Конспект совместной деятельности Интерактивные игры как средство формирования умения общаться детей с ОВЗ (задержка психического развития и тяжелое нарушение речи) со сверстниками (с детьми 4-5 лет) по теме «Поможем тигренку собрать машину»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Юлия Олеговна Шашелова

Конспект совместной деятельности

Интерактивные игры как средство формирования умения общаться детей с ОВЗ (задержка психического развития и тяжелое нарушение речи) со сверстниками (с детьми  4-5 лет) по теме «Поможем тигренку собрать машину»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

Интерактивные игры

как средство формирования умения общаться

детей с ОВЗ (задержка психического развития и тяжелое нарушение речи) со сверстниками

(с детьми  4-5 лет)

по теме «Поможем тигренку собрать машину»

   

Учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

Шашелова Юлия Олеговна

Санкт-Петербург

2018 г.

Цель: формирование умения общаться у детей с ОВЗ (задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи) среднего дошкольного возраста (4-5 лет) со сверстниками через интерактивные игры.

Задачи:

Обучающие:

  • Расширение и активизация словаря по теме (названий транспортных средств – машина, грузовик, корабль, лодка, вертолет, самолет, глаголов – плыть, ехать, лететь, прилагательных – быстрый, полезный, обозначающих цвета – красный, желтый, зеленый).
  • Совершенствование грамматического строя речи, образование прилагательных (какой) – специальный, пассажирский, грузовой, наземный, водный, железнодорожный, воздушный, подземный; названия отдельных элементов (части – целое) – выделение разных частей на модели грузовика.
  • Закрепление знаний основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) и умения их различать.
  • Формирование навыка следования инструкции.

Развивающие:

  • Развивать любознательность и познавательную активность через включение детей в различные игровые ситуации.
  • мыслительных операций анализа и синтеза (путем познавательных действий с разрезными планшетами).
  • Развитие зрительного восприятия и внимания.
  • Развитие пространственной координации.
  • Развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением (через использование стилуса и во время динамической паузы).
  • Развитие концентрации, переключения и устойчивости внимания.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками, самостоятельность.

Реализуемые образовательные области:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование: ноутбук, колонки, маркерная доска с антибликовой поверхностью, интерактивная система MimioTeach, интерактивное программное обеспечение «Сова», игровые панели «Лабиринт», разрезные картинки с различными транспортными средствами; набор деревянных карточек с цифрами, загадки; набор мягких модулей «Альма», 6 небольших кругов 3 цветов – красный, желтый, зелёный.

Планирование совместной деятельности: рассматривание иллюстраций и различных моделей транспорта, отгадывание загадок, чтение произведений: А.Барто «Жил на свете самосвал», А.Логунов «Сеять поехали», «Рассказы о маленьком    автомобильчике» Лейла Берг, «Ветер по морю гуляет… » А.С. Пушкин, « Кораблик» В. Сутеев, стихотворение "Светофор", сюжетно-ролевая игра «Транспорт», рисование по теме, конструирование «Грузовик».

Ход деятельности:

Педагог: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте поздороваемся. Теперь посмотрим друг на друга и улыбнемся. Молодцы!

Педагог: И еще один гость к нам сегодня пришел. Давайте с ним познакомимся.

 1 слайд – говорит «Тигренок»

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Тигренок!

Я очень люблю приключения и путешествовать и знаю, что вы тоже очень любите путешествовать

Но, случилась беда – машину, на которой мы любили путешествовать с друзьями у нас отобрала Дюдюка Барбадосская и разобрала ее на части. Все части спрятала в разных местах.  Помогите нам найти все части и собрать нашу машину.

Для этого нам понадобится транспорт, а какой, вы узнаете, разгадав мою загадку. 

Педагог: Конечно, мы поможем собрать твою машину

2 слайд – Тигренок загадывает загадку – при правильном ответе появляется картинка (либо видео поезда со звуком)

Братцы в гости снарядились

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок.   (Поезд)

 - Вы догадались что это?

(При неправильном выборе вариантов, можно еще раз попросит прочитать Тигренка загадку и показать несколько картинок с транспортными средствами)

Дети: Поезд!

Открывается шторка на слайде и появляется картинка (либо видео поезда со звуком).

Педагог дополнительно показывает детям несколько картинок поезда.

Педагог: мы сейчас с вами превратимся в поезд. Я буду вашим паровозом, а вы моими вагончиками.

Посчитайте, сколько вас?

Дети: пять.

Педагог: Значит, и вагончиков у нас сколько будет?

Дети: 5 вагончиков.

