Статья на тему «Особенности развития познавательных функций у детей с нарушениями речи»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Адамёнок Наталия Юрьевна

Статья на тему:

«Особенности  развития познавательных функций у детей с нарушениями речи»

Учитель-логопед АДАМЁНОК Н.Ю.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психологические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.

Сознание – высший уровень психической активности человека, как социального и духовного существа.
- это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.

Сознание – жизнь со знанием.

Главный недостаток сознания – неполнота и неточность персональной картины мира.

         Для многих детей с речевыми нарушениями характерна недостаточная выраженность познавательных процессов, нарушение и замедление приема и переработки сенсорной и речевой информации.

         Как показывает исследования Е.М.Мастюковой, клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с нарушением речи не редко выявляют у них характерные нарушения познавательной деятельности в целом, обусловленные как самим речевым дефектом, так  и низкой умственной работоспособностью.

         Все психические процессыу ребенка – память, внимание, воображение , мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.В Запорожец и др.).

         Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка одной их первых выдвинула Р.Е.Левина 1936.) Она рассматривала отклонения в развитии познавательной деятельности при выраженных нарушениях речи как вторичную задержку, структура которой зависит от характера первичного речевого дефекта. Эта точка зрения нашла отражение в работах многих отечественных исследователей (Т.А.Власова 1972, В.И Лубовский 1975, Л.С.Цветкова 1985, И.Т Власенко 1990 и др.)

         Другой подход в оценке отношения недоразвития речевых и познавательных процессов при нарушении речи принадлежит Е.М.Мастюковой, которая считает, что этот вопрос должен решаться дифференцированно и отличается многообразием форм. Каждой их них может соответствовать своя картина несформированности познавательной сферы, что зависит от выраженности и локализации органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы.

         Внимание к различным аспектам психического развития дошкольников обусловлено его предстоящей учебной деятельностьб. У ребенка с  общин недоразвитием речи наблюдается качественное своеобразие развития всех психических процессов.

Е.м.Мастюкова в своих исследованиях (1976) показала, что «у многих детей с речевыми нарушениями при формально сохранном интеллекте имеют место выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание психического развития.»

         У дошкольников с ОНР прослеживается тесная взаимосвязь речевых нарушений с развитием психических функций. Рассмотрим общую характеристику сформированности познавательных процессов у данной группы детей.

ВНИМАНИЕ.

Внимание - - направленность, сосредоточенность сознания человека на определенных объектах.              Многие авторы отмечают у детей с ОНР недостаточные устойчивость, объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р,Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова). Следует отметить, что Р.Е.Левина выделяла нарушение внимание как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Низкий уровень произвольного внимания приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности. (О.Н Усанова, ЮюФ.Гаркуша 1985) Данные нарушения выражаются в следующем:

- дети быстро устают в процессе деятельности, продуктивность, темп быстро падают,

- дошкольники испытывают трудности при планировании своих действий, поиске способов и средств в решении различных задач, ошибаются на протяжении всей работы (характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы)

- распределение внимания между речью и практическими действиями для детей с ОНР  оказывается трудной, порой невыполнимой задачей,

- все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются  несформированными или значительно нарушенными.

         Особенности произвольного внимания у детей в недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Так, например, если для детей с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению «на экспериментатора». Дети смотрят на экспериментатора и пытаются определить по его реакции, правильно или нет они выполняют задание. Для детей с ОНР преимущественными видами отвлечения являются следующие: посмотрел в окно,, по сторонам, осуществляет действия не связанные с выполнением задания.

 

ПАМЯТЬ – отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо. Память – один из ведущих психических процессов, имеющих особенно важное значение для дошкольников, для  интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации. По словам П.П.Блонского, дети сначала запоминают, а затем анализируют запомненный материал, то есть в этом возрасте память служит базой для мышления

 

При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР заметна снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех- четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий, запоминание вербальных стимулов у детей с ОНР значительно хуже, чем у детей без речевой патологии.

         ВОСПРИЯТИЕ.

Нарушение восприятия отмечается у всех детей с нарушением речи.

При ОНР восприятие имеет рад особенностей, которые выражаются:

- в нарушении целостности восприятия,

-трудности при соотнесении с сенсорными эталонами,

- нарушение восприятия собственной схемы тела,

-нарушение  временно-пространственных ориентировок.

По данным многих авторов несформированность  внимания занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к речевым нарушениям, к учебной дезадаптации детей дошкольного возраста.

