Коррекционно-развивающие игры в работе педагога - психолога
картотека по коррекционной педагогике

Коррекционно-развивающие игры в работе педагога - психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno.docx53.04 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: педагог-психолог,

Трактирова А.А.

Коррекционно-развивающие игры для дошкольников

(из опыта работы педагога-психолога)

Введение ФГОС ДО ориентирует каждое образовательное учреждение на создание условий психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.

В связи с этим одной из задач деятельности педагога-психолога является выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения, содействие развитию воспитанников, преодоление трудностей развития, оказание содействия педагогическому коллективу по организации комфортных психолого-педагогических условий в образовательном учреждении.

Таким образом, одним из направлений деятельности педагога-психолога детского сада является организация индивидуальной, подгрупповой, групповой коррекционно-развивающей работы с детьми, с целью профилактики и преодоления трудностей в развитии воспитанников.

Перед специалистом стоит вопрос – как организовать коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими трудности в развитии. Зачастую такие дети не проявляют желания активно действовать, их познавательный интерес снижен, а результаты деятельности не доставляют ребенку удовлетворения. Поэтому специалисту необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Одной из эффективных форм работы является игра.

В нашей работе применяются следующие виды игр и упражнений на коррекционно-развивающий занятиях.

Эмоциональные игры. Направлены на снятие агрессии, помогают детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, настроить на спокойный и позитивный лад.

  • «Обзывалки»

Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Дети передают по кругу мяч, при этом называя друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…»

  •  Игровое упражнение «В центре круга»
    Цель: учить детей говорить добрые слова в адрес другого, дать возможность каждому ощутить эмоциональное удовлетворение собой и дружескую поддержку.
    Описание игры: дети сидят в кругу на коврике или на стульях. В центре ребенок, который выбирается педагогом или детьми, можно по считалке. Задача детей – говорить ребенку, который находится в центре, приятные слова: «Ты мне нравишься»; «Ты вежливая и добрая»; «Я люблю с тобой играть» и т.д.
    Примечание
    это игровое упражнение рекомендуется проводить в течение длительного периода, чтобы у каждого ребенка была возможность побывать в центре круга.
  •  «Зеркало настроения»
    Цель: развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание. Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнера.
    Описание игры: игра проводится в паре. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребенок - зеркало. Другой - тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния (человек радуется, дуется, удивляется, грустит, гордится и т.д.), а зеркало повторяет выразительные движения партнера.
  •  «Доброе животное»

 Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Описание игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

  •  «Аплодисменты по кругу»

Цель: формирование групповой сплоченности.

Описание игры. Воспитатель: «Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля — стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю».

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

  • «Кричалки—шепталки—молчалки»

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Описание игры. Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».

  • «Коврик злости»

Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.

Описание упражнения: в наличии у психолога или в группе детского сада в специально отведенном уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку нужно разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малышу не захочется улыбнуться.

  • Техника «Разрывание бумаги»

Цель: получить хороший терапевтический эффект, т. к. доставляет детям много положительных эмоций, дает выход энергии и агрессивным импульсам, раскрепощает излишне скованных детей, учит их выполнять свои обещания, держать слово.

Лучше всего ее проводить с детьми 5-7 лет, с числом участников — 2-5. Чем более дети импульсивны и активны, тем меньше их должно быть в группе.

Материалы: необходимо иметь старые газеты и журналы либо другую ненужную бумагу.

Описание техники: перед началом игры у детей спрашивают, кто из них обещает убрать комнату в конце занятия, и объясняется, что это упражнение позволит им освободиться от неприятных чувств и потребует значительной энергии. Затем обсуждаются разные чувства и вызывающие их ситуации (3-4 мин.).

После этого дети вместе с педагогом начинают разрывать подготовленную бумагу на кусочки и бросать в кучку в центре комнаты. Когда кучка станет большой, дети энергично подбрасывают кусочки бумаги в воздух. Те, кто отличаются скованностью и аккуратностью, поначалу ведут себя весьма осторожно, но через минуту и они раскрепощаются. Детям нравится делать кусочки из бумаги и прыгать на них, обсыпать друг друга кусочками бумаги или бросать их горстками воздух.

  • «Мостик дружбы»

Цель: учит ориентироваться на эмоционально-поведенческие особенности товарища, искать позитив, развивает коммуникабельность, решительность.

Описание игры. Дети организуют два круга, внешний и внутренний. Встают они друг напротив друга, пытаясь удержать шар лбами. По сигналу педагога-психолога внутренний круг передвигается на одного человека, так они меняются парами и игра продолжается.

Элементы песочной терапии.

  • Гора злости.
  • Моя семья, с применением фигурок.
  • Необыкновенные следы.
  • Рисование на песке. И т.д.

Дидактические игры. Ценность дидактических игр с предметами в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Так используя игры с предметами дети учатся выделять их свойства, преобразовывать предмет, опираясь на схему. В процессе игры дети развивают наглядно-образное мышление, пространственную ориентировку, зрительный анализ и синтез, учатся работать по схеме-модели, выполнять правила игры.

  • Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. При этом настольно-печатные игры актуальны не только для детей, но и для родителей и педагогов. Они оказывают влияние не только на развитие психических процессов и качеств, но помогают дошкольникам научиться согласовывать свои действия с действиями сверстника, соблюдать правила игры.
  • Игры на словообразование

«Чьи хвосты?»

Дети образуют прилагательные по примеру взрослого.

Кошка – кошачий

Лиса - …

Лебедь - …

Гусь - …

Слон - …

Медведь - …

Ёж - …

Овца - …

Собака - …

Мышь - …

Волк - …

«Что из чего?»

Взрослый называет существительное, а дети образуют прилагательное.  

Бумага-бумажный Виноград – виноградный

Дерево – деревянный         Лимон – лимонный  

Стекло - стеклянный         Глина - ….

Резина - …        Гриб - …

Мех - …        Резина - …

http://cdn-nus-1.pinme.ru/tumb/600/photo/91/ae/91ae21506ea5b7d4b6c1c05cdf1c4f14.jpg

Игры на развитие психических процессов 

  • «Угадай, чего не стало» (память, внимание).
  • Составление рассказа по картинкам (мышление, речь).
  • Зашумленные картинки (концентрация внимания).
  • Разрезные картинки (мышление, синтез).
  • «Четвертый лишний» (мышление, исключение).
  • «Назови одним словом» (мышление, обобщение).
  • «Найди семью» (мышление, классификация).
  • «Кляксы» (воображение). И  т.д.

Подвижные игры

  • «День рождение черепахи».
  • «Не пора ли поменяться».
  • «Вулкан» и т.д.

Еще одной формой работы с детьми является Применение психогимнастики на занятиях в качестве физической минутки, отдыха, прорабатывании эмоций и движений. Релаксационные упражнения в виде заключительной части занятия, или расслаблении. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение этих упражнений делает ребёнка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребёнку лучше понять свои чувства. В результате ребёнок владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребёнку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Пальчиковая гимнастика. Главная цель пальчиковых игр – это развитие у детей внимания,  мелкой моторики рук, формирование правильного звукопроизношения, умения быстро и чётко говорить. Пальчиковая гимнастика повышает функциональную активность головного мозга.

Упражнения на развитие мелкой моторики

«Размотай нитки», «Штриховка», «Лабиринт» и т.д.

Игры, которые синхронизируют работу полушарий (нейропсихологический подход), способствуют улучшению запоминания и мыслительной деятельности.

  • «Кулак-ребро-ладонь».
  • «Колечко».
  • «Лезгинка».
  • «Ухо-нос».

Сказкотерапия

Виртуальная доска Миро. Занятие онлайн.

Мы хотели бы вам представить способ применения виртуальной доски миро при развивающих занятиях с дошкольниками через платформу ЗУМ.

Miro – это приложение, представляющую собой виртуальную доску. Интерактивная доска Miro не только позволяет визуализировать многие идеи, но и может стать основой для проведения целого занятия. С ее помощью пользователи могут в режиме реального времени делиться мыслями и идеями. Есть возможность прикреплять стикеры и изображения, писать текст, а также создавать наброски. Программа позволяет добавлять на рабочую область фигуры. рисунки, изображения, комментарии, рукописные и текстовые заметки. Есть возможность группировать объекты и устанавливать защиту от изменений.

На доске миро может раб

отать или только сам педагог при работе с дошкольниками, или совместно с ребенком одновременно на одной доске.

По наблюдению за детьми и их интересами, можно отметить, что больше всего ребят привлекают подвижные игры с элементами психогимнастики,  пальчиковая гимнастика, песочная терапия, занятие с использованием сказки, игры-кричалки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками в МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" с использованием дистанционных технологий обучения. Коррекционно-развивающий мультимедиакурс "Развиваемся, играя"

Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, ...

Технологические подходы к разработке конспекта коррекционно-развивающего занятия (рекомендации для начинающих педагогов-психологов)

Материал поможет начинающим педагогам - психологам, воспитателям и другим специалистам методически грамотно составить конспект занятия с детьми дошкольного возраста...

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей деятельности учителя - логопеда и педагога-психолога

конспект интегрированной коррекционно - развивающей деятельности учителя-логопеда и педагога психолога.Цель: Закрепление и обогащение лексической темы «Весна и  птицы», а также обеспе...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (тревожность) «Я уверен, что смогу»

Программно-методическое пособие педагога-психолога Ляшко Т.Н. представляет собой программу для работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере «Я уверен, что смогу», программа п...

Совместное коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога по ознакомлению с семьей и с семейными ценностями: «Необыкновенное путешествие»

Совместное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе по семье и семейным ценностям....

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тип занятия: квест-путешествие Тема: «Сказочные приключения»

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗТип занятия: квест-путешествиеТема: «Сказочные приключения»...

Коррекционно-развивающие логоритмические игры в работе с детьми с ОВЗ.

Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка.Задачи:•развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;•формирование правильного дыхания;•раз...