Педагог: У вас есть карточки. К этим карточкам надо подобрать цифры. И тогда вы узнаете кто за кем будет стоять когда мы отправимся в путь.

Педагог: Паровоз готов к отправлению, а мои вагончики?

Дети: Да, готовы!

Педагог: Вот и хорошо, наш поезд отправляется в путь!

3 слайд – звучит музыка и фрагмент мультфильма «Паровоз Букашка»

4 слайд – музыка останавливается и «голос за кадром» говорит:

 - Станция «Собирай-ка» (под названием изображена разрезанная картинка с изображением транспортного средства – «самолет»

Педагог: Какое интересное название станции – «СО-БИ-РАЙ-КА».

Может быть, вы уже догадались какое задание нам приготовила Дюдюка?

Дети: собирать.

Педагог: Собирать! Но что?

Дети: ???? Не знаем.

Педагог: Может быть картинку?

Дети: картинку.

Дюдюка: Ага, догадались! А теперь попробуйте собрать! 

(Педагог предлагает собрать разрезную картинку на доске.)

Педагог: Аня, на стилус.

Педагог: Очень хорошо! А для вас (педагог показывает на остальных детей) Дюдюка тоже приготовила задания – собрать разрезные картинки не на доске, а на деревянных планшетах.

Дети собирают картинки.

Педагог: Молодцы! Аня, что у тебя получилось?

Аня: самолет.

Педагог обращается к каждому ребенку и спрашивает: «Что у тебя получилось»?

Дети: машина, паровоз, корабль, лодка, вертолет и т.д.

Педагог: Вы все справились, все собрали картинки!

Дюдюка: Молодцы, справились, получайте часть машины.

Педагог: А, вот и потерянная часть от машины Тигренка. (например: кабина)

5 слайд – изображение кабины грузовой машины

Педагог: А вы знаете, как называется эта часть машины?

Дети: кабина!

Педагог: Правильно, Саша, это - кабина.

Педагог: Нам пора дальше отправляться в путь. Паровоз готов! А вагончики?

Дети: готовы!

Педагог: Тогда в путь!

6 слайд – звучит музыка и фрагмент мультфильма «Паровоз Букашка»

7 слайд - музыка останавливается и «голос за кадром» говорит:

 - Станция «Отгадай-ка»

Педагог: Вы догадались, чем мы будем заниматься на этой станции?

Дети: отгадывать.

Педагог: а что можно отгадывать?

Дети: загадки.

Педагог: правильно, Алеся.

8 слайд – Дюдюка: Я, вам сейчас загадаю загадочки! Попробуйте отгадать!

Дюдюка читает загадки, а отгадки находятся на слайде. Надо выбрать правильный ответ к загадке из предложенных картинок, изображенных на слайде.

Детям предлагается выйти и выбрать правильный ответ. При правильном ответе будет слышен звуковой сигнал.

Это что за богатырь

Вдоль дороги поднял пыль?

По асфальту напрямик

Едет с грузом... (Грузовик)

По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое?  (Пароход)

Чудесный длинный дом,

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином... (Автобус)

Бежит, иногда гудит.
В два глаза зорко глядит.
Только красный свет настанет –
Он в момент на месте встанет. (автомобиль)

        

Начинает он копать, заменяет сто лопат.  (Экскаватор)

Вот стальная птица,
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?   (самолет)

Педагог после каждого правильного ответа хвалит детей.

Педагог: Предлагаю вам поиграть в игру «Самолет»

Динамическая пауза

Руки в стороны – в полѐт    (дети поднимают прямые руки в стороны)

Полетит наш  самолѐт.         (поворачиваются вокруг себя)

Сделал правый поворот,    (через правое плечо, подняв правую руку)

Сделал левый поворот,     (поворачиваются через левое плечо,                  

                                                       подняв левую руку)

Крыльями покачал,            (покачивают крыльями руками)

Загудел и задрожал.           (поднимаются на носки опускаются на всю      

                                                    ступню и гудят «у-у-у…»)

Начинается полѐт,               (бегут по кругу, расставив руки в стороны)

Полетел наш самолѐт,

Вот закончился полѐт,        (замедляют бег)

Приземлился самолёт.      (опускаются на одно колено)

Дюдюка: Все отгадали, получайте часть машины.

Педагог: А, вот и потерянная часть от машины Тигренка. (например, кузов грузовой машины)

9 слайд – изображение кузова грузовой машины

Педагог: Мы с вами снова превращаемся вагончики и отправляемся в путь.

