Тематический перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи старший возраст.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Бочкарева Ольга Станиславовна

 

Лексическая

тема

 

Формирование словаря и грамматического строя

 

Связная речь

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_perspektivnyy_plan_-_kopiya.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий

 и развитию связной речи старший возраст.

Месяц

 

  Неделя

Лексическая

тема

Формирование словаря и грамматического строя

Связная речь

Сентябрь

1 неделя

 «Дети и дорога»

 ( Правила дорожного движения,транспорт, профессии на транспорте.

Расширение представлений о правилах дорожного движения.Уточнение,расширение и активизация словаря по теме «правила дорожного движения» (движение,дорога, тротуар, переход,светофор,остановка,дистанция,развязка,регулировщик,жезл,свисток дорожный,пешеходный,проезжая, соблюдать, переходить, нарушать, регулировать, следить)Слова – действия: ехать, плыть, лететь, перевозить, завозить, грузить, разгружать.

Слова – признаки: легковой, грузовой, водный, воздушный, наземный, подземный, пассажирский, космический.

Расширить представления детей о транспорте, сформировать представления о воздушном, водном и наземном транспорте.

Учить согласовывать числительные с существительными.

Учить образовывать множественное число существительных.

Различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам (Какой?  Какая? Какое?)

Образование глаголов с помощью приставок.

Учить детей составлять описательные рассказы по плану

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Транспорт»

  Рассказываем стихи руками «Правила дорожного движения».

Составление рассказа  по таблице – плану «Транспорт».

Сравнительный пересказ рассказа «Хорошо»Крупенчур  стр.103

Упражнение «помоги дяде Степе»  Н. В.Нищева

Рассматривание серии картинок «Новая машина» и беседа по ней Н. В.Нищева

2 неделя

« Мой любимый детский сад» (Труд работников , помещение, игрушки)

Развитие понимания речи, умение вслушиваться в  обращенную речь.

Учить детей использовать в самостоятельной речи слова- предметы: группа, режим дня имена детей и взрослых,

Познакомить с профессиями работников детского сода: Воспитатель, помошник воспитателя, повар, заведующая дворник, электрик, учитель-логопед, завхоз, мед.сестра.

Развитие лексики:

Слова предметы- мяч, скакалка, кукла, машинка, паровозик, пирамидка, конструктор.

Слова действия: собирать, играть, заводить, строить, подбрасывать, убирать, возить, ловить.

Слова признаки: плюшевые, интересные, заводные, забавные, железные, мягкие, резиновые

Образование относительных прил. Употребление предлогов В,НА,ОКОЛО,ЧЕРЕЗ, ИЗ-ПО.

Сложные слова: мясорубка, соковыжималка

Овладение навыками составления простых предложений – составление предложений о группе , детском саде по вопросам с использованием серии картинок.

Описательный рассказ.

Составление рассказа по демонстрации действий «Накроим стол»

Составление рассказа «Детский сад », «Игрушки»по плану.

Заучивание стихотворений с опорой на мнемо таблицу «Детский сад» З.Александрова

«Зайка» А.Барто

Чтение художественной литературы «Урок вежливости» С.Маршак.

Сентябрь

3 неделя

«Овощи-Фрукты»

Овощи. Огород

(«Труд взрослых на полях и в огородах»)

Фрукты. Сад («Труд взрослых в садах»)

Уточнить понятия: «овощи», «фрукты». Расширить представления о труде взрослых в огородах, в садах, на полях осенью.. Ввести в активный словарь:

существительные: урожай, картофель, морковь, капуста, лук, свекла, огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки, чеснок, грядка, парник, теплица; Работа над трёхсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом(картофель,  баклажан) Относительные прилагательные»Давайте приготовим»

Введение в активный словарь.

Сущ. Урожай картофель, морковь и т.д.

Грядка, парник, теплица.

Прилаг.- спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, сочный, зеленый, голубой  и т.д.

Глаг.- расти, созревать, копать, собирать, заготовить, пересаживать, подкапывать, перекапывать.

Уточнить понятие: «овощи», «фрукты»

Расширить представления о труде взрослых в огородах, садах, на полях осенью.

Закрепить знания и названия основных цветов и их оттенков.

Работа над трёхсложными словами со стечением согласных

Введение новой лексики

Расширение глагольного словаря(спеют, зреют, наливаются, краснеют, желтеют) Словообразование. Относительные прилагательные «Весёлый повар»

Беседа по картине «Натюрморт». Отгадывание и толкование загадок об овощах. Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Рассказ по плану с использованием таблицы «Морковь»

Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации.

Рассказываем стихи руками Б.Заходер «Помидор»

Чтение  рассказа «Как яблоки собирают» ответы на вопросы

Составление рассказа по картине «Яблоки на красном фоне» (№5).Заучивание стихотворения

Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием сюжетных картинок

Пересказ рассказа «Косточка» Л.Н.Толстой с помощью опорных картинок.

4 неделя

«Ягоды- Грибы».

(«Сбор грибов и ягод осенью». Лес , заготовки)

Составление предложений о грибах и ягодах. Работа с раздаточным материалом.

Работа над слоговой структурой сложных слов со стечением согласных в начале и конце ( гриб – лист)

Ягоды, грибы новая лексика слова-предметы: названия различных съедобных и ядовитых грибов.

