Семинар-практикум для педагогов
презентация по коррекционной педагогике

Павлюченко Татьяна Сергеевна

"Сенсорная интеграция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_integratsiya.ppsx1.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сенсорная интеграция

Слайд 2

Цель: расширить поле профессионального зрения, получить новые инструменты для работы с особенными детьми, понять, как можно подключиться к игре, как сделать ее более созидательной. Научиться расширять рамки восприятия ребенком окружающего мира.

Слайд 3

Сенсорная интеграция – это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и перцепцию, формирует эмоции и мысли (Э. Джин Айрес, 1972).

Слайд 4

Сенсорная интеграция Сенсорная интеграция - является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге ( мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании); - организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве); -наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать взрослого и не обращать внимания на уличный шум); -позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ); - формирует базу для теоретического обучения и социального поведения. (Э. Дж. Айрес, 1950 г.)

Слайд 5

Процесс сенсорной интеграции

Слайд 6

Первый уровень интеграции

Слайд 7

Признаки нарушений сенсорной интеграции

Слайд 8

Тактильная система Пониженное восприятие ищет прикосновения, испытывает потребность дотронуться до всего и всех; плохо чувствует боль или температуру; практикует самоповреждения ( щипает себя, кусает, бьется головой, раздирает ранки); прячется в узкие места, например: за диван; Всегда тянет предметы в рот, чтобы изучить их Повышенное восприятие Не любит, когда его обнимают; Боится, когда к нему неожиданно дотрагиваются; Не дает причесать, помыть или постричь волосы; Избегает дотрагиваться до определенных текстур и материалов; В стрессовой ситуации настойчиво снимает одежду

Слайд 9

Вестибулярная система Пониженное восприятие Находится в постоянном беге, кружении; Любит спрыгивать с мебели и других высоких мест; Любит качаться на качелях; Всегда бегает и прыгает вместо ходьбы; Любит быстрые и неожиданные движения (когда машина или велосипед наезжает на кочку) Повышенное восприятие Предпочитает спокойные игры; Двигается настороженно; Боится высоты, даже если это одна ступенька; Не возможно научить кататься на велосипеде, т.к. боится отрывать ноги от земли; Часто теряет равновесие; Не любит качаться на качелях, кататься на велосипеде

Слайд 10

Проприоцептивная система Пониженное восприятие Проблемы с навигацией в помещении и избеганием препятствий; Проблемы с повторением увиденных движений; Топает ногами во время ходьбы; Стучит ногами об пол или стул, когда сидит за столом Повышенное восприятие Часто нарочно падает на пол; Любит прыгать на батуте длительное время без остановки;

Слайд 11

Слуховая система Пониженное восприятие Часто не отвечает на свое имя; Издает различные звуки в виде клацанья, свиста; Любит очень громкую музыку и ТВ; Не может определить источник звука; Разговаривает сам с собой; Любит шумные места Повышенное восприятие Закрывает уши руками; Реагирует на звуки, которые обычно не слышны окружающим (капание воды в кране, цоканье часов…); Боится громких и неожиданных звуков; Боится шума бытовой техники; Не может слушать и смотреть одновременно

Слайд 12

Вкусовая система Пониженное восприятие Может лизать, пробовать или жевать несъедобные предметы (землю, траву, ткань…); Предпочитает пищу с интенсивным вкусом; Часто жует волосы, одежду или пальцы; Постоянно тянет предметы в рот, даже после того, как вырос из раннего возраста Повышенное восприятие Избирательно относится к еде, не ест некоторые виды продуктов; Определенная структура пищи вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только мягкую пищу; Может есть только горячую или холодную пищу; Отказывается пробовать новые блюда

Слайд 13

Нюхательная система Пониженное восприятие Испытывает сложности в различении запахов; Затрудняется в различении неприятных запахов; Изучает предметы, нюхая их; Использует обнюхивание для общения с людьми Повышенное восприятие Повышенное восприятие и сильные реакции на запахи; Отказывается есть пищу в зависимости от ее запаха; Демонстрирует неприязнь к людям, которые используют предметы личной гигиены с сильным запахом

