УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
проект (старшая группа)

Полесовщикова Наталья Александровна

Социализация дошкольника - процесс не стихийный, планомерный, требующий от взрослого (педагога, родителя) внимательного отношения не только к тому как ребенок развивается, но и к тому, как же научить ребенка в будущем обходиться без взрослого. Успешность этого процесса зависит от взрослого способного организовать повседневную жизнь ребенка таким образом, чтобы в будущем уже повзрослевший человек легко приспосабливался к новым обстоятельствам в жизни, был резильентным, умеющим справляться с неудачами и стрессом, способным адаптироваться в обществе.

Г.М. Андреева определяет социализацию как двусторонний процесс: с одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой — процесс активного воспроизводства системы соци­альных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. [1,46]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_ovz.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГИНИЗАЦИЮ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Полесовщикова Наталья Александровна,

педагог-психолог

Варич Анастасия Сергеевна,

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №28»,

Г.Усолье-Сибирское

Социализация дошкольника - процесс не стихийный, планомерный, требующий от взрослого (педагога, родителя) внимательного отношения не только к тому как ребенок развивается, но и к тому, как же научить ребенка в будущем обходиться без взрослого. Успешность этого процесса зависит от взрослого способного организовать повседневную жизнь ребенка таким образом, чтобы в будущем уже повзрослевший человек легко приспосабливался к новым обстоятельствам в жизни, был резильентным, умеющим справляться с неудачами и стрессом, способным адаптироваться в обществе.

Г.М. Андреева определяет социализацию как двусторонний процесс: с одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой — процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. [1,46]

Современные изменения в образовании предъявляют определенный набор компетенций к выпускнику дошкольного образовательного учреждения. Первоклассник нового поколения должен быть конкурентноспособным, умеющим высказывать личное мнение, любознательным, самостоятельным, неординарно мыслящим, творчески решающим поставленные задачи. Данный факт является ключевым, так как становление личности способной коммуницировать продуктивно, гарантирует благополучную адаптацию в обществе. Одним из средств, обеспечивающих формирование коммуникативных компетенций в развитии «Я» ребенка в пространстве ДОУ, считают театральную деятельность.

 В нашей стране регулярно растет количество детей, которые имеют нарушения в развитии. Социализация ребенка с ОВЗ благополучно совершается в коллективной работе и общении с другими людьми. Для таких детей даже самые маленькие, незначительные успехи уже результат. Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных методов для социальной адаптации детей, а также формирования у них коммуникативных способностей.

       Вся жизнедеятельность ребенка пропитана игрой. Любой дошкольник стремится исполнить собственную значимость. Научить детей играть, в ходе игры выполнять действия и брать на себя роль, совместно с этим помогая ему приобретать жизненный опыт, — все это без исключения может помочь реализовать театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность дает возможность формировать опыт социальных навыков поведения. Она может помочь ребятам справиться с застенчивостью, неуверенностью в себе, стеснительностью. Театр обучит детей наблюдать прекрасное в жизни, породит желание лично переносить в жизнь прекрасное и доброе. Любимые герои становятся примерами для подражания. Непосредственно способность детей к подражанию дает возможность воспитателям посредством театрализованной деятельностью проявлять положительное воздействие на ребенка. Применяя игры драматизации, театрализованные игры, мы стараемся посодействовать ребятам с ОВЗ создать комплект алгоритмов поведения в различных моментах, а кроме того подбирать более приемлемый вариант поведения. Данная цель благополучно решается в ходе игровых занятий с ребенком, в процессе которых мы применяем компоненты сказкотерапии, песочной терапии, музыкотерапии.

В арсенале педагога есть инструментарий, который может гарантировать успешность социализации дошкольника. Одним из таких инструментов и является театральная деятельность. В театральной деятельности ребенок открывается для себя и других с новой стороны. Ребенок проявляет в такой деятельности себя творчески, она дает хороший трамплин для дальнейшего развития. В театральной деятельности оттачиваются навыки оратора, коммуникативные компетенции детей. Ребенок приобщается к духовным ценностям. Используя литературные произведения в театральных постановках, отрабатываются эмоции, дети учатся сочувствовать, а также реализуется нравственная направленность произведения. В результате включения ребенка в театральную деятельность, он осваивает базовые основы коммуникаций, учится высказывать свое мнение, раскрывается как индивид, пробует на себе социальные роли. Все выше перечисленное обеспечивает успешность ребенка, раскрывает его потенциал, провоцируя проявлять себя неординарно, творчески. Ребенок приобретает опыт решения задач, предлагаемых обществом в различных межличностных ситуациях, проигрывая роли в театральной студии. Дети становятся более самоуверенными, позитивными, мыслящими не стандартно, становятся оптимистами. Дошкольники учатся гармонично выстраивать свои отношения как со сверстниками, так и со взрослыми. Дети становятся успешными, осознают свою значимость в обществе, понимают на сколько креативны, свободны в выборе деятельности. [2, 127]

