Опыт работы. Профилактика и коррекция зрительных нарушений у детей посредством игровых тренажеров.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Храмцова Светлана Николаевна

Профилактика и коррекция зрительных нарушений у детей посредством игровых тренажеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hramtsova_svetlana_nikolaevna32.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Храмцова Светлана Николаевна

воспитатель МАДОУ №15 «Сибирячок»

Профилактика и коррекция зрительных нарушений у детей посредствам игровых тренажеров

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в развитие человека. Хорошее зрение необходимо для любой деятельности: обучению, отдыха, повседневной жизни. И каждый человек должен помнить, как важно оберегать и сохранять зрение. Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит по суженой сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представления о том, что их окружает.

Мне близка эта проблема, так как я работаю в специализированной группе для детей с нарушением зрения. Дети, посещающие мою группу, имеют различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Самыми распространенными диагнозами являются дальнозоркость с косоглазием, дальнозоркий астегматизм, близороукость, амблиопия. Нарушение зрения у детей сочетаются с рядом неврологических симптомов, что свидетельствует не только о задержке созревания центральной системы, но и повреждения отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей, а также быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, происходит изменение в мелкой моторике.

Ребенок, посещающий мою группу, должен ежедневно затратить определенное время для тренировочных занятий, от которых свободны дети обычных групп. Эта проблема решается путем сочетания лечебно офтальмологических мероприятий, с педагогическими видами деятельности направленными на профилактику восстановления остроты зрения и устранения косоглазия.

Работа по профилактике зрения проводится систематически и носит целенаправленный, осознанный характер; необходимо чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности.

Поэтому, после изучения теоретических подходов, к применению тренажеров, мною были изготовлены разные виды наглядных пособий для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей, с учетом условия их зрения и возрастных особенностей.

Все тренажеры условно делятся на три группы:      

- стационарные (настенные, потолочные, напольные);

- переносные (плакаты, сигнальные метки);

- индивидуальные (держалки, лабиринты, схемы заслоненных и зашумленных изображений, тактильные книжки).

Стационарные тренажеры

Работа с ними направлена на снятие зрительного напряжения в процессе самостоятельного выполнения упражнений. Зрительные ориентиры находятся на стене, полу, потолке, дети овладевают приемами и упражнениями для укрепления глазных мышц и развития остроты зрения. Этому способствует использование разного рода траектории, по которым дети прослеживают глазами. Хорошо снимает умственное утомление.

Настенные тренажеры

В группе используют заводской настенный тренажер, который нам подарил губернатор Красноярского края Л.Кузнецов. панель сочетает в себе функции тактильной, зрительной, звуковой стимуляции, развития мелкой моторики и игровой терапии. Разнообразное пополнение делает эту панель одним из главных элементов детской игровой группы. А также, изготовленные мною стационарные тренажеры: «лабиринт», «веселый контур». Эти тренажеры развивают глазодвигательные навыки, способность следить за движущемся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях (слева на право, сверху вниз и т.д.)

Потолочные тренажеры – это своего рода траектории, по которым дети  «бегают» глазами, при этом движение глаз должно сочетаться с движениями головы, туловища. Упражнения выполняются коллективно и только стоя. Развиваются навыки пространственной ориентации, способность судить о расположение одного предмета относительно другого. Схема состоит из трех полос и одной крутой линии, разного цвета. Полосы пересекаются, точки фиксации состоят из прерывистой и сплошной линии, на концах линий вывешиваются картинки.

Напольные тренажеры – развивают навыки зрительного анализа способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме, цвете предмета. На полу выкладывается дорожка из разных геометрических фигур, разных по цвету. Д/и «Посмотри и пройди по цветной дорожке», «Найди круг красного цвета», «Найди квадрат».

Переносные тренажеры (плакаты, сигнальные метки)

Сигнальные метки – цветные картинки, игрушки, силуэт изображения расположения в разных частях комнаты. Развивают периферийное зрение, расширяют боковой обзор, способность видеть то, что нас окружает. Д/и «посмотри в правый верхний угол- синица, в левый нижний угол». Тренажер «Солнышко»-надев тренажер, рукавичку развожу руки в сторону, стоя перед детьми лицом, начинаю поочередно сжимать одну и затем вторую ладонь, таким образом, дети видят только одно изображение на ладони, переводя точку взора.

Индивидуальные тренажеры.

