Статья « Песочная терапия в работе учителя – логопеда».
статья по коррекционной педагогике

Полянина Елена Ивановна

Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно- образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрыть каждого ребёнка индивидуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья « Песочная терапия в работе учителя – логопеда».

                                                                        Учитель- логопед: Полянина Е.И.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Это и есть песочная терапия – одно из направлений арттерапии. Другими словами – лечение песком.

В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики.

Но как известно все новое – хорошо забытое (или незабытое) старое. Все мы знаем как полезно рисовать пальчиками на манке, перебирать мелкие предметы, сравнивать тактильные ощущения, ощупывая  разные по структуре поверхности. Все это нам дает применение игр с песком на наших коррекционных занятиях.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методике довольно обширны.


Метод песочной игры подходит для детей от трех лет, применяется для работы с проблемами: трудности в общении , взаимоотношения детей и родителей, кризисные ситуации (развод, переезд и др.) ,психологические травмы, расстройства настроения, страхи, тики, навязчивости и др. расстройства, проблемы поведения (агрессия и др.).

Помимо общепринятых направлений  используется для коррекции  нарушений устной и письменной речи у детей.

Использование песочной терапии на логопедических занятиях помогает в работе с любыми темами: развитие фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развитию связной речи, развитию грамматического строя речи, обучения чтению и письму,   работа над разнообразными понятиями (овощи, мебель, посуда и др.).

В песочной игре ребенок и логопед легко обмениваются идеями, мыслят чувствами, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения.

Единственным противопоказанием для ребёнка является наличие аллергической реакции на песок, а так же царапины и порезы на руках.

Организация игрового процесса начинается: с демонстрации песочницы и фигурок, со знакомства с правилами игр на песке, с формулировки инструкций к играм; завершение занятия, ритуал выхода.

Хочу поделиться некоторыми играми, которые я использую на своих занятиях.

При выполнении артикуляционных упражнений.

«ЛОШАДКА» Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

«КАЧЕЛИ» Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«ЧАСИКИ» Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК» Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

При развитии фонематического слуха и восприятия.

 «СПРЯЧЬ РУЧКИ» Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«СЛОГОВЫЕ ДОРОЖКИ» Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

При автоматизации звуков.

«СИЛЬНЫЙ МОТОР» Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения — рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«СЛАБЫЙ МОТОРЧИК» Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.

 При коррекции лексико0 грамматических нарушений речи.

«ЧЕГО НЕ СТАЛО» - игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

«ПОДБЕРИ СЛОВО» Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными.

При развитии связной речи.

« СОСТАВЬ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Ребенок рисует на песке предмет и составляет предложение.

При подготовке  к обучению грамоте.

Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д. Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

При анализе слова и предложения.

 «НАЧЕРТИ НА ПЕСКЕ»Логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.

«НАПИШИ НА ПЕСКЕ»Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает. (или логопед пишет, а ребенок читает.) Логопед предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное), а затем превратить его в другое заменив один звук(букву) (РАК-МАК).

Логопед пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

- обучающиеся чувствуют себя более успешными;

- перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в «песочницу» существенно повышает мотивацию к занятиям;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения  речи. На фоне комплексной логопедической по...

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, ...

«Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда»

Принцип терапии песком был предложен ещё Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психологом и философом, основателем аналитической терапии. Песочная терапия  - одна из разновидностей игр...

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда

Данный материал представляет собой описание методов и способов использования песочной терапии в работете учителя-логопеда...

Технология песочной терапии в работе учителя-логопеда

Осуществление коррекционно – логопедической работы с применением нетрадиционных методов (песочная терапия)....

Статья "Элементы песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста"

В данной статье идет речь о элементах песочной терапии, которые можно использовать в логопедической работе....