Методическая разработка "РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР"
методическая разработка

Цель разработки: представить важность работы с родителями в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников.

Задачи разработки:

1. Представить проблему профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников в психолого-педагогической литературе.

2. Показать возможности родительского клуба для профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР

Методическая разработка

Составители: Васильева Т.С

Гуменная С.С.

Новокузнецкий городской округ, 2020

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

  1. Роль работы с родителями в профилактике и коррекции речевых нарушений у дошкольников…………………………………………………………………5
  2. Методика работы по профилактике и коррекции речевых нарушений через организацию взаимодействия с родителями…………………………………..7
  3. Организация работы с родителями в условиях ДОУ………………………....9
  4. Организация работы с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений через родительский клуб…………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………..19

Список литературы…………………………………………………………….21

Приложения…………………………………………………………………….24

Введение

        Дошкольное детство – это уникальный период для усвоения родного языка и развития ребенка. Речь во всем своем многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Но не всегда речь формируется по законам онтогенеза, и тогда педагоги и родителя сталкиваются с проблемами речевого недоразвития дошкольников.

      Вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям, имеющим различные речевые нарушения, достаточно широко обсуждаются в дошкольном образовании, определяются новые пути решения проблем устранения речевых недостатков, предлагаются современные методы, программы, технологии работы. Однако, статистика последних десятилетий показывает, что   детей с нарушениями речи становится все больше.  В связи с этим укрепляется понимание необходимости совместной целенаправленной работы педагогов и родителей по предупреждению (профилактике) и коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Вопросами профилактики и коррекции речевых нарушений занимались такие ученые, как  М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Т.Б. Филичева, А.Н.Волкова. По утверждению В.В.Конаваленко «Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности» [15; с.74].

Нельзя не согласиться с позицией современных ученых-дефектологов, что большое значение в профилактике и коррекции речевых нарушений имеет работа с родителями.

Однако, в последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации, высокой занятости родителей бытовыми и финансовыми проблемами, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребёнком и взрослым. Это влечёт за собой появление различных проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения.

       Кроме того, отмечается низкая педагогическая компетентность родителей в вопросах как общего воспитания ребенка, так и его речевого развития. Когда все же родителя замечают, что с их ребенком что-то не так, они начинают «стучаться» во все двери, но нередко время оказывается уже упущенным.

Цель разработки: представить важность работы с родителями в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников.

Задачи разработки:

1. Представить проблему профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников в психолого-педагогической литературе.

2. Показать возможности родительского клуба для профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников.

1.Роль работы с родителями в профилактике и коррекции речевых нарушений у дошкольников

       В современном мире всё больше растёт понимание семьи как фактора, определяющего не только развитие ребёнка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества.

       Каждая семья сталкивается с проблемой воспитания и образования детей в меняющемся мире, и на фоне этой проблемы становятся значимыми особенности и уровень педагогической компетентности родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей названа ЮНЕСКО важнейшим направлением деятельности по оздоровлению семьи и полноценному развитию детей, способных в будущем обеспечить согласованный прогресс личности и общества.

      По словам Л.С.Выготского, наиболее благоприятная атмосфера общения   создаётся родителями в семье, где с первых дней рождения ребёнка происходит полноценное развитие личности и его социализация [20; с.35].

       Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых оказывает огромное воздействие   на   впечатлительного, склонного    к подражанию ребёнка.

Формирование добросердечных взаимоотношений родителей с детьми (нормализация эмоционального фона семьи, организация оздоровительного режима, соблюдение здорового образа жизни, организация полноценного отдыха, соблюдение режима и чередования занятий, игр, просмотра телепередач и т. д.) способствует полноценному развитию ребёнка.

        Начиная с ранних лет жизни своего ребёнка, некоторые родители пытаются повлиять на формирование его речи. Они стараются, чтобы их ребёнок слышал правильную, выразительную и отчётливую речь, читают ребёнку сказки, стихи, рассказы, расширяют кругозор. Но так получается не у всех. Часто семья не в

состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребёнку в развитии речи и коррекции речевых дефектов.

       В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьёй.  Рост интереса  к   проблемам   семейного  воспитания   связан   с   новыми          социально-экономическими условиями. Очень актуальна помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно с проблемами речевого развития.

       Родители давно признаны главными воспитателями своих малышей, но в тоже время они возлагают большие надежды на специалистов и педагогов детского сада. И сделать родителей активными помощниками, непосредственными участниками образовательного процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка очень важно.