Слова –признаки: крепкие, плотные, червивые, грибница, съедобные.

Составление рассказа «Дары лесов».

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу: «Конопатые опята».

Пересказ рассказа «Последние ягоды».

Составление рассказа по алгоритму «За ягодами».

Пересказ рассказа В.Катаева «Грибы» с помощью опорных картинок

Рассказ по серии картин «Смородинка» Е.Пермяк

1 неделя

«Откуда хлеб пришел» (сельскохозяйственная техника, труд  хлеборобов )

Словообразование6

Употребление и согласование  сущ., относительных прилаг.,  от слов ПШЕНИЦА, ЗЕРНО, РОЖЬ

Образование родственных слов

Словообразование слов обозначающие профессии крестьян.

Подбор ярких признаков

Закрепление в речи предлогов В,НА,

Упражнение в употреблении Р.п., мн.ч. сущ., с предлогом «С»

Употребление в речи синонимов

Обогащение словарного запаса: пахота, боронование, сев, подкормка, уборка, хранение зерна, хлебопечение, хлебозавод, пекарня.

Слова предметы : название различных машин, сельскохозяйственной техники (Трактор, косилка, сеялка, борона, дробилка

Рассматривание серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришел»

Рассматривание картины Шишкина «Рожь»

Заучивание пословиц и поговорок о хлебе, отгадывание загадок о хлебе.

Чтение М.Глинской «Хлеб»

Заучивание стихотворений с опорой на мнемотаблицу « Хлеб» С.Погореловский

Составление рассказа по плану  «Хлеб»

Составление рассказа  цепной структуры

«Как выращивают хлеб»

2  неделя

Осень осень в гости просим

(«Периоды осени. Осенние месяцы, явления»)

Деревья и кустарники осенью

Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой- моя», «моё», в сочетании с сущ. мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения сущ. ед. и мн. числа, глаголами ед. и мн. числа нас. и пр. времени

Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы.

Осень. Месяцы. Периоды. Приметы

Ввести в активный словарь :осень,  сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь Работа над трёхсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом( ненастье, листопад)

Учить выделять название предметов, действий признаков, понимать обобщающие значение слов. Расширять возможность пользоваться диалогической формой речи

Ввести в активный словарь

лес, листья, клен, дуб, осина, рябина, береза, тополь, ясень, ель, сосна; прилагательные: ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный; ) глаголы: падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть.

Рассматривание картины «Ранняя Осень» и беседа по ней. Пересказ рассказа «Осенние дожди.

 Заучивание стихотворения с опорой  на мнемотаблицу «Осень».

Составление предложений по картинкам.

Рассказ О.И.Крупенчук «Лес осенью» (чтение, ответы на вопросы)

Отгадывание загадок.

Рассматривание картины «Осень в лесу»

Заучивание стихотворения с опорой на мнематаблицу «Ели»

Составление рассказа на тему «Деревья» по плану.

3 неделя

«Домашние животные и птицы» («Содержание домашних животных»)

Расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах, птицах. Закрепить знания о внешних признаках животных, птиц  чем питаются, как подают голос, где живут, какую пользу приносят. Учить подбирать синонимы, образовывать существительные множественного числа, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги, употреблять косвенное дополнение (родительный падеж принадлежности). Работа над словами со стечением согласных в начале и середине(кролик, овца, кошка , утка).Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных.

Составление описательного рассказа по плану с применением таблицы «Собака». «петух

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу (Кошка)

Беседа по картине «Крестьянский двор».

Путешествие в сказку «Как щенок узнал, кто всех важнее.

Заучивание стихотворения

Пересказ сказки В.Сутеева «Утенок и цыпленок» с опорой на картинки.

4 неделя

«Дикие животные и их детёныши» «Звери наших лесов»

  Закрепить представления о диких животных, установить связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона. Закрепить названия детенышей. Учить подбирать синонимы и определения. Закрепить в речи детей навыки практического употребления глаголов прошедшего времени мужского и женского рода. Слова признаки: косолапые, мохнатые, косматые, хищные, ловкие и т.д.

Составление описательного рассказа

по плану используя таблицу «Белка»

Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу: Сел медведь на брёвнышко…

Путешествие в сказку «Как оленёнок маму искал».

Рассказываем стихи руками «Дикие животные»

Учить составлять короткие рассказы по картине, серии сюжетных картин , рассказы – описания, пересказ.

Рассказ «Щенок» по серии сюжетных картин

Беседа по картине «Крестьянский двор»

Путешествие в сказку

«Как щенок узнал кто всех важнее» № 8

Заучивание стихотворения «Киска» с опорой на мнемотаблицу.

Пересказ рассказа цепной структуры

« Дашенька в деревне».

Составление рассказа «Собака» по таблице, по плану.

1 неделя

 

«Наше озеро -Байкал»

(вода и ветры Байкала)

«Животный мир Прибайкалья»

Познакомить с озером Байкал и его обитателями.

Дать некоторые исторические знания о Байкале.

Обогащать представления детей о рыбном богатстве озера

Расширять словарный запас .

