Статья: Особенности формирования представлений о живой природе у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Чирков Михаил Викторович

Теоретические аспекты исследования  дефектологической литературы  по вопросам  формирования доступных представлений  у данной категории детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Особенности  формирования  представлений о живой природе у детей  дошкольного возраста  с нарушением интеллекта

В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребёнка.   Первоначальные представления о себе и об окружающем являются  основой приобщения  ребёнка к  социальному миру и стимулом  познавательной деятельности.  

За первые 6 – 7 лет жизни ребёнок  усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развёрнутой связной речью, устанавливает взаимоотношение со сверстниками и взрослыми.  У него формируется познавательная деятельность, совершенствуется  произвольное внимание, развиваются различные виды  памяти, постепенно он овладевает словесно – логическим мышлением.

Одной из отличительных особенностей дошкольников с нарушением интеллекта является  бедность знаний о  предметах и явлениях окружающей  действительностью (Певзнер М. С. С., Шевченко С. Г.  И др.)

Дети  с нарушением  интеллекта плохо осведомлены в отношении тех явлений,  которые  им не раз приходилось наблюдать в своей повседневной жизни.

Проведённые  исследования показывают существенные  различия между детьми с нарушением интеллекта и нормально развивающимися дошкольниками обнаруживаются при анализе их представлений о явлениях природы  (Певзнер М. С. С., Шевченко С. Г.  И др.)

Дети с нарушением интеллекта, как правило,  смешивают понятия  время года и месяц, не умеют  полно рассказать об отличительных признаках даже резко различающихся времён года.

Дошкольник с  нарушением  интеллекта хотя и безошибочно определяют зиму и лето, но  опираются  лишь на  2-3 отличительных признака. В то время  нормально развивающиеся дети  выделяют  5- 7 признаков, характеризующих погоду, состояние деревьев, животных, одежду людей  зимой и летом. Дети с нарушением  интеллекта часто  путают  осень  и весну, потому что  эти сезоны  имеют ряд  сходных явлений (дожди, туманы).  Им  легче отличить  явления  противоположного характера:  холод и жару, замирание природы  и бурный расцвет.

Дети  с нарушением  интеллекта  затрудняются  в определении причинно- следственных отношений между явлениями.

В некоторых случаях дети с нарушением интеллекта, правильно называя   изображённых зверей и птиц,  не могут  рассказать  о тех признаках, по которым они их узнали.  Установление сходных  и отличительных  признаков сравниваемых объектов или явлений вызывает  большие трудности,  даже  после  тщательного анализа  каждого из них.

Неумение видеть  существенные  признаки  предметов и явлений затрудняет  освоение  детьми с  нарушением  интеллекта  элементарных  общих понятий. Часто  в качестве  обобщающего слова  используют  наименование  одного из  представителей группы,  употребляя во  множественном числе (вместо насекомых – бабочки, дикие животные – волки  и т. п.)

  У дошкольников  с нарушением интеллекта  наблюдается  определённая  неравномерность («толчкообразность»)  деятельности.   Cначала  они  обычно  быстро называют 3- 4 предмета, затем следует  длительная пауза, после которой  называют  правильно ещё 2-3.  Обычно  в ходе  перечисления  эти  дети несколько раз  повторяют  название  одного и того же  предмета.  Подобных явлений у нормально развивающихся  детей этого возраста не  наблюдается.

Особенности  словарного  запаса,  а также  настроения  и содержания высказываний детей с нарушением интеллекта  указывают на  необходимость  проведения работы по совершенствованию  деятельности  восприятия, представления, мышления.

К  шести годам  нормально развивающийся  ребёнок,  осваивая  продуктивные  виды  деятельности,  привыкает  с помощью  сенсорных  эталонов определять  цвет, формы,  величину предметов.  Дети с нарушением интеллекта в связи с низким уровнем  сенсорного и  умственного развития  не могут  сравнивать предметы по определённым признакам , группировать  и классифицировать их.  В связи с  этим  необходимо  проводить  специальные  занятия, направленные  на формирование  обобщённых  представлений  о  форме, величине, расположении предметов в пространстве.  

Исследователи отмечают, что у старших дошкольников с нарушением интеллекта  сравнительно более четкими этих детей являются представления о себе, ближайшем окружении, строении человеческого тела, органах чувств и их функциях, что, по-видимому, объясняется доступностью названных объектов личному практическому опыту; однако эти представления фрагментарны, многие из них отличаются неточностью. Более отчетливо недостаточность знаний об окружающем мире   выявляется у детей с выраженными нарушениями интеллектуальной деятельности. Это следует учитывать при организации индивидуальной коррекционной работы

Несмотря на то, что у большинства детей имеются представления об объектах живой природы, они недостаточно точны, не отражают взаимоотношений, существующих между объектами и явлениями окружающего их мира. Наибольшую трудность у детей с нарушением  интеллекта  представляет осмысление и объяснение причинно-следственных зависимостей в мире природы. Наиболее трудными для детей явились вопросы, связанные с пониманием временных и сезонных изменений в природе.

Представления о живой природе улучшаются постепенно, по мере совершенствования познавательной деятельности. [14]. Вначале они отличаются неструктурированностью, означающей, что ребенок недостаточно осознает связи и отношения между отдельными объектами и явлениями, не может учесть их пространственно-временную организацию. Это находит отражение во фрагментарности, бедности и недостаточной адекватности имеющихся представлений.   Однако  исследователи  отмечают , что в ходе  коррекционной  работы представления и живой  природе  у детей с нарушением интеллекта развиваются и дифференцируются.

Необходимо  отметить, что  в младшем школьном  возрасте  представления  об окружающем мире  ещё недостаточны, но этот период  очень  важен  для их последующего совершенствования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»

«Применение  здоровьесберегающих  технологий в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»...

Статья "Формирование у старших дошкольников с нарушениями интеллекта ориентировки в пространстве средствами музыкально-дидактических игр".

  В статье паредставлен материал о развитии ориентировки в пространстве средствами музыкально - дидактических игр и пособий у детей с нарушениями интеллекта. ...

Статья "Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта"

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

Статья:"Основные направления коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у дошкольников с нарушением интеллекта в театрализованных играх "

Основные направления коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у дошкольников с нарушением интеллекта в театрализованных играх Воображение является неот...

СТАТЬЯ «Театрализованная игра как средство социального развития детей с нарушением интеллекта»

В данной статье раскрываются особенности   использования театрализованных игр как средство социального развития детей с нарушением интеллекта....

Статья: Деятельность дефектолога по формированию сюжетно-ролевой игры у детей с нарушением интеллекта с целью их ранней социализации

      Проблема ранней социализации детей с нарушением интеллекта – одна из актуальных в современном специальном образовании. Сюжетно-ролевая игра, согласно исследованиям от...

Статья _ Черкашина Т.А. Формирование готовности к пониманию значения слова у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта//Вопросы педагогики

Черкашина, Т. А. Формирование готовности к пониманию значения слова у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Т. А. Черкашина // Вопросы педагогики. – 2021. – № 3-2. ...