«Взаимодействие педагога с детьми с особенностями в развитии»
консультация по коррекционной педагогике

Кузьмина Юлия Викторовна

В настоящее время термин «дети с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в научном контексте. Современные научные представления позволяют выделить общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития особые образовательные потребности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

педагога-психолога Кузьминой Ю.В.

от 03.10.2019 г.

по теме «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ

С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ»

Взаимодействие педагога с детьми с особенностями в развитии

В настоящее время термин «дети с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в научном контексте. Современные научные представления позволяют выделить общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития особые образовательные потребности. Данный термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей . Дети с особыми образовательными потребностями это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении . Как показывает практика, увеличение числа «особых» детей требует от педагогов дошкольных образовательных учреждений готовности строить эффективное взаимодействие с учетом специфики их развития. В связи с этим, с одной стороны возникает потребность дошкольного образовательного учреждения в кадрах, готовых решать проблемы профессионально-педагогического общения, с другой отмечается недостаточный уровень подготовки педагогов к такой деятельности. Комплексность проблем, которые необходимо решать в процессе организации взаимодействия педагогов и «особых» детей, сопровождается с определенными трудностями, связанными с необходимостью анализа причин и факторов риска, детерминирующих нарушения в развитии детей; повышения уровня компетентности педагогов; развития психолого-педагогической грамотности родителей. Педагог-воспитатель, в этой ситуации, находится в процессе непрерывного поиска индивидуальных методов, форм и средств взаимодействия для эффективной помощи данным детям. Многоплановость профессиональной деятельности педагога-воспитателя и её специфика предъявляет определённые требования к умениям взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями. Большинство исследователей признают, что в работе с «особым» ребёнком именно отношения являются ключом к развитию и успешной социализации. А.А.Бодалёв, А.Г. Ковалёв рассматривают общение как важнейший профессиональный инструмент педагога, отмечая, что умения взаимодействия является залогом успешной деятельности. Эмпирические и научные данные свидетельствуют о том, что дети, находящиеся в сфере помогающих отношений претерпевают значимые изменения личности, отношений и поведения. При работе с семьей педагог должен хорошо себе представлять основные особенности родительской позиции по отношению к ребенку. Он должен соблюдать определенные этические нормы при использовании конфиденциальной информации о ребенке и его семье, которую он 571 получил от родителей. Недопустимыми являются менторский тон, нравоучения при взаимодействии с родителями. А.С. Спиваковская выделяет три критерия оценки родительских позиций: адекватность, динамичность и прогностичность. Родителей необходимо готовить к сотрудничеству со специалистами, которое потребует от них немало времени и усилий. В связи с этим, перед ДОУ в последнее время, встает необходимость решения, наряду с общими, специальных задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии «особых» детей. Для повышения компетентности родителей в аспекте воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями, создания единого оздоровительно-развивающего пространства в семье и ДОУ, используются формы взаимодействия, такие как: родительские конференции, встречи со специалистами, совместное проведение мероприятий, клубные занятия. Данные формы направлены на:  обучение родителей методам и средствам проведения оздоровительной и воспитательной работы с детьми;  своевременное информирование родителей и педагогов о состоянии здоровья детей, организация коррекционно-развивающей работы;  разработка единых критериев и требований к соблюдению основ здорового образа жизни в семье и ДОУ. Педагогами осуществляется система психолого-педагогического сопровождения «особых» детей, которая включает следующие направления деятельности:

1. Анкетирование родителей. Устные и письменные рекомендации родителям по развитию детей дошкольного возраста.

2. Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания.

3. Наблюдение за детьми в группе.

 4. Заполнение воспитателем, под руководством психолога, карты психофизического развития ребенка с целью отслеживания гармоничности /дисгармоничности развития ребенка, обобщения информации об уровне развития детей, планирования направлений индивидуальной работы.

5. Психолого-педагогическое обследование детей с целью определения актуального уровня развития, выявления проблем и недостатков развития.

 6. Разработка и осуществление индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих программ.

Анализ материалов исследований и практический опыт позволяет заключить, что деятельность педагогов с «особыми» детьми и родителями в образовательном учреждении может быть организована в различных формах и с использованием разнообразных методов. В качестве основных, в ДОУ используются следующие:  подбор и определенная систематизация информационных материалов (например, в виде информационных папок с целью повышения теоретической и методической осведомленности родителей);  подготовка наглядных материалов и их распространение (во время консультаций, родительских собраний, групповых занятий или в «уголках родителей» с целью комплексного, систематического влияния наглядных информационных материалов на участников образовательного пространства, развитие их психологической компетентности);  организация мероприятий для родителей (беседы, дискуссии, родительские собрания и пр.);  непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми (все виды развивающей и 572 коррекционно-развивающей работы);  прогнозирование развития проблемы ребенка в соответствии с полученными результатами и причинно-следственным анализом ее состояния;  планирование возможных путей решения с учетом реальных условий;  определение исходных значений тех показателей, тенденции изменения которых будут отслеживаться в дальнейшем. Основная цель работы с педагогами в образовательном учреждении это повышение мотивационной, технологической и практической готовности воспитателя к развивающей и коррекционной деятельности с «особыми» детьми. Так, для совершенствования коммуникативных компетенций педагогов организуются семинары-практикумы по основам педагогического общения, как средству гуманизации процесса образования; тренинги по овладению педагогами моделью личностно-ориентированного взаимодействия с семьями воспитанников; мастер-классы по организации родительских собраний и других современных форм взаимодействия с семьями воспитанников; встречи со специалистами; обмен опытом; занятия в мини-школах; педконсилиумы, круглые столы и т.д. Мы предполагаем, что систематическое проведение работы с педагогами по развитию взаимодействия с «особыми» детьми и родителями позволит получить следующие результаты:  раннее выявление отклонений в развитии детей;  устранение выявленных проблем в развитии детей в течение дошкольного детства;  повышение психолого-педагогической грамотности родителей;  создание специально организованной педагогической среды;  повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коммуникативного взаимодействия педагога с детьми

Профессиональное общение воспитателя и ребенка есть педагогическое общение. Оно имеет определённые педагогические функции и должно быть направлено на создание благоприятного психологического кли...

Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагается научный взгляд на проблему  личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности. В ...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

Консультация для педагогов: «Особенности взаимодействия педагога с детьми в игре»

Цель: ознакомление педагогов с алгоритмами особенностей взаимодействия с детьми в игре....

Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе образовательной деятельности

Данный материал будет полезен педагогам ДОУ при подготовке и проведении НОД в рамках личностно-ориентированного взаимодействия...

Особенности развития речи младших дошкольников в личностно ориентированном взаимодействии педагога с детьми.

Особенности развития речи младших дошкольниковв личностно- ориентированном взаимодействии педагога с детьми....

Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста"

quot;Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста"Консультация для педагогов раннего и младшего возраста...