Методическая разработка комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательной работы группы компенсирующей направленности № для детей со сложным дефектом
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Светлана Владимировна Давыдова

Методическая разработка комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательной работы группы компенсирующей направленности №  для детей со сложным дефектом  в возрасте от 4 до 7-ми лет на октябрь 20… года. (1 этап)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_ovoshchi.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно - тематический план воспитательно - образовательной работы группы компенсирующей направленности
№  для детей со сложным дефектом в возрасте от 4 до 7-ми лет на октябрь 20… года. (1 этап)

1 неделя: «Овощи. Огород»

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять представления детей о времени сбора урожая на огороде, различать по внешнему виду, по вкусу, на ощупь овощи: помидор, огурец, морковь, капуста, репа, лук, картошка.
  • Знакомить с сельскохозяйственными профессиями: тракторист, водитель.
  • Обогащать пассивный и активный словарь детей глаголами, обозначающими трудовые действия: убирать, собирать, поливать

Воспитательные:

  • Способствовать формированию у детей бережного отношения к природе, к труду взрослых.
  • Развивать умение

 

Развивающие:

  • Развивать чувство ритма, мелкую моторику кистей рук, координацию движений, за счет использования пальчиковых игр и лепки из пластилина и соленого теста по теме «Овощи».

3 и 4 недели: «Фрукты»

Задачи:

Образовательные:

  •  Дать детям первоначальные представления о фруктах.  
  • Обогащать пассивный и активный словарь детей по теме «фрукты»
  • Формировать представление о величине (высокий - низкий»), количестве (один, много), цвете при обследовании муляжей фруктов.
  • Уточнить знания о понятии «половина» через использование дидактических и развивающих.

Воспитательные:

  •  Воспитывать элементарные навыки культуры поведения: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом.
  • Знакомство с правилами безопасного употребления в пищу фруктов.

Развивающие:

  • Развивать моторику, зрительное и сосредоточение, тактильные и вкусовые анализаторы при обследовании фруктов.
  • Развивать умение согласовывать движения, слуховое сосредоточение при восприятии и исполнении потешки, песни.


Комплексно-тематический план воспитательно - образовательной работы группы компенсирующей направленности №  для детей

со сложным дефектом в возрасте от 4 до 7-ми лет по теме:

«Овощи» на 1-2 недели октября 20… года 1 этап

Итоговые события: Праздник: «Колобок в осеннем лесу» 

Образова-тельные области

Виды совместной деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др. виды игр.

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Экскурсии на детский огород: «Просто чудо-огород», «В огороде нашем пусто, но осталась вся капуста» 

Сюжетно-ролевые игры: «Поездка в овощной магазин», «Вкусный сделаем салат и накормим всех зверят» -  развиваем умение нарезать пластилиновые овощи, перемешивать ложкой, кормить кукол салатом.

Моделирование проблемных ситуаций по правилам поведения: «Кукла Аня пришла в овощной магазин» воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Сюжетно-дидактическая игра: «Кукла Аня покупает овощи», «Сварим суп из овощей» -       развивать умение узнавать знакомые овощи по внешнему виду, развивать у детей интерес к играм с куклой.

Рассматривание сюжетных картинок: «Что растёт в огороде?», «Осень кормит урожаем птиц, зверей и нас с тобой» умение называть овощи: огурец, помидор, морковь, капуста.

Дидактическая игра на закрепление социальных понятий: «Ты морковку умой кипяченою водой»

Драматизация песни: «Огородная – хороводная», «Поднялся наш огород» познакомить с урожаем овощей, вовлечь в игровую ситуацию, умение называть овощи.

Чтение: Р.Н.С. «Репка», Л.Громова «Как у бабушки на грядке», Е. Груданов «На грядке расселась ловко», Н. Лебедева «Сидит на грядке огурец»,

Игры-имитации: «Кукла Аня собирает овощи», «Покорми зайку» умение подражать действиям взрослого, расширять запас понимаемых слов за счёт названий овощей.

Беседа: «Гости с огорода», «Подарок для зайки»

Свободное общение: «Полезные и вкусные овощи», «Овощи растут в огороде на грядке»

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

Наблюдения. Трудовые поручения. Знакомство с трудом взрослых – рассказ.

Ручной труд из природного материала, бросового материала (изготовление подарков, игровых атрибутов. пособий, дидактических игр, ремонт книг, праздничное оформление группы) «Кто трудится на огороде», «Что мама приготовила из овощей?», «Буду воду я носить, под капусту буду лить» желание помогать взрослым.

Чтение, Беседа, Рассматривание иллюстраций по теме: «Мы корзину овощей с огорода принесли», «Чистые овощи», «Найди и назови овощи на картинке», «Со сметаной в мисочке» разговор о необходимости мыть руки и овощи перед едой.

