Использование авторского дидактического пособия "Карусель" в работе учителя – логопеда и воспитателей комбинированной группы (с элементами Триз-технологии).
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Позднякова Светлана Андреевна

Использование авторского дидактического пособия "Карусель" в работе учителя – логопеда и воспитателей комбинированной группы. 

учитель-логопед С.А. Позднякова

МБДОУ «ДС №375  г. Челябинска», г. Челябинск, Россия.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.А. Позднякова

МБДОУ «ДС №375  г. Челябинска», г. Челябинск, Россия.

Использование авторского дидактического пособия в работе

учителя – логопеда и воспитателей комбинированной группы.

В статье рассматривается проблема речевого развития  дошкольников с тяжелыми

нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений.

В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи. У таких детей отсутствует первичное нарушение интеллекта, сохранен слух, но имеются серьезные речевые дефекты: стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока) [2].

Особенности развития детей с ТНР не могут быть преодолены спонтанно. Они требуют проведения целенаправленной коррекционной работы под руководством узко квалифицированных специалистов. Комплексный подход к преодолению нарушений речи предполагает сочетание коррекционно-педагогической работы, а для этого требуется взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей комбинированных групп. Их правильное, педагогически оправданное взаимодействие в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в детском саду, что способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии [4].

Основа взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей комбинированной группы – согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей с ТНР при организации различных видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к ним. Поэтому для педагогов комбинированных групп важным является поиск универсальных методов и приемов, отвечающих современным требованиям коррекционно – педагогической работы.

Изучив научную литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что использование дидактических игр и упражнений в педагогической практике является эффективным и необходимым для достижения речевых задач, поставленных перед педагогами комбинированных групп для детей с ТНР. Именно совместное, согласованное использование дидактических игр- упражнений в работе учителя-логопеда и воспитателя будут способствовать развитию у дошкольников речевой деятельности, познавательной активности, а также увеличению объема знаний, умений и навыков [5].

Возникла необходимость создания такого многофункционального пособия, которое позволило бы учителю-логопеду строить свою работу комплексно, учитывая индивидуальные возможности детей, а воспитателю организовывать и закреплять необходимый речевой материал не только в свободное время детей, но и в ходе НОД.

Для решения коррекционно-педагогических задач, нами было создано авторское дидактическое пособие «Карусель», в комплект которого входят дидактические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. Материал данного пособия подобран по календарно – тематическому принципу. В рамках одной лексической темы проводятся все виды коррекционно – логопедических работ.

Использование дидактического пособия дает возможность организовать НОД, свободную деятельность детей интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей с ТНР на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме.

Модель пособия представлена следующим образом: в верхней части «Карусели» крепятся сменные карточки с различными заданиями. На основных гранях располагается картинный материал по соответствующей лексической теме. На крыше закреплена вертушка для отработки воздушной струи. В игровой форме дети самостоятельно выбирают задание, вращая карусель, либо, бросая кубик, выполняют то задание, цвет части которого соответствует выпавшему цвету на кубике.

Игры могут проводиться детьми:

  • самостоятельно;
  • в парах;
  • индивидуально с ребенком;
  • совместно с воспитателем и подгруппой детей.

Пособие «Карусель» содержит в себе неограниченные возможности и обладает рядом преимуществ:

  • оно безопасно;
  • многофункционально;
  • практично;
  • компактно (не занимает много места, т.к. весь материал собран в папки);
  • предназначено для фронтальных и индивидуальных занятий, как в работе логопеда, так и воспитателя;
  • находится в постоянной доступности (с ним можно расположиться в любом месте группы – за столом, на ковре и т.д).

Как показала практика, использование занимательного материала пособия «Карусель» позволяет расширить словарный запас не только количественно, но и качественно, сформировать навыки словообразования и словоизменения, закрепить умение составлять предложения, а также развивать самостоятельную деятельность, инициативность, индивидуальность, нестандартность мышления у детей;

Представленные в пособии дидактические игры и упражнения вызвали большой интерес у детей и помогли добиться значительных успехов в речевом развитии:

  • быстрой автоматизации звука в спонтанной речи;
  • развитию фонематического слуха;
  • совершенствованию слоговой структуры слова;
  • коррекции лексико – грамматического строя речи;
  • формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов.

Варианты заданий в дидактическом пособии разнообразны: «Живое – не живое», «Слова-признаки», «Отгадай загадку», «Четвертый лишний», «Составь схему предложения», «Составь схему слова», «Где спрятался звук», «Найди и исправь ошибку», «Составь рассказ по плану», «Подбери родственные слова», «Скажи ласково», «Маленькие слова – предлоги», «Наоборот», «Сосчитай», «Веселый поезд» и др. Карточки с заданиями представлены в виде схем (моделей) легко узнаваемыми детьми, а для детей, умеющих читать, прописаны словами, например, «Найди и исправь ошибку», «Составь рассказ» и др. [1; 3].

Рассмотрим примеры дидактических игр-упражнений:

«Живое или не живое» на развитие словарного запаса.

