Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_primer.docx | 45.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный
коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога
Ф.И. ребёнка:
Дата рождения:
Группа: старшая разновозрастная, комбинированной направленности.
Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности.
Задачи:
- снять эмоциональное напряжение и создать эмоционально-комфортную атмосферу;
- развивать познавательную активность;
- развивать эмоционально-волевую сферу ребёнка, навыки эмоциональной саморегуляции;
- развивать коммуникативную сферу;
- развивать познавательные психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие).
Принципы проведения занятий:
- наглядность обучения;
- доступность и понятность;
- развивающий и воспитательный характер материала;
- системность подачи материала.
Материалы и оборудование: цветные карандаши, простой карандаш, счетные палочки, стимульный материал, бумага А4, предметные игрушки, массажные мячи, муз.колонка.
Формы и методы работы:
- ритуал приветствия, прощания;
- упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы;
- игры (коммуникативные, дидактические, подвижные);
- пальчиковая гимнастика;
- релаксационные упражнения;
- психогимнастика.
Структура и форма занятий.
Занятия индивидуальные, согласно индивидуальному образовательному маршруту ребенка, проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 20-25 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР. Эффективность коррекционных занятий отслеживается после повторного диагностического обследования.
Месяц | Развитие психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления), мелкой моторики | Развитие эмоционально-волевой сферы | Развитие коммуникативно- личностной сферы | ||||||
Сентябрь | Диагностика | ||||||||
Октябрь | 1-я неделя 1 занятие «Хлеб – всему голова» | Развитие графических навыков. Геометрическая фигура круг. Выделение лишнего признака. Пальчиковая гимнастика. «Угадай, что убрали». Понятия «лево-право». | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Психолог предлагает рассмотреть пиктограммы четырех чувств и назвать их. С помощью наводящих вопросов выясняется, в каких ситуациях ребенок испытывает каждое из названных чувств. | Формирование адекватной самооценки. Учить принимать себя таким, какой есть. | |||||
2-я неделя 2 занятие «Птичек очень я люблю, я их хлебом покормлю» | Понятие «Домашние птицы». Разрезные картинки «Домашние птицы», Пальчиковая гимнастика. Игра «Пожалуйста, повтори!». Понятия «лево-право». | Эмоция «Радость» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Психолог предлагает ребенку множество цветных ленточек. Ребенок подбирает к каждой пиктограмме соответствующий своему мировосприятию цвет. Материалы: ‹‹бумага; ‹‹краски; ‹‹пиктограммы «радость», «страх», «обида», «злость». | Игра «Я умею… Я могу…» | ||||||
3-я неделя 3 занятие Дикие птицы | Понятие «Дикие птицы» «Разложи: Домашние птицы и дикие птицы». «Дорисуй». Пальчиковая гимнастика. Игра «Найди пару». Понятия «лево-право». | На листе бумаги нарисован круг. Психолог предлагает ребенку раскрасить этот круг теми цветами, которые соответствуют его настроению. Можно обсудить с ним выбор цвета. | Игра «Хорошо, плохо» (развитие умения решать противоречия). | ||||||
4-я неделя 4 занятие Дикие и домашние животные | Понятие «Дикие и домашние животные». Выделение лишнего. «Четвертый лишний». «Продолжи ряд». Пальчиковая гимнастика. «Слушай хлопки!» Понятия «лево-право». | Эмоция «Радость» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Развитие умения осознавать и чувствовать свое эмоциональное состояние, свой эмоциональный опыт. | Формирование адекватной самооценки. Учить принимать себя таким, какой есть. | ||||||
Ноябрь | 1-я неделя 5 занятие «Мой город, моя страна, моя планета» | Развитие графических навыков. Геометрическая фигура квадрат. Выделение лишнего. Пальчиковая гимнастика. «Сложи картинку». «Значки в фигурках». Понятие «сверху», «снизу». | Эмоция «Грусть» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). «Довольный слон». Для проведения игры потребуются картинки с изображением мордочек животных. Ведущий поднимает карточку со схемой эмоции и просит найти картинку с животным, который испытывает то же чувство. | Игра «Я даю свое имя» (раскрытие ребенком своих сильных и слабых сторон с помощью переноса на другой предмет). | |||||