Моделирование проблемной ситуации: «Помоги зайчику найти чистую морковку», «Грязные и чистые овощи», «Свинка Пеппи против микробов»

Настольная игра. Речевая игра: «Я зеленый огурец, витаминов удалец» сортируем овощи.

Изготовление игр и пособий: Дидактическая игра «Посади огород»

Познаватльное развитие

Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мир

и экспериментирования с ними)

 Опыты и эксперименты: Д\И: "Угадай на вкус" различать овощи на ощупь, по вкусу. Замечательные рисунки с помощью отпечатков овощей.

Поисковая и исследовательская деятельность. Игры с водой: «Моем овощи – муляжи для салата» (сухие и мокрые), «Угадай, что съел зайчик», «Слепи, что съел», «Морковный сок» в овощах есть сок, он имеет цвет.

 

Развивающие игры: Д \И «Овощная корзиночка», «Узнай и назови овощи». «Много, один» (на морковках), «Найди половинку», «Какого цвета помидор», «Отвечай-ка по порядку, что растет на нашей грядке»

Дидактические игры: «Круглые овощи», «Найди лишний», «Покажи такой же», «Собери морковку» развивать умение собирать из 2-4 частей целое. «Парные картинки» 

 «Узнай и назови овощи» «Назови одним словом» «Собери красные и жёлтые овощи», «Что съел зайка?» (прячется овощ)

Рассказ воспитателя: «Про капусту в огороде я хочу вам рассказать»

Рассматривание и чтение: «Какой овощ ты любишь?» рассматривание муляжей овощей в уголке природы, иллюстраций в книгах, журналах, календарях, с помощью плакатов.

Наблюдение: «Прогулка на огород» пополнять пассивный и активный словарь детей.

Конструирование: «Ящики для овощей», «Огородные дорожки» (длинные, короткие), «Мы сажаем сад» игры с песком, тестом.

 Проблемная беседа: «Осторожнее ребятки убирайте урожаи с грядки» (бывают колючки)

Создание в группе альбома: «Подружитесь с овощами» 

Речевое развитие

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Беседа: «Ешьте овощи и фрукты – это лучшие продукты» по стихам про овощи, с помощью рассматривания иллюстраций, плакатов.

Свободное общение. Работа с коллажом "Огород"

Речевые игры: «В огороде заинька» побуждать детей к выполнению движений в соответствии с текстом и показом. «Отвечай-ка по порядку, что растет на нашей грядке». «Подбери овощи по цвету», «Я капуста» - надуть щеки (капуста толстенькая – вот какая)

Дидактические игры: пазлы по теме, разрезные картинки: "Огородник", домино "Овощи", кубики с картинками из 2- 4-х штук по теме.

Театрализованная игра: Р.Н.С. «Репка» (на конусах, настольный театр, на кавролине) Показ настольного театра по потешкам: «Козел Мефодий в огороде», «Скоро будет урожай, если хочешь, собирай»

Частичная игра-драматизация: по потешкам: «Поднялся наш огород», «Здравствуй, осень» развивая положительный эмоциональный фон, пассивный и активный словарь.

Наблюдение за опустевшими овощными грядками.

Пальчиковые игры перед завтраком: «Засолка капуты»,  «Овощная ладошка» координация слов с движением.

 Упражнение: «Переложи горох», «Поварята»

Мимическое упражнение: «Горький лук», «Вкусная морковка», «Сочный помидор» «Хрустящий огурец»

Динамическая пауза «Огородники» развивать способность выражать различные эмоции.

Чтение: Р.Н.С. «Репка», О. Шалимова «Бабушка капуста» краткий рассказ с помощью иллюстраций.

 Заучивание песенки: «Огуречик, огуречик»

Рассматривание иллюстраций: «Что нарисовано на картинке»

Настольный (пальчиковый, кукольный) театр по потешке: «В огороде заинька» умение слушать, подражать действиям взрослого.

Просмотр отрывков из мультфильмов. Развивающий мультфильм: «Запоминай овощи» 

 Изготовление книг-самоделок: «Огород» (из старых книг, журналов, открыток)

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

Изготовление оформления для группового помещения к досугу: «Подарки осени»

Лепка: «Морковка для зайки», «Гороховый стручок» лепят из зеленого пластилина колбаску и вдавливают в нее горошины. «Строим забор для огорода» лепить столбики.

Рисование: «Ай, да репка», «У морковки красный носик, да зеленый хвостик»

Рисование пальчиковыми красками по стихотворению: «Огород Мефодия»

Аппликация: «Овощи на грядке», «Консервируем овощи», «Чья ботва»

Изготовление атрибутов для сюжетно - ролевых игр: «Собираем урожай», «Покорми зайку овощами»

Исполнение песенки: «В огороде много гряд», «Любим мы овощи»

Подвижные игры с музыкальным сопровождением: «Веселый огород», «Урожай»

дети отбивают ритм на металлофоне и ладошками.