Деревья  (сосна сибирская «Кедр» , лиственница, береза, ольха, рябина,)

Брусника, купальница(жарок), водосбор(колокольчик) прострел(подснежник)

Дикие животные нашего леса: Кабарга -(карликовый олень),рысь, росомаха, барсук, соболь, белка, выдра, суслик-еврашка,  бурундук, колонок, ласка)

 Рыбы (омуль, хариус, сиг, осетр,налим,таймень, щука,голомянка, желтокрылка, мальки)

Птицы (кедровка,оляпка,глухарь

Ластоногий символ озера Байкала  нерпа.

Водоросли (диатомовые,зеленые,синезеленые,золотистые

Губки- пресноводные -водные неподвижные животные,прикрепленные ко дну или подводным предметам.

Ветры Байкала Север северка, Баргузин,Сарма.

Ситуативные разговоры и речевые ситуации по теме.

Отгадывание загадок.

Составление описательных рассказов.

Анализ стихотворений и рассказов  о Байкале и сибирской тайге. Севирякин «Озеро Байкал»

Рассматривание картин Г. Селионова «Байкал»

Стародумов «Богатырь Байкал»

Суждение об использовании воды.

Творческое рассказывание о пользе воды и земли для окружающей природы и человека, и об опасностях воды и земли, которые могут подстерегать человека.

Богатырь Байкал бурятская легенда (пересказ).

Слово о Байкале. Мифы, предания, легенды,сказки, сказы и сказания, наставления /

составительС.Н.Асламова-Иркутск;ГУК Редакция журнала «Сибирячок»,2004

2 неделя

«Одежда, обувь, головные уборы». (Материалы из которых они сделаны».)

Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов.

Закреплять навык согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Закрепить название предметов одежды. обувь, головные уборы».  Учить подбирать синонимы, учить навыкам практического употребления притяжательных местоимений (мой, мая). Учить подбирать признак к предмету.

Отгадывание и толкование загадок об  одежде обуви, головных уборах».

Составление рассказов по картинкам «На прогулку»

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу: «Одуванчик».

Составление рассказа по таблице – плану «Рубашка».

Рассказываем стихи руками «Одежда».

Г.Х.Андерсен «Новый наряд короля» чтение с обсуждением содержания.

ноябрь

3 неделя

Животные жарких стран»

(«Повадки, детёныши»)

Расширять представления детей о животных жарких стран их повадках, поведении образе жизни. Учить образовывать сравнительную степень имен прилагательных. (добрее, злее и т.д.)

 Ввести в активный словарь:

- сущ.; животные, детёныши, крокодил, слон, жираф, бегемот, тигр, носорог, обезьяна, зебра, кенгуру, слоненок, пища, растение.

-прилаг; неповоротливый, хищный, опасный, жаркий, знойный, южный, хитрый, толстый.

-глаг; лежать, плыть, плюнь, наподдать, доставать, глотать, носить, жевать, ухажер, кормить, оберегать.

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Зебры»

Учить детей составлять описательные рассказы по плану – таблице «Животные Африки»

Пересказ рассказа «Лев»

Чтение рассказов Б.С. Житкова «Про слона», Д.Р. Киплинга «Рассказы  из книги Джунгли».

Речь с движением «Мартышки»

Пересказ рассказа близко к тексту с использованием предметных картинок «Как слон спас хозяина от тигра» Б.С.Житков

ноябрь

4 неделя

«Животные севера»

Учить детей понимать в тексте , и употреблять глаг. повелительного наклонения и глаг.прошедшего времени.  

Закреплять в активном словаре детей сущ . по теме «Животные севера».

Обогащение словарного запаса (название животных севера, частей тела, жилищ)

Составление рассказа по плану- таблице «животные севера» С.В. Байкова «Тюлени» стр.144

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Север»

декабрь

1 неделя

«Здравствуй гостья зима» «Признаки зимы»(Зимние явления и зимняя одежда)

Углубить представление детей о зиме, о состоянии погоды зимой, о явлениях зимней природы, учить подбирать эпитеты к словам. Учить пользоваться в речи предлогами (на, за). Учить подбирать действий к предмету, подбирать названий действий к  предмету. Учить согласовывать числительные с существительными (1-10). Учить подбирать определения Познакомить детей с зимними месяцами . Расширить представления о жизни диких животных зимой.  

  1.     Образование родственных слов:

    снег – снежок – снежочек – снежинка – снегопад – снеговик – снеговичок – снежки – снегоход – снежный – заснежило – снежище – снегурочка – снегирь – белоснежный – Белоснежка – подснежник.

  1. Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Зима» И.Суриков. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.
  2. Составление описательного рассказа по плану, по опорным картинкам.
  3. работа с деформированным текстом

2 неделя

«Зимующие птицы»

Закрепить знания детей о зимующих птицах, обобщающие слово «птицы». . Расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц

Согласование сущ. с числительными в роде, числе и падеже.

Предложные конструкции тв.п.; род.п.; пред.п (в,на)  

Пересказ небольшого рассказа близкого к тексту по предложенному плану – таблице «Снегирь» П.Соколов. « Мы –Ваши друзья» А Аксенова.

Сравнительный  рассказ описание «о снегире и синицы».

Составление рассказа «Кормушка» по

серии сюжетных картин. Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Покормите птиц»А.Яшин

Чтение  М.Горький «Воробьишко».

