Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности (ФЭМП)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Прокопьева Елена Александровна

Конспект коррекционно-развивающего занятия по математике. Лексическая тема "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_femp.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности (для детей с ЗПР)

Лексическая тема «Зима»

Цель: Познакомить детей с составом числа 5, закреплять математические представления через дидактические игры и продуктивные виды деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- Учить раскладывать число 5 на два меньших.  

- Закреплять  знание числового ряда, прямого и обратного счёта в пределах 10, навыков соотнесения числа с количеством и цифрой.  

- Закрепить временные представления о последовательности времён года, зимних признаках.            

  - Закрепить знания о сенсорных эталонах, умения соотносить и сравнивать по форме, цвету, величине.

Коррекционно - развивающие:

- Развивать мыслительные операции сравнения и группировки по заданным признакам.

- Развивать произвольность психических процессов, умение действовать в соответствии с инструкцией.

- Развивать навыки ориентировки на образец, устанавливать и продолжать закономерности.

- Развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику.

Воспитывающие:

- Воспитывать навыки самостоятельности, инициативности, совместной деятельности: внимательно слушать педагога, отвечать полным предложением, помогать друг другу.

- Воспитывать положительные установки на участие в занятии, интерес к образовательной деятельности.

Материалы:

Колокольчик; картинки с природой в разные времена года; картинки с признаками зимы; карточки с цифрами от 1 до 10;снежинки по количеству детей; блоки Дьенеша; раздаточный материал: математические домики, стеклянные шарики, карточки для обводки, фломастеры; наборы крупных бусин с шнурками; магнитофон; музыкальные композиции: новогодняя песенка;  звуки метели; звуки бубенцов; сладкие призы по количеству детей.

Персонажи: Снежная Королева, Дед Мороз

Ход образовательной деятельности:

1.Организационный момент:

Упражнения на линии. (Монтессори приём) Дети входят под музыку за дефектологом в группу, двигаются по линии друг за другом, выполняя движения по показу дефектолога.

Сегодня ребята к нам в детский сад пришли гости. Какие вежливые слова при встрече говорят друг другу люди? (Здравствуйте, Добрый день, привет)

А какое сейчас время суток? (Утро)

Все гости добрые, улыбчивые, приветливые. Давайте и мы с улыбкой пожелаем  нашим гостям и друг другу доброго утра.

Игра – приветствие: «Доброе утро».

Ребята, посмотрите за окно и напомните мне какое сейчас время года? Как вы узнали, что сейчас зима? (Дети называют зимние признаки. Если затрудняются назвать, то предлагаются карточки-схемы.) Скажите, какой самый сказочный и любимый праздник бывает зимой? (Новый год) Правильно ребята, мы все с нетерпением его ждём.

Звучит музыка метели. Появляется снежная королева.

Дефектолог: - Посмотрите ребята, кто к нам пожаловал? Это же снежная королева.

Снежная королева: - Кто это здесь ждёт праздника? Не бывать Новому году. А не будет его потому, что я заколдовала Деда Мороза, а без Деда Мороза не будет вам ни праздника, ни подарков, ни веселья.

Под звуки ветра Снежная Королева уходит.

Дефектолог: - Не расстраивайтесь ребята. Мы сможем расколдовать Деда Мороза. Если мы пройдём все испытания и выполним все задания, то колдовство Снежной Королевы исчезнет, и мы освободим Деда Мороза. Нам нужно собрать волшебные ключики.

Дети проходят за дефектологом к доске и садятся на стульчики

1 Задание «Времена года»

Дефектолог: - Снежная королева поссорила между собой все времена года. И теперь они не знают, какое время года сначала, а какое потом. Давайте их помирим и поставим правильно.

На доске в хаотичном порядке расположены  картинки с изображением времён года.

- Найдите время года, которое самое холодное .(Зима)

- Какое время года было перед зимой? (Осень)

- Какое время года было после зимы? (Весна)

- Какое время года мы ещё не назвали? (Лето)

По ходу вопросов дети выставляют картинки на доске.

- Молодцы ребята. Получите первый ключик

2 Задание «Числовой ряд»

Звучит ветер.

 - Никак не унимается Снежная Королева.  Послала она сильную метель и унесло ветром цифры. Забыли цифры, где стояли. Давайте им поможем.

На доске установлены 4 цифры. Остальные цифры раздают детям. Дети по очереди выставляют цифры в числовой ряд.

- Молодцы ребята. Получите второй ключик

- А теперь ребята покажите, как вы умеете считать.  

Д\и «Посчитай от числа, до числа»

Дети выполняют прямой и обратный счёт от заданных чисел. (если кто –то затрудняется, педагог выставляет фишки-ориентиры)

 - Молодцы ребята. Получите третий  ключик.

Слышите как воет метель? Что бы отыскать следующий ключик, нам нужно превратиться в снежинки.

Детям в руки дают по одной снежинке. Все за дефектологом проходят на линию.

Все снежинки любят летать. Когда ветер дует слабо, они двигаются медленно, когда ветер дует сильно, снежинки летят всё быстрее и быстрее.