2-я неделя 6 занятие «Правила дорожного движения мы узнали– на дороге внимательнее стали» | Развитие графических навыков. Выделение лишнего. Угадай по описанию. «Найди свою карточку», Пальчиковая гимнастика. «Лото – последовательность картинок». Понятие «сверху», «снизу». | Снятие эмоционального и мышечного напряжения «В лесу». | Развитие представлений о себе. Игра «Спрятанные проблемы» (обучение умению проявлять свои чувства через рисунок). | ||||||
3-я неделя 7 занятие «Вот это стул – на нем сидят, вот это стол – за ним едят» | Понятие «Мебель». Рассмотреть и сравнить предметы мебели. Пальчиковая гимнастика. Д/и «Четвертый лишний». Понятие «сверху», «снизу». | Эмоция «Грусть» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Развитие произвольности «Запретное движение». | Игра «Наоборот» (развитие умения понимать качества личности). | ||||||
4-я неделя 8 занятие «Замерла у шкафа Даша, много в том шкафу вещей…» | Понятие «Одежда, обувь, головные уборы». Понятия «один-много». Пальчиковая гимнастика. Выделение лишнего. «Запомни, что увидел». «Покажи, что запомнил». | «Мое настроение» Цель: Осознание своего эмоционального состояния; умение адекватно его выразить. Приготавливается заранее мокрый лист и краски. После выполнения рисунков ребенок рассказывает, какое настроение он изобразил. | Игра «Ты самый, самый!» (формирование самооценки). | ||||||
5-я неделя 9 занятие «У меня семья большая, очень дружная такая» | Понятие «Семья». Рассмотри картинки и запомни их. Разрезные картинки по теме недели. Пальчиковая гимнастика. Понятия «один-много» | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Стимулирование моторного и эмоционального самовыражения (психогимнастика «Пчелка») | Игра «Прими решение!» (обучение детей умению самостоятельно принимать решение). | ||||||
Декабрь | 1-я неделя 10 занятие «Здравствуй Зимушка-Зима» | Понятие «Время года- зима». «Чего не хватает?». Пальчиковая гимнастика. Сюжетные картинки «Зимой». Дорисуй. Понятие «сверху», «снизу». | Эмоция «Удивление» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Игра «Продолжи фразу» Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции. Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т.д. | Игра «Хорошо, плохо» (развитие умения решать противоречия). | |||||
2-я неделя 11 занятие «Герои нашего Отечества» | Понятие «Герои». Геометрическая фигура треугольник. «Запомни названия и выложи картинки в таком же порядке». Пальчиковая гимнастика. «Найди 5 предметов одного цвета». Понятие «сверху», «снизу» | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развитие умения выражать свое эмоциональное состояние. Психогимнастика «Сосулька». | Формирование социального доверия. Игра «Спрятанные проблемы» (обучение умению проявлять свои чувства через рисунок). | ||||||
3-я неделя 12 занятие «Очень я люблю играть: Бегать, прыгать и скакать!» | Понятие «Игра», «одинаковые по длине», «далеко-близко». «Покажи лишнюю картинку», «Игры с мячом». Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Графический диктант». | Эмоция «Удивление» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Учить реагировать на отрицательные эмоции. | Игра «Мне нравится в себе» (осмысление ребенком своих положительных и отрицательных качеств). | ||||||
4-я неделя 13 занятие «Скоро-скоро Новый год» | Понятие «Праздник». Развитие графических навыков. Геометрическая фигура овал. «Простые аналогии», Пальчиковая гимнастика. «Продолжи ряд» (по цвету). Понятие «сверху», «снизу». | Игра «Повтори движения». Цель: развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого. Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть. | Игра «Я даю свое имя» (раскрытие ребенком своих сильных и слабых сторон с помощью переноса на другой предмет). | ||||||
Январь | Диагностика | ||||||||
3-я неделя 14 занятие «Мы – почемучки и следопыты» | Понятие «Снег, лед, вода». Выделение лишнего признака. Геометрическая фигура прямоугольник. Дорисуй. Разрезные картинки по теме недели. Пальчиковая гимнастика. Понятия «больше-меньше» | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Этюд «Вот он какой!». | Формирование адекватной самооценки. Учить принимать себя таким, какой есть. | ||||||
4-я неделя 15 занятие «Зимние забавы» | Понятие «Спорт». Развитие графических навыков. Пальчиковая гимнастика. Прямая линия. Прерывистая. «Игры с мячом». Понятия «больше-меньше» | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. «Лягушка – путешественница». | Игра «Хорошо, плохо» (развитие умения решать противоречия). | ||||||
