ПЛАН-ПРОГРАММЫ психолого-педагогического сопровождения детей "группы риска"
материал по коррекционной педагогике

Ситникова Елена Викторовна

ПЛАН-ПРОГРАММА психолого-педагогического сопровождения по развитию мелкой моторики, внимания, памяти и мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-ПРОГРАММА

психолого-педагогического сопровождения

Подгруппы № ____

Ответственный: педагог-психолог Ситникова Е.В.

Направление работы: коррекционно-развивающие занятия

Форма работы: подгрупповая

Место проведения: кабинет психолога

Цель: развитие мелкой моторики и восприятия (зрительного и слухового)

Сроки

Задачи

Содержание

 

Октябрь

  • Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук

  • Развивать общую и мелкую моторику

- Развивать внимание и моторную координацию

  • Развивать общую и мелкую моторику

  • Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук

«Луна-равновесие»

Шнуровка «Мальчик»;

Игра «Ухо-нос»

Упражнение «Расскажем и покажем»; Развивающая игра «Гвозди-перевертыши»

«Фигуры»; «Кактус»;

Ноябрь

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук, навык самообслуживания

  • Способствовать развитию ручной моторики

-Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и  цвета.

-Развивать зрительное восприятие (зрительный гнозис)

  • Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук

Рамки Монтессори: с маленькими пуговицами, с бантами;

Шнуровка «Солнышко»

«Предметы и контуры»,

«Цветные коврики».

«Разноцветные узоры», «Рукавички»,

Игра «Спичечный узор»; «Дорисуй фигуру»

Декабрь

- Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность

Материалы Монтессори:

«Тепловые таблички»,

«Шероховатые таблички»,

«Доски для ощупывания»;

-Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и  цвета.

-Развивать зрительное восприятие (зрительный гнозис)

«Цветные коврики».

«Разноцветные узоры»

Январь

- Развитие мелкой моторики пальцев рук, навык самообслуживания

- Развитие мелкой моторики пальцев рук

- Развитие мелкой моторики   пальцев рук

- Развитие мелкой моторики рук, тактильную чувствительность

Рамки Монтессори: с булавками, с кнопками на ткани, с ремнями на коже, с пластмассовыми застежками

Игра «Затейник плоский»;

цилиндры с пружинками Монтессори;

«Набор для сортировки (раскладка бусин в пробирки)

Игры с катушкой

Игры с катушками;

Игры с карандашами

Февраль

- Развивать восприятие, внимание, память;  

учить ориентироваться на форму, величину, цвет.

- Развитие мелкой моторики рук, тактильную чувствительность

-Развивать зрительное восприятие (зрительный гнозис)

- Развитие тактильной чувствительности, воображения; зрительного восприятия; образного мышления; произвольности; снятие психофизического напряжения; знакомство ребенка с основными свойствами песка

Узнай перечеркнутые, наложенные, недорисованные изображения

Игры с прищепками;

Игры с крупой;        

Игры со счетными палочками

«Рукавички»,

(игры с сухим песком)

Игра «Здравствуй, песок!»;

Игра «Необыкновенные следы»;

Игра «Песочные прятки»;

Игра «Песочный ветер» (дыхательное)

Отпечатки рук; упражнение «Насыпание-пересыпание»

Март

-Развитие мелкой моторики руки; развивать творчество, фантазию; развитие зрительно-моторной координации; знакомство ребенка с основными свойствами песка

Развитие мелкой моторики рук ребенка, а также зрительной координации; знакомство ребенка с основными свойствами песка; развитие ориентации ребенка в пространстве; расширение и обогащение словаря детей; гармонизация психоэмоционального состояния

(игры с влажным песком)

Игра «Я пеку, пеку»;

«Нарисуй картинку пальцем»;

«Печем куличики»;

Игра «Ручеек течет»;

Игра «Дождик моросит»;

Игра «Отпечатки»;

