Использование транскраниальных микрополяризаций в комплексной терапии детей с задержкой нервно-психического развития и тяжелыми нарушениями речи
статья по коррекционной педагогике

Волкова Елена Семеновна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_s_t.leon_._dlya_konferentsii_v_appo.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Использование транскраниальных  микрополяризаций
в комплексной терапии детей с задержкой нервно-психического развития и тяжелыми нарушениями речи

Метод транскраниальных микрополяризаций (ТКМП) –высокоэффективный способ  воздействия на процессы восприятия, состояние высших психических функций, состояние речевой системы. Данный способ воздействия на центральную нервную систему позволяет активировать процессы морфофункционального созревания ЦНС, обладающий длительным последействием. (Богданов и др.2002, Шелякин, Пономаренко, 2006, Пономаренко, 1999, Вартанян и др. 1981)

Рабочая группа лаборатории физиологии состояний организма и головного мозга, работающая под руководством ведущего эксперта ИМЧ РАН, профессора, лауреата государственной премии СССР  Илюхиной В. А. , провела оптимизацию параметров и схем применения ТКМП с целью усиления положительных результатов воздействия и минимизации возможных побочных эффектов физиотерапевтического воздействия. Данная методика проведения ТКМП защищена патентами РФ № 21 802 45 и 22 482 27.

Сеансы ТКМП проводятся с помощью серийного медицинского аппарата ПОТОК -1, включенного в Государственный реестр медицинской техники, в режиме постоянного тока силой 80 мкА. Используются два стандартных металлических электрода площадью 3 кв. см, которые накладываются на поверхность головы через 6-8 слоев влажной фланелевой прокладки под резинки шлема для съема ЭЭГ.  Сеанс длится 20 минут, 1 раз в недели. Курс у детей дошкольного возраста -4 процедуры.

Решение о проведении курса ТКМП принимается после обследования у невролога, нейропсихолога и логопеда- дефектолога, в связи с нарушением высших психических функций и низкой эффективностью коррекционно-развивающих занятий. Дети, посещающие специализированные дошкольные образовательные учреждения, продолжают коррекционно-развивающие занятия. Это помогает более эффективно использовать новые функциональные возможности стимулируемой области мозга для повышения успешности и обучаемости ребенка новым знаниям и умениям. Оценка выраженности изменения когнитивных функций и состояния речи проводится по пятиуровневой шкале, которая обеспечивает качественный анализ исходного состояния и динамики показателей процессов восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций, продуктивности деятельности, познавательного интереса, состояния импрессивной и экспрессивной речи. (Соколов и др. 2004; Броневая Т. Б. 2008)

Далее  приводятся данные по состоянию различных психических функций и речевой системы у детей с ОНР разного уровня до сеансов ТКМП и после проведения комплексной терапии.