3 неделя

«Зимние забавы»

Учить использовать предлога : над, под, в, из, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях  с соответствующими падежными формами сущ.

Расширять навык построения разных типов предложений. Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам; « какой?, какая?, какое?»; обращать внимание на  соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам; « какой?, какая?, какое? , какие?».

Упражнять в составлении сначала  двух , а затем трёх форм одних и тех же глаголов ( «лежи - лежит -лежу»)

Учить изменять форму глаголов 3 лица ед.числа на форму 1 лица (ед.и мн.числа)  (« идет» - «иду»- «идешь» - «идем»). Активизировать словарь по этой теме

Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине.

Составление рассказа по серии сюжетных картин с продолжением сюжета  «Во дворе».

Рассказываем стихи руками «Ёлка» К.И. Чуковский.

Рассказ цепной структуры « Как дети встречали новый год». Рассказываем стихи руками «Зимние забавы».

Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»  (образец рассказ логопеда).

 Чтение и обсуждение произведений И.С.Никитина «Встреча зимы»;

дека

4 неделя

«Новый год у ворот

(новогодние традиции)

Учить использовать предлога : над, под, в, из, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях  с соответствующими падежными формами сущ.

Расширять навык построения разных типов предложений. Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам; « какой?, какая?, какое?»; обращать внимание на  соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.

Словарь:

Предметный: елка, праздник, хоровод, пляски, игры, шутки, сюрприз, серпантин, гирлянды, карнавал, поздравления, дед Мороз, снегурочка.

Признаков: добрый, радостный, нарядный (дедушка Мороз), стройная, душистая, пушистая (ёлочка), колючие (иголки), разноцветные, красивые, (шары), блестящие (игрушки), весёлый, радостный, долгожданный (праздник), новогодние (костюмы, подарки).

Действий: наряжать, развесить, достать, укреплять, зажигать (елку), расправить(ветки), выступать, рассказывать, поздравлять, дарить, отмечать.

Упражнять в составлении сначала  двух , а затем трёх форм одних и тех же глаголов ( «лежи - лежит -лежу»)

Учить изменять форму глаголов 3 лица ед.числа на форму 1 лица (ед.и мн.числа)  (« идет» - «иду»- «идешь» - «идем»).

Однокоренные слова. Активизировать словарь по этой теме

Заучивание песен , стихотворений к Новогодним праздникам.

Составление рассказа по серии сюжетных картин с продолжением сюжета  «Новый год на пороге».

Рассказ по проблемной картине «Новогодняя елка»

Рассказываем стихи руками «Ёлку нарядили» Л.Некрасов.

Рассказ цепной структуры « Как дети встречали новый год». Рассказываем стихи руками «Зимние забавы».

Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» «образец рассказ логопеда».

 Чтение и обсуждение произведений «Птичья елка» Н. Петровай

январь

1 неделя

Новогодние каникулы

январь

2 неделя

«Коляда, коляда отворяй ворота»

Формировать представления детей о празднике Коляда.

Закрепить знания о евангельских событиях Рождества Христова.

 Вызывать интерес к традициям русского народа. Вести в активный словарь новые слова Уточнить значение слов: Рождество Христово, святки, колядки, христославы, Вифлеемская звезда, славянские традиции, волхвы.

Чтение русских народных сказок,  заучивание рождественских колядок через передачу образы персонажей развлечения средствами речи, мимики, жестов и движений.

Познакомить с евангельским рассказом о Рождестве Христовом.

Заучивание стихотворения А.Фет «Ночь тиха»

Чтение и пересказ рассказа «Крещение» В.Волгин

январь

3 неделя

«Воздушный, водный транспорт»

Согласование сущ. с прилаг. в роде, числе;.

Согласование сущ. с числительными  в роде и числе , падеже ( самолет, много самолетов, многими самолетами)

Использование падежных конструкций : Д.п. (к,) мн. и ед. число Р.п.

Употребление падежных конструкций со сложными предлогами (из-за, из-под)

Образование глаголов сов. и несов. вида (едет – приехал)

Образование префиксальных глаголов с оттеночными значениями (лететь, прилететь, улететь и тд)

Изменение гл. по числам, лицам (летит-летят)

Учить образовывать и использовать  в речи сложные слова( быстрокрылый, сверхскоростной и тд.)

Выражения: пошел на посадку, причалил к берегу, подошел к  берегу, опустить шасси.

Однокоренные слова : хвост- хвостик, хвостище, хвостовой, хвостишко, хвостатый.

Крыло- крылышко, крылатый.

Многозначность слов:  

Хвост-  1 Задняя часть тела у животных и птиц.

2. задняя часть у чего – нибудь движущегося. 3.Задняя часть у летательного аппарата. 4. Вереница людей, идущих за кем – нибудь или стоящих в очереди.

Составление предложений и небольших рассказов по опорным схемам.

Составление рассказа по серии картин.

Работа над деформированным предложением

Составление рассказа по плану таблице «Самолет»

Заучивание стихотворения «Лайнер»  В.Салгир

Заучивание стихотворений с опорой на мнемотаблицу «Самолет» А. Барто

4 неделя

«Обитатели водоемов, рыбы Байкала аквариумные и речные рыбы. Животный мир».