Слайд 14

Зрительная система Пониженное восприятие Затрудняется в различении похожих между собой предметов; Не видит целую картинку (разрезные картинки); Затрудняется контролировать глазами движение предмета; Любит яркий свет; Любит наблюдать за движениями, которые повторяются (двигает рукой перед своими глазами…) Повышенное восприятие Боится яркого света, жмурится, закрывает глаза; Любит темноту; Моргает, часто трет глаза при просмотре ТВ; Избегает контакта глаза в глаза; Отдает предпочтение играм с мелкими игрушками, предметами

Слайд 15

Зрительное восприятие Замечаете ли Вы, что ребенок в вашей группе: Испытывает трудности при закрашивании рисунков , выбиваясь за линии контуров, или не может проводить линии, когда рисует, раскрашивает или пишет? Испытывает трудности, собирая мозаику и строит что-либо из кубиков? Не может рассчитать шаги, поднимаясь/спускаясь по лестнице или шагая с поребрика /на поребрик ? Не любит незнакомые места, так как боится, что легко может там потеряться? Не видит сходства и различия в узорах или рисунках? С трудом находит что-либо в ящике стола или различает лицо в толпе? Долго возится с пуговицами/молниями на одежде или надевает обувь не на ту ногу? Не может резать ровно по линии и /или склеивать предметы и бумагу в нужном месте?

Слайд 16

Звуковое восприятие Замечаете ли Вы, что ребенок в вашей группе: Не всегда отвечает, когда к нему обращаются? Неверно понимает обращённые к нему слова? Путает схожие по звучанию слова (например, «принеси кошку» вместо «принеси ложку»)? Затрудняется повторить за кем-либо слова или предложения? Невнятно говорит: неправильно произносит слова или спотыкается на многосложных словах (например, говорит « сипед » вместо «велосипед »)? Частично понимает, но пропускает детали внятно произнесенных описаний , указаний или рассказов? В тишине слышит хорошо, но в шумной обстановке путается? Не может верно указать направление, откуда идёт звук?  Не может смотреть и слушать одновременно? На групповых занятиях (играх) несколько отстранен, не интересуется происходящим или вообще избегает групповых мероприятий? Странно отвечает на вопросы, неправильно их понимая? Разговаривает монотонно или очень громко? Демонстрирует высокую чувствительность к шуму и время от времени слышит то, чего не слышат другие? Выглядит рассеянным или ошарашенным, если вокруг смеются, шумят или разговаривают все одновременно (например, в кафе)?

Слайд 17

Тактильное восприятие Замечаете ли Вы, что ребенок в вашей группе: Избегает чужих прикосновений или отворачивает лицо от всего, что находится близко к нему? Не любит, когда его касаются, даже по-дружески или из чувства симпатии, уворачивается от объятий, даже если его всего лишь похлопывают по плечу, склонен избегать любого физического контакта с друзьями, хотя с удовольствием болтает и общается с ними? Каждый раз реагирует на прикосновения по-разному и странным образом? Испытывает необычную потребность в прикосновении или, наоборот, избегании прикосновений к определенным поверхностям или предметам с конкретной текстурой, таким как одеяла, ковры или мягкие игрушки? Не любит погружать пальцы в песок, макать их в специальные краски, касаться клея и тому подобных материалов? Особенно придирчив к консистенции или температуре пищи?

Слайд 18

Вестибулярное восприятие Замечаете ли Вы, что ребенок в вашей группе: В целом развивается типично, но сталкивается с трудностями, учась читать или считать? Постоянно хочет играть /долго играет в подвижные игры, включающие раскачивание, бег, прыжки, и не устает дольше других детей? Не может удержать взгляд на движущемся предмете или, переписывая текст с доски в тетрадь, «теряется» в строчках? Не особенно ловок в спортивных играх? Чаще сверстников падает и иногда терпит неудачу, пытаясь предупредить падение (или вовсе не пытается удержаться от падения)? Становится тяжелым, когда Вы пытаетесь помочь ему переместиться в нужное положение и сохранить равновесие? Не может сидеть прямо или скрючивается, сидя за столом? Плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки или обе стороны тела, например с разрезанием бумаги ножницами (здесь надо держать одной рукой лист, а другой резать), прыжками с разведением рук и ног, завязыванием шнурков, ездой на велосипеде и т.д.? Меняет руки, выполняя задание (например при письме), хотя ему уже больше 6 лет? Путает право и лево, верх и низ? Переворачивает буквы зеркально, например Я и R, или пишет не слева направо, а в иных направлениях? Избегает пересекать среднюю линию своего тела: например, предпочитает повернуться всем телом вместо того, чтобы протянуть руку поперек осевой линии тела? Демонстрирует резкие и неритмичные движения? Выглядит неорганизованным или «потерянным в пространстве»?