10 слайд – звучит музыка и фрагмент мультфильма «Паровоз Букашка»

11 слайд - музыка останавливается и «голос за кадром» говорит:

 - Станция «Внимательная»

Педагог: Все, кто останавливается на этой станции становятся еще внимательней.

Дюдюка: Сейчас я проверю, какие вы внимательные! Разделитесь на пары. 

Педагог: Посмотрите, на свои круги. Они у вас разных цветов. Найдите свою пару.

(Педагог подводит детей к напольным игровым панелям «Лабиринт»)

Педагог: У нас есть 4 паровоза разных цветов и к ним надо прицепить вагончики такого же цвета.

(Дети приступают к совместной работе

Одна пара работает на интерактивной доске.)

Педагог: Какие вы молодцы! Какие вы внимательные! Все вагончики такого же цвета, как и их паровозики.

Педагог: Ну что, Дюдюка, ты убедилась, что наши дети очень внимательные и дружные.

Дюдюка: Молодцы, справились, получайте часть машины.

Педагог: А, вот, и потерянная часть от машины Тигренка. (например, 2 колеса грузовой машины)

12 слайд – изображение 2 колес грузовой машины

Педагог: Какие части от машины у нас теперь есть?

Дети: кузов, кабина, колеса.

Педагог: А, чего нам еще не хватает?

Дети: 2 колес.

Педагог: Значит, с вами снова превращаемся вагончики и отправляемся в путь.

13 слайд – звучит музыка и фрагмент мультфильма «Паровоз Букашка»

14 слайд - музыка останавливается и «голос за кадром» говорит:

 - Станция «Отвечай-ка»

Дюдюка: Я приготовила для вас вопросы

Педагог: Мы справимся! Задавай!

слайд 15 -  Детям предлагается правильно ответить на вопросы и выбрать соответствующую картинку. При успешном ответе, будет слышен звуковой  сигнал и картинка совы, извещающая о дальнейшем переходе к следующему вопросу.

 - Найди транспорт, который передвигается по земле.

- Найди транспорт, который плавает по воде.

 - Найди транспорт, который летает по воздуху.

В конце всех вопросов дети видят надпись «Молодцы» и Звуковой сигнал «овации»

Дюдюка: Справились, получайте часть машины. Тигренку повезло, что он познакомился с такими добрыми и дружными ребятами.

До скорой встречи-и-и-и!!! 

Педагог: Вот последняя потерянная часть от машины Тигренка. (например, 2 колеса грузовой машины)

16 слайд – изображение 2 колес грузовой машины

Педагог: Мы с вами снова превращаемся вагончики и отправляемся в путь. Тигренок нас уже заждался.

17 слайд – звучит музыка и фрагмент мультфильма «Паровоз Букашка»

18 слайд  - станция «Детский сад» - конечная!

Педагог: Давайте вместе из этих частей соберём машину Тигренку и его друзьям.

Педагог и дети вместе собирают машину из набора мягкий модулей «Альма».

19 слайд –

Тигренок: Ура!!! Мы с друзьями снова можем путешествовать! Спасибо, ребята!

Тигренок садится в машину и уезжает.

Педагог: Дети, какие вы у нас молодцы (Педагог отмечает каждого ребенка поименно). Вы сегодня нашим гостям показали, как вы умеете дружить, помогать друг другу, слаженно работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лексико-грамматического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи на тему: "Дикие животные весной".

Комплексное занятие для детей группы компенсирующей направленности от 4 до 5 лет, направлено на расширение и уточнение словаря, знаний по теме «Дикие животные», о их внешнем виде и образе жизни,...

Методическая разработка "Комплексная совместная коррекционно-развивающая деятельность по формированию здоровьесберегающего поведения с детьми с задержкой психического развития

Конспект комплексной совместной коррекционно-развивающей деятельности по формированию здоровьесберегаюего поведения с  детьми средне-старшего дошкольного возраста с задержкой психического развити...

Конспект обобщающего занятия для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи по теме "Осень. Дары осени". Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя ГБДОУ.

Конспект обобщающего занятия для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи по теме "Осень. Дары осени". Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя Г...

Конспект квест - игры в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 4 – 5 лет на тему: «Поможем курочке Рябе»

ООД представлена в форме квест - игры. Она будет интересна педагогам, которые работают с детьми компенсирующей направлености с тяжелыми нарушения речи....

Методическая разработка «Синквейн» как эффективный прием в формировании монологического высказывания у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития)

Методический материал подготовили: учитель - дефектолог Е.И. Маевская,  учитель - логопед Т.П. СеребренниковаИспользование различных видов деятельности в коррекционно – развивающ...