Педагог-психолог совместно с музыкальным руководителем, запустили проект. Проект, направлен на создание специальных условий, которые обеспечат успешную социализацию дошкольников, способствуют развитию креативных способностей, формируют коммуникативные компетенции у детей через вовлечение их в театральную деятельность. Одним из таких условий явилось создание и дальнейшее обогащение центра театральной деятельности. Проект включает в себя главные направления работы по развитию театральной деятельности, целью который является развитие креативности мышления и коммуникативных умений дошкольников. В рамках проекта разработаны и реализованы методические рекомендации по наполняемости центра театральной деятельности. Были созданы необходимые условия для реализации проекта, это программное обеспечение. Проект основывается на программе театральной студии «Вдохновение» на 3 года, утвержденной ДОУ. Репертуар подбирался с учетом особенностей и способностей каждого ребенка. Были создана развивающая среда для занятий в студии для каждого ребенка. За основу брались литературные произведения детских авторов и авторские сценарии, написанные специально под данную группу детей, со скрытой линией развития творческих способностей каждого. В проекте участвовали старшие дошкольники нашего учреждения. На начальном этапе была создана одна группа детей старшей дошкольного возраста. На данном этапе реализации проекта - это старший состав студии «Вдохновение» (36 человек). С целью выявления новой группы творческих детей в рамках проекта в 2020/21 учебном году набран младший состав, качественный состав которого разнороден (средняя группа, группа ЗПР, группа ТНР), численный состав постепенно закрепляется (63 человек). Было организовано социальное партнерство в рамках нашего проекта. Нашими партнерами стали: Дом детского творчества, ДК «Химик», МБОУ СОШ №12, родители детей, ДК «МИР», библиотеки города.

В рамках проекта был организован конкурс для педагогов «Фетровые сказки». Данный конкурс способствовал пополнению театрального центра в каждой группе. В конкурс были вовлечены родители детей, они помогли в создании героев сказок. Итогом конкурса стали театральные постановки детских сказок, каждая группа демонстрировала сказку с помощью героев, которые они создали.

Всю работу мы разделили на три части. Первая часть была нацелена на более близкое знакомство детей друг с другом. Педагогом-психологом была проведена серия мини-тренингов. Цель данных тренингов пробудить в детях инициативу, научить проявлять эмоции через мимику, жесты, тело. Дети учились высказывать свое мнение в группе, доказывая свою точку зрения. Вторая часть работы была посвящена коллективным играм, на которых дети учились брать на себя роли и соблюдать правила игр. Третья часть работы раскрывала перед детьми виды театра, возможности театра. [3, 86]

Результатом реализации проекта на данном этапе стало участие детей в фестивале Б.Л. Фридмана со сказкой В.Г. Сутеева «Раз, два – дружно!». Дети второй год демонстрируют свои способности на региональном конкурсе ПДД, постановки авторских сказок по правилам дорожного движения, ребята занимают призовые места в области, а также дети приняли участие в областной научно-практической конференции «Опыт+опыт=результат», сказка про детский сад. Детьми были созданы мультфильмы «Сказ об омуле», «Приключения нерпочки Алтаны» и т.д.. С данным мультфильмами наше учреждение участвовало в фестивале «Siberian Fest». Принимали участие в событийном марафоне, посвященному десятилетию проекта «Школа Росатома», с авторским стихотворением «Ученый».

В итоге проделанной нами работы, мы можем утверждать о том, что выпускники студии «Вдохновение» будут успешно социализироваться в обществе. Дети приобрели такие компетенции, как любознательность, активность, дети стали более эмоциональными, коммуникабельными, дети научились контролировать свое поведение и окружающих. Дети научились планировать свои действия, осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, анализировать причины успеха/неуспех. У детей сформировались потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. [4, 103]

Во время проведения описанных мероприятий дети стали более терпимыми по отношению друг к другу. Включенность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников более высокого уровня развития повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации. Как результат —умение вступать в контакт, межличностное взаимодействие, в разных ролевых и социальных позициях: просить, принимать и оказывать помощь. Все это в целом повышает адаптационные возможности детей.

Совместная игра увеличила социальную важность ребенка с ОВЗ в глазах ровесников. Наши ребята обучились формулировать собственные эмоции и осознавать чувства других, взаимодействовать друг с другом. Театрализованная игра для нас стала наиболее результативным методом и способам влияния на детей, в коем более наглядно выражается правило преподавания: учить играя! Подведя итоги выше сказанного, можем сделать вывод, что через развитие театрализованной деятельности совершается многостороннее формирование каждого воспитанника, существенно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 376с.
  2. Бодалева А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: Н.П.О, “Модек”, 1996. - 256с.
  3. Родионов В. А., Ступницкая М. А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе/Художник А. А. Селиванов — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. — 160 с.
  4. Скурат Г.Г Детский психологический театр развивающая работа с детьми и подростками. – СПб: Речь, 2007. – 144с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через организацию театральной деятельности

Театральная деятельность всегда широко использовалась в дошкольной педагогике, как средство развития устной речи детей. Для детей с речевым недоразвитием этот вид деятельности является ещё и к...

Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте

Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте. Р...

Успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

Консультация для родителей по успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...

Инновационный проект «Индивидуальная траектория развития и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (4 – 6 лет) в дополнительном образовании»

Цели и задачиЦель: создание безбарьерной развивающей среды социализации и творческой самореализации детей с ОВЗ в общей группе обучения Школы раннего развития ребенка.Задачи:успешное включение детей с...

Современные логопедические технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста

Инклюзивное образование – это образовательный процесс, в ходе которого предполагается доступность обучения для всех детей, среди которых и дети с особыми потребностями....

Повышение родительской компетентности как условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается вопрос о необходимости повышения родительской компетентности как условия успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...

«Технология лэпбук- эффективная практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»

Интерактивные тематические папки - лэпбуки,  представленные в психолого-педагогических публикациях в качестве образовательной технологии, метода активного обучения, дидактического средства, вызва...