Методическая разработка. Конспект занятия по развитию слухового восприятия и речи в младшей группе для детей с нарушением слуха.
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Татьяна Александровна Чернышева

Одной из форм работы с детьми с нарушениями слуха являются индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей, овладение средствами общения в условиях сниженного слуха и обучение произношению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_portal.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Методическая разработка

                                                   Конспект занятия

                            по развитию слухового восприятия и речи

                      в младшей группе для детей с нарушением слуха

                              учителя-дефектолога Чернышевой Т.А.

                ГБДОУ № 133 Выборгского района компенсирующего вида.

Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить воспроизводить, различать и опознавать их звучания.

Задачи:

Образовательно-познавательные:

1.Повторить речевой материал по теме «Музыкальные игрушки».

2.Формировать представления детей о музыкальных игрушках.

3.Учить различать и опознавать звучания музыкальных игрушек при выборе из четырех при постоянно увеличивающемся от источника расстоянии.

Коррекционные:

1. Учить реагировать движением на начало и конец звучания в зависимости от источника звука.

2. Упражнять в воспроизведении речевого материала посредством фонетической ритмики.

3.Учить произносить речевой материал сопряженно, отраженно и в самостоятельной речи.

4.Продолжать учить читать глобально путем подбора табличек к картинкам и предметам.

Воспитательные:

1.Формировать интерес к совместной деятельности.

2.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

3.Способствовать созданию положительного эмоционального настроя.

Оборудование: музыкальные игрушки - барабан, бубен, дудка, гармонь, таблички и картинки с изображением музыкальных игрушек по количеству детей, ширма, кот-игрушка, мешок, фланелеграф с изображением музыкальных инструментов и табличек с названиями, схемы-пиктограммы с инструкциями: «Встаньте в ряд», «Встаньте в круг», «Идите», «Бегите», «Прыгайте», «Стойте», экран-веер.

Методы и приемы:

Наглядные:

- Работа с табличками, картинками, музыкальными игрушками, пиктограммами-инструкциями.

Словесные:

- Фонетическая ритмика.

- Вопросы педагога и ответы детей.

- Упражнение по развитию слухового восприятия - «Что звучало?» .

Игровые:

- Динамическая игра «Слушай и делай».

- Игра «Оркестр».

- Пальчиковая игра «Музыкальные игрушки».

Практические:

- Упражнение «Подложи табличку».

                                                Ход занятия:

1. Организационная часть.

Педагог: привлекает внимание детей звучанием бубна, предъявляет пиктограмму с табличкой-инструкцией «Встаньте в ряд».

Педагог: Поздоровайтесь. Привет.

Дети: Привет.

Педагог: Будем заниматься. Слушайте и делайте вместе со мной.

2. Фонетическая ритмика.

(Педагог с детьми синхронно выполняют движения с произнесением гласных звуков и их сочетаний).

А  У  Э  О  И

А   У -  АУ

У   А -   УА

Э   А -   ЭА

И   А  -  ИА

За дверью раздается мяуканье.

Педагог: Слышите, кто там? (Дети повторяют за педагогом: «Кто там?»).

Педагог: Это кот. Кто это? (Дети отвечают)

- Кот хочет познакомиться. Как тебя зовут? (Дети по очереди гладят кота, называя свои имена).

- Кот будет слушать и смотреть. Мы будем заниматься - слушать и говорить. Сядьте.

3. Пальчиковая игра.

Педагог и дети синхронно выполняют движения руками, воспроизводя речевой материал, педагог обращает внимание детей на изображения музыкальных инструментов на фланелеграфе:

- Мы на дудочке играли -ду-ду-ду, ду-ду-ду (имитация игры на дудке с проговариванием слогов).

- Громко в барабан стучали та-та-та, та-та-та.(указательным пальцем правой руки стучать по указательному пальцу левой и наоборот).

- Быстро бубном мы шумели - ш-ш-ш, ш-ш-ш, ш-ш-ш, ш-ш-ш (раскрытой ладонью правой руки производить движения по часовой стрелке, затем тоже самое воспроизводить левой рукой).

