Совместная деятельность с детьми по теме "Удивительный мир часов"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Павлова Елена Николаевна

Итоговое коррекционное занятие в рамках проекта "Часы" для детей 6-7лет, имеющих нарушения зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_udivitelnyy_mir_chasov.docx121.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Удивительный мир часов»

Цель: развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.

Задачи:

  • Закрепить и расширить знания детей об истории появления часов, их разновидностях в прошлом и настоящем, принципе работы и роли в жизни человека.
  • Совершенствовать умения использовать ранее полученные знания для решения практических и познавательных задач.
  • Расширить и активизировать словарный запас детей по лексической теме «Часы». Пополнять литературный багаж детей поговорками.
  • Развивать монологическую и связную речь. Упражнять в использовании полного и краткого ответа.
  • Развивать фонетический слух.
  • Развивать аналитико – синтетическую деятельность, продолжать развивать ориентировку в микро и макро пространстве.
  • Продолжать развивать зрительно – моторную координацию.
  • Тренировать фиксацию взора и прослеживающую функцию глаз.
  • Побуждать детей двигаться синхронно, подражая движениям педагога.
  • Развивать координированность  действия глаз – рука.
  • Закреплять знания о разных видах многоугольников и умение соотносить их по форме.
  • Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение
  • Воспитывать интерес к технике, бережное отношение к приборам.
  • Развивать умения работать в коллективе, сотрудничать и договариваться.

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, загадывание загадок, объяснение смысла пословиц;
  •  работа с толковыми словарями, поиск материалов в интернете о часах, их видах;
  •  рассматривание иллюстраций, открыток, картинок;
  • Создание мини-музея часов, картотеки фото и видео материалов, оформление стендов «Интересные часы», «Мы познаем мир», выставки поделок часов -результата работы детей и родителей.

Оборудование для занятия: различные виды часов, антистрессовый мяч, ноутбук; телевизор, видеофильмы для детей «Фиксики. Ремонт часов», «Часы»; 2 магнитных картины с изображением часов, разрезанных на 8 частей; доска; указка; шкатулка с «хорошим настроением», заводная бабочка, ленты желтого и оранжевого цвета по количеству детей, лабиринты «Свеча», черные фломастеры, костюм часовщика, аудиозапись боя курантов, звука часов с кукушкой, «хорошего настроения», плоскостное изображение часов с кукушкой, по 6 многоугольников на каждого ребенка, конфетные часы.

Ход занятия:

  1. Ситуация «Хорошее настроение»

В зал входит учитель-логопед вместе с детьми, их встречает учитель-дефектолог.

Учитель-дефектолог: «Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что находится в этой шкатулке? Хорошо, я открою вам ее секрет. В этой шкатулке находится … хорошее настроение, и мне хочется поделиться им с вами. (Звучит музыка, педагог открывает шкатулку, берет из нее «хорошее настроение» - бабочку и запускает ее в воздух) - А теперь давайте поделитесь хорошим настроением с нашими гостями, которые находятся в зале. Поднесите правую ладошку к ротику и подуйте на нее, как это делаю я. (Дети делают тоже самое вместе с педагогом.)

2. Ситуация «Часы и время»

-Я готовилась к встрече с вами, но стоило мне отвлечься на секунду, как весенний озорной ветерок испортил мне картину, которую я для вас приготовила. Помогите мне соединить части картины в целое, и вы узнаете, о чем пойдет речь.

Коррекционная игра «сложи картину».

(Дети соединяют части картины, на которой изображены часы.)

Учитель-логопед:

- Что вы видите на картине? (Ответы детей.)

- Правильно, это часы. А что же такое часы? (Часы – это прибор для определения времени.)

- Для чего нужны часы? (Чтобы узнавать время. По часам люди определяют, когда вставать, когда идти на работу, в школу, в детский сад, когда обедать, когда ложиться спать, по времени мы выполняем определенные дела.)

- Правильно. Часы придумал человек, чтобы как-то управлять своим временем. Как вы думаете, что такое время? (это промежуток, в который происходит что-нибудь)

- Как вы считаете, когда появилось время? Дети: давно.