Цель: закрепление знаний детей об одушевленных и неодушевленных предметах, отвечающих на вопрос «Кто?» и «Что?».

Ход игры: ребенку предлагают найти картинки, к которым можно задать вопрос «Кто?» или вопрос «Что?».

«Один – много» на развитие грамматического строя речи.

Цель: совершенствование знаний детей называть существительные и согласовывать их с числительными в роде, числе и падеже. Развитие мышления и внимания.

Ход игры: предложить ребенку назвать картинку и соотнести ее с количеством предметов.

«Где спрятался звук?» на развитие звуковой стороны речи.

Цель: закрепление умений находить заданный звук в слове. Совершенствование фонематического слуха, внимания.

Ход игры: ребенку предлагают найти картинку, где есть заданный звук.

В предложенных дидактических играх и упражнениях используются технологии: ТРИЗ-технология, технология наглядного моделирования, игровые технологии, личностно-ориентированная технология. Применение педагогических технологий позволяет повысить у воспитанников старшего дошкольного возраста интерес к окружающему миру, к предметам окружения, развить такие важные качества как: целеустремленность, сотрудничество, умение приходить на помощь товарищам, активность.

Содержание, последовательность и объем представленного материала может модифицироваться, усложняться или упрощаться в зависимости от состава группы, уровня речевого и мыслительного развития, а также степени их подготовленности к восприятию материала.

Важная роль авторского дидактического пособия «Карусель» состоит в том, что предложенные игры и упражнения способствуют снятию напряжения и страха у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность. Наша игра создает положительный эмоциональный настрой: дети с удовольствием выполняют упражнения, подобранные педагогами группы, тем самым происходит стимулирование речевого развития и самостоятельной деятельности дошкольников с ТНР.

Представленные в пособии дидактические игры и упражнения будут полезны дефектологам, психологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим по ФГОС для воспитанников с ТНР.

Литература

  1. Агранович, 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР: учебно-метод. пособие / 3.Е.   Агранович. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - 128 с.
  2. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник / Л.С. Волкова. - М.:Просвещение,2009. -528 с.
  3. Гомзяк О.С. Говорим правильно: конспекты фронтальных занятий в ст. и подг. к шк. логогр./ О.С. Гомзяк. - М.: Гном, 2017.
  4. Степанова, О.А. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Организация и содержание: учеб. пособие / О.А. Степанова. - М.: Форум, 2019. - 128 c.
  5. Швайко, Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: учебно-метод. пособие / Т.С. Швайко. - М.: Просвещение, 1983. - 64 с.

1.        Agranovich, 3.E. Collection of homework to help speech therapists and parents to overcome lexical and grammatical underdevelopment of speech in preschoolers with ONR: educational method. manual / 3.E. Agranovich. - SPb.: DETSTVO-PRESS, 2003. - 128 p.

2.        Volkova, L. S. speech Therapy: textbook / L. S. Volkova. - Moscow: Enlightenment,2009. -528 PP.

3.        Gosak O. S. Say it right: summaries of frontal lessons in art and prep. to SHK. logog./ O. S. Gosek. - Moscow: Gnome, 2017.

4.        Stepanova, O.A. speech Therapy work in a preschool educational institution. The organization and content of the textbook. manual / O.A. Stepanova. - Moscow: Forum, 2019.-128 c.

5.        Shvayko, T. S. Games and game exercises for speech development: an educational method. Handbook / T. S. Shvayko. - Moscow: Enlightenment, 1983. - 64 p.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для второй младшей группы с элементами ТРИЗ - технологии "Составление сказки по каталогу"

Задачи:1.учить детей связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты.2.развивать умение составлять сказочный текст по схеме, в котором присутствуют герой и его помощник.3.Закрепить умение...

Конспект интегрированного занятия в младшей группе с элементами ТРИЗ - технологии по развитию речи и ознакомлении с окружающим миром

Задачи: учить детей через поисковую деятельность определять свойства пластмассы и пластилина на основе мыслительных операций; развивать творческое воображание, активизировать словарный запас; воспитыв...

Взаимодействие учителя -логопеда и воспитателя комбинированной группы

Педагогическое воздействие при преодолении ТНР процесс длительный. Успех коррекционно-воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой, которая позволит осуществлять взаимосвязь и прее...

Семинар практикум "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя комбинированной группы в МБДОУ №11

Система осуществления преемственности в работе логопеда и воспитателей комбинированных групп, соблюдение единых требований к детям с речевой патологией....

Конспекты НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе с использованием приемов мнемотехники. Для учителей - логопедов и воспитателей коррекционных групп.

Вашему внимаю предоставляются конспекты занятий, разработанные для старшей логопедической группы. В конспектах отображена последовательная работа по использованию приемов мнемотехники на занятиях по р...

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе с элементами ТРИЗ-технологий. Тема: «Путешествие в сказку»

Продолжать знакомство детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»....

Взаимодействие учителя -логопеда и воспитателя комбинированной группы

Педагогическое воздействие при преодолении ТНР процесс длительный. Успех коррекционно-воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой, которая позволит осуществлять взаимосвязь и прее...