         Родители  первые наставники своего ребёнка, открывающие ему этот мир. То, что малыш увидит и, прежде всего, как он это увидит, в первую очередь зависит от его ближайшего окружения, от того, насколько правильно мама и папа сумеют выбрать ориентиры для воспитания и развития своего дитя. Непонимание родителями реальных причин, из-за которых у ребёнка возникают те или иные речевые нарушения, усложняет процесс его воспитания и обучения

        Многие родители достаточно хорошо осознают, что им не хватает педагогической грамотности для воспитания своих детей и устранения имеющихся у них речевых нарушений. Поэтому необходимо, чтобы в дошкольных учреждениях работа с родителями осуществлялась конструктивно, следует привлекать родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе.

       Необходимо ориентировать родителей на обеспечение благополучия жизни своих детей, которое предусматривает: раскрытие и развитие способностей ребёнка, обеспечение помощи ребёнку в достижении жизненного успеха, формирование умения бесконфликтно общаться с окружающими и т.д.

       Таким образом, повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье должны стать приоритетными задачами дошкольных образовательных учреждений.

2.Методика работы по профилактике и коррекции речевых нарушений через организацию взаимодействия с родителями.

           В дошкольных учреждениях работа по профилактике и коррекции речевых нарушений немыслима без организации взаимодействия с родителями. Предлагаемые формы взаимодействия с родителями являются эффективным средством профилактики и коррекции речевых нарушений маленьких воспитанников.

Цель проводимой работы:

формирование педагогической компетентности родителей дошкольников по профилактике и коррекции речевых нарушений.

Задачи:

1. Познакомить родителей с причинами и видами речевых нарушений.

2. Оказать помощь в выделении наиболее актуальных вопросов по проблеме.

3. Познакомить с этапами логопедической работы по преодолению речевых недостатков.

4. Дать рекомендации наиболее приемлемых методов, направленных на профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Формы работы в современной практике дошкольных учреждений могут быть самые разнообразные: консультации, игротеки, собрания, клубы по интересам, круглые столы, проектные мероприятия.

Примерная тематика консультаций:

 Возрастные закономерности речевого развития ребенка.

 Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения.

Играем пальчиками – развиваем речь.

 Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников.

 Значение своевременного устранения недостатков звукопроизношения.

 Речевое общение с ребенком в семье. Семейное чтение.

  Развитие связной речи детей в семье.

 Особенности психического и речевого развития дошкольников с ОНР и риск возникновения педагогической запущенности.

 Комплексный подход в системе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

 Влияние теле, видео и компьютерной информации на здоровье и речевое развитие ребенка.

 Семейный досуг: игры, домашние праздники и развлечения.

       Конструктивная и динамическая помощь является необходимой семьям, имеющим детей с речевыми нарушениями на всех этапах жизни ребенка.

С этой целью проводятся индивидуальные и групповые беседы, консультации, где даются родителям советы и рекомендации.

      Традиционной формой работы является беседы с родителями. На них родители могут поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями, получить ответы на интересующие вопросы, рекомендации по использованию игр и специальных игрушек, способствующих развитию моторики пальцев рук и т. д.

           Анкетирование и тестирование являются неотъемлемой частью работы, т. к. позволяют выявить отсутствие у родителей необходимых теоретических и практических знаний, умений и навыков, их готовность участвовать в коррекционной работе с детьми.

       Работу с родителями можно реализовать через традиционные и нетрадиционные формы общения. Традиционной формой является оформление уголков для родителей. В них представлены сведения, направленные на повышение педагогической культуры родителей.

        Особую роль в образовании и воспитании ребёнка, конечно, играет мама. Но ведь папа – тоже родитель. Не стоит воспринимать мужчину в семье как источник дохода или мастера на все руки, так как его интеллектуальный вклад в воспитание и развитие ребенка очень важен. Поэтому сотрудничество с отцами – одно из важнейших направлений в работе. Проводятся собрания для отцов, организован уголок для родителей. Воспитатели стараются сотрудничать с обоями родителями.

 Одна из продуктивных форм работы, особенно, с родителями детей раннего возраста является игротека. Эта работа показывает, что для игры с ребёнком не надо много времени и средств, а необходимо лишь желание взрослых. Ведь всё очень доступно. Игротека позволяет в игровой форме показать молодым родителям, как общаться, играть, развивать своего малыша, не прикладывая огромных усилий. Эта форма работы помогает родителям научиться контактировать со своим ребёнком, разучить разнообразные игры и игровые упражнения и перенести их в домашние условия, лучше увидеть и оценить своего ребенка.