- Мы можем потрогать время?  А увидеть время? А услышать? (Нет)

- Время было всегда. Оно не видимо, без цвета и запаха. Его нельзя потрогать руками. Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя».  Давайте все вместе повторим это слово. (дети повторяют его все вместе). В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется, оно бежит вперёд. И всё-таки люди придумали прибор, который может нам показывать время.

Как вы думаете ,что это за прибор? (Часы)

-Часы- это не время, а всего-навсего прибор, который отсчитывает его. 

Я хочу пригласить вас посмотреть интересный мультфильм «Фиксики. Часы»

( просмотр фрагмента из мультфильма «Фиксики. Часы»)

3. Ситуация  “Солнечные часы”.

Учитель-логопед: вы посмотрели, какие разные бывают часы. Я приглашаю всех посетить часовую мастерскую, там много разных часов. И мы поговорим о них.

-Самыми первыми часами были солнечные часы. Кто мне их покажет и расскажет о них?

 Ребенок: Люди чертили круг-циферблат и вбивали в середину колышек, который обозначал стрелку часов. Солнышко ходило по небу, а по кругу двигалась тень от колышка и показывала на циферблате время.

-В чем их недостаток?

Дети: в темное время суток / ночью и пасмурные дни люди не могли пользоваться солнечными часами.

Учитель-дефектолог: Коррекционная  игра: «Тень».

4. Ситуация «Живые и огненные часы»

Учитель-логопед: Дети, посмотрите, в часовой мастерской находятся петух и цветы. Как вы думаете, почему  они здесь?

Дети: Это живые часы. 

Учитель-логопед: Расскажите мне о них.

Дети: Самый верный утренний будильник – петух, причём не только весной и летом, а в любое время года. Крестьяне заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз — примерно в четыре часа утра. Другие живые часы – это растения. Цветы открывают и закрывают свои лепестки строго в определенное время. Например, одуванчики открываются в 5 часов, а вьюнок в 9.

Учитель -логопед: В чем  недостаток «живых часов»?

Дети: Цветочные часы работают только в солнечную погоду. Нельзя взять с собой. Птицу можно спугнуть.

Учитель-логопед: Есть еще часы, которыми пользовались очень давно, называются они огненные. Можете ли вы найти такие часы? Правильно, ребята, огненные часы - это свечка. Что вы можете сказать о них?

Дети: На свечу наносили полоски, время по ней определяли по тому, сколько полосок сгорало. В фитиль могли добавлять пахучих трав, чтобы каждый час свеча издавала различный запах.  

Учитель-логопед:  Чем неудобны огненные часы?

Дети: Огненные часы «работали» только в помещении, где нет ветра, пожароопасны.

Учитель-логопед: Какая поговорка связана с огненными часами?

Дети: В народе говорят, что «время сгорает как свеча».

Учитель-дефектолог: коррекционно-музыкальная игра с лентами «Сделай, как я»

5. Ситуация «Водяные и песочные часы»

Учитель-логопед: Какие необычные часы вы здесь еще видите?

Дети: водяные часы, песочные.

Учитель-логопед: Как устроены водяные часы?

Дети: Для водяных часов брали два сосуда, один сосуд заполняли водой, и вода по капельке перетекала во второй сосуд, на котором были нанесены отметкичерточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло.

Учитель-логопед: Вспомните, какая поговорка связана с водяными часами?

Дети: «Сколько воды утекло»

Учитель-логопед: Чем неудобны водяные часы?

Дети: Нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд. 

Учитель-логопед: Как устроены песочные часы?

Дети: Песочные часы сделаны из стекла, два стеклянных пузырька соединены вместе, внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит, прошло 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают, и счёт времени продолжается.

Учитель-логопед: Чем неудобны песочные часы?

Дети:  Часы действуют несколько минут и их надо всё время переворачивать.

Учитель-логопед: Вспомните, какая поговорка связана с песочными часами?

Дети: «Время течет как песок».

Учитель-дефектолог: У меня в руках песочные часы на 1 минуту. Как вы думаете, что можно успеть сделать за одну минуту? Корр. игра «Лабиринт»

6. Ситуация «Механические часы»

Учитель-логопед: Как называются часы, которые стоят рядом с песочными часами?

Дети: Механические часы. 

Учитель-логопед: Что вы можете рассказать о них?

Дети: У механических часов есть циферблат и стрелки. Внутри часов пружина и колесики, которые приводят в движение стрелки. Стрелки показывают часы и минуты. Пружину нужно переодически заводить с помощью заводной головки или гири.