- Погремушкой мы гремели - чу-чу-чу-чу.(попеременные движения руками, сжатыми в кулаки).

- На гармони мы играли - а-а-а, а-а-а.(имитация игры на гармони).

- И красиво танцевали - ла-ла-ла, ла-ла-ла (одновременные движения двумя руками «фонарики»).

4. Слухо-зрительное восприятие звучаний музыкальных игрушек.

Педагог: Сядьте на ковер. Что это? (показывает мешок). Это мешок. Кот принес мешок.

Спросите, что там? - дети спрашивают, педагог достает из мешка барабан.

-Это барабан, слушайте, как звучит.(педагог воспроизводит звучание барабаном, предъявляет табличку).

Аналогично предъявляются детям звучания всех музыкальных игрушек - бубна, дудки, гармони.

5. Различение и опознавание на слух звучаний музыкальных игрушек.

Педагог, убирая игрушки за ширму,  предлагает детям послушать, звучания дудки, барабана, гармони и бубна  и показать картинку с изображением игрушки, которая звучала.

- Слушайте. Что звучало? - Дети показывают картинку той игрушки, которая звучала.

6. Динамическая игра.

Педагог: Встаньте в круг. Будем играть. (показывая музыкальную игрушку и обращая внимание детей на пиктограмму-инструкцию на фланелеграфе)

Барабан звучит - идите, бубен звучит - бегите, гармонь звучит - прыгайте, звука нет - стойте.

Педагог звучит музыкальными игрушками в произвольном порядке в первый раз на слухо-зрительной основе, затем воспроизводит звучания только на слух за ширмой. Дети выполняют движения под звучания и останавливаются, когда звук прекращается.

Педагог: Молодцы, сядьте на ковер.

7. Глобальное чтение табличек.

Педагог предлагает детям взять из мешка по одной музыкальной игрушке, дети достают, педагог за экраном спрашивает:

-У кого барабан?

Ребенок приближенно воспроизводит:

-У меня барабан.

-Возьми табличку.

Дети по очереди подбирают таблички в соответствии с выбранной игрушкой.

8. Игра «Оркестр».

Педагог предлагает детям извлечь звучания музыкальных игрушек по устной инструкции, воспринятой на слух за экраном.

- У кого барабан? Играй.

- У кого бубен? Играй.

- Играйте  вместе.

9. Подведение итогов, оценка деятельности.

Педагог: Кот говорит: « Молодцы! Занимались хорошо, слушали хорошо, говорили хорошо. Мяу, спасибо.»

- Скажите коту «пока». Дети прощаются с котом.

- Помогите мне убрать игрушки на место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта по математическому развитию «Зайке холодно зимой» во 2 младшей группе.

Занятие разработано в соответствии с ФГОС ДО, окажет помощь воспитателям в проведении образовательного процесса  в соответствии с современными требованиями....

Перспективный план (примерного) распределения задач по развитию зрительного восприятия формы во 2 младшей группе для детей с нарушением зрения.

Данная разработка будет полезна учителям- дефектологам, работающим с детьми с нарушением зрения,  есть возможность примерного распределения задач по зрительному восприятию для детей 2 младшей гру...

Конспект ООД по развитию речи в младшей группе для детей с нарушением слуха.

Конспект ООД по развитию речи в младшей группе для детей с нарушением слуха по теме "Игрушки"...

Методическая разработка конспекта занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему "Животные холодных стран" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Автор-разработчи...

Технологическая карта (конспект) занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению в группе компенсирующей направленности слабослышащих и позднооглохших детей по теме "Насекомые".

Данная публикация представляет собой технологическую карту занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению в группе компенсирующей направленности слабослышащих и позднооглохших д...

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе для детей с нарушением слуха на тему: «Геометрические формы: круг, квадрат, треугольник»

Данный материал содержит в себе конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе для детей с нарушением слуха на тему: "Геометрические формы: кр...