          Популярной и традиционной формой работы является проведение родительских собраний. На них родители могут поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями, получить ответы на интересующие вопросы, рекомендации по использованию игр и  специальных игрушек, способствующих развитию моторики пальцев рук и т. д. В конце собраний родители получают памятки. В них они могут найти ответы на свои вопросы, какие лучше проводить игры с детьми, как правильно общаться.

      Таким образом, всесторонняя воспитательно-образовательная работа с родителями в целях повышения их педагогической культуры, установления единства воздействия на ребенка крайне полезна. Ведь только в тесном контакте

с семьей можно добиться положительных результатов в формировании правильной речи дошкольников, не допустить возникновения речевых отклонений, а если они все же возникли, попытаться максимально в короткие сроки добиться положительной динамики в их коррекции.

3.Организация работы с родителями в условиях ДОУ.

     На текущий учебный год по проблемам речевого развития дошкольников были запланированы следующие мероприятия: родительское собрание, консультации с родителями, беседы.

Большинство родителей активно принимали участие в родительском собрании, на котором обсуждался вопрос «Организация общения с детьми в процессе чтения книг».

На собрании воспитатель убеждала родителей, что подбор книг должен соответствовать возрасту детей. Детям должно быть доступно содержание книги, им должно быть понятно, о чем говорится в произведении.  Для привлечения детского интереса к книгам, они должны быль красочно иллюстрированные, яркие. Воспитатель говорила о том, что после прочтения книг всегда нужно разговаривать о прочитанном, задавать ребенку как можно больше вопросов по содержанию книги, спрашивать понравилась книга или нет, какие главные герои были в книге, чем они запомнились. В ходе опроса родителей выяснилось, что они слишком мало уделяют времени на чтение книг, тем самым «убивают» интерес у ребенка к книге. Собрание понравилось родителям, они оставили положительные отзывы о нем, благодарили воспитателя.

      В течение осени в группе были проведены консультации на темы: «Какие выбрать игры для развития речи», «Ребенок не говорит – что делать?». Первая консультация была оформлена в виде папки-передвижки в приемной комнате. Воспитатель, наблюдая за родителями, отметила, что каждый подходил и знакомился с содержанием этой консультации. Однако, ни один родитель не обращался с какими-либо вопросами по поводу использования речевых игр, не проявлял интереса и скорее всего, родителя так и не играли дома с детьми.

Во время второй устной консультации, родители общались, высказывали свое мнение. Многие родители озабочены тем, что их ребенок не говорит, или говорит очень мало. Воспитатель убеждала родителей, что нужно больше уделять внимание ребенку, с ребенком нужно играть, общаться в течение всего дня. Родителям было предложено обратиться за помощью к логопеду ДОУ. Несмотря на актуальность темы консультации, из приглашенных родителей пришли только 40%. 20% не смогли посетить консультацию, ссылаясь на занятость на работе, и 40% не присутствовали по неизвестным причинам.

 В течение года воспитатель индивидуально приглашает родителей на беседы по вопросам речевых расстройств у детей, советует обратиться к логопеду, рекомендует игры для развития речи.

Для проведения анкетирования родителей были составлены вопросы, касающиеся речевого развития дошкольников (приложение 1). Анкета была предложена всем родителям. Заполнить ее необходимо было дома, и на следующий день принести в детский сад. Анкеты забрали все родители, однако заполнили и принесли только 80% (23 человека). Проанализировав данные анкетирования, мы выявили, что у большинства мам во время беременности наблюдались различные осложнения (65%). Некоторые родители считают, что речь ребенка развивается в соответствии с возрастом (55%), остальные считают, что речь их детей задерживается. Многие родители жалуются на отсутствие времени для общения с детьми, хотя стараются это делать (40%). Остальные родители утверждают, что достаточно общаются. 30% родителей считают, что детский сад не может оказать нужную помощь при нарушении речи у ребенка, необходимо искать платные логопедические услуги. В то время, как 70% родителей уверены, что дети получат квалифицированную помощь логопеда в ДОУ.

       Изучив данные анкетирования родителей, мы установили, что неблагоприятное течение беременности сказалось на речи их детей. Большинство родителей хотят получить квалифицированную помощь по устранению речевых нарушений у их детей.

По итогам констатирующего эксперимента мы выявили детей «группы риска».

 4. Организация работы с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений через родительский клуб

        Цель: Организация работы с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений детей.

Для реализации данной цели, мы организовали клуб для родителей «55 способов общения с ребенком». В основу работы клуба была положена одноименная  методика Дедюхиной Г.В., Кирилловой Е.В.

Целью работы клуба стало: знакомство родителей с технологиями формирования основ коммуникативного общения у неговорящего ребенка.

Задачи:

  1. дать представления о речевых нарушениях детей, значении своевременного развития речи ребенка в становлении его личности;
  2. помочь родителям в организации общения с неговорящими детьми; познакомить их с основными приемами и методами работы.

        Исходя из поставленных задач, нами был составлен календарно-тематический план проведения работы с родителями на 6 месяцев (с октября по март). Приложение 2

Перед тем как организовать работу, нам необходимо было заинтересовать родителей. Мы учитывали, что активность родителей была очень низкой. Необходимо было придумать такую мотивацию, чтобы родители захотели прийти на заседание клуба. Сначала мы предложили родителям задать вопросы, касающиеся речевого и психологического развития их детей, эти вопросы они должны были сбросить в специальный ящик «Сундучок вопросов».  Кроме того, мы предложили родителям указать, от каких бы специалистов они хотели получить консультацию.  Учитывая интересы родителей, мы составили для них план работы клуба, познакомили с основной концепцией, заинтересовали тем, что в процессе работы будут принимать участие и сами дети. Чтобы заседания проходили не скучно и стандартно, мы организовывали их в следующем алгоритме.

Общая структура встреч

1. Приветствие. Приветствие, объявление темы и основных моментов встречи.

2. Мини - лекция. Включала теоретическую базу по теме встречи, содержала основную часть материала, раскрываемую нами в процессе работы клуба.

3. Практические упражнения, приемы, тесты, методики. Включали индивидуальную и коллективную работу родителей.

4. Памятки (буклеты, тестовые задания). Раздаточный материал, который родители забирали с собой домой. Это помогало им запомнить содержание встречи, обсудить волнующие их моменты, поделиться своими впечатлениями и полученным опытом с членами семьи.

5. Вопрос – ответ. Вопросы родителей по теме встречи, на которые мы совместно с психологом, логопедом и воспитателем давали ответы.

6. Обратная связь. Родители говорили о своих чувствах, переживаниях, о том опыте, который они получили. Делились полученными впечатлениями.

В процессе работы мы использовали видеоматериалы с участием детей, организовывали чаепитие, чтобы встречи проходили в неформальной обстановке.

В проведении встреч принимали участие не только воспитатель, но и учитель – логопед,  психолог.

Обычно мероприятия организовывались один или два раза в месяц (в последнюю пятницу месяца), в шесть часов вечера.

Первоначальные заседания клуба были направлены на знакомство родителей с причинами речевых отклонений детей. Мы рассказывали о причинах речевых нарушений, логопед подробно рассказал о некоторых видах нарушений. Такие мини лекции проводились на всех встречах. Например, мы объясняли родителям значение игрушек в жизни ребенка, а воспитатель рассказывал, как правильно выбирать игрушки.  На каждой встрече мы знакомили родителей с правилами общения с детьми, организацией игровой деятельности. Мы объясняли родителям, что неполноценная языковая среда может стать причиной речевых нарушений ребенка.

Педагог-психолог говорил о необходимости своевременного развития и воспитания ребенка; при этом следует подчеркивать его неповторимость и индивидуальность, с которыми нужно считаться. Особое внимание уделялось проявлению нежелательных тенденций в речевом развитии ребенка, и показывались возможные пути их профилактики и коррекции в ДОУ и в семье.

Одной из самых интересных частей встреч являлись практические упражнения, отработка приемов, методик, тестирования. Все родители с удовольствием включались в эту работу. Например, мы предлагали родителям проблемную ситуацию, которую необходимо было решить: «Вы читаете ребенку книгу, а он ее выхватывает и рвет. Как поступить?».  «Вы купили ребенку игрушку, а он начинает ее разбирать откручивать детали. Как поступить?». Сначала родители предлагали решение, затем мы совместно с психологом объясняли причину такого поведения, рассказывали, как правильно действовать. При этом особое внимание мы уделяли приемам развития у дошкольников познавательного интереса.

Большое значение отводилось организации самих игр общения. Мы предлагали родителям на несколько минут превратиться в детей и поиграть. Родителям предлагались карточки с подробным описанием определенной  игры, они должны были ознакомиться с ней и провести на взрослой аудитории. Это были игры и упражнения, направленные на организацию эмоционального и предметного взаимодействия средствами двигательно – кинестетической, зрительной, слуховой стимуляции, а также игры по развитию речевой активности.  Например: «Узнай на ощупь», «Веселые пальчики», «Объедини предметы», «Сложи картинку», «Что звучит?», «Веселые потешки». Все задания, которые предлагались родителям, помогали сформировать у них представления об организации работы с детьми в игровой форме. Родители через практические упражнения познавали, что, играя с геометрическими формами, тактильными таблицами, ребенок узнает свойства предметов; игры с игрушками развивают внимание и речевую активность ребенка; дыхательные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание; различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, малыш учится слушать, запоминать, – таким образом развивается его слуховое восприятие.