 Индивидуальные тренажеры необходимы для зрительной гимнастики: «Видеоазимут», «Дорожка», «Бабочка», «Куда ползет жук?» - тренируют мышцы глаз, развивают остроту зрения. Тренажеры: «Палочки выручалочки», «Ёлочка» - дети располагают, предмет на уровне глаз, выполняют команду педагога вправо, влево, вниз, сверху. На конце указки прикрепляем яркий предмет (бабочка, лошадка, самолетик и т.д.). Предлагаю отправится в путешествие, соблюдая следующие правила: работают глаза, голова неподвижна, перемещаю указку в заданное направление. Сопровождая движение словами, посмотри вверх – вниз, влево – вправо. Показ предметов осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами её движение. Помогаю ребенку зафиксировать, сконцентрироваться на собственных ощущениях, опираясь на свои органы чувств. Это позволяет сформировать у ребенка правильное отношение к значимости органа зрения, потребности в сохранении своего зрения и освоения  и освоение навыков его охраны. Только доверяя своим ощущениям, ребенок начинает реагировать на ту информацию, которую он получает из внешнего мира посредством глаз. На основе накопленного опыта у ребенка формируется осознанное отношение к тем видам деятельности, которые осуществляются на занятиях и в повседневной жизни (Венгер Л.А. (1977), Григорян Л.А. (1978), Григорьева Л.П.(2001), Малеева З.П. (2009) и др..).

Зрительные тренажеры когут использоваться в работе других групп. С помощью тренажером «Лабиринт», дети учаться ориентироваться в пространстве. Ребенку предлагается провести различных сказочных героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту.

Тренажер «Бабачка» обогащает сенсорный опыт детей, применение контуров и трафаретов, позволяет закрепить и уточнять представление о предметах, их форме, цвете.

Тренажер «Кто, где живет», «Пройди по тропинке» знакомят с окружающим миром. Развивают навыки ориентировки в окружающем пространстве: учат четко дифференцировать основные направления пространства: словесно обозначать соответствующими терминами (справа, слева). Учат понимать и активно использовать в речи обозначения направления (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо и т.д.)

Универсальность и многофункциональность тренажеров позволяют эффективно реализовывать образовательную деятельность, т.к. материалы на тренажерах (предметы, картинки, игрушки) меняются.

Данные пособия позволяют системно и целостно проводить профилактику и коррекцию зрения детей. Простота приемов изготовления, доступность средств позволяют изготовить тренажеры любому педагогу, не владеющему специальными техническими приемами и навыками. В детском саду их уместно использовать во время проведения физкультминуток при проведении непосредственно образовательной деятельности, во время пауз, для снятия у детей зрительного напряжения. Также игровые упражнения с тренажерами можно применять как часть занятия для развития зрительного внимания и восприятия, памяти и зрительного сосредоточения, прослеживающей функции глаз, для совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности.

Применение зрительных тренажеров позволяют, увеличить работоспособность, внимательность, активность дошкольников, отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Все это позволяет не только сохранить здоровье дошкольников, но и улучшить его.

За шесть месяцев этого учебного года у моих воспитанников острота зрения улучшилась на 2% (по данным врача-офтальмолога).

Результаты применения зрительных тренажеров в работе с детьми:

- осуществляется профилактика зрительных нарушений у детей с нормальным зрением;

- уменьшается количество детей с патологией зрения;

- обеспечиваются равные стартовые возможности при обучении в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (зрительные недостатки)

- формируются начальные представления о здоровом образе жизни;

- повышается качество образования.

Таким образом, с помощью несложных игровых пособий – зрительных тренажеров, осуществляется профилактика и коррекция такой важной функции детского организма как зрение. Они могут быть использованы в различных видах деятельности  воспитателями  общеобразовательных групп  для профилактики зрения, и родителями.      

                                                                      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Коррекция фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) средствами дидактических игр»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Пр...

"Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используемого для коррекции зрительных нарушений у детей"

Консультация для педагогов «Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используем...

Презентация. Профилактика и коррекция зрительных нарушений у детей посредством игровых тренажеров.

Профилактика и коррекция зрительных нарушений у детей посредством игровых тренажеров....

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Профилактика зрительных нарушений – актуальная тема. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря з...

Методическая разработка "РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР"

Цель разработки: представить важность работы с родителями в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников.Задачи разработки:1. Представить проблему профилактики и коррекции речевых ...

Методическая разработка "РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР"

Цель разработки: представить важность работы с родителями в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников.Задачи разработки:1. Представить проблему профилактики и коррекции речевых ...

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)....