Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Захаренко Дарья Дмитриевна

Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_primer.docx45.3 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный

коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога

Ф.И. ребёнка:        

Дата рождения:

Группа: старшая разновозрастная, комбинированной направленности.

Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности.

Задачи:

  • снять эмоциональное напряжение и создать эмоционально-комфортную атмосферу;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать эмоционально-волевую сферу ребёнка, навыки эмоциональной саморегуляции;
  • развивать коммуникативную сферу;
  • развивать познавательные психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие).

Принципы проведения занятий:

- наглядность обучения;

- доступность и понятность;

- развивающий и воспитательный характер материала;

- системность подачи материала.

Материалы и оборудование: цветные карандаши, простой карандаш, счетные палочки, стимульный материал, бумага А4, предметные игрушки, массажные мячи, муз.колонка.

Формы и методы работы:

- ритуал приветствия, прощания;

- упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы;

- игры (коммуникативные, дидактические, подвижные);

- пальчиковая гимнастика;

- релаксационные упражнения;

- психогимнастика.

Структура и форма занятий.

Занятия индивидуальные, согласно индивидуальному образовательному маршруту ребенка, проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 20-25 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР. Эффективность коррекционных занятий отслеживается после повторного диагностического обследования.

Месяц

Развитие психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления), мелкой моторики

Развитие эмоционально-волевой сферы

Развитие коммуникативно- личностной сферы

Сентябрь

Диагностика

Октябрь

1-я неделя

1 занятие

«Хлеб – всему голова»

Развитие графических навыков. Геометрическая фигура круг. Выделение лишнего признака. Пальчиковая гимнастика.  «Угадай, что убрали». Понятия «лево-право».

Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Психолог предлагает рассмотреть пиктограммы четырех чувств и назвать их. С помощью наводящих вопросов выясняется, в каких ситуациях ребенок испытывает каждое из названных чувств.

Формирование адекватной самооценки. Учить принимать себя таким, какой есть.

2-я неделя

2 занятие

«Птичек очень        я люблю, я их хлебом покормлю»

Понятие «Домашние птицы». Разрезные картинки «Домашние птицы», Пальчиковая гимнастика. Игра «Пожалуйста, повтори!». Понятия «лево-право».

Эмоция «Радость» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Психолог предлагает ребенку множество цветных ленточек. Ребенок подбирает к каждой пиктограмме соответствующий своему мировосприятию цвет.

Материалы: ‹‹бумага; ‹‹краски; ‹‹пиктограммы «радость», «страх», «обида», «злость».

Игра «Я умею… Я могу…»

3-я неделя

3 занятие

Дикие птицы

 Понятие «Дикие птицы» «Разложи: Домашние птицы и дикие птицы». «Дорисуй». Пальчиковая гимнастика. Игра «Найди пару». Понятия «лево-право».

На листе бумаги нарисован круг. Психолог предлагает ребенку раскрасить этот круг теми цветами, которые соответствуют его настроению. Можно обсудить с ним выбор цвета.

Игра «Хорошо, плохо» (развитие умения решать противоречия).

4-я неделя

4 занятие

Дикие и домашние животные

Понятие «Дикие и домашние животные».  Выделение лишнего. «Четвертый лишний». «Продолжи ряд». Пальчиковая гимнастика. «Слушай хлопки!» Понятия «лево-право».

Эмоция «Радость» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Развитие умения осознавать и чувствовать свое эмоциональное состояние, свой эмоциональный опыт.

Формирование адекватной самооценки. Учить принимать себя таким, какой есть.

Ноябрь

1-я неделя

5 занятие

«Мой город, моя страна, моя планета»

Развитие графических навыков. Геометрическая фигура квадрат. Выделение лишнего. Пальчиковая гимнастика. «Сложи картинку». «Значки в фигурках». Понятие «сверху», «снизу».

Эмоция «Грусть» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). «Довольный слон». Для проведения игры потребуются картинки с изображением мордочек животных. Ведущий поднимает карточку со схемой эмоции и просит найти картинку с животным, который испытывает то же чувство.

Игра «Я даю свое имя» (раскрытие ребенком своих сильных и слабых сторон с помощью переноса на другой предмет).

