Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе образовательной деятельности
консультация

Матвеева Юлия Юрьевна

Данный материал будет полезен педагогам ДОУ при подготовке и проведении НОД в рамках личностно-ориентированного взаимодействия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_lichnostno-orientirovannyy_podhod.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 384 г. Челябинска»

Российская Федерация, 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 68-Б, телефон: (8-351) 741-24-21; e-mail: mdouds384@mail.ru

Особенности личностно-ориентированного взаимодействия

педагога с детьми в процессе образовательной деятельности

(Семинар № 1)

Выполнила: воспитатель Матвеева Ю.Ю.

(высшая категория)

2021

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

В последние годы образовательное и воспитательное пространство стремительно завоёвывает личностно-ориентированное развивающее обучение и воспитание.

Во-первых, динамическое развитие российского общества требует формирования в человеке, индивидуальности и чтобы он оставался самим собой в социуме.

Во-вторых, современные программы мобильны и раскрепощены, требуют от педагога применения новых подходов и методов.

В-третьих, общество остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

 

Однако, одного осознания целесообразности преобразований еще недостаточно для того, чтобы их осуществить. Не будет лишним заметить и то, что в настоящее время существует немало белых пятен в изучении возможностей и условий применения личностно-ориентированного подхода в педагогической практике.

В дошкольной педагогике личностно-ориентированное образование получило теоретическое обоснование в исследованиях В. В. Давыдова, И. С. Якиманской, Л. М. Кларина, Л. Н. Перелыгиной, В. А. Петровского, и др. Разработкой подхода к построению целостного педагогического процесса на гуманистической основе занимались Р. С. Буре, Л. Н. Перелыгина и др.

Проблема перехода к личностно-ориентированному профессиональному взаимодействию педагога с детьми была отражена в работах Е.В. Бондаревской, Ш.А. Амонашвили, А.В. Петровского.

Вопрос развития готовности педагогов к различным аспектам своей профессиональной деятельности является предметом рассмотрения целого ряда исследований (Е.Н. Белозерцева, М.И. Дьяченко, Л.В. Нечаевой и др.).

Кроме этого, отражение личностно-ориентированного подхода имеется в нормативной базе РФ.

Так, в законе РФ «Об образовании» статья 2 первым принципом государственной политики в области образования называет «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности…».

Пункт 1 статьи 14 определяет, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации.

В этой же статье (пункт 5) говорится, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации прав обучающихся на свободный выбор мнений и суждений.

Вместе с тем на сегодняшний день недостаточно исследована проблема содержания механизмов и условий развития личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Подобное положение предполагает переоценку некоторых компонентов педагогического процесса, тенденций профессионального развития и основных параметров готовности педагогов к личностно-ориентированной профессиональной деятельности.

Учёными: педагогами, психологами и методистами предпринимаются различные попытки определить понятие «личностно-ориентированный подход».

Так, по Алексееву личностно-ориентированный подход - это не просто учёт особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учёт», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.

И.С.Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Личностно-ориентированное занятие в ДОУ в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-воспитанник». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ребенка.

Традиционное занятие

Личностно-ориентированное занятие

Деятельность воспитателя

- показывает;

- объясняет;

- раскрывает;

- диктует;

- требует;

- доказывает;

- проверяет;

- оценивает

Центральная фигура – взрослый.

- объясняет;

- показывает;

- напоминает;

- подводит к проблеме;

- иногда намеренно ошибается;

- советует;

- совещается;

- предотвращает;

- создаёт ситуацию успеха;

- сопереживает;

- поощряет;

- вселяет уверенность;

- систематизирует

Центральная фигура – ребёнок.

Деятельность воспитанника

Ребёнок – объект обучения, на которого направлено воздействие педагога. Работает один педагог – дети нередко занимаются посторонними делами.

Ребёнок – субъект деятельности педагога. Деятельность идёт не от него, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно-поискового, проектного, развивающего характера.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода к образовательной деятельности.

  1. Технология саморазвивающего обучения (Сериков В.В.) – необходимость создания условий для реализации личностно-развивающих функций образовательного процесса. В качестве таковых он выделяет:

- мотивацию (принятие и обоснование деятельности);

- коллизию (видение скрытых противоречий деятельности);

- опосредование (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения);

- критику (в отношении предлагаемым из вне ценностей и норм);

- творческий характер любой личностно-значимой деятельности;

- самореализацию (стремление к признанию своего образа «Я» окружающими.

