"Методы и приёмы педагогической реабилитации и профилактики детей раннего возраста в работе учителя-дефектолога"
статья по коррекционной педагогике

Садеева Эльмира Минсалиховна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelny_konferentsiya.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей

с ограниченными возможностями здоровья»

II Республиканская научно-практическая конференция

«Консолидация науки и практики в сопровождении детей с особыми образовательными потребностями»

Методы и приёмы педагогической реабилитации и профилактики детей раннего возраста в работе учителя-дефектолога.

                                                                             

                                                                             

                                                                                Составила:

                                                                                Садеева Эльмира Минсалиховна,

                                                                                учитель-дефектолог, логопед

г. Нижнекамск, 2019 год.

 

Раннее детство –это особенный период в жизни ребенка, когда происходит его стремительное психическое и физическое развитие –основа и потенциал дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Развитие детей с ОВЗ идет в большинстве случаев с большим опозданием. У детей отмечаются позднее развитие речи, затруднения в формировании навыков самостоятельности, стереотипные игровые действия, т.е. бессодержательное, однообразное манипулирование с предметами.  Контакт со сверстниками у таких детей эпизодический и нестойкий. Они редко задают вопросы: «Что такое?», «Почему?», «Кто это?».

        И именно поэтому, необходима ранняя коррекционно-развивающая работа, как со стороны педагогов,  так и со стороны родителей, при этом оказание помощи должно представлять собой комплекс мер.

        Рождение ребенка –важное событие для семьи. И, конечно, родителям небезразлично развитие собственного малыша: сначала биологическое, потом социальное. И если ребенок рождается с какой-то патологией, то для родителей важной и единственной задачей становится исправление физического дефекта. Придя в наш центр, большинство родителей не умеют и не знают, как развивать своего ребенка, особенно если ребенок имеет серьезные проблемы в развитии, в силу недостаточности образования или других причин.

          На реабилитационные мероприятия в МАУО «Надежда» дети с родителями приезжают из разных муниципальных районов Республики Татарстан два раза в год по направлению Управления социальной защиты муниципального района и дети раннего возраста вместе с родителями по направлению врачебной комиссии детской городской больницы г. Нижнекамска для профилактики детской инвалидности.

          Центр посещают разные дети, как в психическом, так и физическом развитии. Это и:

гиперактивные дети и дети с нарушениями внимания;

с нарушениями речи;

с личностными проблемами;

с ограниченными возможностями здоровья вследствие хронических соматических, психосоматических заболеваний, болезней периферической и центральной нервной системы, эндокринной системы;

дети с ранним детским аутизмом.

            Поэтому вся коррекционно-развивающая работа строится с учетом психофизических возможностей ребѐнка, придерживаясь единого тематического плана, повторяемости всех видов работ по развитию психических функций и моторики

(общей, мелкой, артикуляционной). Содержание и организация образовательного процесса направлены на сохранение и укрепление здоровья, формирование речевого и

интеллектуального развития детей раннего возраста с ОВЗ, успешную адаптацию и социализацию в нашем центре, а по возможности и ДОУ.

            Реабилитационная деятельность в МАУО «Надежда» включает такие формы реабилитации, как  медицинская, психологическая, педагогическая и социально-бытовая адаптация.

При поступлении в Центр ребёнок проходит медико-психолого-педагогическую комиссию (экспертный совет), где врачи, психолог, дефектолог, социальный педагог  знакомятся с амбулаторной картой ребёнка, беседуют с родителями, проводят диагностику познавательной деятельности ребёнка, его психического  развития. Все результаты обследования, беседы, наблюдения, задачи предстоящей работы вносятся в индивидуальную реабилитационную карту ребёнка.

Медико-психолого-педагогическая комиссия  собирается три раза в течение месяца: в начале месяца - для определения индивидуального маршрута реабилитации  ребёнка; в середине месяца - обсуждается динамика развития ребёнка на данный момент, при необходимости (если ребёнок не справляется  с поставленными задачами) меняют план индивидуального маршрута реабилитации; в конце месяца – определяется динамика развития ребёнка к концу реабилитационных мероприятий. Динамика может быть умеренной, незначительной или без изменений.

            В течение всего месяца все дети раннего возраста посещают медицинские мероприятия: занимаются с инструктором ЛФК, по назначению врачей одевают костюмы «Адели», «Атлант». Детям предоставляется физиотерапия, ароматерапия, массаж, озокерит и т.д.

           Дети имеют возможность получить такие психолого-педагогические услуги, как: занятия с психологом, дефектологом, логопедом, музыкальные занятия, занятия по ознакомлению с природой в зимнем саду, по игротерапии  в игровой комнате,где дети раннего возраста социализируются и развиваются. Занятия в игровой комнате облегчают детям с особенностями в развитии вхождение в социум, помогают им адаптироваться быстрее и легче к семейной и общественной жизни. Это психологическое сопровождение и специальная педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей-инвалидов; Монтессори-терапия - на занятиях особое внимание уделяется сенсорному развитию, а через воспитание внешних чувств идет развитие всех психических функций. Дефектолог проводит коррекционно-развивающие занятия с детьми два раза в неделю по 15-20 мин. Занятия дефектолога проводятся в индивидуальной форме. На первых занятиях ребёнок сидит вместе с мамой. А затем ребенок посещает занятия самостоятельно (если получится его адаптировать). Решаются следующие задачи: социализация и развитие речи (работа над пониманием речи, развитию звукоподражаний, развитие невербального общения посредством жестов, мимики), формирование познавательной деятельности,в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

           Помимо этого работает Школа для родителей, где осуществляется организация на современном уровне социально-медико-психолого-педагогической помощи родителям в воспитании и развитии особенных детей, методическая и информационная поддержка семей с детьми-инвалидами.  

В беседах затрагиваются  темы, которые волнуют родителей: капризы, детские страхи, формирование предметно-практической деятельности детей раннего возраста. Говорим о необходимости оречевления каждого действия в быту, обязательного чтения и рассказывания потешек, стишков и сказок (в соответствии с возрастом ребенка), пения колыбельных, о проведении разминок, гимнастик, приемов массажа под стихотворное оформление. Если родители берут игрушку, то, как правило, они просто ставят ее перед малышом и уходят. А потом удивляются, почему он не играет.

              Поэтому приходится «учить» родителей играть с детьми: не просто выбрать адекватную возрасту игрушку, но и как организовать игры, предоставляя младенцу возможность обретения столь необходимого для последующего социально-эмоционального развития опыта сенситивного взаимодействия родителя с ребенком. Цель данных бесед - поддержка родителей в вопросах воспитания, понимания и принятия реальных возможностей и способностей каждого ребёнка, определение его зоны актуального и ближайшего развития.

         

     

             

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста»

laquo;Методы и приёмы стимулированияречевой деятельности у детей дошкольного возраста»...

Выступление на ГМО "Раннего развития детей в возрасте до трех лет"по теме: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей раннего дошкольного возраста».

Материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста, так как повышает компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей раннего возраста; знакомит с со...

Обобщение опыта. «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста»

«Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детейдошкольного возраста»             Овладение речью – это сложный процесс, который...

Актуализация знаний педагогов по теме "Методы и приёмы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

С первых дней жизни при формировании навыков самообслуживания идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых....