«Технология лэпбук- эффективная практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Кузнецова Анна Викторовна

Интерактивные тематические папки - лэпбуки,  представленные в психолого-педагогических публикациях в качестве образовательной технологии, метода активного обучения, дидактического средства, вызвали интерес у педагогов нашей группы. Мы решили активно использовать эту технологию в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: «Технология  лэпбук- эффективная практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»

Задачи: 

- показать возможности технологии лэпбук в развитии познавательной активности дошкольников, в систематизации, структурировании информации;

- представить  практический опыт апробации образовательной технологии  лэпбук  в работе с детьми;

- тиражировать педагогический опыт по созданию и использованию лэпбуков.

Решая задачу создания адаптивной среды для детей с ОВЗ, в ДОУ созданы надлежащие материально- технические условия и комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ специалистами.

Содержание работы воспитателя имеет коррекционную направленность. Педагоги должны иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, и владеть  современными педагогическими технологиями, методиками, средствами, организации образовательного процесса для таких детей, которые будут активизировать деятельность детей с ОВЗ, заинтересовывать их, способствовать их интеллектуальному, личностному и творческому развитию каждого из них.

Планируя свою работу с учетом требований программы, индивидуальных особенностей детей,  при этом не снижая темп работы всей группы, специалисты в индивидуальной работе восполняют пробелы, отрабатывают материал, предъявляя его в доступной форме ребенку с ОВЗ по его индивидуальному образовательному маршруту в рамках всех образовательных областей.

Интерактивные тематические папки - лэпбуки,  представленные в психолого-педагогических публикациях в качестве образовательной технологии, метода активного обучения, дидактического средства, вызвали интерес у педагогов нашей группы. Мы решили активно использовать эту технологию в своей работе.

Мы  сделали свои книги, в которые поместили фотографии и рисунки с различными историями «Собираем урожай», «Стираем вместе», «Летняя прогулка в лес»,   ребенок охотно читает с нами такие книги.

Пример на презентации

Мы отметили  эффективность работы с такой книгой, поэтому решили разрабатывать их и для конкретных детей с ЗПР, и с ТНР, ставя соответствующие цели и задачи развития.

Лэпбук- это гибкий подход к отбору образовательного и коррекционно-развивающего содержания, методов и форм работы  с детьми с учетом возрастных, индивидуально-типологических особенностей, трудностей и образовательных потребностей.

Лэпбук для особых детей - это некоторая особая форма организации учебного и наглядного материала, помогающая эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.

В лэпбуке представлена  информация в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и другие детали с наглядной информацией в виде рисунков, картинок, ребусов, мнемотаблиц по избранной теме, а также интересные игры и задания, которые с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке, а с другой стороны, позволяют подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Это отличный способ разносторонне изучить конкретную тему с детьми с ОВЗ дошкольного возраста, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок примет участие в поиске, анализе и сортировке информации, будет активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

В одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности.  Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность.

Не менее важное значение имеет включение родителей в процесс образовательной работы путем организации целенаправленной просветительской и практической работы с семьей ребенка с ОВЗ. Изучая тематический материал родителям предлагается изготовить лэпбук с определенным набором  изучаемого материала и позже презентовать по его использованию как самостоятельно ребенком, так и совместно с родителями. Изготовление с ребенком лэпбука дома дает хорошие результаты в развитии детей с ОВЗ: родитель и ребенок,  изучая материал,  обучаются работать вместе, что  обеспечивает дальнейшую учебную деятельность детей с ОВЗ ( удовлетворение, позитивное эмоциональное состояние, педагогическая компетентность родителей); усваиваются и закрепляются необходимые умения и знания, перенос полученных  знаний в ДОУ в другую ситуацию (достаточно активная динамика  индивидуального развития ).

Пример детско-родительских лэпбуков.

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать выводы о том, опыт использования лэпбуков весьма важен как для педагогов, так и для детей и их родителей. Активное участие   внедрении новой технологии свидетельствует о профессиональной заинтересованности поиска эффективных способов организации инклюзивного образования. Использование лэпбуков в  образовательном процессе доказало  целесообразность их применения в качестве дидактического средства и наглядного метода обучения в индивидуальной работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, а также вызвала интерес у детей «нормы».

Дети проявляют интерес к интерактивной папке: их привлекает разнообразие и возможность выбора различных дидактических заданий, задают вопросы как по содержанию лэпбука, так и по возможности расширения имеющейся информации. Рекомендуем коллегам наш опыт активно использовать в своей работе интерактивные тематические папки- лэпбуки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направление работы – Традиционный опыт образования детей с ограниченными возможностями здоровья: эффективность, качество, потенциал.

Дисграфия –это частичное специфичное нарушение процессов письма. Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи,она является серьезным препятствием в овладении грамотой на...

Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте

Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте. Р...

Современные логопедические технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста

Инклюзивное образование – это образовательный процесс, в ходе которого предполагается доступность обучения для всех детей, среди которых и дети с особыми потребностями....

Практика взаимодействия специалистов дошкольных образовательных организаций и родителей в процессе воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассмотрены основные проблемы взаимодействия специалистов дошкольных образовательных организаций и родителей в процессе воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья, ...

«Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26916173","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]В настоящее время с каждым годом увеличивается количество дете...

УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Социализация дошкольника - процесс не стихийный, планомерный, требующий от взрослого (педагога, родителя) внимательного отношения не только к тому как ребенок развивается, но и к тому, как же научить ...