Например, мы организовывали пальчиковые игры «Сорока-сорока», «Зайки» и др. Казалось бы, что это самые простейшие игры! Однако, мы объясняли родителям, что сначала необходимо выполнять действия руками ребенка, затем совместно с ребенком, и только потом дети выполняют движения по словесной инструкции.

 Игры на развитие слухового внимания использовались самые разнообразные. Например, на столе перед родителями стояли 2 коробки, в одной из которых находился колокольчик. Мы доставали его из коробки, демонстрировали звучание, затем убирали инструмент и, переставив коробочки местами, предлагали родителям найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).

При проведении этой игры, мы предлагали родителям варианты ее усложнения:

·         использование погремушки, коробочки с мелкими предметами;

·         увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится колокольчик или погремушка).

Игры на активизацию ощущения собственных движений с использованием ровных и неровных поверхностей так же полюбились родителям. Например, мы выдавливали крем на гладкую поверхность (зеркало, плоскую тарелку) и, работая рукой «родителя-ребенка», размазывает крем по зеркалу (тарелке), проговаривая потешку. Приложение 3

Мы предлагали родителям множество заданий, направленных на развитие у детей понимания вопросов и инструкций, объясняя при этом, что развивать в ребенке способность к пониманию речи окружающих так же важно, как и научить его разговаривать. Например, в игре «Положим спать» (с игрушками) необходимо было выполнить действия по словесно инструкции. Приложение 4.

Эффективными были приемы показа видео роликов с участием детей.  Предварительно мы снимали детей в группе, затем мы показывали видео родителям. Таким образом, родители наглядно видели методику организации игр, могли оценить и сравнить разный речевой уровень детей.

Например, мы предлагали детям рассмотреть сюжетную картинку с одним объектом. Задавали вопросы: Кто это? (Кого увидел на картинке?) Что делает? Покажи, как...?

сюжетные картинки

позы, воспроизводимые ребенком

птичка летит

ребенок в положении «руки в стороны»

птичка сидит

руки опущены и прижаты к бокам

мальчик спит

ребенок, положив голову на ладошки, склоняет ее к плечу

мальчик стоит

ребенок в том же положении

мальчик сидит

ребенок в том же положении

 Затем играющие менялись ролями: мы показывали действие, а дети показывали соответствующую картинку.

        Иногда мы предлагали родителям целые фрагменты занятий (приложение 5).

Каждое такое занятие стало для родителей уроком постижения огромного, мира ребенка. Они учились лучше понимать его. Мы объясняли, что в ежедневных играх важен положительный эмоциональный настрой. Необходимо учиться радоваться вместе с ребенком. Поощрять его, хвалить за любой, даже самый маленький шаг. Мы убеждали родителей чаще обращаться к тем играм, которые сложны для ребенка, добиваться, чтобы он играл в них с удовольствием. Однако, предупреждали, что каждое занятие должно быть ограничено во времени, так как нельзя перегружать ребенка каким-либо одним видом деятельности. Если родители заметили, что малыш устал, отказывается от игры, необходимо остановиться, отвлечь его, а позже снова поставить перед ним ту же задачу. Мы убеждали родителей быть терпеливыми и доброжелательными.

В следующей части встреч мы предлагали родителям различные тестовые задания. Обычно их подбирал педагог -  психолог. Через организацию такой работы мы побуждали родителей высказать свои взгляды на семейное воспитание, чтобы в последствие знакомить их с доступными способами качественного решения задач стимуляции речевого развития и коррекции его недостатков, обогащения языковой среды и др. Кроме того, тестовые задания помогали выявить, имеются ли в семьях воспитанников конфликтные отношения между родителями, неадекватные требования к ребенку и другие неблагополучные тенденции. Все это позволяло, с одной стороны, максимально тактично, а с другой  убедительно показать родителям возможные последствия используемых ими по отношению к ребенку педагогических мер; продемонстрировать результаты осознаваемых и неосознаваемых воспитательных воздействий на него (приложения 6, 7).

Чтобы у родителей в полной мере формировались представления о речевом развитии ребенка, мы предлагали им раздаточный материал (памятки, буклеты), который они забирали с собой домой. В них содержалась краткая информация по содержанию встречи, дополнительный материал, а также ссылки на источники литературы и интернет сайтов. Кроме того, мы всегда включали в памятки конспекты игр и упражнений для организации работы дома.

К концу встречи проводилась традиционная рубрика «Вопрос – ответ», где родители задавали вопросы по теме встречи, на которые мы совместно с психологом и логопедом давали ответы.

Обратная связь осуществлялась с использованием различных методик, при помощи которых родители оценивали свое настроение, знания, а мы определяли эффективность проведения встречи. Мы использовали такие методики как: «Плюс-минус-интересно», «Пятерочка», «Синквейн» (приложение 8). Использование этих методик давало возможность качественно и быстро контролировать прошедшую встречу.  Родители в процессе рефлексии говорили о своих чувствах, переживаниях, о том опыте, который они получили. Делились полученными впечатлениями.

Таким образом, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ показало высокую эффективность профилактической и коррекционной работы. В результате работы клуба у родителей повысился интерес к проблемам речевого развития детей. Мы увидели, как родители выполняли рекомендации, полученные на встречах, как они организовывали конструктивное общение с собственными детьми, адекватно относились к речевым дефектам малыша. Родителям стало понятно, что необходимо отделять речевые проблемы ребенка от него самого, и бороться с проблемами, а не с малышом. Все это способствовало повышению уровня речевого развития самих дошкольников.

Заключение

      Речь во всем своем многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно и формируется. Но не всегда речь формируется по законам онтогенеза, и тогда педагоги и родителя сталкиваются с проблемами речевого недоразвития дошкольников.

      Вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям, имеющим различные речевые нарушения, достаточно широко обсуждаются в дошкольном образовании, определяются новые пути решения проблем устранения речевых недостатков, предлагаются современные методы, программы, технологии работы. Однако, статистика последних десятилетий показывает, что   детей с нарушениями речи становится все больше.       Вопросами профилактики и коррекции речевых нарушений занимались такие ученые, как М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Т.Б. Филичева, А.Н. Волкова.

      На сегодняшний день в современной коррекционной педагогике различают несколько этапов профилактики.

      Первичная профилактика рассчитанная на «недопущение» действия неблагоприятных для развития ребёнка факторов.

     Суть вторичной профилактики состоит в том, чтобы не допустить дальнейшего развития речевой патологии, то есть, чтобы на почве уже имеющегося нарушения речи не возникли новые.

      Родители давно признаны главными воспитателями своих малышей, но в тоже время они возлагают большие надежды на специалистов и педагогов детского сада. И сделать родителей активными помощниками, непосредственными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка очень важно.

      Формы работы в современной практике дошкольных учреждений могут быть самые разнообразные: консультации, игротеки, собрания, клубы по интересам, круглые столы, проектные мероприятия. Необходимо помнить, что только в тесном контакте с семьей можно добиться положительных результатов в формировании правильной речи дошкольников, не допустить возникновения речевых отклонений, а если они все же возникли, попытаться максимально в короткие сроки добиться положительной динамики в и их коррекции.

Организация работы с родителями осуществлялась нами через клуб «55 способов общения с ребенком». Благодаря работе клуба, активность родителей экспериментальной группы детей значительно увеличилась. На заседания приходили 90-100% родителей.

Нами было организовано анкетирование родителей. Проанализировав его данные, мы выявили, что компетентность родителей в вопросах речевого развития детей значительно повысилась. Практически все родители адекватно оценивали уровень развития речи своего ребенка. Малый процент родителей жалуются на отсутствие времени для общения с детьми, хотя стараются это делать (9%). Остальные родители утверждают, что достаточно общаются.4% родителей считают, что детский сад не может оказать нужную помощь при нарушении речи у ребенка, необходимо искать платные логопедические услуги. В то время, как 96% родителей уверены, что дети получат квалифицированную помощь в ДОУ, при этом понимают, что огромное значение имеет организация такой помощи в условиях семьи.