Совершенствовать умение подбирать синонимы и употреблять их в самостоятельной речи.

Сформировать представления детей о жизни морей и океанов.

Расширить представления о жизни обитателей рек, прудов, озер.

Систематизировать и расширить представления об аквариумных рыбках

Ввести в активный словарь

Сущ.- акула. Дельфин, скат, рыба-мечь, пила-рыба, игла-рыба, скумбрия. Ставрида, окунь, сом, щука, лещ, судак, плотва, карась, гуппи, меченосиц, скалярия, гурами, барбус.

Прилаг.-  опасный, изумительный, глубоководный, хищный, разнообразный, подводный

Беседа по картинкам из Атласа «Речные и морские рыбы»

Развивающие сказки «Как крабик дом искал». Нищева

Пересказ рассказа «Левушка рыбак» И.Гурвич

Путешествие в сказку «Как чуть не погибла плотвичка» №8

Координация речи с движением

«Летучая рыба»

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Аквариум» А.Липецкий

Составление предложений игра «Аквариум» Нищева

февраль

1 неделя

«Посуда продукты питания»

Уточнять и расширять представления детей о посуде, материале из которого она сделана, уметь различать кухонную, столовую и чайную. Уметь называть части посуды. Учить образовывать слова с уменьшительно ласкательными суффиксами, составлять предложения с предлогом «в» , упражнять в словообразовании, согласовывать существительные с числительным, употреблять в речи существительные в родительном падеже с предлогами :без, из, у, и составлять с ними простые распространённые предложения. Работа над четырехсложными словами из открытых слогов.

Работа над предложением составление с.с. предложений с союзом «а, и» (В кастрюле мы варим, а в сковороде жарим.)

Пересказ рассказа «Помощники».

Учим стихи руками «Посуда».

Составление рассказа по картине «День рожденье».№12 Нищева

Сравнительный  рассказ описание по памяти «Чайник»

Составление рассказа по таблице – плану «Посуда»

Составление предложений игра « У белочки в гостях» Нищева

Февраль

2 неделя

«Мебель»

Закрепить название мебели, её отдельных частей и обобщающие слово «мебель». Расширить знание о назначении мебели, различных её видов. Учить образовывать и правильно употреблять в речи относительные прилагательные. Учить выделять предлог как отдельное служебное слово.

Введение в активный словарь.

Сущ. Кресло, диван ит.д.

Прилаг.- дубовый, березовый, сосновый, зеркальный, кожаный,

Глаг.-  ставить, сидеть, лежать, отдыхать, спать, работать, убирать

Сравнительный  рассказ описание « О серванте и шкафе».

Составление рассказа цепной структуре «Шкаф».

Составление рассказа по опорным словам «Как изготавливают мебель»

Пересказ рассказа по опорным картинкам цепной структуры « Как мы покупали мебель».

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Мебель».

3 неделя

«Наша Армия»

(«день Защитника Отечества»)

Систематизировать знания детей о Дне   защитника Отечества, о героях Великой Отечественной войны      

Продолжать работу по обучению согласования слов в предложении в роде, числе и падеже.

Отрабатывать навыки употребления предлогов в, на, под. Формировать у детей умение составлять вопросы, совершенствовать умение грамматически правильно строить предложения

Отработка  умения  пересказывать  короткий  текст  с  помощью  педагога  и  со  зрительной  опорой.

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Наша Армия родная»

Составление рассказа  по таблице – плану «Армия»

Составление рассказа  по серии сюжетных картин «Собака санитар».

Чтение художественных текстов А.Твардовский «Рассказ танкиста»   А.Митяева «Мешок овсянки» с обучением вести диалог по прочитанному.

февраль

4 неделя

«Профессии»

(«Трудовые действия», )

«Орудия труда, инструменты»

.

Ввести в активный словарь:

 - сущ.; работа, труд, профессия, воспитатель, учитель, врач, инженер, строитель, библиотекарь, рабочий, повар, портной, сапожник, парикмахер, механизатор, снегозадержание, дойка, скотник;

-прил.: нужный, полезный, интересный, трудный, красивый.

- глаголы; строить, шить, лечить, стричь, учить, выдавать, готовить, чинить, кроить, чертить, примерять, управлять, командовать, работать, трудится.

Закрепить и расширить знания о профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда.

Совершенствовать умение преобразовывать названия профессий мужского рода в профессию женского рода.(телятник, телятница,)

Название различных инструментов и их частей. Слова – действия; чинить, рисовать, пилить, строгать, раскрашивать, заворачивать.

Слова – признаки; сколоченный, склеенный, подкрашенный, выпиленный, забитый.

Продолжать работу над обучением образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками,  глаголы обозначающие трудовые действия.

Учить уметь согласовывать имена прилагательные с именами существительными.

Отгадывание и толкование загадок по теме

Рассказываем стихи руками «Профессии».

Составление рассказа по таблице – плану «Профессии».

Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» из коллективного опыта.

Составление рассказа по таблице – плану «Инструменты»

Рассказываем стихи руками «Инструменты»

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Молоток».

Пересказ сказки «Две косы» К.Д.Ушинский

Март

1 неделя

 «Мамин праздник» Профессии мам.

