Проект совместной деятельности тифлопедагога и педагога-психолога по развитию детей с функциональными зрительными расстройствами старшего дошкольного возраста
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Щекалева Елена Викторовна

Проблема социализации, адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к современному миру, постоянно меняющимся условиям жизни является одной из актуальнейших на сегодняшний день.

Обучение и воспитание детей с ФЗР имеет свои особенности, поскольку такие дети испытывают трудности в освоении окружающего мира. У детей с ФЗР затруднено взаимодействие со средой, снижена способность адекватного реагирования на требования общественной жизни.

Зрительный дефект, имеющий различную этиологию и различные проявления, сказывается и на развитии психики ребёнка, на его адаптации к современному миру. Трудности, испытываемые этими детьми, оказывают влияние на оценивание и соизмерение своих действий с окружающим; утверждение своего «Я» среди других; приобретение социального опыта. Для детей с ФЗР характерны такие черты, как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, преобладание отрицательных эмоций, повышенная тревожность. Нарушение зрения оказывает отрицательное влияние на психологическое здоровье детей, поэтому важным аспектом является работа по организации психологической поддержки детей с ФЗР.

Обязательная коррекционно-развивающая работа строится на активном использовании сохранных возможностей и представляет собой систему комплексных мер воздействия на личность ребенка с ФЗР.

Тифлопедагогу и педагогу-психологу принадлежат ведущие роли в процессе социализации дошкольников с ФЗР, так как они формируют у детей алгоритм необходимых действий, способы получения информации об окружающем, как с помощью нарушенного зрения, так и, используя сохранные анализаторы; демонстрируют им приемы общения, взаимодействия с окружающими, соблюдения норм общепринятого поведения и т.д.

В связи с этим был создан проект совместной деятельности тифлопедагога и педагога-психолога по развитию детей с ФЗР старшего дошкольного возраста. 

Практика реализации проекта совместной деятельности тифлопедагога и педагога-психолога по развитию детей с ФЗР старшего дошкольного возраста доказала её эффективность:

Для дошкольников:

-    внедрение инновационного подхода в работу по развитию познавательного интереса и познавательной активности у детей с ФЗР;

  • повышение коммуникативной компетентности детей;
  • изменения в эмоциональной сфере детей.

Для педагогов:

- повышение уровня профессиональной компетентности в области взаимодействия с детьми;

- повышение результативности педагогической деятельности;

- эффективное взаимодействие с детьми.

Для родителей:

- активное участие в коррекционно-развивающих мероприятиях интеграционного процесса.

Данный проект позволил педагогам помочь детям с ФЗР овладеть специальными навыками, компенсирующими, в определенной степени, последствия зрительного дефекта, обеспечить формирование единой, целостной картины мира и системы его взаимосвязей, самореализацию, успешную адаптацию детей данной категории в социальной среде.

Таким образом, все участники проекта отметили позитивные изме­нения, произошедшие за время реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx153.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект совместной деятельности тифлопедагога и педагога-психолога по развитию детей с функциональными зрительными расстройствами старшего дошкольного возраста Автор: учитель-дефектолог Щекалева Е.В .

Слайд 2

Актуальность Проблема социализации, адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к современному миру, постоянно меняющимся условиям жизни является одной из актуальнейших на сегодняшний день

Слайд 3

Цель проекта Создание максимально эффективных условий для организации коррекции нарушений зрительного восприятия, отклонений в эмоционально-волевой и поведенческой сферах у детей с функциональными зрительными расстройствами

Слайд 4

Задачи проекта Разработка и внедрение нетрадиционных форм организации тематических занятий по развитию зрительного восприятия и обогащению представлений о мире. Формирование опыта социального взаимодействия, повышение успешности детей с функциональными зрительными расстройствами в области адаптации и самореализации через применение социо -игровой технологии. Системная и целенаправленная коррекция зрительного восприятия. Формирование у дошкольников компенсаторных способов ориентации на основе активизации сохранных анализаторов, речи, мышления, памяти. Развитие у детей умения самостоятельно применять полученные навыки в практической деятельности. Развитие эмоционально-волевой сферы. Расширение сферы осознания чувств и переживаний. Развитие коммуникативной компетенции. Организация сотрудничества с родителями в совместной деятельности.

Слайд 5

Участники проекта дети старшего дошкольного возраста с функциональными зрительными расстройствами, учитель – дефектолог (тифлопедагог), педагог – психолог, родители. Срок реализации проекта – 1 год.

Слайд 6

Этапы проекта Организационный (диагностическое обследование тифлопедагога, педагога-психолога). Основной (проведение подгрупповых занятий с детьми с функциональными зрительными расстройствами с использованием различных технологий). Заключительный (диагностика, подведение итогов работы с детьми по проблеме, обобщение опыта).

Слайд 7

Ожидаемые результаты Для дошкольников: - внедрение инновационного подхода в работу по развитию познавательного интереса и познавательной активности у детей с функциональными зрительными расстройствами; повышение коммуникативной компетентности детей; изменения в эмоциональной сфере детей. Для педагогов: - повышение уровня профессиональной компетентности в области взаимодействия с детьми; - повышение результативности педагогической деятельности; - эффективное взаимодействие с детьми. Для родителей: - активное участие в коррекционно-развивающих мероприятиях интеграционного процесса.