Игра «Волшебные отпечатки на песке»

(игры на световом столе)

Упражнение «Знакомство»;

«Здравствуй песок»;

«Следы и отпечатки»;

Игровое упражнение;

Упражнение «Песочный дождь»;

Апрель

Развитие мелкой моторики рук ребенка, а также зрительной координации; знакомство ребенка с основными свойствами песка; развитие ориентации ребенка в пространстве; расширение и обогащение словаря детей; гармонизация психоэмоционального состояния

Развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений; развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии его речи; развитие сосредоточенности, концентрации внимания; формирование нестандартного творческого мышления.

(игры на световом столе)

Упражнение «Необычные следы»;

«Волна»;

Упражнения: «Нити», «Дорожка», «Радуга», «Круг»

(игры с кинетическим песком)

«Здравствуй, песок»;

«Мы – кондитеры»;

«Прятки»; «Наши ладошки»;  «Рисование на песке»; «Ручеек бежит сквозь пальцы»; «Мы скатаем колобок»; «Платочки»



Предварительный просмотр:

ПЛАН-ПРОГРАММА

психолого-педагогического сопровождения

Подгруппы № ____

Ответственный: педагог-психолог Ситникова Е.В.

Направление работы: коррекционно-развивающие занятия

Форма работы: подгрупповая

Место проведения: кабинет психолога

Цель: развитие внимания, памяти  и зрительного восприятия

Сроки

Задачи

Содержание

Октябрь

- Развивать способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность.

- Развивать устойчивость, переключаемость, распределение, объем внимания

-Развивать наблюдательность, способность к сосредоточению внимания.

- Развивать внимание и моторную координацию

- Развивать внимание, быстроту реакции, закрепление знаний об эталонах цвета.

- Развивать восприятие, внимание, память

- Развивать способность к произвольному переключению внимания, расширение кругозора.

Игра: «Что здесь забыл нарисовать художник?»;

Игры: «Чем отличаются картинки?», «Найди в букете цветы»

Игра «Что тут не дорисовано?»

Игра «Ухо-нос»

Игра: Делаем зарядку»

Игра «Повторяй за мной»

«Карлики и великаны»

«Четыре стихии»

Упражнение «Дотронься до…»

«Найди игрушку»; «Найди по описанию»; «Геометрическая мозайка»

«Не пропусти профессию»

Ноябрь

-Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия.

-Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия.

-Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и  цвета.

-Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и  цвета.

-Развивать зрительное восприятие (зрительный гнозис)

- Совершенствовать умение сравнивать изображения, находить сходства и различия.

«Найди пару»; Угадай, чего нет;

«Схожее и различное»,

«Найди различие», «Развиваем внимание»

Узнай перечеркнутые, наложенные, недорисованные изображения;

«Предметы и контуры»,

«Цветные коврики».

«Разноцветные узоры», «Рукавички»,

Игра «Найди отличие»

Декабрь

-Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия.

- Развитие произвольности и самоконтроля; развитие внимания и координации движений;                     снятие эмоционального напряжения; развитие слухового внимания

-Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия.

-Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и  цвета.

-Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и  цвета.

- Развитие зрительного, слухового активного внимания;

развитие способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах;

наблюдательность; развитие устойчивости, переключаемости, распределение,

объем внимания

«Найди различие»,

Подвижная игра «Светофор»;

Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»;

Телесно-ориентированное упражнение «Штанга»

«Развиваем внимание»

Узнай перечеркнутые, наложенные, недорисованные изображения;

«Предметы и контуры»,

Игра «Что изменилось»

Игра «Слушай хлопки»

Игра «Что здесь забыл нарисовать художник?»

Январь

- Развивать слуховую память

- Продолжать развивать устойчивость, переключаемость, распределение, объем внимания

- Развивать зрительную память, научить запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки

-Развивать наблюдательность, способность к сосредоточению внимания.