Упражнение на линии «Переноска снежинок» (Монтессори приём)

Дети кладут на правую прямую ладонь снежинку, двигаются по линии за педагогом, стараясь не уронить снежинку и не сойти с линии.

3 Задание «Заколдованные фигуры» (задания с блоками Дьенеша)

- Вы летали как настоящие снежинки и точно справитесь со следующим заданием. Мы отправляемся в город заколдованных фигур.

Д\и «Найди лишнюю фигуру»

Детям предлагается выбрать лишнюю фигуру из четырёх и объяснить свой выбор. Для каждого подобран набор фигур, в зависимости от индивидуальных возможностей мышления и речи.

Д\и «Найди фигуру по описанию» 

Предлагается найти фигуру по одному, двум и более признакам. (цвет, форма, размер, ширина)

Молодцы ребята. Получите четвёртый ключ.

4  Задание «Узоры на окне» 

 - Дедушка Мороз очень любил рисовать узоры на окнах. Давайте и мы немного поучимся. Но сначала нужно размять наши пальчики. Давайте слепим снежки.

Дети проходят за столы. Берут по одному белому листу бумаги и сминают в комок.

П\и «Снежки»

1,2,3,4, мы с тобой снежок лепили, (сжимающие движения ладонями)

Белый, круглый очень гладкий, (круговые движения по ладошкам)

И совсем-совсем не сладкий. (грозим указательным пальцем)

Перекинем и поймаем, (перекладывание из ладони в ладонь)

Вдруг уроним и сломаем. (уронить на пол, прихлопнуть обеими руками)

Детям предлагается обвести симметричные узоры сначала пальчиками правой и левой рук одновременно, затем двумя фломастерами.

Молодцы ребята. Получите пятый ключ.

 5 Задание «Математические домики» 

Д\и  «Рассели снеговиков»

Дети выкладывают количество снеговиков, соответствующее цифре домика.

Д\и «Льдинки в ладошках»

Детям раздают числовые домики с цифрой 5, стеклянные декоративные шарики по 5 штук. Педагог просит спрятать их в ладошки и потрясти, затем раскрыть ладошки так, чтобы в одной осталось 2 шарика, а в другой 3, в одной 1 шарик, а в другой 4, в одной все 5, а в другой пусто, ни одного. Результаты дети фиксируют в числовых домиках,  рисуя соответствующее количество кружочков.

Получите шестой ключ.

 Ребята наверное вы устали столько считать. Предлагаю всем отправиться на лесную полянку и немного отдохнуть.

Физминутка "Снежинки"

Вот повеял ветерок, холодом пахнуло (руки верх, наклоны вправо влево)

Это зимушка-зима рукавом махнула (руки в стороны, поворот вправо влево)

Полетели с высоты белые пушинки (на носочках руки вверх вниз)

На деревья на кусты падают снежинки

До земли добрались и присели (присели на корточки)

Вот поднялся ветерок

И собрал снежинки в сугроб (легкий бег и сели вместе в круг) .

- Ой ребята посмотрите что я нашла в сугробе. Это же украшения для новогодней елки. Давайте её украсим красивыми бусами, которые соберём своими руками.  Тогда последний ключик окажется у нас и мы расколдуем Деда Мороза.

Дети собирают бусы по заданному образцу. Вешают бусы на ёлку.

Получите седьмой ключ.

Каждый ребёнок берёт по одному ключику и открывает дверцу такого же цвета. Дефектолог подбрасывает конфетти со словами, что колдовство Снежной Королевы закончилось. Звучит звон колокольчиков.

Ребята вы слышите этот звук, это же звон бубенцов, к нам едет Дед Мороз. А что бы он скорее нас нашёл и услышал, давайте позвоним нашим колокольчиком в ответ.

 Игра с громким колокольчиком (Монтессори приём).

Итог занятия (рефлексивный анализ)

Звучит новогодняя песенка. Входит Дед Мороз.

 - Здравствуёте ребята. Ну расскажите же мне как вам удалось расколдовать меня? Какие задания вы выполнили? Что вам было интересно делать? Что было трудно выполнить, кто  помог?

Дети по очереди отвечают Деду Морозу на вопросы, после чего получают сладкий подарок!

Подготовила: учитель-дефектолог Прокопьева Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтальной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звук и буква О» учителя-логопеда Ковган Людмилы Александровны (г. Краснодар «Детский сад № 195)

Коррекционно-развивающие задачи:1.Развивать слуховое внимание, зрительное и слуховое  восприятие.2. Упражнять детей в усвоении звуко-слоговых рядов путем уточнения пространственно-временных предс...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности (с нарушением речи) "Развитие фонематических процессов"

Конспект направлен на развитие фонематических процессов: анализа, синтеза, представления у детей дошкольного возраста, на закрепление зниния детей о букве и звуке, о гласных и согласных звуках....

План –конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи Тема: «Признаки осени»

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, через формирование представлений о признаках осени ....

План – конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи «Признаки осени»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности в  подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи«Признаки осени»...

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего направленности для детей с ТНР «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание»

Образовательные задачи. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10.  Умение называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число. Умен...