3-П (причины, проявления, последствия неконструктивного поведения)
консультация по коррекционной педагогике

Пономарёва Алёна Владимировна
Уважаемые педагоги, воспитатели, родители! В представленных данных ,  подробно расписаны признаки, причины и последствия неконструктивного поведения детей. Данные в таблицах погут в наблюдении, консультировонии и выявлении проблем с целью оказания коррекционно-развивающего сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3-p.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тип НП

Проявления

Причины

Последствия

Наблюдаемые характеристики

Скрытые характеристики

Биологическая и социальная обусловленность

Импульсивное

- «живая» мимика, подвижные глаза, говорит слишком громко; темп речи убыстрен;  болтлив, не в состоянии выслушать другого;

-чрезмерная двигательная активность, много лишних, побочных, ненужных и даже навязчивых движений;

 -моторная координация часто  нарушена;

- на вопросы часто отвечает не задумываясь, переходит от одного незавершенного действия к другому;

-быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях;

- не может играть тихо, спокойно;

-вмешивается в игры и занятия других детей, поминутно ссорится со сверстниками, и тут же мирится

- поступки совершаются по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, сильного впечатления, не взвешивая все «за» и «против»;

- ребенком  движет прежде всего возможность удовлетворить собственные  желания, выразить нахлынувшее чувство;

-конкретная цель не ставится, сознание не концентрируется на достигаемом результате и последствиях;

-плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится;

-легко переносит наказания, не держит зла.

- нейродинамические расстройства при недостаточно сформированных регуляторных механизмах психики, и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в становлении произвольного поведения

- слабость тормозного контроля со стороны коры больших полушарий головного мозга (быстро возбуждается и медленно успокаивается) в частности, второй сигнальной системы — речи

Ввиду того, что не пытается хоть как-то организовать свою деятельность,допускает много ошибок, которые не видит и не исправляет. Как следствие, постепенно начинает отставать в психическом развитии по всем линиям.

При взаимодействии с другими может совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях.

При неблагоприятных условияхсреды и воспитания развитие аффективной  неустойчивости, приводящей к различным вариантам поведенческих расстройств.

Тип НП

Проявления

Причины

Последствия

Наблюдаемые характеристики

Скрытые характеристики

Биологическая и социальная обусловленность

Агрессивное

- инициирует конфликты, драки с другими детьми  (оскорбляет, дразнит, обзывает, ругается);

-часто становится виновником порчи вещей, предметов (рвет книги, разбрасывает и крушит игрушки), швыряет их в детей и взрослых.

Деструктивные действия могут быть непосредственными(прямо направленными на раздражающий объект), либо смещенными на более безопасный объект для разрядки.

Поведенческие проявлениямогут выступать в качестве:

-привычного средства достижения значимой цели;

-как способ психологической разрядки для замещения блокированной, неудовлетворенной потребности;

-как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

- нейродинамические расстройства, где интенсивность и неадекватность агрессивных реакций зависят от предыдущего опыта, культурных норм и стандартов, от реактивности нервной системы, а также от характера интерпретации различных раздражителей, способных вызвать агрессию.

- эмоционально-волевой сфера характеризуется тревожностью эмоциональной неустойчивостью, слабой способностью к самоконтролю.

- воздействие средств массовой информации (просмотр боевиков, фильмов-ужасов, видеоигр, мультфильмов со сценами жестокости, насилия, мести)

- авторитарность и эмоциональная холодность родителей

Действия противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносят вред «объектам нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняют физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх и др.).

При неблагоприятных условияхсреды и воспитания формирование дезадаптивных установок поведения, психопатологических и психопатических расстройств.

Тип НП

Проявления

Причины

Последствия

Наблюдаемые характеристики

Скрытые характеристики

Биологическая и социальная обусловленность

Недисциплинированное

Свойственны:

-безответственность,

-развязность,

-леность,

- неряшливость,

-эгоизм

Действия не носят злонамеренного характера, часто связаны с дефицитом чувства ответственности и типичным аффективным конфликтом между «ХОЧЕТСЯ» и «НЕЛЬЗЯ».

- нейродинамические расстройства, которые могут быть следствием неблагоприятного воздействия как внешних, так и внутренних факторов, а также их сочетания.

- дефицит  чувства ответственности, слабо развитая способностью к саморегуляции и самоконтролю.

Дефицит умений соотносить свои действия с правилами, продумывать их последовательность, корректировать в соответствии с обстоятельствами и уже имеющимся опытом поведения в аналогичных ситуациях.

При неблагоприятных условияхсреды и воспитания развитие психического инфантилизма в сочетании с патологическимичертами характера, негативно отражающимися на формировании познавательных процессов.

Тип НП

Проявления

Причины

Последствия

Наблюдаемые характеристики

Скрытые характеристики

Биологическая и социальная обусловленность

Конформное

-готов во всем соглашаться со взрослыми и подчиняться им;

-легко «идет на поводу» у более активных и бойких сверстников;

-не имеет своей позиции, своей точки зрения, легко принимает чужую;

-больше подражает, чем действуют самостоятельно;

-многое принимает на веру, не стремятся активно вникнуть, понять, осознать.

