Мастер-класс для педагогов «Использование кинетического песка в коррекционно-развивающей работе педагога»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Титова Екатерина Михайловна

Мастер-класс для слушателей курсов «Педагоги ДОО АООП»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_pesok_1.docx41.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №6 «Аленушка» г.Строитель

Яковлевского района Белгородской области»

Мастер-класс для слушателей курсов «Педагоги ДОО АООП»:

«Использование кинетического песка в коррекционно-развивающей работе педагога»

Цель: знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песком по их целевому назначению в образовательной деятельности.

 Оборудование и материал: запись шума моря, релаксационная музыка, лотки  (контейнер) с кинетическим песком, формочки, лопаточки, бусины, небольшие игрушки – звери; буклеты с советами по организации работы с кинетическим песком и его хранением.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами побываем в волшебной стране. Она не просто волшебная – она песочная! 

Какие ассоциации вызывает у Вас  слово «песок»? Что Вы вспоминаете, услышав его? (ответы педагогов) Спасибо.

(Запись –шум моря) Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть. Посмотрите, на столах у нас находятся лотки с песком, только не совсем простым, а в новом формате – это кинетический песок.

Кинетический песок - это уникальный материал для детского творчества. По-другому его ещё называют - живой песок. Ведь внешне и по свойствам он похож на влажный морской песок, но стоит только взять его в руки, как он словно «течет» сквозь пальцы.

Кинетический песок появился на рынке в 2013 году и довольно быстро завоевал определенную популярность.

Шведы из компании WABAfun предложили оригинальное решение. Kinetic Sand, т.е. кинетический песок, на 98% состоит из обычного чистого песка, равноизмельченных кристалликов кварца. Остальные 2% смеси - вязкое вещество, которое не позволяет песку засохнуть и постоянно поддерживает его в «рабочем» состоянии. Но есть секретная магическая добавка, которая абсолютно безопасна и нетоксична, и содержится она в предельно малом количестве – в 1 кг песка её всего 20 грамм. И эта добавка не дает песку рассыпаться, засыхать, липнуть к рукам и другим поверхностям, оставляет все поверхности совершенно чистыми.

Цвет песка тоже натуральный, но есть и разноцветный.

Кинетический песок не теряет своих свойств: если его намочить, ничего не произойдет, после сушки он опять станет прежним;  его можно промывать при необходимости.

Вы можете хранить песок как вам удобно, а мы рекомендуем пластиковые контейнеры с крышкой, чтобы смесь ни пылилась.

Кинетический песок на 100% нетоксичен и безопасен для детей-аллергиков (не содержит глютена и казеина).

Кинетический песок идеально подходит для работы с детьми с ОВЗ. Психологи считают, что песочная терапия, это нетрадиционный метод коррекционно – развивающей работы с детьми. Так почему же именно кинетический песок?

  • Для игры с ним не требуются инструкции и руководства. С ним интересно играть как одному ребенку, так и нескольким детям одновременно.  Ребенок просто играет с волшебной массой, при этом у него развиваются усидчивость, фантазия, тактильные ощущения, мелкая моторика, внимательность. А если немного направить фантазию ребенка, показав, что можно делать из этого материала, - предела восторгу не будет.
  • Живой кинетический песок развивает чувственное восприятие и креативность. А также, прекрасно снимает стресс и обладает терапевтическим эффектом.
  • Имеет свойство сохранять форму, и рассыпаться, тем самым привлекая внимание детей. Он становится тверже при сжатии, но форма (например, большой шар) может «развалиться» со временем под действием силы тяжести.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в коррекционно-развивающих и обучающих занятиях.

Оборудованием для работы с песком может стать все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в Вашей «коллекции».

С советами по организации работы с кинетическим песком, а также с советами по его хранению вы ознакомитесь в памятках и буклетах, который для вас приготовлены. (Раздать буклеты)

 Воспитатель. Исходя из результатов собственной практики работы с детьми с ОВЗ, были выделены положительные стороны применения данного материала.  Игры и упражнения с кинетическим песком позволяют:

  • Развивать мелкую моторику
  • Совершенствовать сенсорное восприятие
  • Осуществлять подготовку руки к письму
  • Развивать речь
  • Развивать творческое мышление
  • Тренировать внимание
  • Расслабляться и успокаиваться. 