Закрепить знания детей о празднике 8 Марта Дать представления о профессиях мам

Знать состав семьи: бабушка, дедушка, мама, папа, дочь, брат, сестра. Знать имя, отчество родителей, кем работают, и какую работу выполняют. Составить рассказ о своей семье. Грамматический строй речи и словообразование.

Согласование прилагательных с сущ. в роде и числе (О ком можно сказать? Добрый.. Радостный...Строгий ... Добрая...Радостная... Строгая... Добрые ... Радостные... Строгие..)

Образование притяжательных прилаг. и согласование их с сущ.(Это чья юбка? — Мамина.  Это платье бабушки. — Чье это платье? — Бабушкино.  это брюки папы. Чьи это брюки? — и т.д)

Образование сущ.с множ.  числа именительного  и родительного падежей.

(сестра — сестры — сестер, брат — ., бабушка — ..., сын — ... , дочь — ... .

Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами.(папа — папочка и т.д.)

Образование сравнительной степени прилагательных.  (Мама добрее, чем ... . Папа сильнее, чем .... Брат Меньше, чем

Рассказываем стихи руками «Мамин день»

Составление рассказа  по сюжетной  картине «Поздравляем маму».

Составление рассказа  по таблице – плану «Врач»

Чтение, ответы на вопросы пересказ рассказа,»Женский день»

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Мамин праздник»

Рассказы детей из собственного опыта  «Как я помогаю маме, бабушке»

2 неделя

«Ранняя весна»

Обобщить представления детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе. Познакомить с весенними месяцами. Дать представления о том, что изменения в мире природе связано с потеплением  и появлением необходимых условий для жизни растений и животных.

Закрепить умение образовывать сущ. и прил. с уменьшительно ласкательными суффиксами, а также согласовывать сущ. с прил. в роде, числе, падеже. Учить о

Учить подбирать слова антонимы.

Ввести в активный словарь

-сущ. Весна, апрель, май, март, оттепель, проталины, сосулька, ручей, грач, уборка (снега), обрезка (деревьев), первоцвет ,верба, ольха, половодье)

-прилаг. рыхлый, темный, ноздреватый, грязный, зернистый, снегоуборочная(машина), нежный, хрупкий, красивый, пушистый, душистый.

-глаг. таять, капать, прилетать, расцветать, просыхать, обрезать,

Составление рассказа  по серии сюжетных картин «Весна наступила», «Заяц и марковка».

Пересказ рассказа В.С.Скибитского «Весна» с добавлением последующих событий.

Составление рассказа по картине «Каким весною бывает наш двор».

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Приметы весны».

3 неделя

«Наш город Иркутск. Моя улица»

Углубить и расширить знания детей о Иркутске об отличительных чертах города: город рек. музеев,

Обобщить и расширить знания детей об истории города , достопримечательностях.

Учить подбирать антонимы, пользоваться в речи суффиксами –ик-, -ищ-.

Учить составлять простое распространенное предложение с косвенным дополнением выраженным формой творительного падежа.

Ввести в активный словарь:

Сущ.- город, адрес, улица, переулок, проспект, набережная. бульвар, мост, парк, остров, театр, библиотека. памятник. купол, церковь, новостройка, фонтан. вокзал, сад, иркутянин, район, тротуар.

Глаг.- жить. строить ,перестраивать, воздвигнуть, перестраивать, ездить, смотреть, расти, хорошеть. расширятся,  благоустраивать.

Прил.- городской, широкий, просторный, прямой, узкий, многоэтажный, старый, шумный, каменный, деревянный, жилой, культурный, промышленный.

Составление рассказа на тему «Моя улица» по плану.

Составление рассказов по картинкам

Пересказ рассказа «Мой город»

Разучивание стихотворения  «Ангара».

Беседа по серии фото о достопримечательностях города Иркутска.

4 неделя

«Я здоровым быть хочу»

«Наше  тело»

Активизировать словарь по этой теме:

Закрепить название частей тела человека.

Учить составлять наиболее  доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Продолжать учить использовать предлоги « на, под, около, из, между, в, перед», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными

Образование существительных множественного числа
(ухо — уши, шея — шеи и т.д.),

существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

( нос — носик, рот — ротик и т.д.)

- и увеличительным значением ( кулак –кулачок – кулачище)

Подбор слов-антонимов формами существительных.

Рассказываем стихи руками «Части тела».

Учить составлять описательные рассказы.

Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр»

Составление рассказа по серии  картин «Человек»

1 неделя

«Наша Родина Россия »

« Москва – Столица России»

Закреплять навыки относительных прил. С использованием продуктивных суффиксов (-во-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян-).

Уточнять значение обобщающих слов. Расширять значение предлогов : к употреблению с дательным падежом, от с родительным падежом, с –со- с винительным и творительным падежами. Углубить знания детей о России  Расширить представление о Москве – главном городе, столицы России.

Воспитывать чувство гордости за Родину. Ввести в активный словарь

Сущ.:- родина, страна госсударство, край, Россия, граница, столица, Москва, город, проспект, площадь, москвичи, холм.

Прилаг.- любимая, единственная, прекрасная, белокаменная, златоглавая, огромная, прекрасная

Глаг.:- беречь, стоять, охранять, раскинутся.

Чтение М.Пришвина «Моя Родина» и беседа по нему.