Поведением движет желание избежать наказаний и ситуаций сравнения и соревнования со сверстниками при дефиците  поддержки и поощрения.

- нейродинамические расстройства, где  интенсивность и неадекватность реакций зависят от предыдущего опыта, культурных норм и стандартов, от реактивности нервной системы.

- эмоционально-волевая сфера характеризуется высокой тревожностью, неустойчивостью;

- часто следствие авторитарности родителей.

Высокая избирательность контактов (предпочитает хорошо знакомых взрослых и сверстников).

Боязнь публичных выступлений (ответ на занятии, выступление на празднике).

Искажение формирования личностного развития при сниженной самооценке.

При неблагоприятных условияхсреды и воспитания развитие неврозоподобных расстройств, формирование  невроза.

Тип НП

Проявления

Причины

Последствия

Наблюдаемые характеристики

Скрытые характеристики

Биологическая и социальная обусловленность

Демонстративное

-слезливость,

-необоснованные своевольные выходки,

 -активное проявление недовольства и раздражительности: плач, двигательное возбуждение, катание по полу, разбрасывание игрушек и вещей.

-кривляние и капризы, вычурность действий и поведения;

-стремление к демонстрации своей индивидуальности любыми способами.

-потребность компенсации недостаточного внимания со стороны взрослых (при гипоопеке), ЛИБО как способ выйти из-под власти взрослого (при авторитарном стиле), не подчиняться его номам и не давать возможность осуждения или замечаний с его стороны;

-подменяет «самоосуждение», «самоочернением»( «я — плохой»);

-потребность самоутвердиться, обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми.

Эпизодически могут быть обусловлены возрастными особенностями как результат переутомления, перевозбуждения нервной системы ребенка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболевания. Закрепившиеся симптомы обусловлены нейродинамическими расстройствами, отягощенными неправильным воспитанием (избалованность или чрезмерная строгость, недостаток или формальность общения).

-возникает когда это единственно возможный способ привлечь к себе внимание взрослых.

Ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло.

Искажение личностного развития при неадекватной самооценке.

При неблагоприятных условияхсреды и воспитания развитие эгоцентризма, закрепление истероидных поведенческих реакций.

Тип НП

Проявления

Причины

Последствия

Наблюдаемые характеристики

Скрытые характеристики

Биологическая и социальная обусловленность

Протестное

- беспричинные слезы, грубость, дерзость, либо замкнутость, отчужденность, обидчивость;

-совершает действия, противоположные требуемым;

-стремится во что бы то ни стало настоять на своем;

-не хочет чего-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили;

- свойственно энергичным, достаточно «сильным духом» детям, с высокой самооценкой, активным, имеющим собственное мнение и способным его отстаивать (пусть не всегда удачным способом и не всегда вовремя).

-негативная реакция не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых;

-настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал (мотивов  связан с первоначальным решением);

-не действует непосредственно под влиянием своего желания, а может действовать наперекор ему;

-«дух противоречия», как правило, сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но несмотря на это, оно возникает снова и снова, так как носит болезненный характер.

Особенности функционирования ЦНС, являющиеся следствием родовых травм, асфиксии новорожденных, тяжелых инфекций, перенесенные матерью или ребенком в раннем детстве.

-нейродинамические расстройства и общая перевозбудимостъ, когда ребенок не может быть последовательным в восприятии чрезмерно большого количества советов и ограничений.

- часто является следствием неразрешимого конфликта, противостояния без уступок и компромиссов.

- длительно действующий эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен самостоятельно

Накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых.

В последствии закрепления патологических негативных симптомов, начинает себя вести аналогичным образом, не усматривая в этом ничего плохого.

Дети становится «неуправляемыми»: угрозы и просьбы не действуют.

При неблагоприятных условияхсреды и воспитания развитие и закрепление психопатоподобного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей:"Причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста"

Предупреждение и исправление поведения возможно, если соблюдать единую систему требований....

ПРИЧИНЫ И ТИПЫ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

  В дошкольном возрасте формируются основные стереотипы поведения человека, которые он «понесет» по своему жизненному пути. На становление поведения ребенка огромное влияние оказывает семь...

Презентация "Причины и последствия девиантного поведения дошкольников"

Презентация предназначена для просветительской работы с родителями и педагогами в вопросах нарушения поведения детей....

Конспект доклада к презентации "Причины и последствия девиантного поведения дошкольников"

Текст доклада, сопровождающий презентацию "Причины и последствия девиантного поведения дошкольников"...

Причины и типы неконструктивного поведения детей

Вторая часть рассматривает причины и типы неконструктивного поведения детей...

Причины проявления агрессивности в поведении детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребёнок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны, прежде всего, с конкре...

Консультация для педагогов Причины неконструктивного поведении дошкольников

Причины неконструктивного поведения ребенка имеют первичную обусловленность, то есть определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильность психических процессов, психомоторная з...