 

ВООБРАЖЕНИЕ.

Наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи. Задержка в развитии речи знаменует собой и задержку развития воображения.

Исследования позволяют сделать выводы об особенностях воображения у детей с  ОНР. Дети данной категории по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально развивающихся сверстников. Для них характерно:

- быстрая истощаемость процессов воображения

-использование штампов, однообразность,

- требуется значительно больше времени для включения в работу, в процессе работы отмечается увеличение  длительности пауз.

- истощение деятельности.

Ответы детец с ОНР по выполненным рисункам, как правило, односложны и сводятся к простому называнию изображенных предметов, либо носят форму краткого предложения.

         Как следствие, речевое недоразвитие (бедный словарь, несформированность фразовой речи, многочисленные аграмматизмы и др) в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения являются серьезным препятствием для словотворчества детей.

МЫШЛЕНИЕ

Мышление – это высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном участии языка (речи). Установлена непосредственная связь речи и мышления (мыслительная функция речи).

Учеными ус ановлено огромное влияние речи на развитие мыслительных процессов. По мнению Л.С.Выготского, А.А Леонтьева А.Р Лурия и др  она позволяет совершенствовать мыслительные операции. Речь корелирует не только с мышлением но и с СОЗНАНИЕМ в целом.

         К концу дошкольного возраста у дете уже сформировано наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, а на более поздних этапах и словесно-логическое мышление.

Удошкольников с ОНР связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловлиывает специфические особенности мышления. Т.А..Фотекова (1993 г) утверждает, что несформированность наглядно-образного мышленич при недоразвитии речи в большинстве случаев по степени выраженности связана с тяжестью речевого дефекта.

Обладая полноценными предпосылками длч овладения мыслителными операциями дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления. С трудом овладевают операциями сравнения, анализа, синтеза. Для многих детей характерна ригидность мышления.

         Как показывают исследования у детей с недоразвитием речи на процесс и результат мышления влияют недостатки в знаниях, и наиболее часто нарушение самоорганизации. (В.А Ковшиков, Ю.А.Элькин 1979) У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающей действительности, о свойствах предметов, возникают трудности в установлении причинно-следственных свяей явлений.

Экспериментальные исследования (Т.Д.Барменковой 1997) подтверждают, что дошкольники с ОНР  по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Благодаря  исследованиям, автор  смогла выделить четыре группы детей с ОНР по степени сформированности логических операций.

1 группа. У детей, относящихся к данной группе:

- достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вербальных  логических операций, соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием;

- высокий уровень познавательной  активности;

- целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна.

2  группа. У детей, вошедших во вторую группу:

- уровень сформированности логических операций ниже возрастной нормы;

- речевая активность снижена, дети испытывают трудности приема словесной инструкции;

- отмечается ограниченный объем  кратковременной памяти, не могут удержать  словесный ряд.

3 группа. У детей, отнесенных к этой группе:

- нарушена целенаправленная деятельность при  выполнении как  вербальных, так и невербальных заданий;

- для них характерны недостаточная  концентрация внимания;

- низкий уровень познавательной активности;

- низкий объем представлений об окружающем;

- трудности установления причинно-следственных связей.

         Однако дети имеют потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями, если со стороны логопеда им будет оказана помощь.

4 группа. Для дошкольников, вошедших в четвертую группу:

- характерно недоразвитие логических операций, логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием  планомерности;

- познавательная активность низкая;

- контроль над правильностью выполнения заданий отсутс

 

ВЫВОДЫ:

  1. Мы имеем дело  с высшей функцией человеческой психики, какой является речь. Другими словами. Формируя речь, мы формируем сознание.
  2. Наш бесценный опыт показывает, что не может быть однозначных оценок психического развития. Каждый ребенок уникален, и у каждого складывается своя картина психического развития в рамках возрастных критериев.
  3.  Коррекционная работа всегда имеет положительный результат, если она осуществляется с большим вниманием к каждому конкретному ребенку.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Особенности  развития познавательных функций у детей с нарушениями речи»

Учитель-логопед АДАМЁНОК Н.Ю.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психологические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.

Сознание – высший уровень психической активности человека, как социального и духовного существа.
- это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.

Сознание – жизнь со знанием.

Главный недостаток сознания – неполнота и неточность персональной картины мира.

        Для многих детей с речевыми нарушениями характерна недостаточная выраженность познавательных процессов, нарушение и замедление приема и переработки сенсорной и речевой информации.