Пересказ текста К.Д.Ушинского «Наше отечество».

Координация  речи с движением «Береза»

Чтение небольших текстов по теме

Пересказ рассказа Е.Осетрова «Моя Москва» Рассматривание иллюстраций, беседа.

Составление рассказа о Москве по плану.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

«Граница Родины на замке».

2 неделя

« Покорение  космоса»

 Расширять представления об освоении космоса

Познакомить с Российскими учеными которые стояли у истоков развития космонавтики  Циолковский, Королев. Первым космонавтом был гражданин России Ю.А. Гагарин.

Закреплять навык обиходных глаголов с новым лексическим значением образованным по средствам приставок, передающих различные оттенки действий (-выехал-, - подъехал-, -съехал и т.д.0

Обогащать и активизировать словарь по теме: название планеты на которой мы живем, вокруг чего вращается наша планета; название некоторых планет, звезд, с помощью чего люди изучают космос,

Первые космические путешественники –собаки, 1-й космонавт , польза приносимая космическими исследованиями.

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Космос»

Составление рассказа по плану «Космос»

Чтение рассказа М.Бул «Солнце» беседа

Чтение и ответы на вопросы, пересказ «Искусственные спутники»

3 неделя

«Перелётные птицы весной»

Уточнять и расширять значение слов с опорой на лексические темы. Закреплять навыки согласования сущ. с  числ. В роде и падеже. Совершенствовать умение преобразовывать одни грамматические формы в другие.

Обобщить знания детей о жизни птиц поздней весной, строительство гнезд, выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых.,

Развитие активного словаря

Сущ._ зяблик, кукушка, журавль, стриж яйцо, гнездо, птенец, насекомое.

Пил.- звонкий, веселый, маленький, беспомощный, удобный.

перелетный, голосистый, трудолюбивый. Глаг.- строить, прилетать, выводить, выкармливать, петь, щебетать, откладывать, воспитывать, курлыкать, чирикать.

Пересказ рассказа «Прилетели грачи».

Рассказ по картине «Грачи строят гнёзда»

Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Дом весны».

Чтение ответы на вопросы «Кукушка».

Отгадывание и толкование загадок.

4 неделя

«Насекомые»

Многообразие. Места обитания. Способы передвижения. Образ жизни; чем они питаются; маскировка насекомых их строение  Составление предложений с предлогами «Бабочка и грибок».

Работа, над  трехсложными словами с закрытыми слогом (бабочка). Подбор глаголов к слову «насекомые» (летают, порхают, прыгают, сосут, жалят и т.д.0

Составление сложных предложений со значением противопоставления. Муравей ползает, а бабочка…ит.д. Употребление сложных предложений с союзом «потому что». Усвоение предлогов «под, из-под» («Как бабочка летала»)

Пересказ рассказа «Насекомые весной» по плану

  Составление описательных загадок о насекомых.

Заучивание стихотворения- загадки с опорой на мнемотаблицу

  Заучивание стихотворения «Насекомые и пауки» (рассказываем стихи руками).

Составление творческого рассказа на заданную тему.

Составление рассказов по плану.

1неделя

«Этих дней не смолкнет слава»

«День победы»

Закрепление  и  уточнение знаний  детей  о  Дне Победы.

Обогащение  и  активизация  словаря .

Развитие  навыка  подбора  прилагательных  к  существительным  (война  какая?....)

Преобразование сущ. ед. ч. во  мн. число (парад-парады, солдат-солдаты…).*

Согласование притяжат. местоимений  мой,  моя, моё,  мои с  сущ. в  роде, числе  (мой  салют,  моя  победа,  мои награды).

Практическое  употребление  сущ.  и  прилаг.  в  разных  падежах  (еду  на  военном танке, вылезаю  из  военного танка….).*

Образование  сущ.  с   помощью  уменьшительно-ласкательных*  и  увеличительных  суффиксов (самолет-самолетик-самолетище…).

.Закрепление  употребления слов-антонимов (мир-война, быстрый-медленный,  трусливый смелый, близко-далеко, вылезать-залезать,  открывать-закрывать,  подъезжать-отъезжать,  заезжать-выезжать). Практическое  употребление сущ. ед. и мн. числа в  род. падеже (нет салюта,  нет ветеранов…).*

.Согласование  числительных  с  сущ.  (один  танк,  два  танка,  пять  танков…)*

Образование  глаголов  с  помощью  приставок  (заехать,  подъехать,  выехать,  объехать, переехать…)

Развитие  навыка  употребления  простых* и  сложных предлогов.

 Практическое  употребление  глаголов разных временных форм.

Развитие  навыка  подбора  прилагательных  к  сущ. (война какая?,   салют  какой?, ветераны  какие?  ...)

Отработка  умения  пересказывать  короткий  текст  с  помощью  педагога  и  со  зрительной  опорой.

Развитие  навыка  составления  предложений  по иллюстративно-графическим  схемам с  предлогами  и  без предлогов.

Составление предложений по опорным словам.

Составление рассказа по картинке из 5-7 предложений

Составление предложений с помощью дополнительных слов.

Пересказ текста А.Митяев «Дедушкин орден» с помощи вопросов.