Февраль | 1-я неделя 16 занятие «Едет, плывет, летит» | Понятие «Транспорт», Виды транспорта. «Сложи картинки». Геометрическая фигура ромб. «Назови лишний предмет». Пальчиковая гимнастика. Подбери по цвету (соотнесение). «Предметы и контуры». Понятия «высокий-низкий» | Эмоция «Страх» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов «Четыре стихии». | Игра «Наоборот» (развитие умения понимать качества личности). | |||||
2-я неделя 17 занятие «Дрожит мостовая и воет мотор – это к нам едет папа- шофёр» | Понятие «Профессия». Развитие графических навыков. «Нарисуй дорожку красным или синим цветом». Пальчиковая гимнастика. «Сложи картинки», «Повтори!», Сюжетные картинки по теме недели. Понятия «высокий-низкий» | "Встреча эмоций". Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна. Ведущий изображает "хорошую", ребенок "плохую". Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить. | Игра «Прими решение!» (обучение детей умению самостоятельно принимать решение). | ||||||
3- я неделя 18 занятие «23 февраля - День Российской Армии! Вверх орудия палят, всех салютом балуют» | Понятие «Армия». Пальчиковая гимнастика. Ориетировка на листе бумаги. Дорисуй. «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» Игра «Бывает – не бывает» Понятия «высокий-низкий». | Эмоция «Страх» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Формирование процессов саморегуляции, уровня ориентировки на заданную систему требований «Образец и правило» | Игра «Как Я поступаю» (актуализация поведения ребенка в конкретных ситуациях). | ||||||
4-я неделя 19 занятие «Много правил есть на свете, их должны запомнить дети!» | Понятие «Безопасность». «Простые аналогии». Пальчиковая гимнастика. «Заплатки». «Что забыл нарисовать художник?». «Значки в фигурках». | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Этюд «Ночные звуки». Учить реагировать на отрицательные эмоции. | Игра «Мне нравится в себе» (осмысление ребенком своих положительных и отрицательных качеств). | ||||||
Март | 1-я неделя 20 занятие «Мама – слово дорогое» | Понятие «Мама». «Будь внимателен!», Пальчиковая гимнастика. «Выложи серию сюжетных картинок». «Какое слово нужно исключить». Понятия «длинный-короткий», «одинаковые по длине». | Эмоция «Обида» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Психогимнастика «Спящий котенок». | Игра «Мир без тебя» (осознание собственной значимости). | |||||
2-я неделя 21 занятие Мамин труд я берегу, помогаю, чем могу» | Женские профессии. Собери бусы для мамы. Пальчиковая гимнастика. Ориетировка на листе бумаги. Дорисуй. Закрепление геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб). Понятия «длинный-короткий», «одинаковые по длине». | «Как видит себя ребенок в окружающем мире». Ребёнку предлагается выбрать образ сказочного героя, с которым бы он мог себя сравнить, или представить себя сказочным героем, который ему больше всего нравится. Затем ребенку дают возможность объяснить, почему он выбрал именно этого сказочного персонажа и что в нем больше всего привлекает. После этого ребенку предлагается нарисовать свой образ сказочного персонажа на карточке и потом эту карточку приколоть к одежде. С учащимся договариваются, что при общении с вами он будет вести себя как его герой. В заключительной части учащемуся предлагается объяснить, что именно привлекло его в манере общения того или иного сказочного персонажа. | Игра «Хорошо, плохо» (развитие умения решать противоречия). | ||||||
3- я неделя 22 занятие «Мы – юные экологи» | Понятие «Земноводные, рыбы». Выделение лишнего признака. «Продолжи ряд» (по цвету). Пальчиковая гимнастика. «Игры с мячом». Понятия «длинный-короткий», «одинаковые по длине». | Эмоция «Обида» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Игра «Ласковый мелок» | Формирование социального доверия. Игра «Спрятанные проблемы» (обучение умению проявлять свои чувства через рисунок). | ||||||
4-я неделя 23 занятие «Весна идет – весне дорогу» | Понятие «Время года- весна». «Чего не хватает?». Пальчиковая гимнастика. Сюжетные картинки «Весной». Дорисуй. Понятия «длинный-короткий», «одинаковые по длине». «Нарисуй дорожку красным или синим цветом» | Развитие произвольного внимания «Выполни команду». Подаются разные команды: «встать», «правую ногу поставить вперед», «левую ногу назад», «взять зеленый карандаш и нарисовать круг и положить его на правый угол стола» | Игра «Прими решение!» (обучение детей умению самостоятельно принимать решение). | ||||||