 Воспитатель. И сегодня, уважаемые коллеги,  предлагаю Вам на практике применить некоторые приемы работы с песком. (Приглашаем для участия 4 педагога)

Просто сыграем, как делают дети,

Что «вне игры», то для них – мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

Упражнение «Здравствуй песок!»

Что ж, пришла пора поближе познакомиться с песком. А с чего начинается любое знакомство? Конечно, с приветствия. Как? Да просто различными способами дотрагиваемся до песка. 

«Ладошка здоровается с песком» - дотронутся до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной. Предложить педагогам дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно - «Здороваются пальчики».

«Руки радуются песку» - перетираем песок между пальцами, ладонями.

Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Погрузите пальцы в песок, сжимайте  и разжимайте кулачки, затем поочередно пальцы на одной руке, на обеих руках одновременно, легкими движениями пальцев создавать «волны». 

Подобные упражнения используются в начале работы с песком (или занятия). Это развивает  мелкую моторику рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность. Таким образом, мы почувствовали песок, познакомились с ним, и настроились на дальнейшую работу.

Развитие мелкой моторики

Как я уже сказала, любая игра с Кинетическим песком стимулирует и  развивает моторику рук. Его можно сжимать, прихлопывать, тромбовать. Можно надавливать пальцами, выполнять тычки, защипывать - все это способствует развитию пальчиков и щипкового захвата.

Из песка можно сделать шарики или разгладить поверхность скалкой - можно копать его совком, как обычный песок, или резать пластмассовым ножом. Эти упражнения тренируют захват и учат пользоваться инструментами (вместо совочка можно для разнообразия брать разные ложки, лопатки и т.д.).

Развитие навыка владения ножом

Простой способ научить ребёнка пользоваться ножом. Представьте, что песок - это сливочное масло или хлеб, и приступайте. Лучше использовать пластиковый нож или стек, а режется этот волшебный песок просто замечательно!

Игра «Угостим куклу тортом»
Цель: продолжать знакомить со свойствами кинетического песка – держать форму, учить детей владеть ножом.
Дидактический материал: песок, стеки

Дети с помощью формочек изготавливают торт и разрезают его на части.

1 воспитатель. Развитие речи

В своей работе мы уделяем большое внимание речевому развитию детей. Сенсорные занятия с таким материалом, как кинетический песок, могут реально помочь детям развить речь и улучшить языковые навыки.

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя и связной речи, расширения словарного запаса

«Загадки».  Дети загадывают друг другу загадки. Игрушка-отгадка  зарыта в песок. Отгадал - проверь себя, откопай разгадку или можно нарисовать её. 

 «Кого не стало?» выставляется несколько игрушек, дети запоминают, закрывают глаза, одну игрушку педагог зарывает в песок. «Кого не стало?» (зайца). Ребенок отгадывает и откапывает игрушку и т.д.

В песочнице можно разыгрывать ситуации, сюжеты, сказки, сочинять истории, сказки,  подбирая игрушки и расставляя на песке, при этом можно что-то дорисовать палочкой на песке, слепить из песка.

Игры и упражнения для развития мелкой и артикуляционной моторики, автоматизации изолированного звука                    

  • Вылепить какое-либо упражнение для язычка и выполнить его («Улыбка», «Горочка», «Блинчик», «Заборчик» и др.);
  • скользить по поверхности песка пальцами или с помощью игрушки и произносить изолированный звук (например, змея – шипит, комар- звенит, собака – рычит).

Игры и упражнения на подготовку к обучению грамоте

  • С участниками. «Превращения букв» (Е в Г, Л в А, Т в П и т.д.);
  • найти спрятанные в песке пластмассовые буквы и составь из них слоги, слова;
  • найти в песке буквы и разложить их по замкам (согласные, гласные);
  • выкладывать буквы, слова камешками марблс, из палочек;
  •  писать слова на песке печатными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку.

С участниками: «Цветы на клумбе». Эта игра учит детей определять количество слогов в словах.

На клумбе три бороздки проведём,

Названия цветов на слоги разобьём!

Один слог – в верхнюю сажаем,

Два слога – в центре оставляем,

Три слога – в третью грядку.

Теперь сажаем по порядку.

Односложные слова: мак.

Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.

Трёхсложные слова: ромашка, василёк, лилия, гвоздика.

Детям можно предложить составить рассказ о цветах, которые «выросли» на «клумбе».