Учитель-логопед:  Некоторые люди говорят: ты битый час тут сидишь, а почему так говорят?

Дети: Слово “битый” означает, что прошёл целый час. Некоторые механические часы делались с боем, отсюда и пошло выражение.

Раздается бой курантов.

Учитель-логопед: Ребята, вам знакомы эти звуки? Какие часы их издают?

Дети: Это Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

Учитель-логопед: В чем неудобство механических часов?

Дети: Механические часы нужно каждый день заводить.

7. Ситуация «Электронные часы»

Дети: Электронные часы работают без помощи колёсиков и пружинок. Они показывают время с помощью цифр на экране. Работают эти часы от батарейки или от электричества.

Учитель-логопед: Ребята, теперь вы видите, какой путь развития прошли часы, чтобы стать такими, как сейчас. Без них не может обойтись ни один человек, ни в древности, ни сейчас. Предлагаю вам поиграть в игру «Назови часы».

Физминутка: Игра с мячом «Назови часы»:

-как называются часы, которые висят на стене? (настенные)

- которые стоят на полу? (напольные)

- которые стоят на столе? (настольные)

- которые человек носит на руке? (наручные)

Часы которые стоят на камине (каминные)

Часы которые носят в кармане (карманные)

Часы которые находятся на башне (башенные)

8. Ситуация «Часовщик»

Появляется учитель-дефектолог в образе часовщика: Здравствуйте, ребята! Вы догадались, кто я? (часовщик). Я вам прочитаю стихотворение, а вы скажите, почему так говорят:

Говорят, часы стоят.

Говорят, часы спешат.

Говорят, часы идут.

Но немного отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе, а часы висят на месте.

Учитель-логопед: Объясните, что означают следующие выражения: «часы идут» (стрелки двигаются, тикают, ходят, работают правильно), «часы стоят» (сломались, стрелки не идут, не работают), «часы спешат» (идут вперёд, бегут, идут быстро), «часы отстают» (идут медленно, не спешат)?

А сейчас мы посмотрим м/ф, в к-ром лучшие знатоки часов – Фиксики расскажут вам, почему ломаются часы. Проходите, присаживайтесь, чтоб вам было удобно. 

Просмотр отрывка из мультфильма «Фиксики. Ремонт часов» (Отрывок)

Тифлопедагог: Мне принесли часы с кукушкой. Помогите мне отремонтировать их. Дидактическая игра «Ремонт часов»

9. Ситуация «Ценность времени»

Учитель-логопед: Ребята, что нового интересного для себя вы сегодня узнали? (ответы детей)

-Для чего нужны человеку часы?

Дети: Чтобы знать время.

Учитель-логопед: Человек, зная время, может успеть сделать очень много добрых дел. Недаром часам дано магическое слово «тик-так», что напоминает стук человеческого сердца. Время течёт очень быстро, как бьются наши сердца, чтобы успеть сделать полезное дело, необходимо его беречь и правильно использовать. А теперь посмотрите, какие необычные «конфетные часы» вам я подарю в вашу коллекцию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каталог «Совместная деятельность с детьми дошкольного возраста ОО «Художественное творчество» на тему: «Изучаем с детьми Правила Дорожного Движения»

       Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей пе...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Стоял в поле Теремок…»

Цель: развивать конструктивные способы и средства взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Задачи: ·        продолжать развивать и поддерживать интерес детей...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по художественно-изобразительной деятельности и развитию речи на тему: «Красно – чёрная Мезень». c использованием инновационных технологий

Дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством- Мезенской росписью.Путешествуя с девочкой Мезеночкой узнают о характерных элементах, символах, цветах мезенской росписи...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста "Зайчик" (занятие проводится с детьми и родителями)

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста "Зайчик"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19285103","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","w...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Тема: «В поисках сказок» Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет) Форма совместной деятельности: Развитие речи

Учебно-методический комплект (программы): Индивидуальная разработка на основе образовательной программы дошкольного образования «Истоки» . Развивающие занятия с детьми 4—5 лет / Под ...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию « Былинные богатыри земли русской» с использованием здоровьезберегающих педагогических технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи:Обучающие:Познакомиться с оружием богатырей;Сформи...