Трёхступенчатый урок
презентация по коррекционной педагогике

Еговкина Елена Владимировна

Введение понятий величины в индивидуальной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья через трехступенчатый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3h_stup_ur.pptx80.21 КБ
Файл praktika_trehstupenchatyy_urok.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Введение понятий величины в индивидуальной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья через трехступенчатый урок Педагог-психолог: Е.В.Еговкина

Слайд 2

Цель деятельности: введение понятий величины через эффективное использование трехступенчатого урока в работе с детьми с различными нарушениями Задачи: - учить детей сличать, выделять по названию, правильно называть различные величины ; - учить правильно называть сравнительные понятия; - сокращать время усвоения детьми понятий величины за счет трехступенчатого урока.

Слайд 3

Структура занятия: I ступень – впечатление актуализируется; II ступень - понятие попадает в пассивный словарный запас; III ступень – понятие переводится из пассивного в активный словарь.

Слайд 4

Особенности проведения трехступенчатого урока с разной категорией детей Форма работы фронтально подгруппы индивидуально - «группа особого внимания»; - дети с тяжелыми нарушениями речи III уровня; - дети с задержкой психического развития (со 2-ой ступени); - дети с умственной отсталостью (с 3-ей ступени); - дети с тяжелыми нарушениями речи II - III уровня. - дети с задержкой психического развития; - дети с умственной отсталостью; - дети с тяжелыми нарушениями речи I уровня.

Слайд 5

I ступень – впечатление актуализируется (называем понятие); II ступень - понятие попадает в пассивный словарный запас (покажи, возьми себе, поставь на пол и т.д.); III ступень – понятие переводится из пассивного в активный словарь (что это?).

Слайд 6

Правила: - выбор материала осуществляется по принципу «от простого к сложному »; - в материале должен изменяться только один параметр; - проводится на знакомом ребенку материале; - материал должен максимально соответствовать особенностям вводимого параметра; - педагог находится справа от ребенка. Если ребенок левша-педагог слева и показывает левой рукой ; - речь педагога не должна быть многословной.

Слайд 7

Результат: - время усвоения детьми понятий величины за счет 3-х ступенчатого урока сокращается в среднем на 2-3 занятия ; - дети меньше путают названия величин, лучше ориентируются в сравнительных понятиях.

Слайд 8

Нарушение Задачи/приблизительное время усвоения сличать понятия выделять по названию называть понятия называть сравнительные величины НОДА (с нормой интеллекта) 1 занятие 3 занятия 4 занятия 5-6 занятий ТНР I уровня 3 занятия 5 занятий 6-7 занятий от 7-ми занятий ТНР II - III уровня 2 занятия 4 занятия 5-6 занятий от 6-ти занятий ЗПР 3 занятия 5 занятий 6-7 занятий от 7-ми занятий УО 4-5 занятий 6-7 занятий от 7-ми занятий редко усваивают



Предварительный просмотр:

  Представление педагогической практики

Автор: Е. В. Еговкина

Тема: «Введение понятий величины в индивидуальной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья через трехступенчатый урок»

Актуальность:

В своей работе часто сталкиваюсь с тем, что дошкольники с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения в усвоении понятий величины (н-р: понятия «широкий», «толстый», «высокий» заменяют понятием «большой»). Еще труднее дети усваивают сравнительные понятия (выше, чем, ниже, чем и т.п). Это связано с тем, что дети с нарушениями в развитии воспринимают сходные качества предметов  как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг).

Наш опыт показывает, что с детьми, имеющими  ограниченные возможности здоровья,  понятия разных величин усваиваются быстрее через трехступенчатый урок (индивидуальное занятие по введению новых понятий).

Поэтому целью деятельности стало: введение понятий величины через эффективное использование трехступенчатого урока в работе с детьми с различными нарушениями.

Трехступенчатый урок проводится на знакомом ребенку материале. На одном занятии обычно вводится три понятия. Структура занятия состоит из трех ступеней.

        На первой ступени впечатление актуализируется – предмет ощупывается, осматривается. Называется соответствующее понятие. Устанавливается связь между уже сформированным в процессе работы представлением и словом.