Список литературы

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина.  – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  2. Белошистая, А. Развиваем связную речь [Текст] / А. Белошистая  // Дошкольное воспитание. – 2009. – 7. – С. 20.
  3. Берлина, Н. П. Развитие связной речи у старших дошкольников [Текст] / Н. П. Берлина // Начальная школа + до и после. – 2006. – №7. – С.67.
  4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. [Текст] /А.М. Бородич.– М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
  5. Венгер, А. А., Шевченко Ю. С. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка // Дефектология. – 2004. – № 1.
  6. Горшкова, Е.   Учите   детей   общаться [Текст] / Е.   Горшкова // Дошкольное воспитание.  2000.  №12  С. 91-93.
  7. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 4-6 лет. [Текст] / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2006. – 206 с.
  8. Гудонис, В. П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики [Текст]  // Дефектология – 2004. – №4.
  9. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] / Л. Дубина // Дошкольное воспитание.  2005.  №7.  С. 26
  10. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] / Л. Дубина  // Дошкольное воспитание.  2005.  №11.  С. 3
  11. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб.пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
  12. Семенович, А. В. Начальная диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст] / А. В. Семенович. – М, 2002.
  13. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 224 с.
  14.  Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н. А. Стародубова. – М.: Изд. центр «Академия», 2007 – 256 с.
  15. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е. И. Тихеева. – М., 2001.
  16. Урунтаева, Г. А Детская психология [Текст] : учебник для студ. сред.учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
  17. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Текст] / О. С. Ушакова,  Е. М. Струнина – М.: Гуманитарный изд. центр, ВЛАДОС, 2004 – 288 с.
  18. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова. – М.: Издательство Института психологии, 2001. – 240 с.
  19. Федоренко, Л. П.  Методика развития речи. [Текст] / Л. П. Федоренко. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
  20.  Методики оказания социально – педагогической помощи семье и детям / под редакцией Н.Г. Осуховой. – М. : «Просвещение», 2010.
  21. Забрамная, С. Д., Боровик О. В. Развитие ребенка – в наших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, диффектологов. Серия «Школа для всех». – М.: Новая школа, 2009. – 160 с.
  22. Смирнова, Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 160с.
  23. Бородич,А.М.Методика развития речи детей[Электронный ресурс];http: // www. detskiysad.ru. -  Режим доступа: http: // www. detskiysad.ru. -  Загл. с экрана
  24. Как развить речь ребенка [Электронный ресурс];  http://www.sad7.trg.ru/p45aa1.html.-Режим доступа:  http: // www.sad7.trg.ru/p45aa1.html.  – Загл. с экрана
  25. Речь ребенка [Электронный ресурс]; - Режим доступа:http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00044735.html. - Загл. с экрана

Приложение 1

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Просим вас заполнить эту анкету.

1. Сколько лет вашему ребенку?

__________________________________________________

2. Обращаете ли Вы внимание на речь вашего ребенка?

___________________________________________________

3. Как Вы считаете, развивается ли речь Вашего ребенка в соответствии с возрастом?

___________________________________________________

4.  По каким критериям можно судить о нормальном развитии речи ребенка (отметьте подходящие варианты):

а). Отсутствие дефектов звукопроизношения.

б). Отсутствие ошибок в согласовании слов, употреблении предлогов

в). Высокий уровень развития связной речи: умение пересказывать тексты, использовать сложные предложения.

г). Умение читать.

д). Ваш вариант ответа._____________________________

5. Есть ли у членов вашей семьи дефекты речи?

__________________________________________________

6. Требуется ли Вам для занятий с ребенком консультация логопеда?__________________________________________________

7.  Обращались ли вы за помощью к логопеду?

__________________________________________________

8.  Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?

___________________________________________________

9.  Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры?

___________________________________________________

___________________________________________________

____________________________________________________

10.  Как вы  считаете, может ли детский сад оказать

положительное воздействие на развитие речи ребенка? Какое именно?

____________________________________________________

11.  Готовы ли вы сотрудничать с педагогами детского сада по вопросам развития речи ребенка?

____________________________________________________

12.  Какие вопросы по проблеме речевого развития ребенка   вас интересуют?

____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

Приложение 2

План работы клуба для родителей «55 способов общения с ребенком»

Месяц

I половина месяца

II половина месяца

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Ребенок не говорит – в чем причина?

Цель: дать родителям теоретические представления о причинах задержки речевого развития и нарушениях речи детей

Игрушки в жизни ребенка.

Цель: познакомить родителей с правилами выбора игрушек, значением игрушек для их речевого развития.

Учимся играть вместе с детьми.

Цель: познакомить родителей с особенностями организации игровой деятельности, направленной на стимуляцию речевой активности.

Музыка и ритм в жизни ребенка.

Цель: дать представления о значении упражнений на координацию речи с движением;  познакомить родителей с основными логоритмическими упражнениями

Способы общения  с неговорящим ребенком.

Цель: дать родителям практические рекомендации по организации общения с неговорящим ребенком.

Книги в жизни ребенка.

Цель: дать родителям представления о значении художественной литературы, практические рекомендации по организации работы с книгой

.

Речевое развитие детей в общении со сверстниками

Цель: познакомить родителей с методами и приемами развития речевой активности детей в условиях семьи и ДОУ.

Особенности познавательно-речевого развития детей раннего возраста

Цель: познакомить родителей с особенностями организации работы по познавательно- речевому развитию детей.