        Как показывает исследования Е.М.Мастюковой, клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с нарушением речи не редко выявляют у них характерные нарушения познавательной деятельности в целом, обусловленные как самим речевым дефектом, так  и низкой умственной работоспособностью.

        Все психические процессыу ребенка – память, внимание, воображение , мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.В Запорожец и др.).

        Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка одной их первых выдвинула Р.Е.Левина 1936.) Она рассматривала отклонения в развитии познавательной деятельности при выраженных нарушениях речи как вторичную задержку, структура которой зависит от характера первичного речевого дефекта. Эта точка зрения нашла отражение в работах многих отечественных исследователей (Т.А.Власова 1972, В.И Лубовский 1975, Л.С.Цветкова 1985, И.Т Власенко 1990 и др.)

        Другой подход в оценке отношения недоразвития речевых и познавательных процессов при нарушении речи принадлежит Е.М.Мастюковой, которая считает, что этот вопрос должен решаться дифференцированно и отличается многообразием форм. Каждой их них может соответствовать своя картина несформированности познавательной сферы, что зависит от выраженности и локализации органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы.

        Внимание к различным аспектам психического развития дошкольников обусловлено его предстоящей учебной деятельностьб. У ребенка с  общин недоразвитием речи наблюдается качественное своеобразие развития всех психических процессов.

Е.м.Мастюкова в своих исследованиях (1976) показала, что «у многих детей с речевыми нарушениями при формально сохранном интеллекте имеют место выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание психического развития.»

        У дошкольников с ОНР прослеживается тесная взаимосвязь речевых нарушений с развитием психических функций. Рассмотрим общую характеристику сформированности познавательных процессов у данной группы детей.

ВНИМАНИЕ.

Внимание - - направленность, сосредоточенность сознания человека на определенных объектах.              Многие авторы отмечают у детей с ОНР недостаточные устойчивость, объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р,Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова). Следует отметить, что Р.Е.Левина выделяла нарушение внимание как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Низкий уровень произвольного внимания приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности. (О.Н Усанова, ЮюФ.Гаркуша 1985) Данные нарушения выражаются в следующем:

- дети быстро устают в процессе деятельности, продуктивность, темп быстро падают,

- дошкольники испытывают трудности при планировании своих действий, поиске способов и средств в решении различных задач, ошибаются на протяжении всей работы (характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы)

- распределение внимания между речью и практическими действиями для детей с ОНР  оказывается трудной, порой невыполнимой задачей,

- все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются  несформированными или значительно нарушенными.

        Особенности произвольного внимания у детей в недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Так, например, если для детей с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению «на экспериментатора». Дети смотрят на экспериментатора и пытаются определить по его реакции, правильно или нет они выполняют задание. Для детей с ОНР преимущественными видами отвлечения являются следующие: посмотрел в окно,, по сторонам, осуществляет действия не связанные с выполнением задания.

ПАМЯТЬ – отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо. Память – один из ведущих психических процессов, имеющих особенно важное значение для дошкольников, для  интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации. По словам П.П.Блонского, дети сначала запоминают, а затем анализируют запомненный материал, то есть в этом возрасте память служит базой для мышления

При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР заметна снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех- четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий, запоминание вербальных стимулов у детей с ОНР значительно хуже, чем у детей без речевой патологии.

        ВОСПРИЯТИЕ.

Нарушение восприятия отмечается у всех детей с нарушением речи.

При ОНР восприятие имеет рад особенностей, которые выражаются:

- в нарушении целостности восприятия,

-трудности при соотнесении с сенсорными эталонами,

- нарушение восприятия собственной схемы тела,

-нарушение  временно-пространственных ориентировок.

По данным многих авторов несформированность  внимания занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к речевым нарушениям, к учебной дезадаптации детей дошкольного возраста.

ВООБРАЖЕНИЕ.

Наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи. Задержка в развитии речи знаменует собой и задержку развития воображения.

Исследования позволяют сделать выводы об особенностях воображения у детей с  ОНР. Дети данной категории по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально развивающихся сверстников. Для них характерно:

- быстрая истощаемость процессов воображения

-использование штампов, однообразность,

- требуется значительно больше времени для включения в работу, в процессе работы отмечается увеличение  длительности пауз.

- истощение деятельности.