Музыкально-дидактические игры. Игры по развитию слухового восприятия: «Готовим салат» (различать звуки: трем морковку, шинкуем капусту, чистим лук)

Физическое развитие

Двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Утренняя гимнастика: «Овощи-фрукты» собирать муляжи или изображения овощей, развивая мышцы рук.

Двигательные, игровые упражнения: «Попади в корзину», «Везем в машине овощи», «На земле лежит огурчик, поскорей его сорви», «По дорожке в огород»  

Подвижные игры: «Кто больше соберёт овощей», «Пойдём в огород по мостику», «Я на грядку не пущу хохлатку» (имитационные движения)

Физминутки: «Ты за хвостик ее возьми, посильнее потяни», «Перевези овощи», «Овощи рассыпались» - выполнять действия, согласовывая их со словами.

Рассматривание альбомов иллюстраций о здоровом образе жизни: «Чтобы быстрым быть и ловким, нужно много есть морковки» формировании полезных привычек.

Беседа: «Огород у нас в порядке», «Ешь морковку, сок мой пей, будешь только здоровей»

Комплексы упражнений для глаз: «Сидит на грядке и играет с нами в прятки» следить за движущимся предметом.

Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты», «В огород пойдем», «Компот», «Заготовка овощей» (нанизывать на шнур овощи и фрукты)

Профилактика сколиоза, плоскостопия: «Зайчишки на грядку сели, все морковку съели», «Шел медведь, шла медведица, шел маленький медвежонок» топчемся кулачком, ладошкой, пальчиком по спине и ножкам малыша.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Книжный уголок:

Книги для чтения:Стихи про овощи: Н. Маслей «Это красный помидор», А.Тесленко «Вот зеленый огурец»

Рассматривание иллюстраций по теме.

 Различные виды театров для обыгрывания диалогов/литературных произведений: Внести настольный театр РНС «Репка», ободки по теме: «Овощи», для обыгрывания стихов, потешек.

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов для игры: «Готовим обед», «Играем в магазин» в игровой уголок повесить фартук, прихватки, разделочные доски, добавить овощи, столовую и кухонную посуду.

Центр строительно-конструктивных игр: Конструктор Лего, схемы: «Овощи» разрезные картинки (2 – 4 части) по подражанию. «Скамеечка для огорода», «Построим сарай для фруктов», «Игры-вкладыши»

Центр продуктивных видов деятельности: Выложить в уголок рисования раскраски, трафареты с овощами. Игра с пуговицами «Овощи в банке» «Оформление выставки натуральных овощей и фруктов, их муляжей для рассматривания и ощупывания. Пополнить познавательно-речевой уголок разрезными картинками: "Огородник", домино "Овощи", кубиками с картинками из 2- 4-х частей. Гирлянды из овощей.

Центр экспериментирования (познавательный уголок, лаборатория) выложить порезанные овощи и фрукты для игры "Угадай на вкус", «Какого цвета сок?» совместно с детьми раскрасить воду, соответствующую цвету фрукта.

Центр движения (физкультурный уголок): «Перевези овощи через дорогу» -рассказать о светофоре, о правилах дорожного движения.

Взаимодействие с семьей и социальными партнерами

Создание папки-передвижки: «Расскажи малышу о правилах дорожного движения», «Полезные продукты»

Разработка маршрутов выходного дня: экскурсия в овощной магазин» познакомить малыша с правилами поведения в магазине, с элементарными правилами дорожного движения, закрепить названия овощей.

Семейные проекты: «Лепим из теста»

Создание альбома: Рекомендовать родителям совместное наблюдение за осенними работами на огороде, рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий: «Бабушкин огород», «Как ты помогала дедушке собирать яблоки»

Семейный просмотр ТВ передач на осеннюю тематику. Просмотр мультфильмов про овощи.

Изготовление газеты: Осенний праздник: «Колобок в осеннем лесу» Совместное изготовление ободков по теме: Овощи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по ознакомлению со сказкой в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом

Планирование  работы учителя-дефектолога и других специалистов дошкольного учреждения по ознакомлению детей с множетсвенными проблемами развития со сказкой (на примере РНС "Репка"). План рассчита...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук по теме «Осень» в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом.

У детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии  недостаточный уровень сформированности  не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тон...

комплексно - тематическое планирование подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР №5 2020-2021 уч.год

комплексно - тематическое планирование разработано по лексичесим темам и с учётом возрастных осебенностей детей и калндарного планирования....

Конспект непосредственной образовательной деятельности группы компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом, аутизмом

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие.Интеграция видов деятельности: игровой, познавательной, конструктивной, ком...

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...