Конспект родительского собрания в группе компенсирующей направленности первого года обучения "Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)

Краева Людмила Сергеевна

В занимательной, игровой форме родители знакомяться с играми которые способствуют развитию речи. Предлагаемые игры можно использовать дома, во время поездки или прогулки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya_2019.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

в группе компенсирующей направленности

первого года обучения

«Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

                           Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня наше родительское собрание будет посвящено играм. Сегодня мы с вами будем учиться играть. Вы сейчас подумали «мы взрослые, занятые, уставшие люди, будем тратить свое драгоценное время, некогда нам играть, у нас и так своих дел хватает, а тут еще и вы».

Но все же - давайте сегодня побудем немного детьми, а для начала вспомним игры своего детства. Вспомните и перечислите, пожалуйста речевые игры, в которые вы, будучи беззаботным ребенком, играли? «Глухой телефон», «Города», «Да и нет не говорите», «Съедобное –не съедобное» (Родители перечисляют).

Замечательно, вы даже немного улыбнулись, вспомнив те времена. Итак, к чему я хотела вас подвести этими воспоминаниями?

К тому, что детство, неразрывно связано с игрой

Игра – это самое первое слово, которое ассоциируется у нас со словом «детство». Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает огромное  влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками, умениями и знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.

Именно игра помогает маленькому человеку приблизиться к миру взрослых. Вспомните, как ваши дети порой копируют вас: ваши слова и поступки.

Значением игры в жизни ребенка занимались и занимаются многие ученые, педагоги. А. С. Макаренко,  писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, какое у взрослого имеет его деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.»

А теперь скажите, во что играют ваши дети дома, каковы сюжеты их игр?

К сожалению, информационная среда, в которой мы все с вами находимся, не лучшим образом влияет на наших детей. Наши дети все чаще становятся в своих играх человеками-пауками, трансформерами и т. д., уходят от реального мира в виртуальный. Компьютерные игры со своей  безнаказанностью отрицательно влияют на неокрепшую психику детей, дети становятся более равнодушными, а порой даже жестокими. Я нисколько не призываю вас отказаться от благ современности, это невозможно, но снизить риск их  влияния на детей в наших силах. Контролируйте, пожалуйста, в какие компьютерные игры, с каким содержанием играет ваш ребенок!

Правильная, четкая, логическая, выразительная устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Овладение речью –важный этап в жизни ребенка: речь необходима для общения со взрослыми и сверстниками, для формирования его интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы. Развитие речи включает разные компоненты: становление звукопроизношения, обогащение словарного запаса, формирование грамматического и лексического строя речи, развитие  навыков  связной речи.

Достичь этой цели помогают игры, в которые нужно играть с детьми.

В наш век интернета и компьютерных технологий я хочу предложить вам ряд простых, но очень полезных с точки зрения развития речи ребенка, игр.

Данные игры не требуют от вас никаких материальных затрат, что, конечно, тоже имеет большое значение. Эти игры  способствуют развитию речи, умственному развитию вашего ребенка и более тесному вашему общению с ним. Ведь, как известно, одной из потребностей человека является потребность в общении, а для современных детей удовлетворение потребности в речевом общении со взрослым особенно актуальна.

В предлагаемые вам игры можно играть в любом месте, в любое удобное для вас и ребенка время.

Итак, начнем мы с игр, способствующих развитию словаря. Для этой цели хорошо подходят игры –соревнования

 «Кто больше назовет» (деревьев, грибов, овощей.фруктов) можно играть вдвоем, а можно вечером всей семьей

 «Назови животное» которое сторожит дом, ловит мышей, дает молоко….

«Подбери слова»дождь (какой….) сильный, холодный, мелкий

 «Назови одним словом» (береза, дуб, клен –деревья, яблоко,груша, апельсин – фрукты)

  «Что бывает желтое?( Солнышко, цыпленок, лимон)

 «Отвечай, но цвет не называй»

(Какого цвета крокодил? Как трава. )

«Кто самый внимательный». Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т. д

«Кто бывает (веселым, грустным,»На конкретный вопрос : «Кто бывает грустным?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: мальчик, девочка, мама, котенок…

«Я дарю тебе словечко».

Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово (самолет), а взрослый- незнакомое для ребенка слово объясняя его значение (мясорубка-мясо рубит). Составлять с этими словами  предложения. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.

«Придумай новое слово» (девочка много капризничает, значит она …капризная, )

«Назови семью» (курица, петух, цыпленок.)

«Скажи наоборот» – холодный-горячий, сладкий-горький

 «Назови ласково» Кошка – кошечка ,киса, кисонька, кисуля

Очень хорошо если к своим играм с ребенком вы добавите несложный атрибут: мяч. Использование мяча в речевых играх способствует улучшению координации движений, т. к. в данном случае будут задействованы не только речевые, но и двигательные зоны головного мозга.

«Интеллектуальный теннис»

Ребенок называет слово и быстро передает (бросает) теннисный мяч взрослому, с тем чтобы он придумал к слову определение, например: море- синее; солнце- яркое; дождь- грибной.

«Чей, чья, чьё» (образование притяжательных прилагательных) березовый листочек, лисий хвост, коровье молоко

«Какой, какая, какое» (образование относительных прилагательных) сапожки-резиновые, варежки-шерстянные

Игры, способствующие развитию грамматического строя речи

«Один и много» гриб – грибы, дерево-деревья. Лист-листья

«Много чего» грибов, деревьев, листьев

 «Что, где лежит» тарелка на столе, игрушки в коробке, машина под столом…

«Посчитаем» разложить одинаковые предметы (конфеты, карандаши, яблоки) по группам 1.2,5 и попросите ребенка посчитать одна конфета, две  конфеты, пять  конфет – обращайте внимание на окончания числительных и  сущ-х

«Живое предложение»

Игры, способствующие развитию фонематического слуха

«Угадай, что звучало» сначала показываем предметы, которые  будут издавать звук ( рвем бумагу, рассыпаем макароны, мнем пакет,  переливаем воду, если вы на улице: шагаем по листьям – шуршат, бросаем камешки. ) ребенок отворачивается, вы повторяете действия с предметами, а ребенок на слух определяет и называет.  

 «Ушки на макушке»

Вы будете произносить самые разные слова. Если в них слышится определенный звук, например [а], ребенок должен хлопнуть. подпрыгнуть. Если же вы произносите слово, где этот звук отсутствует, то ребенку следует оставаться на своем месте.

Игра «Угощение».

Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз, ананас и т. д. ; Б- банан, бутерброд и т. д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал«Я угощаю тебя ананасом»«Я угощаю тебя апельсином» и т. д. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой либо признак«Я угощаю тебя сочным апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».

Конечно, это далеко не все игры для развития речи ребенка, но, даже играя в предложенные игры, мы с вами сможем добиться хороших результатов в развитии речи

И напоследок, для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, обратите внимание на следующие рекомендации:

• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните.

• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое  развитие ребенка.

• Своевременно исправляйте неточности и ошибки, встречающиеся в его речи,  будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

• Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем лёгкому и успешному обучению ребёнка в школе.

Играя с ребенком, вы лучше узнаете своего ребенка и он никогда не забудет тех замечательных моментов близости, общения с родными людьми. Именно эти моменты общения с близкими остаются самыми теплыми, светлыми воспоминаниями. «Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Играйте со своим ребёнком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Интерактивное родительское собрание в группе компенсирующей направленности 2 года обучения на тему: «Использование информационных компьютерных технологий во взаимодействии ДОУ с семьей»

Цель: Создание условий для использования информационных компьютерных технологий во взаимодействии ДОУ с семьей.  Задачи: познакомить родителей с необходимостью соблюдать требования и правила...

Родительское собрание в старшей группе «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и художественной литературы»

ull; Сформировать интерес к художественной литературе;• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.• Совершенствовать художественно-речевые исполнительс...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Конспект родительского собрания в старшей группе "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи:Познакомить родителей с основными задачами речевого развития, основными путями решения этих задачПознакомить с прин...