Слайд 19

Гравитационное восприятие. Замечаете ли Вы, что ребенок в вашей группе: Становится тревожным, будучи оторван от земли, или упорно старается сохранять вертикальное положение, стремясь к тому, чтобы ноги всегда находились внизу? Очень боится упасть, боится высоты? Боится ездить на эскалаторе и в лифте? Реагирует на движение или изменение положения головы появлением симптомов стресса? Избегает наклонять голову вниз или в сторону, и ему не нравится кувыркаться через голову или просто переворачиваться, лежа на полу? Не получает, в отличие от сверстников, большого удовольствия от игры на детской площадке с гимнастическими снарядами, не любит движущихся игрушек и не играет в них? Избегает прыгать с высоты, но если и прыгает, то прыжок отнимает у него много времени и сил? Медленно ходит по лестнице, чаще других детей хватается за перила ? Никуда не поднимается, даже когда имеет возможность держаться обеими руками? Пугается подъема по наклонной поверхности, словно вопреки реальности высота ему кажется слишком большой ? Особенно боится потерять равновесие? Во время поездок на машине боится резко поворачивать за угол или не любит очень извилистых дорог? Ошибается в оценке пространства и расстояний? Тревожится, если его внезапно потянут за плечи, когда он сидит? Избегает игр, предполагающих непредсказуемое перемещение окружающих, о особенно тех, что угрожают его равновесию (пятнашки, футбол, «вышибалы »)? Выглядит тревожным, незащищенным, попадая на открытое пространство?

Слайд 20

Признаки нарушения сенсорной интеграции в поведении ребенка Проявления вестибулярной дезинтеграции: Ребенок постоянно хочет играть в подвижные игры с бегом, раскачиваниями; Не устает дольше других; Переписывая текст с доски теряется в строчках; Не ловок в спортивных играх; Плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе половины тела (резание бумаги ножницами, езда на велосипеде, завязывание шнурков); Избегает пересекать среднюю линию тела; Проявления гравитационная дезинтеграции: Становиться тревожным, будучи оторван от земли; Боится упасть и высоты; Пугается подъема по наклонной поверхности; Избегает игр, угрожающих равновесию (пятнашки, футбол); Избегает наклонять голову вниз, в сторону, не нравиться переворачиваться, лежа на полу;

Слайд 21

Проявления тактильной дезинтеграции: Ребенок избегает чужих прикосновений; Не любить мыть лицо, голову; Не любит погружать пальцы в песок, крайне тяжело и негативно реагирует; Крайне негативно переносит загрязнения рук; Негативно реагирует на одевание, определенные виды одежды; Не любит ходить босиком; Особенно придирчив к текстуре и температуре пищи; Тревожиться , если к нему подходят сзади. Проявления зрительной дезинтеграции: Не может раскрашивать замкнутые области, не выходя за край; С трудом собирает мозаику; Не любит незнакомые места, боится потеряться; Долго возиться с пуговицами; Не может ровно резать по линии, заниматься поделками; Не видит сходства или различия в узорах или рисунках.

Слайд 22

Проявления слуховой дезинтеграции: Не всегда отвечает на вопросы; Неверно понимает обращенные слова; Затрудняется повторить; Не может указать направление, откуда идет звук; Не может смотреть и слушать одновременно; Монотонно и громко разговаривает; Высокая чувствительность к шуму; Выглядит обеспокоенным, когда вокруг все одновременно разговаривают, шумят, смеются .

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....