогике на тему

Чупахина Наталия Александровна

Статья посвящена особенностям работы  педагога - психолога с детьми воспитывающихся в детском саду компенсирующего типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ds_34_.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Н.А. Чупахина, Л.Н. Семеняченко,  МБДОУ, " Детский сад компенсирующего вида № 34" г. Орла

В рамках введения ФГОС, в ДОУ особое значение приобретает система психологического сопровождения воспитанников c ограниченными возможностями здоровья. Исходя из новых образовательных стандартов, можно отметить, что в настоящий момент важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. В рамках компенсирующего детского сада данные направления требуют реализации следующих задач:  

  • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе пребывания детском саду. Это особенно актуально для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата. Имеющееся заболевание двигательной системы не статичное явление, а динамическое, и оно провоцирует изменения физического здоровья воспитанника - в ту или иную сторону. Соответственно меняются и психологические особенности ребенка, на которые необходимо обращать внимание. Таким образом, психологический  экспресс мониторинг состояния воспитанников в ДОУ целесообразно проводить минимум 1 раз в три месяца.

  • создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Для реализации этой задачи используется целый комплекс мер: тесное сотрудничество с родителями - ведение родительских клубов, консультации, организация совместных индивидуальных занятий в триаде: психолог-мама-ребенок, на которых происходит обучение родителя методам и приемам развития дефицитарных функций у ребенка, взаимодействие с педагогами ДОУ - беседы, консультации, совместные занятия, присутствие и оказание помощи педагогу на занятии в работе с детьми с ОВЗ, составление комплексных программ развития для ребенка, непосредственная работа с ребенком – развивающая, коррекционная работа, профилактика возникновения проблем развития у  ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации воспитанников в переходные периоды - контроль, отслеживание перехода, диагностика адаптации, присутствие с ребенком в наиболее кризисные и острые моменты, первые дни).
  • содействовать ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, воспитателями, родителями). Отслеживание самочувствие ребенка, его образовательной и коммуникативной деятельности, принятие коррекционных, развивающих и поддерживающих мер. Осуществление совместного ведения образовательного маршрута и маршрутов развития для ребенка, посредством составления совместных планов деятельности педагогов и психолога, ведение индивидуальных карт психолого - медико- социальной и педагогической помощи ребенку,  в которую включен раздел психического развития ребенка.  Таким образом, создается коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса.
  •   поддерживать дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок), которые позволяют осуществлять гибкий подход к проведению НОД и свободной деятельности с детьми с учетом индивидуальных особенностей их работоспособности. Специализированные условия  - выдвижение комплекса специальных задач обучения. К ним относятся - развитие психомоторной сферы детей, тактильного восприятия, стимулирование развития глазодвигательного восприятия, для выдерживания приоритетных направлений развития в детском саду для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях. Предполагает развитие различных сторон психической и физической сфер детей во время проведения одного занятия.
  •  создавать здоровьесберегающие условия - оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.

 Психологическая диагностика в компенсирующем детском саду в условиях ФГОС ведется с учетом  идеи об относительности норм и уровней, указанных для здоровых детей, и преимущественно ориентирована на выявление потенциальных возможностей и зоны ближайшего развития детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата.  

За основу принимаются не обязательное овладение знаниями, умениями и навыками, а целевые ориентиры и показатели психического благополучия и удовлетворенности родителей и ребенком достижениями, в результате психологического сопровождения процесса обучения и воспитания в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В статье рассмотренны основные вопросы посвященные работе с детьми испытывающих трудности в здоровье: основные этапы работы,задачи, условия созданные для развития детей....

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях реализации ФГОС НОО"

Введение. Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с НОДАКомплекс практических методов обучения и воспитания детей с Н...

Консультация для педагогов. Тема: "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ".

Представлен алгоритмм сопровождения семьи воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата...

Создание условий для успешной адаптации и социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей ОВЗ в условиях ДОУ

В 2018 году наш детский сад стал одним из участников государственной программы Российской Федерации  «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы»....

Создание условий для успешной адаптации и социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей ОВЗ в условиях ДО

В дошкольном учреждении для беспрепятственного входа и выхода в здание детского сада и транспортировки инвалидов колясочников установлен пандус с соблюдением нормативных требований. ...