2. Проникающая технология (педагогика сотрудничества).

3. Педагогические технологии адаптивной школы – обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтроля, приёмам исследовательской деятельности.

4. Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.:

- способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств;

- облагораживание души и сердца ребёнка;

- развитие и становление познавательных сил ребёнка;

- обеспечение условий для расширенного и углублённого объёма знаний и умений;

- идеал воспитания – самовоспитание.

5. Игровые технологии.

6. Технологии развивающего обучения - ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.

7. Проблемное обучение - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

8. Технологии уровневой дифференциации (разноуровневые задания).

9. Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, метод проектов).

10. Коллективный способ обучения.

Большинство педагогов-исследователей склонны включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приёмы, а также способы фасилитации (профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей) и педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации.

Использование личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе, как полагает И. С. Якиманская, невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики.

Петербургские ученые Е. И. Казакова и А. П. Тряпицына, справедливо считают метод создания успеха важнейшим средством личностно-ориентированной педагогической деятельности.

Таким образом, планируя образовательную деятельность с воспитанниками, воспитатель должен опираться на следующие принципы построения образовательного процесса:

- вариативность (использование на занятиях различных заданий, материалов, форм работы и способов действия, что позволяет каждому ребёнку сделать собственный выбор на основе своих интересов и возможностей);

- гибкость (по ходу образовательной  деятельности необходимо вносить в намеченный план необходимые изменения, исходя из наблюдений за деятельностью детей);

- открытость (использование субъективного опыта детей, обратная связь).

При подготовке и проведении личностно-ориентированного занятия воспитатель должен выделить основополагающие направления своей деятельности:

1. Обращение к субъективному опыту дошкольника:

а) путём постановки вопросов: как он это делал? почему? на что опирался?

б) организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъективного опыта между детьми;

в) подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий детей по обсуждаемой проблеме;

г) выстраивание на их основе нового материала путём: высказываний, суждений, понятий;

д) обобщение и систематизация субъективного опыта детей на основе контакта.

2. Применение разнообразного дидактического материала:

а) использование педагогом различных источников информации;

б) побуждение детей к выполнению проблемных заданий;

в) предложение на выбор заданий различного вида, типа и формы;

г) стимулирование детей к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.

3. Характер педагогического общения:

а) уважительное и внимательное выслушивание;

б) обращение к детям только по имени;

в) беседа с детьми не с высока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой;

г) поощрение в ребёнке независимости, уверенности в себе при ответе.

4. Активизация способов познавательной деятельности:

а) стимулирование детей к применению различных способов работы;

б) анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения;

в) анализ действий каждого ребёнка и только положительно;

г) обсуждение рациональных способов – не хорошо или плохо, а что в данном случае лучше;

д) оценивание и результата, и процесса.

5. Педагогическая гибкость:

а) организация атмосферы «включённости» каждого ребёнка;

б) предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру материалов, темпу выполнения;

в) создание условий, позволяющих каждому ребёнку быть активным, самостоятельным;

г) проявление отзывчивости к эмоциям детей;

д) оказание помощи детям.

Список литературы

1. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н. А. Алексеев. – Ростов н/Д, 2006.

2. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. / Е В Бондаревская. – Ростов-н/Д, 2000.

3. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Посо-бие для преподавателей / А. К. Колеченко. - Спб.: КАРО, 2002.

4. Ильин Г. Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология: Анализ понятия и практики применения / Г. Л. Ильин. – М. ,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагается научный взгляд на проблему  личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности. В ...

«Переход на личностно ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми – основа модернизации дошкольного образования»

ФГОС ДО имеет не столько стратегический (т.е. указывает, к чему надо стремиться в работе с дошкольниками), сколько тактический характер (т.е. раскрывает путь к желаемому результату). Суть результата с...

Доклад тема: « Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности»

Рассмотрим личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и младшего дошкольника в процессе игровой деятельности с таких позиций:- позиция общения- дистанция общения- пространство общения- э...

Памятка "Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми"

Памятка включает в себя цель, задачи и основные положения по использованию данной модели взаимодействия педагога с детьми....

Применение личностно – ориентированной технологии В работе с детьми через непосредственно-образовательную деятельность.

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъект. Целью обучени...

Применение личностно – ориентированной технологии В работе с детьми через непосредственно-образовательную деятельность.

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъект. Целью обучени...