2-я неделя

6 занятие

«Правила дорожного движения мы узнали– на дороге внимательнее стали»

Развитие графических навыков. Выделение лишнего. Угадай по описанию. «Найди свою карточку», Пальчиковая гимнастика. «Лото – последовательность картинок». Понятие «сверху», «снизу».

Снятие эмоционального и мышечного напряжения «В лесу».

Развитие представлений о себе. Игра «Спрятанные проблемы» (обучение умению проявлять свои чувства через рисунок).

3-я неделя

7 занятие

«Вот это стул – на нем сидят, вот это стол – за ним едят»

Понятие «Мебель».          Рассмотреть и сравнить предметы мебели.          Пальчиковая гимнастика. Д/и «Четвертый лишний». Понятие «сверху», «снизу».

Эмоция «Грусть» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Развитие произвольности «Запретное движение».

Игра «Наоборот» (развитие умения понимать качества личности).

4-я неделя

8 занятие

«Замерла у шкафа Даша, много в том шкафу вещей…»

Понятие «Одежда, обувь, головные уборы». Понятия «один-много». Пальчиковая гимнастика. Выделение лишнего. «Запомни, что увидел».

«Покажи, что запомнил».

«Мое настроение» Цель: Осознание своего эмоционального состояния; умение адекватно его выразить. Приготавливается заранее мокрый лист и краски. После выполнения рисунков ребенок  рассказывает, какое настроение он изобразил.

Игра «Ты самый, самый!» (формирование самооценки).

5-я неделя

9 занятие

«У меня семья большая, очень дружная такая»

Понятие «Семья». Рассмотри картинки и запомни их. Разрезные картинки по теме недели. Пальчиковая гимнастика. Понятия «один-много»

Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Стимулирование моторного и эмоционального самовыражения (психогимнастика «Пчелка»)

Игра «Прими решение!» (обучение детей умению самостоятельно принимать решение).

Декабрь

1-я неделя

10 занятие

«Здравствуй Зимушка-Зима»

Понятие «Время года- зима». «Чего не хватает?». Пальчиковая гимнастика. Сюжетные картинки «Зимой». Дорисуй. Понятие «сверху», «снизу».

Эмоция «Удивление» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Игра «Продолжи фразу» Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.

Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т.д.

Игра «Хорошо, плохо» (развитие умения решать противоречия).

2-я неделя

11 занятие

«Герои нашего Отечества»

Понятие «Герои». Геометрическая фигура треугольник. «Запомни названия и выложи картинки в таком же порядке». Пальчиковая гимнастика. «Найди 5 предметов одного цвета». Понятие «сверху», «снизу»

Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развитие умения выражать свое эмоциональное состояние. Психогимнастика «Сосулька».

Формирование социального доверия. Игра «Спрятанные проблемы» (обучение умению проявлять свои чувства через рисунок).

3-я неделя

12 занятие

«Очень        я люблю играть: Бегать, прыгать и скакать!»

Понятие «Игра», «одинаковые по длине», «далеко-близко». «Покажи лишнюю картинку», «Игры с мячом». Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Графический диктант».

Эмоция «Удивление» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Учить реагировать на отрицательные эмоции.

Игра «Мне нравится в себе» (осмысление ребенком своих положительных и отрицательных качеств).

4-я неделя

13 занятие

«Скоро-скоро Новый год»

Понятие «Праздник». Развитие графических навыков. Геометрическая фигура овал. «Простые аналогии», Пальчиковая гимнастика. «Продолжи ряд» (по цвету). Понятие «сверху», «снизу».

Игра «Повтори движения». Цель: развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого. Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть.

Игра «Я даю свое имя» (раскрытие ребенком своих сильных и слабых сторон с помощью переноса на другой предмет).

Январь

Диагностика

3-я неделя

14 занятие

«Мы – почемучки и следопыты»

Понятие «Снег, лед, вода». Выделение лишнего признака. Геометрическая фигура прямоугольник. Дорисуй. Разрезные картинки по теме недели. Пальчиковая гимнастика. Понятия «больше-меньше»

Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Этюд «Вот он какой!».

Формирование адекватной самооценки. Учить принимать себя таким, какой есть.

4-я неделя

15 занятие

«Зимние забавы»

Понятие «Спорт». Развитие графических навыков. Пальчиковая гимнастика. Прямая линия. Прерывистая. «Игры с мячом». Понятия «больше-меньше»

Снятие эмоционального и мышечного напряжения. «Лягушка – путешественница».