        На второй ступени понятие попадает в пассивный словарный запас (для этого ребенка постоянно прошу выбрать из нескольких предметов тот, который соответствует называемому понятию). Вторая ступень – основная в трехступенчатом занятии. Чтобы работа не утомляла ребенка, задания даю разнообразные: дай, выбери, возьми себе, унеси, спрячь, положи и т.п. За это время предметы несколько раз перемешиваются.

        На третьей ступени понятие переводится из пассивного в активный словарь.

Если ребенок ошибается на второй или на третьей ступени, то необходимо вернуться на предыдущую.

Можно условно выделить несколько особенностей проведения данной формы работы с детьми:

- детям «группы особого внимания» (имеющих риск возникновения коммуникативных, социально – эмоциональных и познавательных нарушений) презентуется материал и вводятся понятия величины на фронтальных занятиях;

- с детьми, имеющими задержку психического развития, понятия о величине вводятся индивидуально через трехступенчатый урок. После того, как понятия усвоены на первой ступени (ребенок сличает изучаемые величины, начинает выделять их по названию), объединяю детей, и занятия проводятся с подгруппой;

- с детьми, имеющими умственную отсталость, понятия вводятся только индивидуально. Подгрупповая работа возможна по закреплению понятий в активном словаре (на 3-ей ступени);

- для детей с тяжелыми нарушениями речи  понятия о величине вводятся и на индивидуальных, и на фронтальных занятиях, в зависимости от особенностей восприятия ребенка.

Практическая часть

Итак, сейчас я продемонстрирую Вам трехступенчатый урок по введению понятий: тонкий, толстый, тоньше, чем, толще, чем на Монтессори-материале «коричневая лестница».

После этого, я предоставлю возможность добровольцу провести трехступенчатый урок  по введению понятий: длинный, короткий, длиннее чем - короче чем, на обычном материале.  

По окончании этой работы мы с Вами сформулируем правила проведения трехступенчатого урока, поэтому подмечайте особенности!

 Показ трехступенчатого урока + комментарии

Обратная связь:

Предлагаю сформулировать правила проведения трехступенчатого урока.

Примерные правила:

- выбор материала осуществляется по принципу «от простого к сложному», т.е., пока ребенок не усвоил понятия «большой-маленький», понятия «высокий-низкий» не вводятся;

- в материале должен изменяться только один параметр (если вводим величину, то ни цвет, ни вес, ни материал, из которого изготовлено пособие  не меняется);

- трехступенчатый урок проводится на знакомом ребенку материале (до этого проведена презентация);

- материал должен максимально соответствовать особенностям вводимого параметра (если вводится понятие толщины, то материал, на котором вводится понятие «толстый» должен быть таким, чтобы занимал обхват кистей ребенка и, соответственно, для понятия «тонкий» материал по толщине должен умещаться в сжатой детской ладони);

- педагог находится справа от ребенка. Если ребенок левша-педагог слева и показывает левой рукой;

- речь педагога не должна быть многословной.

Результат деятельности

- время усвоения детьми понятий величины за счет 3-х ступенчатого урока сокращается в среднем на 2-3 занятия;

- дети меньше путают названия величин, лучше ориентируются в сравнительных понятиях.

Рефлексия (вопросы участников, заключительное слово).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРёхступенчатое занятие

Техника обогащения словаря ребёнка новыми понятиями....

«Уроки по этикету». Урок 1.

Развлечение по этикету "вежливые слова" с песнями, инсценировками, стихами по произведениям Г.Остера....

Методические рекомендации по проведению «трёхступенчатого урока» (Монтессори)

В Монтессори – группах детского сада проводятся уроки, которые значительно отличаются от традиционных уроков. Рассмотрим их отличительные особенности, а также определим ряд требований к подобным...

Урок СБО в 6 классе по теме: « Властелин вкуса» Тип урока: нестандартный урок – игра( урок проводится с использованием игровой ситуации – соревнование КВН между двумя командами.

Занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего разви...

Трёхступенчатый урок

Трёхступенчатый урок для детей от 3 лет...

Трёхступенчатые уроки в системе М. Монтессори.

Трёхступенчатый урок в системе М. Монтессори - это приём целенаправленного индивидуального обучения ребёнка.Эти уроки гораздо продуктивнее и дают ощутимые результаты....

Трёхступенчатый урок (занятие) по методу Марии Монтессори.

Трёхступенчатый урок (занятие) по методу Марии Монтессори.Это урок, который состоит из трех этапов или ступеней. Он применяется для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный запа...