Справка по результатам тематического контроля «Развитие двигательной активности дошкольников в режиме ДОУ»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Корсакова Оксана Николаевна

Итоговая справка по результатам тематического контроля в группах для детей с нарушениями зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravka_po_tem_kontr_dvig_aktivnost.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Справка

 по результатам тематического контроля

«Развитие двигательной активности дошкольников в режиме ДОУ»

Во всех возрастных группах детского сада созданы условия двигательной активности дошкольников. Педагоги знают и стараются выполнять требования образовательной программы МДОУ, разработанной на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» / под ред.  М.А.Васильевой, коррекционных программ «Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи» / под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушениями зрения) / под ред.  Л.И.Плаксиной.

Условия для развития двигательной активности дошкольников в режиме ДОУ созданы в каждой возрастной группе с учетом возрастных особенностей и методических рекомендаций Н.В.Нищева.  (см. «Предметно-развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации», СПб. «ДЕТСТВО -  ПРЕСС», 2006.)

1. Обследование двигательных навыков детей.

 Учитывая специфику контингента воспитанников, по результатам контроля можно сделать следующий вывод:

Дошкольники с нарушениями зрения, характеризуются меньшей подвижностью, нечеткостью координации движений, снижением их быстроты, ловкости, ритмичности, точности. Кроме того, они чаще подвержены простудным заболеваниям, а показатели их физического развития на 5–14 % ниже, чем у нормально видящих сверстников. Большинство детей со зрительной патологией испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие и т.д. Формирование основных движений (ходьбы, бега, прыжков, лазания) у них осложнено, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей в движениях. Все эти выводы подтверждают результаты обследования воспитанников. (см. Приложение)

В нашем дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения, ежедневно значительное количество времени затрачивается на лечебно-восстановительную работу, а так как лечение проходит в условиях неподвижности, то и это в некоторой степени способствует снижению двигательной активности.

 Для оптимизации комплекса педагогических средств активизации двигательной сферы ребенка, педагогами МДОУ используется здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного, которая включает в себя такие элементы как:  схемы зрительных траекторий, режим смены динамических поз, зрительно-пространственную активность, построение организованной образовательной деятельности на полисенсорной основе.  

2. Создание условий:

В группах: На момент обследования выяснилось, что во всех группах МДОУ игровой материал и мебель для обеспечения детям возможности удовлетворять двигательную активность расположены правильно. Игровой материал соответствует возрасту обследуемой группы, разнообразен и доступен для детей. Мебель промаркирована и соответствует росту детей.

Физкультурные уголки содержат атрибуты для подвижных игр, для игр с прыжками (скакалки, колечки, плоские круги для перепрыгивания), с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцебросы, мячи, мешочки с песком, дартс, летающее блюдце), в подготовительной группе есть бадминтон. Картотеки подвижных игр, соответствующих возрасту детей группы, представлены во всех группах (кроме ясельной: на момент обследования картотека была не готова).

Во всех группах созданы условия для гигиенических процедур: правильно оборудовано помещение умывальника; имеется поддоны для мытья ног; полотенца содержатся в порядке, промаркированы; имеются стаканчики для полоскания полости рта; у каждого ребенка есть индивидуальная расческа. Для проведения закаливающих процедур имеются массажные коврики.

Разнообразен выносной материал для проведения подвижных игр на прогулке (мячи, санки-ледянки, скакалки, мешочки для бросания).

В старших группах (№ 1 и № 2), в младшей и подготовительной группах имеется разнообразные комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения.  В ясельной и средней группах материал для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения состоит из комплексов, выданных инструктором по ФК.

 В методическом кабинете: Методическая литература по разделу «Физическое воспитание» в педкабинете представлена в достаточном количестве. Обновляется регулярно. Кроме этого инструктор по ФК самостоятельно приобретает пособия по физвоспитанию, использует ИКТ (ресурсы Интернета). Традиционно проводится большая подписка на журналы по воспитанию дошкольников.  Подписка на журнал «Здоровье дошкольника» позволяет педагогам получать доступную информацию о физическом развитии, методах укрепления здоровья детей.

В МДОУ: В МДОУ нет отдельного физкультурного зала, но есть тренажеры и специальное оборудование согласно СанПину.

Рекомендовано: ясельной группе разнообразить содержание атрибутов для подвижных игр, завести картотеку подвижных игр. Ясельной и средней группам пополнить количество комплексов утренней гимнастики и гимнастики для пробуждения. Пополнить содержание физкультурных уголков спортивными играми (бадминтоном, городками и др.) всем группам.