- Развивать внимание и моторную координацию

- Развивать произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов

- Развивать внимание, быстроту реакции,

- Развивать внимание, быстроту реакции,

- Развивать восприятие, внимание, память

- Развивать произвольную зрительную память, научить запоминать заданную последовательность предметов

-Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия.

- Развивать произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек)

Игра «Запомни слова»

 Игры: «Чем отличаются картинки?», «Найди в букете цветы»

Игра «Что тут не дорисовано?»

Игра «Что изменилось?»

Игра «Ухо-нос»

Игра: Делаем зарядку»

Игра «Повторяй за мной»

Игра «Что добавилось?»

«Карлики и великаны»

«Четыре стихии»

«Найди игрушку»; «Найди по описанию»;

«Геометрическая мозайка»

Игра «Что стало по-другому?»

«Схожее и различное»,

Игра «Запомни – положи»

Февраль

- Развивать зрительную память и ассоциативное мышление, тренировать в умении соотносить подходящие по смыслу предметы

-Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия.

- Развивать зрительную и двигательную память, мелкую моторику руки

-Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и  цвета.

- Развитие слуховой памяти

-Развивать зрительное восприятие (зрительный гнозис)

- Развитие зрительной и двигательной памяти, координацию движений, мелкую моторику

- Развивать у детей зрительную память, умения внимательно рассматривать картинки и запоминать ее детали

- Развивать зрительную память, научить запоминать количество заданных предметов или картинок

Игра «Запомни пары»

 «Развиваем внимание»

Игра «Запомни и запиши цифры»

«Предметы и контуры»,

«Цветные коврики».

Игра «Постучи, как я»

«Разноцветные узоры»,

«Рукавички»,

Игра «Повтори за мной действия»

Игра «Посмотри – запомни- нарисуй»

Игра «Ответь на вопросы»

Игра «Запомни-назови»

Март

- Продолжать развивать устойчивость, переключаемость, распределение, объем внимания

-Развивать наблюдательность, способность к сосредоточению внимания.

- Развивать внимание и моторную координацию

- Развивать внимание, быстроту реакции, закрепление знаний об эталонах цвета.

- Развивать внимание, быстроту реакции,

- Развитие произвольности и самоконтроля;                                  

развитие внимания и воображения;                                  

развитие согласованности движений;

развитие эмоционально-выразительных движений;                                                      

снятие эмоционального напряжения

Игры: «Чем отличаются картинки?», «Найди в букете цветы»

Игра «Что тут не дорисовано?»

Игра «Ухо-нос»

Игра: Делаем зарядку»

Игра «Повторяй за мной»

«Карлики и великаны»

 «Карлики и великаны»

«Четыре стихии»

Упражнение «Дотронься до…»

Упражнение «Йоговская гимнастика для малышей»;

Упражнение «Прогулка в лес»;

Игра «Изобрази явление»;

Игра «Самолеты»;

Упражнение «Надоедливая муха»

Игра «Запретные движения»;

Игра «Зоопарк»;

Упражнение «Шалтай-болтай»

Апрель

- Развитие произвольности и самоконтроля;  

развитие внимания и воображения;

развитие согласованности и координации движений;

развитие эмоционально-выразительных движений;    

снятие эмоционального напряжения

-Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и  цвета.

-Развивать зрительное восприятие (зрительный гнозис)

- Совершенствовать умение сравнивать изображения, находить сходства и различия.

-Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия.

- Развивать восприятие, внимание, память;  

учить ориентироваться на форму, величину, цвет.

Упражнение «Снежинка»;

Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик»;

Упражнение «Лыжники»

«Цветные коврики».

«Разноцветные узоры»,

Игра «Найди отличие»

«Схожее и различное»,

Игра «Геометрическая мозайка»



Предварительный просмотр:

ПЛАН-ПРОГРАММА

психолого-педагогического сопровождения

Подгруппы № ____

Ответственный: педагог-психолог Ситникова Е.В.