Слайд 8

Специфика занятий соблюдение режима зрительных нагрузок; учет интенсивности зрительной деятельности; выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления детей; учет календарно - тематического планирования; единый сюжет в форме игры; продолжительность 25 минут; цикл занятий восемь месяцев, занятия проводятся один раз в неделю. Все занятия имеют общую структуру и состоят из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно для закрепления пройденного материала в свободной деятельности, индивидуальной работе.

Слайд 9

Специфика занятий На тех этапах занятий, где ведущая роль отводится одному из специалистов, другой специалист выступает в роли, как участника, так и тьютора , оказывая индивидуальную помощь детям, которые имеют сопутствующие нарушения. Цикл занятий рассчитан на восемь месяцев, занятия проводятся один раз в неделю. Все занятия имеют общую структуру и состоят из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно для закрепления пройденного материала в свободной деятельности, индивидуальной работе.

Слайд 10

Структура занятия Часть 1. Вводная. игры для рабочего настроя: «Доброе утро», «Ласковое имя», «Радостное приветствие», «Ладонь в ладонь», «Я самый - самый », «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты» и другие; игры – разминки: «Ходим кругом друг за другом», «Запрещенное движение», «Встать по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Слухачи» и др.

Слайд 11

Структура занятия Часть 2. Основная. интеллектуально-развивающие игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия, пространственных ориентировок, памяти, внимания, мышления, воображения, речи; игры и упражнения для приобщения к делу (выбор тематики игры зависит от темы занятия); задания для творческого самоутверждения: «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.

Слайд 12

Игры и упражнения на плеоптическом этапе лечения игры и упражнения, способствующие повышение остроты зрения: мелкая мозаика, конструктор, лото, разрезные картинки, обводка по контуру через кальку; выделение цвета, формы, величины натуральных предметов и изображенных предметов на картинке; нахождение и соотнесение сходства и различия предметов; нахождение заданного предмета в окружающей обстановке, на картинке.

Слайд 13

Игры и упражнения на ортоптическом этапе лечения игры и упражнения, способствующие восстановление функции глаза, умение видеть двумя глазами: накладывание изображения одного и того же предмета друг на друга; подбор цветного изображения к контурному и силуэтному; узнавание зашумленных изображений; рассматривание сюжетных картинок.

Слайд 14

Игры и упражнения на стереоскопическом этапе лечения игры и упражнения, способствующие восстановлению бинокулярного зрения: зрительное соизмерение величины предметов, определение расстояния между предметами; определение удалённости предметов относительно друг друга; детальное рассматривание картины.

Слайд 15

Структура занятия Часть 3. Итоговая. релаксационные упражнения, для снятия зрительного, физического и эмоционального напряжения под музыкальное сопровождение с использованием сенсорного оборудования; ритуал прощания; подведение итогов.

Слайд 16

Работа с родителями Цель: активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми с функциональными зрительными расстройствами.

Слайд 17

Направления в работе с родителями - обучение родителей соблюдению офтальмологических рекомендаций; - повышение педагогической компетенции родителей; - оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей.

Слайд 18

Результаты проекта Для дошкольников: повышение уровня развития познавательного интереса и познавательной активности у детей с функциональными зрительными расстройствами; повышение мотивации детей к школьному обучению; снижение конфликтности в группе детей; развитие умения детей договариваться друг с другом. Для педагогов: повышение результативности педагогической деятельности. Для родителей: формирование партнёрских отношений с педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержания деятельности по взаимодействию специалиста с родителями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста в рамках родительского клуба "Все преодолеем"

Конспект проведения мастер - класса специалиста во взаимойдействии с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья на тему: "Как закрепить знания о форме и цвете у детей с ОВЗ" (предполаг...

Статья: «Применение изобразительной деятельности в процессе формирования многозначности слов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.»

Как известно, речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Умение человека выразить свои мысли зависит от объема его словаря. Научную значимость избранн...

Особенности развития зрения и характер зрительных расстройств в дошкольном возрасте

Особенности развития зрения и характер зрительных расстройств в дошкольном возрасте...

Тематический план совместной деятельности по развитию мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста

Тематический план совместной деятельности по развитию мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста...

Рекомендации педагога-психолога для речевого развития детей дошкольного возраста.

Рекомендации педагога-психолога для речевого развития детей дошкольного возраста....

"Использование педагогом-психологом блоков Дьенеша на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста".

Применение игрового пособия с детьми дошкольного возраста на развитие внимания, логического мышления....

Конспект совместной деятельности с детьми по теме «Что мы знаем о жизни птиц» ОО: познавательное развитие Возрастная категория: 5-6 лет, старший дошкольный возраст

Цель: закрепить и уточнить понятия перелетные и зимующие птицы.Задачи: закрепить , уточнить , пополнить знания о перелетных и зимующих птицах средней полосы России ( Санкт-Петербург, Ленинградская обл...