Ответы детец с ОНР по выполненным рисункам, как правило, односложны и сводятся к простому называнию изображенных предметов, либо носят форму краткого предложения.

        Как следствие, речевое недоразвитие (бедный словарь, несформированность фразовой речи, многочисленные аграмматизмы и др) в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения являются серьезным препятствием для словотворчества детей.

МЫШЛЕНИЕ

Мышление – это высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном участии языка (речи). Установлена непосредственная связь речи и мышления (мыслительная функция речи).

Учеными ус ановлено огромное влияние речи на развитие мыслительных процессов. По мнению Л.С.Выготского, А.А Леонтьева А.Р Лурия и др  она позволяет совершенствовать мыслительные операции. Речь корелирует не только с мышлением но и с СОЗНАНИЕМ в целом.

        К концу дошкольного возраста у дете уже сформировано наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, а на более поздних этапах и словесно-логическое мышление.

Удошкольников с ОНР связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловлиывает специфические особенности мышления. Т.А..Фотекова (1993 г) утверждает, что несформированность наглядно-образного мышленич при недоразвитии речи в большинстве случаев по степени выраженности связана с тяжестью речевого дефекта.

Обладая полноценными предпосылками длч овладения мыслителными операциями дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления. С трудом овладевают операциями сравнения, анализа, синтеза. Для многих детей характерна ригидность мышления.

        Как показывают исследования у детей с недоразвитием речи на процесс и результат мышления влияют недостатки в знаниях, и наиболее часто нарушение самоорганизации. (В.А Ковшиков, Ю.А.Элькин 1979) У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающей действительности, о свойствах предметов, возникают трудности в установлении причинно-следственных свяей явлений.

Экспериментальные исследования (Т.Д.Барменковой 1997) подтверждают, что дошкольники с ОНР  по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Благодаря  исследованиям, автор  смогла выделить четыре группы детей с ОНР по степени сформированности логических операций.

1 группа. У детей, относящихся к данной группе:

- достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вербальных  логических операций, соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием;

- высокий уровень познавательной  активности;

- целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна.

2  группа. У детей, вошедших во вторую группу:

- уровень сформированности логических операций ниже возрастной нормы;

- речевая активность снижена, дети испытывают трудности приема словесной инструкции;

- отмечается ограниченный объем  кратковременной памяти, не могут удержать  словесный ряд.

3 группа. У детей, отнесенных к этой группе:

- нарушена целенаправленная деятельность при  выполнении как  вербальных, так и невербальных заданий;

- для них характерны недостаточная  концентрация внимания;

- низкий уровень познавательной активности;

- низкий объем представлений об окружающем;

- трудности установления причинно-следственных связей.

        Однако дети имеют потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями, если со стороны логопеда им будет оказана помощь.

4 группа. Для дошкольников, вошедших в четвертую группу:

- характерно недоразвитие логических операций, логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием  планомерности;

- познавательная активность низкая;

- контроль над правильностью выполнения заданий отсутс

ВЫВОДЫ:

  1. Мы имеем дело  с высшей функцией человеческой психики, какой является речь. Другими словами. Формируя речь, мы формируем сознание.
  2. Наш бесценный опыт показывает, что не может быть однозначных оценок психического развития. Каждый ребенок уникален, и у каждого складывается своя картина психического развития в рамках возрастных критериев.
  3.  Коррекционная работа всегда имеет положительный результат, если она осуществляется с большим вниманием к каждому конкретному ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игр

Формирование  фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игрЧисло дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Среди них большую ...

Мастер класс по теме: «Использование логоритмики, как метода преодоления и развития речевых и неречевых психических функций у детей с нарушениями речи»

Логоритмика способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от нарушения произношения звуков родного языка до тяжелых речевых дефектов, таких, как заикание, общее недоразвитие речи, ...

Использование игр и упражнений для развития фонематических функций у детей с нарушением речи.

Начало развития фонематических функций происходит  с развития фонематического восприятия. По данным многих исследований (например, Гвоздева А.И. Соботович Е.Ф., Левина Р.Е и др.) первичное фонема...

Статья на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью"

Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью....

Консультация для педагогов по теме: "Особенности моторной функции у детей с нарушениями речи"

Консультация для педагогов по теме: "Особенности моторной функции у детей с нарушениями речи"...

Консультация для педагогов по теме: " Особенности моторной функции у детей с нарушениями речи"

Консультация для педагогов по теме: " Особенности моторной функции у детей с нарушениями речи"...