Динамика уровня развития познавательного интереса

ОНР I

ОНР II

ОНР III

До ТКМП

100 % низкий уровень

75% низкий уровень

25 % уровень ниже среднего

100 % средний уровень

После ТКМП

100% уровень ниже среднего

80 % уровень ниже среднего

20 % низкий уровень

100 % уровень выше среднего

Динамика уровня развития произвольного внимания

ОНР I

ОНР II

ОНР III

До ТКМП

100 % низкий уровень

100 % уровень ниже среднего

100 % средний уровень

После ТКМП

60 % низкий уровень

40 % уровень ниже среднего

70 % средний уровень

30 % уровень ниже среднего

60 % средний уровень

40 % выше среднего

Динамика уровня умственной работоспособности

ОНР I

ОНР II

ОНР III

До ТКМП

100 % низкий уровень

100 % уровень ниже среднего

100 % средний уровень

После ТКМП

60 % низкий уровень

40 % уровень ниже среднего

60 % уровень ниже среднего

40 % средний уровень

75 %  выше среднего

25 % средний уровень

Динамика уровня развития восприятия

ОНР I

ОНР II

ОНР III

До ТКМП

60 % уровень ниже среднего

40 %  низкий уровень

80 % средний уровень

20 %  уровень ниже среднего

100 % выше среднего

После ТКМП

 100 % уровень ниже среднего

70 %  средний уровень

30 % выше среднего

60 % выше среднего

40 %  возрастная норма

Динамика уровня развития зрительной памяти

ОНР I

ОНР II

ОНР III

До ТКМП

100 % низкий уровень

75 % уровень ниже среднего

25 % средний уровень

60 % средний уровень

40 % выше среднего

После ТКМП

80 % низкий уровень

20 % уровень ниже среднего

75 % средний уровень

25 % уровень ниже среднего

100 %  выше среднего

Динамика уровня развития слуховой памяти

ОНР I

ОНР II

ОНР III

До ТКМП

100 % низкий уровень

100 % уровень ниже среднего

90 % средний уровень

10 % выше среднего

После ТКМП

100 % низкий уровень

90 % уровень ниже среднего

10 % средний уровень

60 %  средний уровень

40 % выше среднего

Динамика уровня развития мыслительных операций

ОНР I

ОНР II

ОНР III

До ТКМП

100 % низкий уровень

100 %  уровень ниже среднего

100 % средний уровень

После ТКМП

100 % низкий уровень

75 % средний уровень

25 % уровень ниже среднего

50 % средний уровень

50 %  выше среднего

Динамика уровня развития понимания речи

ОНР I

ОНР II

ОНР III

До ТКМП

80 % низкий уровень

20 % уровень ниже среднего

75 %  уровень ниже среднего

25 %  средний уровень

100 % средний уровень

После ТКМП

60 % уровень ниже среднего

40 % низкий уровень

60 % средний уровень

40 % уровень ниже среднего

50 % средний уровень

50 %  выше среднего

Динамика уровня развития сформированности речи

ОНР I

ОНР II

ОНР III

До ТКМП

100 % низкий уровень

100 %  уровень ниже среднего

100 % средний уровень

После ТКМП

100 % низкий уровень

75 % средний уровень

25 % уровень ниже среднего

50 % средний уровень

50 % выше среднего

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что 1) комплексная коррекция с использованием ТКМП, при правильно подобранных областях воздействия и схемах курсового лечения, является пусковым фактором включения ранее заторможенных механизмов онтогенетического развития и интегративных процессов в головном мозгу (Илюхина В. А. и др., 2004);

2) клинико-психологические эффекты от курса ТКМП у детей с ЗПР и ОНР различной степени выраженности проявляются в повышении уровня развития всех высших психических функций, и речи в том числе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей с задержкой нервно-психического развития от 2-х лет "Мы стираем"

Цель занятия:1. Реализовать программу социальной реабилитации: познакомить детей со свойствами воды, мыла.2.Активизировать речь детей, пополнять словарный запас новыми названиями предметов, дейс...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим для детей с задержкой нервно-психического развития от 2 лет "Прогулка по осеннему лесу"

Знакомство детей с лесными обитателями (мышь, белка, ежик).Показать детям кто, где живет, чем питается. Закрепление понятий - большой-маленький; много-мало. Развитие мелкой моторики....

Комплексный подход к системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Материал о всзаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-образовательной работе с детьми с ТНР (ОНР)...

Совместное комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в группе комбинированной направленности

В статье дается обоснование необходимости совместного планирования коррекционно-развивающей работы всех специалистов в группе комбинированной направленности, где наряду с детьми с нормальным речевым р...

Конспект совместной деятельности Интерактивные игры как средство формирования умения общаться детей с ОВЗ (задержка психического развития и тяжелое нарушение речи) со сверстниками (с детьми 4-5 лет) по теме «Поможем тигренку собрать машину»

Конспект совместной деятельности Интерактивные игры как средство формирования умения общаться детей с ОВЗ (задержка психического развития и тяжелое нарушение речи) со сверстниками (с детьми  4-5 ...

Консультация для родителей на тему: «Использование карточек ПЕКС (PECS) в работе с детьми с ОВЗ (дети с умственной отсталостью, аутизмом, синдромом Дауна, тяжелыми нарушениями речи (ТНР))».

- Что такое ПЕКС (PECS).- Этапы работы с карточками ПЕКС (PEKS);- Трудности, с которыми можно столкнуться при обучении с помощью карточек ПЕКС(PEKS).- Основные преимущества использования карточек...