В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ РОДИТЕЛЕЙ
статья по коррекционной педагогике

Исяняева Алфира Яшаровна

ДИСГРАФИЯ – это частичное нарушения процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

В  ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ РОДИТЕЛЕЙ.

ДИСГРАФИЯ – это частичное нарушения процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Основными симптомами дисграфии являются стойкие специфические ошибки, которые не связаны со знанием орфографических правил.

С дисграфией тесно связано понятие «дислексия» - это нарушения в навыках чтения. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов. Страдает способность чётко воспринимать на слух определённые звуки и использовать их в собственной речи. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: делают много ошибок. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: З- Э, Р – Ь. Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве Ш или «крючок» в букве Щ. Пишут такие дети медленно.

Как определить наличие нарушений?

Это сделать несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме должно вас насторожить:

1.Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству:

    Б-Д,  П-Т,  Е-З,  А-О,  Д-У.

2.Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких – то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи отражаются на письме. Ребёнок пишет тоже, что и говорит: сапка (шапка).

3.Смешение фонем по акустико – артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные: О-У, Ё-Ю,  согласные: Р-Л, Й-ЛЬ, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки Ц, Ч, Щ. Например: дупло (тубло), любит (лёбит).

4.При дисграфии часты застревания ребёнка: За зомом росла мамина (За домом росла малина).

5.Большой процент ошибок из – за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: солить (сольить), везёт (въезёт).

6.Слитное написание предлогов, раздельное написание приставок – это тоже проявления дисграфии.

      Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер.

Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Игры и упражнения, с помощью которых формируется образ слова.

1.МАГАЗИН.

Необходимо взять картинки животных или любых других предметов: например: арбуз.

Взрослый «продаёт» арбуз по буквам.

А – ароматный, р – рубиновый, б – большой, у – укатим (домой), з – звонкий.

2.КУЗОВОК.

Задача: собрать кузовок.

Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на –ок:

грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утёнок, флажок, кружок.

Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик, пакет.

Соответственно собирать тогда будем слова на –ина, -ка, -ик. –ет.

Эта игра начинается обычно такими фразами:

1.Собираемся в лесок, наполняем кузовок.

2.Вот перед нами корзина, туда отправляется … (картина, малина, балерина).

3.Вот коробка, туда оправляется .. (бородка, лодка, сковородка).

4.Вот ящик, скорей клади туда.. (мячик, мальчик, ларчик).

5.Вот большой, большой пакет. Клади в него.. (билет, балет, табурет).

3.ВОЛШЕБНЫЙ ДИКТАНТ.

В этом упражнении детей привлекает, что он пишется без единой буквы и слова. Перед началом работы вводим свои символы: у каждой буквы придумать свой символ. Например: кот пишем так: +!?

4.СЛОВЕСНЫЙ  МЯЧ.

Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус- слово-окно.

Такая игра в увлекательной форме позволяет выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.

5.Словесные цепочки.

В процессе игры составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего. Например: арбуз – бузина – народ – родник – никель.

6.УГАДАЙ, ЧТО Я ЗАДУМАЛ.

Один игрок задумывает слово, указывая, из какой оно  области (фрукт, транспорт, мебель) и говорит 1 и последнюю буквы. Например: я придумал фрукт, первая буква А, последняя Н. Что это?

7.Все слова на букву А (или другие буквы).

Игра формирует образ слова, расширяет словарный запас.

На загаданную букву по очереди называются слова в им.падеже:

«С» - самолёт, самосвал, сабля.

Обязательно включайте сложные слова, например: самопожертвование. Объясняйте смысл этих слов.

     В эти игры можно играть при любом уровне речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полезные слова (в записную книжку Родителя).

Рекомендации для родителей....

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА РОДИТЕЛЕЙ: У вас растет дошкольник

Сборник создан авторским коллективом лаборатории дошкольного образования ЮАО г. Москвы. В сборнике представлены материалы для родителей дошкольников....

Записная книжка родителя

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10113496","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"134","style":"width: 600px; height: 174px;","width":"462"}}]]...

Заметки в записную книжку родителей по плаванию

Памятки для родителей "Не забывайте правила"...

Совместный проект с родителями «Создание книжки-малышки» (средняя группа) Проект: «создание книжки-малышки»

Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.• Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.• Развивать элемент...

Мастер-класса с родителями по изготовлению книжки-малышки в группе раннего возраста «Умные книжки – умным малышкам».

Цель: актуализировать роль книги в жизни детей раннего возраста;             привлечь внимание и заинтересованность родителей к жизни детей      ...