Приложение 3

По ровненькой дорожке

По ровненькой дорожке (поглаживающие движения)

Топ-топ! (стучит ладонью по зеркалу)

По гладенькой дорожке (поглаживающие движения)

Скок-скок! (постукивающие движения).

Аналогичные движения производятся на неровной поверхности массажного коврика и сопровождаются словами:

По кочкам, по кочкам - топ-топ,

На бугорочки - скок-скок,

В ямку - бух!

Приложение 4

«Положим спать»

·         на звук «а» укладываем спать куклу:

·         на звук «у» укачиваем бычка:

·         на звук «о» укачиваем мишку:

·         на звук «и» укладываем мышку:

Кукла-куколка, бай-бай,

Спи спокойно, засыпай:

«А-а, а-а, а-а».

На кроватке спит бычок,

Он улегся на бочок:

«У - у, у - у, у - у».

Мишка - мишенька, бай-бай,

Спи спокойно, засыпай:

«О - о, о - о, о - о».

Захотела мышка спать

И полезла под кровать:

«И - и, и - и, и - и».

        Приложение 5

Фрагменты занятий.

Задание 1. Цель: используя разницу температурных ощущений, побуждать ребенка к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!»

На столе перед ребенком мисочки с теплой водой, куском льда, предварительно нагретым в горячей воде пинг-понговым шариком. Малыш последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (образец дает взрослый).

Задание 2. Цель: учить ребенка произвольному выдоху.

Игра «Горячий чай». Мы предлагали ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл. Показ действия сопровождается словами: «Наберу много воздуха и подую на чай!»

Задание 3. Цель: учить сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Игра «Разноцветная коробочка». В коробочке находились шарики разных цветов. Мы вынимали из нее красный шарик и просили ребенка достать из коробочки «такой же». Если малыш совершал неадекватные действия, мы сравнивали шарик ребенка со своим и давали установку: «Ты достал не такой шарик», - вынимали шар нужного цвета и говорили: «Достань такой же».

Приложение 6

Тест

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему о воспитании? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2. Ваш ребенок совершил проступок. Задумываетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

9. Сумеете ли вы не приказать, попросить о чем-либо своего ребенка?

10. Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?

Подсчет очков. За каждый положительный ответ начисляется 2 очка, за ответ «иногда» — 1 и за отрицательный — 0.

Результаты

Менее 6 очков: о настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. Вам следует не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.

От 7 до 14 очков: вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятите детям, забыв приятелей и производственные проблемы.

Более 15 очков: вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что улучшить?

Приложение 7

Тест

Можете ли вы

Могу и всегда так поступаю

(А)

Могу, но не всегда так поступаю

(Б)

Не могу

(В)

В любой момент остановить все свои дела и заняться ребенком?

Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

Поставить себя на место ребенка

Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)

Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

Всегда воздерживаться от употреблений слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

Выделить ребенку один день, когда он может делать то, что желает, и вести себя так, как хочет, и ни во что не вмешиваться?

Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого человека?

Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

Подсчитайте очки: ответ А оценивается в 6 очков, ответ Б в 2 очка, ответ В в 1 очко.

Результаты: Если вы набрали от 30 до 39 очков, это значит, что ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях — излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того и другого.

Приложение 8

«Плюс-минус-интересно», «Пятерочка», «Синквейн».

«Плюс – минус – интересно»

“+”

“–”

“?”

 

 

 

В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции от встречи. В графу “–” родители выписывают все, что осталось непонятным. В графу “интересно” (?) родители выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

«Пятерочка»

Родителям предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.

«Синквейн»

 Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия (три глагола);

4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие родителей и учителя – логопеда как необходимое условие в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Взаимодействие родителей и учителя – логопеда как необходимое условие в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Семья – ближайшее и постоянное...

Речевой фитнес как профилактика и коррекция речевых нарушений у детей раннего и младшего возраста

Речевой фитнес  как профилактика  и коррекция речевых нарушений  у детей раннего и младшего возраста....

Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у детей

Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у детей...

Консультация для родителей: "Создание условий для коррекции речевых нарушений у детей через игровую деятельность дома"

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости...

Методическая разработка "РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР"

Цель разработки: представить важность работы с родителями в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников.Задачи разработки:1. Представить проблему профилактики и коррекции речевых ...

Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей в условиях ДОУ с применением ПАК «Колибри.ЛОГО»

Применение программно-аппаратного комплекса «Колибри.ЛОГО» в педагогической теории и практике....

"Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей в ДОУ"

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями  по профилактике и коррекции  речевых нарушений у детей в ДОУ....