Скоро в школу (подготовка к школьной жизни) Интеллектуальная готовность к школе
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Терехова Елена Анатольевна

Подготовка к школе.Что включает в себя это понятие?Тест "готов ли мои ребенок к школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

                           Скоро в школу

               (подготовка к школьной жизни)

        Интеллектуальная готовность к школе

     Как оценить готов ли ребёнок к школе интеллектуально?

      Единого теста, по результатам которого  можно сделать этот вывод нет, но возможно это сделать в игровой форме.

     Интеллектуальную готовность можно обозначить как широту интересов, запас некоторых знаний и понимание основных закономерностей. Интеллектуально готовые к школе дети интерисуются самим процессом постижения нового.

Современные дети поступают в школу, уже имея некую сумму знаний. Минимум для сегодняшнего первоклассника – это счёт до 10, умение читать и писать простые слова, вести связный рассказ, уверенно ориентироваться в бытовых вопросах: знать, как его зовут, адрес, И.О. и профессию родителей; окружающей среде: знать цвета, ориентироваться, какой сейчас день, месяц и год, знать направления (лево-право), виды транспорта; различать основные виды растений, птиц и животных (домашних и диких).

      Задача родителей – стимулировать познавательный интерес ребёнка. Любознательный ребёнок задаёт много вопросов, и задача взрослых правильно на них отвечать. Не игнорируйте вопросы вашего ребёнка, но оставляйте в ответах недоговорённость – это подстегнёт мыслительную активность.

     Некоторые родители считают, что специально учить детей этим вещам нет смысла, в действительности помощь и подсказка взрослого человека в процессе обучения ребёнка крайне важны.

     Чтобы проверить достаточно ли ваш ребёнок готов к школе интеллектуально, попробуйте выполнить с ним следующие упражнения.

  1. Взрослый называет цепочку слов, например, лук, капуста, огурец, перец, а ребёнок должен сказать, как называются все предметы одним словом (овощи).

Речевой материал:

шкаф, буфет, стол, диван – мебель;

робот, матрёшка, машинка, кубики – игрушки;

утро, день, вечер, ночь – части суток;

брат, дочка, бабушка, дядя – члены семьи.

  1. Точно также предложите ребёнку цепочку слов, но на этот раз ему нужно отыскать, какое слово лишнее. Обязательно спросите, почему ребёнок дал именно такой ответ. Старайтесь не создавать слишком очевидных цепочек.

Речевой материал:

тигр, волк, собака, слон;

топор, пила, гвоздь, молоток;

корова, собака, котёнок, свинья.

  1. Предложите ребёнку изменить слова по образцу:

ухо – уши, карандаш – карандаши, море - …., …

  1. Предложите разобрать на части привычные вещи. Взрослый называет объект, а ребёнок части  из которых он состоит: кресло (сиденье, спинка, подлокотники, ножки), грузовик (кабина, кузов, колёса, ….), чеснок (головка, зубчики).
  2. Покажите ребёнку длинное слово и предложите  составить из его букв много коротких слов: метрополитен (пол, лом, рот, литр, трон, ….)
  3.  Предложите ребёнку указать на сходства и различия предметов: стул и табурет, девочка и кукла, дерево и куст, книга и тетрадь.
  4. Назовите ребёнку слово и попросите в ответ придумать слово с противоположным значением: день –ночь, добрый – злой, тяжёлый – лёгкий, поднимать – опускать.
  5. Назовите ребёнку два-три существительных и попросите его составить предложение с этими словами (число и падеж существительных можно изменять): кошка, молоко, котята (Кошка с котятами лакают молоко. или Кошка кормит котят молоком.)
  6. Взрослый держит в руках предмет, ребёнок его не видит. Взрослый описывает предмет: какого он цвета, формы, какие имеет свойства. Задача ребёнка нарисовать этот предмет.
  7. Прочитайте ребёнку 10 простых слов, попросите повторить те, что он запомнил. Запишите результаты. Проделайте тоже ещё дважды с разницей в несколько минут, фиксируйте результаты. Через полчаса, уже ничего не повторяя, попросите назвать те слова, которые он запомнил.

Проводя время с ребёнком, всегда можно найти возможность для развития его интеллекта. Поощряйте к длинным подробным рассказам – описаниям впечатлений, при прогулках рассказывайте, что вас окружает, обсуждайте вместе спорные вопросы, учите отстаивать своё мнение, делать логические выводы.

   Графические упражнения полезны для подготовки руки к письму. Рисование простым карандашом по клеточкам одно из активных способов приобретения навыка ориентации на листе бумаги. Фигуры и узоры прописей содержат необходимые линии и наклоны, с которыми первоклассник столкнётся при написании печатных и письменных букв и цифр. Такая подготовка позволит быстро добиться хорошего письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая программа по формированию интеллектуальной готовности к школе

Цель программы – способствовать формированию интеллектуальной готовности у дошкольников.Задачи программы:-   развитие творческого воображения и оригинальности;-   развитие логическ...

Презентация и выступление на родительском собрании по подготовке детей к школе "Интеллектуальная готовность к школе".

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуально...

Интеллектуальная готовность к школе

Конспект-презентация для родительского лектория в подготовительной группе...

Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Конспект и презентация для  родительского собрания в подготовительной группе....

Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Интеллектуальная готовность к школе"

Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Интеллектуальная готовность к школе"...

Подготовка к школе: что необходимо знать родителю. Речевая готовность к школе. (Октябрь 2023 год)

Быть готовым к школе – не значит уметь  читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть  готовым всему этому научиться. Л.А.Венгер...