Заучивание стихотворения Г.Венгер «9 мая»

Май

2 неделя

«Цветущая весна»(Весна весенние цветы)  

Уточнить представления детей о характерных признаках весны, увеличении светового дня , таянии снега, набухание почек, росте травы и распускании листьев, возвращение птиц. Утонение представлений о жизни растений весной. Систематизировать и расширять представления детей о.комнатных растениях. Показать что весной происходит оживление и бурный рост растений

Беседа по картине «Поздняя весна».

Рассказ  о поздней весне по опорным словам.

Составление и пересказ  рассказа о поздней весне по плану – таблице.

Чтение, ответы на вопросы «В лесу».

Заучивание стихотворения «Ландыш»

Рассказываем стихи руками «Весна».

3 неделя

«Комнатные растения».

Обобщить представления об уходе за растениями.

Дать представления о светолюбивых и теневыносливых, влаголюбивых и засухоустойчивых растениях пересаживать, размножать. Закреплять умение ухаживать за растениями, познакомить со способом вегетативного размножения растений.

 Ввести в  активный словарь.

Сущ.- азалия, амариллис, стебель, лист, цветок, черенок, ус, лейка, удобрение, поливка, подкормка, журчание, звон,  смола,

Прилаг.- нужный, необходимый, острый, сочный, зеленый, хрупкий, влажный, тёплый.

Глаг.- поливать, протирать, подкармливать,

«Лишняя картинка» классификация растений по месту произрастания составление описательного рассказа Нищева

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Маме» В.Шуграева

Составление рассказа по плану «Фиалка»  

4 неделя

«Школа»

( школьные принадлежности)

Расширять обобщать представления детей о школе, об учебе, о школьных принадлежностях.

Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами.

Формировать навыки формирования прилагательных и сущ. В роде, числе, падеже: 1.с основой на твердый согласный (новый, новая,)

2. с основой на мягкий согласный

Активный словарь

Сущ.- школа, класс, урок, учитель, ученик, перемена, ранец, пенал, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, краски, карандаш, кисточка

Прилаг.- новый, интересный, первый, умный, новый.

Глаг.- учиться, читать, писать, считать, узнавать, знакомится, трудится.

Беседа о школе.

Рассматривание картины «В классе»

Пересказ рассказа «После школы»

Заучивание стихотворения по мнемотаблице «В школу».

Загадывание отгадывание загадок о школьных принадлежностях.

Учить составлять рассказ по картине «Учительница»

1 неделя

«Лето»

«Луговые цветы»

Обобщить и систематизировать знания детей о времени года ЛЕТО. Называть его характерные признаки. Закрепить знания названия летних месяцев учить подбирать слова с противоположным значением, подбирать признаки к предмету.

Закреплять знания детей в преобразовании одной грамматической категории в другую.

Активизация словаря.

Прилаг.- жаркое, теплое, веселое, долгожданное, сырое, дождливое, замечательное, зеленое, урожайное, знойное.

Глаг.- отдыхают, загорают, плавают, уезжают, катаются, собирают, играют, сажают, купаются, и т.д.

Составление предложений  по предметным картинкам с предлогами ( за, между, над, из-за) – Над цветком порхает бабочка).

Беседа по серии картин «Лето»

Самостоятельное придумывание детьми вопросов по одной из картин из серии «Лето» ответы на эти вопросы.

Составление рассказа из опыта «Как я хочу провести лето»

Чтение и заучивание стихотворения «Красное лето».

Обучение рассказыванию «Гроза»

Составление рассказа по сюжетной картине «Лето красное пришло»

июнь

2 неделя

«Мы читаем С.Я.Маршак К.И.Чуковский»

Познакомить детей с творчеством С.Я.Маршака К.И.Чуковскоко.

Развивать интерес к художественной литературе. Развитие творческого воображения.

Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи.

Беседа о творчестве С.Я.Маршака и К.И.Чуковского, рассматривание портретов и книг.

Чтение детьми отрывков стихотворений.

Составление рассказа описания «Мойдодыр»

июнь

3 неделя

«Мы читаем

А.Л. Барто, С.В.Михалков»

Познакомить детей с творчеством СВ.Михалкова, А.Л.Барто.

Развивать интерес к художественной литературе. Развитие творческого воображения.

Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи.

Познакомить детей с творчеством С.В.Михалкова, А.Л.Барто

Развивать интерес к художественной литературе. Развитие творческого воображения.

Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи.

Рассказываем стихи руками «Котята» Михалков

Ответы на вопросы по стихотворению Михалкова «Дядя Степа»

Творческий рассказ по стихотворению А.Л.Барто

« Помощница»

Рассказ о снегире по ст. «Снегирь».

Развитие диалогической речи по ст. «Я расту»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное перспективное планирование работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей 6-7 лет в коррекционной группе с ЗПР.

Данное распределение лексических тем будет интересно начинающим логопедам. Лексические темы в течение года могут меняться....

Примерное перспективное планирование работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей 5-7 лет (ОНР-3 уровень)

Примерное перспективное планирование работы по формированиюлексико-грамматических категорий и развитию связной речиу детей 5-7 лет (ОНР-3 уровень)...

• Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 4-5 лет.

Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 4-5 лет....

Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 5-6 лет.

Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 5-6 лет....

Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 6-7 лет.

Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 6-7 лет....

Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 6-7 лет

Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 6-7 лет...