3. Оценка профессионального мастерства воспитателей:

В основном воспитатели знают методику проведения физкультурных занятий и программные требования. Но в связи с тем, что в основном занятия проводит инструктор по ФК навык проведения у многих педагогов не отработан. На занятиях, которые проводит инструктор по ФК, не все педагоги выступают в роли помощника, но многие предпочитают роль наблюдателя, что само по себе уже неверно.

В связи с этим рекомендовано: усилить контроль со стороны администрации и инструктора по ФК за соблюдением правил проведения физкультурных занятий в зале.

4. Планирование работы:

При планировании воспитательно - образовательной работы с детьми воспитатели включают в план разнообразные формы активизации двигательной активности детей в течении дня. При планировании работы с младшими дошкольниками (младшая и средняя группы) в утренний отрезок времени используют игры с мячом, игры малой подвижности. В средней группе дети играют только с мячом.

При планировании работы со старшими дошкольниками воспитатели активно используют подвижные игры, игры со спортивными атрибутами, игры-соревнования, предлагают детям физоборудование для самостоятельной деятельности.

При проверке планов во всех группах (кроме старшей №2) нет, разучивания подвижных игр, хотя новые игры вводятся и планируются.

Рекомендовано: Планировать разучивание новых подвижных игр и включать подвижные игры, использовать физоборудование не только в утренний, но и в вечерний отрезок времени.

 5. Работа с родителями:  

Наглядная информация для родителей по вопросам организации оптимального для детей двигательного режима содержит рекомендации по закаливанию, материалы по профилактике различных заболеваний, рекомендации по сохранению зрения, ношению и уходом за очками и другие сведения.  Наглядная информация конкретна, кратка, педагогически целесообразна и широко представлена во всех группах детского сада, но в средней и подготовительной группе на момент проверки находилась в не доступном для родителей месте. В подготовительной группе нужная информация содержит очень большой объем, что тяжело для восприятия родителей. Материал подается, в основном, через папки-передвижки и ширмы.

Рекомендовано: шире использовать разнообразные формы подачи наглядной информации для родителей – информационные письма-памятки для родителей. Информацию подавать в более сжатом, кратком виде (подготовительной группе) и доступном для родителей (средней и подготовительной группам).

По результатам тематической проверки можно сделать следующие выводы:

Работа медико - педагогического коллектива по развитию двигательной активности дошкольников в условиях детского сада компенсирующего вида ведется планомерно, целенаправленно, систематично. Грубых нарушений не выявлено.

Рекомендации:

1.Продолжить работу по развитию двигательной активности детей (развитие потребностей в движении);

Для оптимизации комплекса педагогических средств активизации двигательной сферы ребенка, четко организовать весь режим подвижности;

Сочетать двигательную активность детей с другими видами детской деятельности (конструированием, рисованием, играми) и лечебно-восстановительными мероприятиями;

Учитывать особенности двигательных возможностей детей с нарушениями зрения, т.е. правильно определить норму физической нагрузки.

2.Воспитателям всех возрастных групп пополнить содержание физкультурных центров спортивными играми.

3.Усилить контроль со стороны администрации и инструктора по ФК за соблюдением правил проведения физкультурных занятий в зале

4.Планировать разучивание новых подвижных игр и включать подвижные игры, использовать физоборудование не только в утренний, но и в вечерний отрезок времени.

5.Шире использовать разнообразные формы подачи наглядной информации для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность дошкольников в режиме дня

Мы знаем, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность (ДА). Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой...

Организация двигательной активности дошкольников в режиме дня

Представлена статья, касаемая организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня в соответствии с ФГТ....

Тематический контроль «Организация двигательной активности дошкольников в течение дня».

Оценка создания условий:в группахОценка планирования работыОрганизация  режимных моментов. Оценка профессионального мастерства педагога. Обследование уровня развития двигательной актив...

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В РЕЖИМЕ ДНЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В данной работе рассмотрены теоретичекие и педагогические основы двигательного режима дошкольников, двигательная активность детей в режиме дня дошкольного образовательного учреждения, роль и место дви...

Организация двигательной активности дошкольника в режиме дня

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенап...

«Оптимизация двигательной активности дошкольников в режиме дня ДОУ»

Доклад «Оптимизация двигательной активности дошкольников в режиме дня ДОУ»...

Консультация для воспитателей "Развитие двигательной активности дошкольников в режиме дня"

В содержании обозначены приоритетные формы двигательной активности дошкольников в режиме дня, а также педагогические требования к организации двигательной активности детей дошкольного возраста....