Направление работы: коррекционно-развивающие занятия

Форма работы: подгрупповая

Место проведения: кабинет психолога

Цель: развитие мышления

Сроки

Задачи

Содержание

Октябрь

- Учить понимать сюжет в целом, определять мысли и чувства людей на основании мимики и жестов персонажей;

- Учить устанавливать причинно-следственные связи, которые лежат в основе изображенной ситуации и развивать понимание нелепости изображенного;

- Учить устанавливать причинно-следственные связи, которые лежат в основе изображенной ситуации и развивать понимание нелепости изображенного;

- Развивать способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями (предметами.);

- Учить обобщать, выделять существенные признаки предметов или явлений и исключать эти  предметы и понятия, неподходящие к остальным.

- Развитие пространственного, конструктивного мышления; воображения; сообразительность, смекалку, находчивость

Работа по картинке «Велосипедист» Что здесь произошло?

«Нелепости»; «Нелепица»;

 «Что перепутал художник?»

«Подбери картинку» (по аналогии); «Простые аналогии»;

«Подбери по смыслу»;

«Что лишнее»; «Четвертый лишний»;

Пирамидка «Сложи квадрат»

Пирамидка «Диагональ»

Пирамидка «Точки»

Ноябрь

- Учить обобщать, выделять существенные признаки предметов или явлений и исключать эти  предметы и понятия, неподходящие к остальным.

Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, учить подбирать подходящие вставки и заполнять пробелы,

Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, учить подбирать подходящие вставки и заполнять пробелы,

Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, учить подбирать подходящие вставки и заполнять пробелы,

-Познакомить с сенсорными эталонами цвета и формы; соотносить целое и части;

-Познакомить с сенсорными эталонами цвета и формы; соотносить целое и части;

-Познакомить с сенсорными эталонами цвета и формы; соотносить целое и части;

-Учить ребенка анализировать и сравнивать; находить противоположности.

-Учить ребенка анализировать и сравнивать; находить противоположности.

«Какая фигура не подходит»; «Что не подходит?»

«Матрицы Равена»;

 «Найди заплатку для коврика»;

«Блоки и цилиндры с вкладышами Монтессори»

«Сложи квадрат» (1 уровень сложности);

«Сложи квадрат» (2 уровень сложности);

«Сложи квадрат» (3 уровень сложности)

«Предметные парочки»;

Развивающая игра «Контрасты»;

Декабрь

-Учить ребенка анализировать и сравнивать; находить противоположности.

-Развивать наблюдательность, логическое мышление, способность различать предметы на основании определенных признаков.

- Развитие творческого мышления, логических структур мышления и математических представлений

- Развитие пространственного, конструктивного мышления; воображения; сообразительность, смекалку, находчивость

- Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности.

- Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности.

«Противоположности».

«Что к чему?» (ассоциативная игра); «Что к чему и почему?»

Логические блоки «Дьенеша»+ Альбом –игра «Страна блоков и палочек»

Дуэт-пазл «Похождения веселого человечка»

Развивающая игра-занятие: «Логические цепочки»;

«Размышляйка»;

Январь

Развитие элементов логического мышления, внимания; учить соотносить предметы по форме и размеру

- Учить устанавливать причинно-следственные связи, которые лежат в основе изображенной ситуации и развивать понимание нелепости изображенного;

- Развивать способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями (предметами.);

- Развивать способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями (предметами.);

- Развивать способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями (предметами.);

- Учить обобщать, выделять существенные признаки предметов или явлений и исключать эти  предметы и понятия, неподходящие к остальным.

- Развивать умение мыслить, осваивать логические приемы – анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация, обобщение

- Развитие пространственного, конструктивного мышления; воображения; сообразительность, смекалку, находчивость

Рамки и вкладыши Монтессори, Рамки-вкладыши М.Монтессори «Геометрия»; Рамки-вкладыши М.Монтессори «Паутинки»; Рамки-вкладыши М.Монтессори «Трафареты»; Рамки-вкладыши М.Монтессори «Больше – меньше»

«Нелепости»; «Что перепутал художник»;

«Простые аналогии»;

«Подбери по смыслу»;

«Аналогии»

«Что лишнее»; «Четвертый лишний»;

Учебный мозаичный набор «Логическая мозаика»

Мировая головоломка «Монгольская игра»

Мировая головоломка «Сфинкс»

Мировая головоломка «Вьетнамская игра»

Мировая головоломка «Волшебный квадрат»

Февраль

- Учить обобщать, выделять существенные признаки предметов или явлений и исключать эти  предметы и понятия, неподходящие к остальным.

Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, учить подбирать подходящие вставки и заполнять пробелы,

Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, учить подбирать подходящие вставки и заполнять пробелы,

Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, учить подбирать подходящие вставки и заполнять пробелы,

- Развитие мышления, учить работать со схемами, анализировать изображения и его синтез, учить воспринимать цвет, форму, величину

- Развитие логического мышления, пространственного воображения, конструктивных умений и мелкой моторики руки

«Какая фигура не подходит»; «Что не подходит?»

«Матрицы Равена»;

Досочки Сегена

«Блоки и цилиндры с вкладышами Монтессори»

«Чудо крестики 2»+ Альбом фигурок к игре «Чудо крестики 2»

Развивающая игра «Двухцветный квадрат Воскобовича», «Четырехцветный квадрат Воскобовича» + Сказка об удивительных приключениях-превращениях квадрата

Март

- Развитие абстрактного и пространственного мышления, творческого воображения

- Развитие логического мышления, познавательных способностей, зрительного и пространственного восприятия

- Развитие пространственного мышления, фантазии и творческих способностей

- Развитие пространственного мышления, фантазии и творческих способностей

- Развитие логического мышления, интеллекта, внимательности; повторение свойств предметов – величины, цвета, формы

- Развитие пространственного мышления

- Расширение интеллектуальных способностей, развитие способности к анализу, умение решать нестандартные задачи

- Развитие пространственного мышления, математических способностей

- Развитие интеллекта, творческих способностей

Набор «Цветные треугольники»

Логическая игра «Тангос. Предметы»

Геометрик на магнитах

Игра «Мозайка – геометрия»

Развивающая игра «Плашки Выготского»

Интеллектуальная игра Б.П. Никитина «Кубики для всех»

«Сложи узор»+ Альбом заданий «Чудо-кубики 2» для игры «Сложи узор»+ Альбом – игра «Разноцветный мир»

Интеллектуальная игра «Уникуб»

Цветные счетные палочки Кюизенера

+ Альбом – игра «Дом с колокольчиком»

+ «Посудная лавка Кростики для детей 5-8 лет» + «На золотом крыльце…»

Апрель

- Развивать ассоциативное мышление

Учить составлять рассказ по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом.

- Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности.

- Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности.

- Развитие пространственного, конструктивного мышления; воображения; сообразительность, смекалку, находчивость

- Развитие пространственного мышления, фантазии и творческих способностей

Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности.

«Составь рассказ»

Развивающая игра-занятие: «Логические цепочки»;

«Размышляйка»;

«Истории в картинках» (часть 1, часть 2)

Мировая головоломка «Архимедова игра», «Танграм»,  «Т-образная головоломка», «Листик»

Развивающая игра «Цветные кубики»

«Что сначала, что потом?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

Проект психолого-педагогической поддержки детей "группы риска" и их семей "Дорогой добра"

Материал создан в соавторстве учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога и старшего методиста...

Проект психолого-педагогической поддержки детей "группы риска"

В статье представлены материалы долгосрочного проекта по психолого-педагогической поддержке детей "группы риска" и организации взаимодействия с их родителями....

Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.

Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...