Игра «Хорошо, плохо» (развитие умения решать противоречия).

Февраль

1-я неделя

16 занятие

«Едет, плывет, летит»

Понятие «Транспорт», Виды транспорта. «Сложи картинки». Геометрическая фигура ромб. «Назови лишний предмет». Пальчиковая гимнастика. Подбери по цвету (соотнесение). «Предметы и контуры». Понятия «высокий-низкий»

Эмоция «Страх» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов «Четыре стихии».

Игра «Наоборот» (развитие умения понимать качества личности).

2-я неделя

17 занятие

«Дрожит мостовая и воет мотор – это к нам едет папа- шофёр»

Понятие «Профессия». Развитие графических навыков. «Нарисуй дорожку красным или синим цветом». Пальчиковая гимнастика. «Сложи картинки», «Повтори!», Сюжетные картинки по теме недели. Понятия «высокий-низкий»

"Встреча эмоций". Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна. Ведущий изображает "хорошую", ребенок "плохую". Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.

Игра «Прими решение!» (обучение детей умению самостоятельно принимать решение).

3- я неделя

18 занятие

«23 февраля - День Российской Армии! Вверх орудия палят, всех салютом балуют»

Понятие «Армия». Пальчиковая гимнастика.  Ориетировка на листе бумаги. Дорисуй. «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» Игра «Бывает – не бывает» Понятия «высокий-низкий».

Эмоция «Страх» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Формирование процессов саморегуляции, уровня ориентировки на заданную систему требований «Образец и правило»

Игра «Как Я поступаю» (актуализация поведения ребенка в конкретных ситуациях).

4-я неделя

19 занятие

«Много правил есть на свете, их должны запомнить дети!»

Понятие «Безопасность». «Простые аналогии». Пальчиковая гимнастика. «Заплатки». «Что забыл нарисовать художник?». «Значки в фигурках».

Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Этюд «Ночные звуки». Учить реагировать на отрицательные эмоции.

Игра «Мне нравится в себе» (осмысление ребенком своих положительных и отрицательных качеств).

Март

1-я неделя

20 занятие

«Мама – слово дорогое»

Понятие «Мама». «Будь внимателен!», Пальчиковая гимнастика. «Выложи серию сюжетных картинок». «Какое слово нужно исключить». Понятия «длинный-короткий», «одинаковые по длине».

Эмоция «Обида» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Психогимнастика «Спящий котенок».

Игра «Мир без тебя» (осознание собственной значимости).

2-я неделя

21 занятие

Мамин труд я берегу, помогаю, чем могу»

Женские профессии. Собери бусы для мамы. Пальчиковая гимнастика. Ориетировка на листе бумаги. Дорисуй. Закрепление геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб). Понятия «длинный-короткий», «одинаковые по длине».

«Как видит себя ребенок в окружающем мире». Ребёнку предлагается выбрать образ сказочного героя, с которым бы он мог себя сравнить, или представить себя сказочным героем, который ему больше всего нравится. Затем ребенку дают возможность объяснить, почему он выбрал именно этого сказочного персонажа и что в нем больше всего привлекает. После этого ребенку предлагается нарисовать свой образ сказочного персонажа на карточке и потом эту карточку приколоть к одежде. С учащимся договариваются, что при общении с вами он будет вести себя как его герой. В заключительной части учащемуся предлагается объяснить, что именно привлекло его в манере общения того или иного сказочного персонажа.

Игра «Хорошо, плохо» (развитие умения решать противоречия).

3- я неделя

22 занятие

«Мы – юные экологи»

Понятие «Земноводные, рыбы». Выделение лишнего признака. «Продолжи ряд» (по цвету). Пальчиковая гимнастика.  «Игры с мячом». Понятия «длинный-короткий», «одинаковые по длине».

Эмоция «Обида» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Игра «Ласковый мелок»

Формирование социального доверия. Игра «Спрятанные проблемы» (обучение умению проявлять свои чувства через рисунок).

4-я неделя

23 занятие

«Весна идет – весне дорогу»

Понятие «Время года- весна». «Чего не хватает?». Пальчиковая гимнастика.  Сюжетные картинки «Весной». Дорисуй. Понятия «длинный-короткий», «одинаковые по длине». «Нарисуй дорожку красным или синим цветом»

Развитие произвольного внимания «Выполни команду». Подаются разные команды: «встать», «правую ногу поставить вперед», «левую ногу назад», «взять зеленый карандаш и нарисовать круг и положить его на правый угол стола»

Игра «Прими решение!» (обучение детей умению самостоятельно принимать решение).

