Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Розова Наталья Владимировна

Для слвременной логопедии характерен постоянный поиск и совершенствованиепроцессов развития и обучения детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Розова Н.В

 «Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ»

                                                  Розова Н.В., учитель-логопед

Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого используются современные логопедические технологии. При их применении занятия становятся более интересными, а

Логопедический массаж

Логопедический массаж -  активная процедура механического воздействия. Целью массажа является коррекция разнообразных речевых расстройств (дизартрий, алалий и других). Он помогает укрепить и расслабить артикуляционные мышцы, улучшает кинестетическое восприятие, стимулирует мышечные ощущения.

Телесноориентированные техники

 

Двигательная сфера малыша тесно связана с развитием его психических качеств. Существует целый ряд эффективных методик:

1) Дыхательные упражнения.

Они улучшают ритмику организма, способствуют развитию произвольности и самоконтроля. Занятия обязательно проводятся в хорошо проветренном помещении. Их можно делать в положении лёжа, стоя и сидя. Упражнения, направленные на релаксацию или формирование речевого выдоха.

2) Биоэнергопластика.

Данный способ основан на соединении движений кистей рук с движениями артикуляционного аппарата. Эта методика хорошо синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает речь и мышление.

3) Пальчиковая гимнастика.

 Она очень эффективна для развития речи. Когда дети занимаются и ритмично двигают пальчиками, то у них активизируются речевые центры головного мозга. При этом малыши учатся концентрировать своё внимания и правильно его распределять. Пальчиковой гимнастикой можно начинать заниматься с полугодовалого возраста. Ежедневно следует выделять на нее хотя бы пять минут.
4)
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве 

Основные движения, благодаря которым можно научиться хорошо ориентироваться в пространстве, являются бег и ходьба.
5)
Песочная терапия 

Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг, основатель аналитической терапии. Она помогает совершенствовать умения и навыки практического общения с использованием вербальных и невербальных средств. Песочная терапия развивает образное мышление, связную речь, познавательные функции, обогащает словарный запас.

Мнемотехника 

Среди современных логопедических технологий и методик очень популярна мнемотехника. Это совокупность приемов и правил, которые облегчают процесс запоминания информации. Суть ее заключается в том, что на слова или небольшие словосочетания надо придумывать картинки. В результате, весь текст зарисовывается в схемах. Смотря на них, малыш с легкостью воспроизводит стих, загадку или скороговорку.
Используя мнемотехнику можно добиться развития слухового и зрительного внимания, памяти, ассоциативного мышления, связной речи. Кроме того, ускоряется процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Результаты занятий: расширение словарного запаса; появление интереса к заучиванию стихов, придумыванию историй; увеличение знаний об окружающем мире.

Сказкотерапия

Методика является отдельной ветвью психотерапии, впервые появилась в Санкт-Петербурге. Она заключается в использовании сказочной формы для речевого развития личности, расширения сознания и улучшения взаимодействия через речь.
В сказкотерапии подразумевается использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых.

В результате занятий дети учатся переключаться с одного вида деятельности на другой, выразительно двигаться, развивать творческие способности. У них развивается выносливость, сила, ловкость, чувство равновесия. Также происходит тренировка и укрепление мышц, формируется красивая осанка.

 Логоритимика

 Логоритмика необходима в следующих случаях: в период интенсивного формирования речи; дизартрии; недостаточно развитая моторика и координация движений; чересчур быстрая или медленная прерывистая речь; заикание.

Она помогает успокаивать активных детей и подбодряет медлительных. Варианты занятий: танцы, пение; игры на музыкальных инструментах; сочетание пения и дыхательных упражнений; игры со звукоподражанием; чистоговорки; пение и ходьба в разных направлениях.  Заниматься следует с учетом всех  особенностей ребенка. Когда у него что-то не получается, надо упрощать задание. Если есть проблемы со звуками или мелкой моторикой, то важно увеличивать количество соответствующих упражнений.

Музыкотерапия

Музыка повышает тонус коры головного мозга, вызывает приятные эмоции, стимулирует кровообращение и дыхание. Она помогает сформировать навык вслушиваться и анализировать звучание мелодий.
Музыкальную терапию используют для лечения и профилактики ряда патологических состояний.

Изотерапия

Занятия изотерапией помогают личности самовыражаться и реализовываться в творчестве. Цель методики – это развитие связной речи, артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

Цветотерапия

Это современная логопедическая технология, предназначенная для коррекции речевых и психологических нарушений. Ученые уже давно доказали, что цвета влияют на эмоциональное, интеллектуальное и психологическое состояние людей. Работа строится  следующим образом: дети берут игрушки и предметы определенных цветов, выполняют с ними разные действия и моделируют ситуации; обговаривают проделанную работу с многократным повторением нужных звуков. В результате происходит осознавание особых цветовых пристрастий; повышение чувствительности и восприимчивости; расширение и углубление восприятия цветовой гаммы; расширение возможностей управления эмоционально-волевыми процессами; возрастание интереса к познавательной деятельности.

Большое количество логопедических технологий позволяет выбрать то, что подойдет конкретному ребенку. Ведь он сам должен проявлять интерес к занятиям и испытывать положительные эмоции. Это очень важно для достижения хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в работе учителя - логопеда

Непосредственно образовательная деятельность учителя - логопеда с использованием личностно - ориентировочных технологий.Личностно - ориентировочные технологии - это разностороннее и творческое развити...

«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития».

«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития». В нашем дошкольном учреждении существует три группы компенсирующего вида: две г...

Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ

Рассмотрены современные педагогические технологии, используемые в своей работе учителем-логопедом ДОУ...

«Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ»

laquo;Современные педагогические технологиив работе учителя-логопеда ДОУ»Гурьева П.О.                              ...

Консультация "Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда".

Консультация "Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда"....

Статья «Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ»

laquo;Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ» Основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с д...

«Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ»

Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагога, открывает педагогу новые воз...