ТРёхступенчатое занятие
консультация по теме

Лунёва Елена Викторовна

Техника обогащения словаря ребёнка новыми понятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tryokhstupenchatoe_zanyatie.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

                         Трёхступенчатое занятие

Какова же техника обогащения активного словаря ребёнка новыми Понятиями? В большинстве случаев применяется трёхступенчатое занятие.

На первой ступени воспитатель говорит ребёнку названия предметов или качеств: «Это…». Новые понятия желательно повторить несколько раз, вовлекая в работу, если возможно, не только слуховое, но и зрительное, тактильное восприятие ребёнка, его барическое чувство или мускульную память. Например, при запоминании названия геометрических тел взрослый показывает, их ощупывают со всех сторон руками, и называют их: «Это куб». Знакомя с названиями цветов, воспитатель говорит, указывая на соответствующую табличку: «Это злёный». Если речь идёт о количестве, например при работе с «золотым материалом», ребёнку дают подержать в руках, ощупать и «взвесить» предметы, представляющие определённые качества, а затем сообщают: «Это единица. Это десяток».

На второй ступени дают задания типа: «Дай мне…Покажи мне…». Выполняя их, ребёнок не только пассивно  созерцает  предметы, но и активно действует с ними. Заданий следует давать много, чтобы ребёнок лучше запомнил новые понятия. Они должны быть также разнообразными для поддерживания интерес и предоставления дополнительной возможности двигательной активности. Применяемые при этом предметы несколько раз перемешивают. Так, в примере с геометрическими телами предложите не только дать или показать то или иное тело, но и попросите: «Положи, пожалуйста, шар в корзину. Поставь куб себе на колени. Поставь конус на куб».

Первая и вторая ступени служат для обогащения пассивного словаря ребёнка.

На третьей ступени новые термины переходят из пассивного словаря  в ьактивный. Чтобы способствовать этому, воспитатель указывает на предмет и задаёт вопрос, касающийся его названия, какого-либо свойства или же предоставленного им количества: «Что это? Какой это? Сколько это?» Подобные вопросы также желательно повторить не менее двух раз для каждого предмета, перемешивая их перед следующим вопросом. Например, цветные таблички, геометрические тела или предметы из «золотого материала» -бусину-единицу, стержень-десяток, квадрат-сотню – несколько раз перекладывают, меняют их расположение, проверяя, насколько хорошо ребёнок запомнил новые термины.

В ходе трёхступенчатого занятия вводят, как правило, три-четыре новых понятия. Иногда возможны исключения, например, если кто-либо из детей испытывает затруднения, количество новых понятий может быть уменьшино до двух. В некоторых случаях количество новых терминов можно существенно увеличить, как, например, при запоминании чисел от11 до 19, поскольку в этих названиях легко уловить определённую закономерность.

Трёхступенчатое занятие должно быть направлено на достижение основной своей цели – расширение словарного запаса. Понимание же приходит к ребёнку в процессе предшествующей, так и последующей работы с материалом. При овладении навыками практической повседневной  деятельности трёхступенчатое занятие вообще не применяется, а название предметов и действий просто и естественно сообщаются ребёнку. При обучении математике, письму и чтению трёхступенчатое занятие используется часто. При работе с сенсорными материалами новые термины, как правило, вводятся не сразу, а лишь после того, как дети позанимались с материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Методические рекомендации по проведению «трёхступенчатого урока» (Монтессори)

В Монтессори – группах детского сада проводятся уроки, которые значительно отличаются от традиционных уроков. Рассмотрим их отличительные особенности, а также определим ряд требований к подобным...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Трёхступенчатый урок

Трёхступенчатый урок для детей от 3 лет...

Трёхступенчатый урок

Введение понятий величины в индивидуальной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья через трехступенчатый урок...

Трёхступенчатые уроки в системе М. Монтессори.

Трёхступенчатый урок в системе М. Монтессори - это приём целенаправленного индивидуального обучения ребёнка.Эти уроки гораздо продуктивнее и дают ощутимые результаты....

Трёхступенчатый урок (занятие) по методу Марии Монтессори.

Трёхступенчатый урок (занятие) по методу Марии Монтессори.Это урок, который состоит из трех этапов или ступеней. Он применяется для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный запа...