Рисование и подготовка руки к письму

Техника почти та же, что и на бумаге, но процесс в тысячу раз интереснее. Весьма увлекательно вылепливать букву и тренировать варианты их произношения (вылепить первую букву своего имени). Дети могут рисовать пальцами или небольшими «приспособлениями» (счетными палочками, зубочистками, палочками от мороженого). Пусть рисуют черточки, каракули, геометрические фигуры, повторяют написание букв по вашему примеру. Это даст им дополнительные сенсорные навыки и поможет приобрести опыт письма даже без письменных принадлежностей. В такой форме рисования результат творчества ребенка сложно испортить и легко, по желанию, исправить, что неоспоримо влияет на развитие позитивной самооценки, так как создает ситуацию успеха, снимает комплекс «плохого художника».

Развитие творческого мышления

Кинетический песок — материал, «открытый» для фантазии (то есть, нет определенного и единственного способа, как с ним можно играть). Песок развивает в детях творческие способности. У ребенка формируется определенный опыт, он открывает для себя новые и новые цепочки «идея — воплощение, деятельность, двигательная активность — результат». При работе с «открытым материалом» ребенок сначала думает, как именно использовать эту «субстанцию». Потом идет процесс обдумывания плана действий. Ну и самое приятное — получение результата.

Сенсорное восприятие

Кинетический песок - идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения.

С участниками. 

Цвет. Упражнение «Цветной заборчик». Это упражнение способствует развитию сенсорного восприятия. На столе лежат счётные палочки разных цветов. Выберите зелёные палочки и постройте заборчик зелёного цвета. Из красных палочек постройте красный забор. Как вариант, детям можно предложить чередовать палочки по цвету (младший дошкольный возраст).

Форма. Учить формы с помощью кинетического песка – одно удовольствие. Формы вылепить просто, например, с помощью фигурок от игр, формы для выпечки или столовым ножом, стекой (помните о безопасности!).

Величина. Можно построить башни, различные по величине, украсить только самыми большими (маленькими) камушками или ракушками, нарисовать разные по величине предметы.

Тренировка внимания

Простые упражнения с кинетическим песком можно делать перед занятиями, в которых ребенку понадобится сосредоточенность на задаче (например, рисование, настольные игры).

Игра «Найди отличие»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Двое участников рисуют, двое потом дополняют рисунок. Затем, открыв глаза, педагог должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем могут поменяться ролями.

Спокойствие и расслабление

Уважаемые участники, как ни странно, но в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.

Упражнение «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Если медленно много раз пропустить песок через пальцы, то инстинктивно замедлится дыхание.

Уважаемые коллеги, а как Вы думаете, для педагога, практикующего работу с песком,  есть какие - то определенные правила? (предположения)

Для педагога действуют три правила:

- Присоединение к ребенку. 

- Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице.  

- Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи ребенку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

А для того, чтобы подвести итог нашей работы, предлагаю Вам оставить своё мнение о мастер-классе на песке.

Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.

Игрушек маленьких набор,
Возьмем в игру... Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя  Познания Дорогу.   

Уважаемые педагоги, благодарю Вас за работу, и желаю вам творческих успехов! Ведь дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование технологии «Роботы» Т. Ушаковой в консультативной и психопрофилактической работе педагога-психолога»

Мастер-класс «Использование технологии «Роботы» Т. Ушаковой в консультативной и психопрофилактической работе педагога-психолога» [[{"type":"media","view_mode":"media...

Мастер-класс для педагогов: "Использование техник Арт-терапии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога"

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздра...

Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога

Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности....

Мастер-класс для педагогов «Использование су-джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми»

Мастер-класс для педагогов  «Использование су-джок терапии  в коррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми».В настоящее время,  одна из главных задач стоящая перед п...

Мастер-класс для педагогов "Использование пособия "Прозрачный мольберт" в коррекционно-развивающей работе педагога с обучающимися с ОВЗ

Мастер-класс для педагогов "Использование пособия "Прозрачный мольберт" в коррекционно-развивающей работе педагога с обучающимися с ОВЗ...

Виды коррекционно-развивающих методов работы педагога-психолога детского сада с расстройствами аутистического характера дошкольников

Существует большое количество современных методов коррекции аутистического спектра. В статье говорится о работе педагога-психолога с детьми с РАС, методах и формах, применяемых в коррекционно-развиваю...