Апрель

1-я неделя

24 занятие

«Свое тело я люблю – быть здоровым я хочу»

Понятие «Здоровье». Составление картинок «Режим дня». Игра «Найди пару». Пальчиковая гимнастика. «Игры с мячом». Сравнение предметов по одному-двум признакам.  Понятия «слева-справа».

Снятие эмоционального и мышечного напряжения. «Путешествие в морское царство». Учить реагировать на положительные эмоции.

Игра «Я умею… Я могу…»

2-я неделя

25

Занятие

«Я на звездную дорожку на ракете полечу, наберу я

звёзд лукошко, всем ребятам подарю»

Понятие «Космос».  Закрепление геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб). «Запомни, что увидел». 

«Покажи, что запомнил». Пальчиковая гимнастика. Понятия «слева-справа»

Эмоция «Интерес» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Психогимнастика «Сосулька».

Игра «Ты самый, самый!» (формирование самооценки).

3-я неделя

26 занятие

«Архитектор строит дом, дом

многоэтажный…»

Понятие «Архитектура». Сюжетные картинки по теме недели. Пальчиковая гимнастика. Чтение литературы на тему недели. «Будь внимателен!». Понятия «слева-справа». Упражнение «Графический диктант».

Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Психогимнастика «Лисенок испугался».

Игра «Я даю свое имя» (раскрытие ребенком своих сильных и слабых сторон с помощью переноса на другой предмет).

4-я неделя

27 занятие

«О правилах важных, пожароопасных»

Понятие «Огонь». Правила поведения при пожаре. Профессия «Пожарный» и его специальная техника. Пальчиковая гимнастика. Разрезные картинки по теме недели. Понятия «слева-справа». «Предметы и контуры».

Эмоция «Интерес» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Снятие эмоционального и мышечного напряжения. «Лягушка – путешественница».

Игра «Мне нравится в себе» (осмысление ребенком своих положительных и отрицательных качеств).

Май

1-я неделя

28 занятие

«В первые недели

мая, важный

праздник

наступает…»

Рассматривание иллюстраций. Беседа о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы». Пальчиковая гимнастика. Дорисуй. Упражнение «Графический диктант». «Назови лишний предмет».

Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Психолог предлагает рассмотреть пиктограммы четырех чувств и назвать их. С помощью наводящих вопросов выясняется, в каких ситуациях ребенок испытывает каждое из названных чувств.

Игра «Прими решение!» (обучение детей умению самостоятельно принимать решение).

2-я неделя

29 занятие

«Скоро лето к нам

придёт. Сколько на

селе забот!»

Понятие «Время года- лето». «Чего не хватает?». Пальчиковая гимнастика.  Сюжетные картинки «Летом». Игра «Посади урожай». «Найди 5 предметов одного цвета».  

Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Этюд «Ночные звуки».

Формирование адекватной самооценки. Учить принимать себя таким, какой есть.

Диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевое направление по коррекционно-развивающей и профилактической работе педагога-психолога в ДОУ

Целевое направление по коррекционно-развивающей и профилактической работе педагога-психолога в ДОУ.Педагоги-психологи часто испытывают трудности с планированием  работы в ДОУ. Я предлагаю составл...

Индивидуальный план работы педагога - психолога на межаттестационный период с 2015 по 2020 год по повышению профессионального уровня

Индивидуальный план работы педагога - психолога на межаттестационный период с 2015 по 2020 год по повышению профессионального уровня...

Индивидуальный план работы педагога-психолога на межаттестационный период

Индивидуальный план работы на межаттестационный период 2016 - 2020 гг. по повышению профессионального уровня педагога-психолога Ханафиевой Г.Р....

Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми

Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми...

Индивидуальный план работы педагога-психолога в межаттестационный период

Индивидуальный план работы педагога-психолога в межаттестационный период...

Коррекционно-развивающие игры в работе педагога - психолога

Коррекционно-развивающие игры в работе педагога - психолога...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЁНКОМ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЁНКОМФИО ребенка, год рождения, группаСрок реализации программа: с _______ по _________Специалист ответственный за р...