Апрель | 1-я неделя 24 занятие «Свое тело я люблю – быть здоровым я хочу» | Понятие «Здоровье». Составление картинок «Режим дня». Игра «Найди пару». Пальчиковая гимнастика. «Игры с мячом». Сравнение предметов по одному-двум признакам. Понятия «слева-справа». | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. «Путешествие в морское царство». Учить реагировать на положительные эмоции. | Игра «Я умею… Я могу…» | |||||
2-я неделя 25 Занятие «Я на звездную дорожку на ракете полечу, наберу я звёзд лукошко, всем ребятам подарю» | Понятие «Космос». Закрепление геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб). «Запомни, что увидел». «Покажи, что запомнил». Пальчиковая гимнастика. Понятия «слева-справа» | Эмоция «Интерес» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Психогимнастика «Сосулька». | Игра «Ты самый, самый!» (формирование самооценки). | ||||||
3-я неделя 26 занятие «Архитектор строит дом, дом многоэтажный…» | Понятие «Архитектура». Сюжетные картинки по теме недели. Пальчиковая гимнастика. Чтение литературы на тему недели. «Будь внимателен!». Понятия «слева-справа». Упражнение «Графический диктант». | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Психогимнастика «Лисенок испугался». | Игра «Я даю свое имя» (раскрытие ребенком своих сильных и слабых сторон с помощью переноса на другой предмет). | ||||||
4-я неделя 27 занятие «О правилах важных, пожароопасных» | Понятие «Огонь». Правила поведения при пожаре. Профессия «Пожарный» и его специальная техника. Пальчиковая гимнастика. Разрезные картинки по теме недели. Понятия «слева-справа». «Предметы и контуры». | Эмоция «Интерес» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Снятие эмоционального и мышечного напряжения. «Лягушка – путешественница». | Игра «Мне нравится в себе» (осмысление ребенком своих положительных и отрицательных качеств). | ||||||
Май | 1-я неделя 28 занятие «В первые недели мая, важный праздник наступает…» | Рассматривание иллюстраций. Беседа о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы». Пальчиковая гимнастика. Дорисуй. Упражнение «Графический диктант». «Назови лишний предмет». | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Психолог предлагает рассмотреть пиктограммы четырех чувств и назвать их. С помощью наводящих вопросов выясняется, в каких ситуациях ребенок испытывает каждое из названных чувств. | Игра «Прими решение!» (обучение детей умению самостоятельно принимать решение). | |||||
2-я неделя 29 занятие «Скоро лето к нам придёт. Сколько на селе забот!» | Понятие «Время года- лето». «Чего не хватает?». Пальчиковая гимнастика. Сюжетные картинки «Летом». Игра «Посади урожай». «Найди 5 предметов одного цвета». | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Этюд «Ночные звуки». | Формирование адекватной самооценки. Учить принимать себя таким, какой есть. | ||||||
Диагностика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целевое направление по коррекционно-развивающей и профилактической работе педагога-психолога в ДОУ
Целевое направление по коррекционно-развивающей и профилактической работе педагога-психолога в ДОУ.Педагоги-психологи часто испытывают трудности с планированием работы в ДОУ. Я предлагаю составл...
Индивидуальный план работы педагога - психолога на межаттестационный период с 2015 по 2020 год по повышению профессионального уровня
Индивидуальный план работы педагога - психолога на межаттестационный период с 2015 по 2020 год по повышению профессионального уровня...
Индивидуальный план работы педагога-психолога на межаттестационный период
Индивидуальный план работы на межаттестационный период 2016 - 2020 гг. по повышению профессионального уровня педагога-психолога Ханафиевой Г.Р....
Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми
Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми...
Индивидуальный план работы педагога-психолога в межаттестационный период
Индивидуальный план работы педагога-психолога в межаттестационный период...
Коррекционно-развивающие игры в работе педагога - психолога
Коррекционно-развивающие игры в работе педагога - психолога...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЁНКОМ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЁНКОМФИО ребенка, год рождения, группаСрок реализации программа: с _______ по _________Специалист ответственный за р...