Коррекционно развивающее занятие в сенсорной комнате "Космическое путешествие" (старшая группа)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Занятие в сенсорной комнате имеет три основные части: вводная – организационная часть (приветствие, введение в игровую ситуацию), основная часть (затруднения игровой ситуации, релаксация, выполнение заданий) и заключительная часть (подведение итогов, рефлексия). Занятия в сенсорной комнате можно проводиться индивидуально и с подгруппой детей в количестве 2-4 человек. Количество детей определяется целями работы, возрастом детей, размерами помещения. Время сеанса – 20-25 минут. Для проведения занятия в сенсорной комнате есть противопоказания: глубокая умственная отсталость, соматические и психоневрологические заболевания детей (учитываются специальные рекомендации невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.

 Занятия в сенсорной комнате помогают снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС. Комфортная обстановка создаёт ощущение безопасности и защищённости, снижает беспокойство, агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность, способствует развитию кинетических и тактильных ощущений, развивает стремление добиваться успехов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmicheskoe_puteshestvie.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Космическое путешествие»

Цель: Создание социальной ситуации развития ребенка в процессе коррекционно-образовательной деятельности «Космическое путешествие»

Задачи:

– создать условия для коррекционно-развивающего воздействия на психологическое развитие ребёнка-инвалида с использованием ресурсов тёмной сенсорной комнаты;

– создать благоприятный эмоциональный климат для расширения активного словаря и развития мыслительной деятельности, зрительного, слухового восприятия и внимания ребёнка;

– способствовать развитию сенсорной и познавательной сферы;

- способствовать оптимизации мышечного тонуса и снятию эмоционального напряжения;

– способствовать повышению самооценки и развитию навыков саморефлексии.

Оборудование: магнитофон (запись с обращением жителей планеты), релаксационная музыка, песочница, пластичный песок, сенсорная тропа, мешочек с объёмными фигурами (шар, куб, конус, цилиндр), карта-пазлы планеты (4 части), межполушарные доски, проектор «Звёздное небо», 2 карандаша, лист бумаги, релаксационная музыка.

Ход НОД:

  1. Организационная часть.

Психолог: Доброе утро. Я очень рада тебя видеть. Давай поприветствуем друг друга пальчиками.

Кинезиологическое упражнение «Пальчики здороваются»

Психолог и ребёнок  поочередно касаются кончиками пальцев друг. Психолог кончиками пальцев левой руки, ребёнок - правой руки, затем наоборот. Поочерёдно большими, указательными, средними, безымянными  пальцами и мизинцами. То же самое проделывают левой рукой. Касаясь кончиками пальцев говорят: «Здравствуй». [6]

Введение в игровую ситуацию.

Сегодня я тебе предлагаю, отправится со мной в сказочное путешествие. Согласна?

Тогда нам надо надеть умную шапочку.

Кинезиологическое упражнение «Космическая шапочка»

Держать голову прямо, не напрягая шею и подбородок.

Руками возьмёмся за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. Массируем ушки сверху вниз, слегка разворачивая их в сторону затылка. Затем мягко массируем мочки. После того как помассировали ушки необходимо ладошки потереть друг от друга, чтобы они стали горячими. Затем одновременно двумя руками гладим по голове сверху вниз, имитируя одевания шапочки. [6]

Кинезиологическое упражнение «Кнопки мозга» 

Одну руку необходимо положить на пупок, а другой рукой слегка массажировать точки, расположенные в области мягких тканей под ключицами - «подключичных впадинах», слева и справа от грудины 20-30 секунд.  Затем руки меняются местами.

– Шапочки космические надели, кнопочки мозга помассажировали, можно отправляться в путь.  Но на чём мы полетим? (ответ ребёнка: «На космическом корабле»). (Психолог и ребёнок садятся на стульчики «Космический корабль»). Итак, к запуску космического корабля приготовиться! (сжать кулачки обоих рук). Завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого. Психолог  и ребёнок начинают обратный отсчет:10,9,8,7,6 5,4,3,2,1 , ПУСК!

  1. Основная часть.         

Упражнение «Полёт в космос. Притяжение и невесомость» (звучит тихая и спокойная музыка).

Закрой глаза, мы летим с огромной скоростью, у тебя ноги стали тяжёлыми и ты не можешь ими пошевелить, руки – тяжёлые и ты не можешь пошевелить руками, пальцами. Напрягись и почувствуй эту тяжесть. Вот мы и вырвались из притяжения Земли. Открой глаза, мы в состоянии невесомости (психолог и ребёнок встают). Мы находимся с тобой в состоянии невесомости. [4] Невесомость – это такое состояние, когда космонавты, вещи, которые находятся на космическом корабле, ничего не весят и плавают, как рыбки в аквариуме (звучит музыка) [3] . Ребёнок повторяет, за психологом   разные позы в состоянии невесомости. Движения медленные. Руками вверх-вниз, но двух ногах, на одной ноге, поочередно меняя ноги). Теперь закрой глаза и сама выполни движения невесомости. Почувствую своё тело. Твоё тело лёгкое, невесомое, ты почти не чувствуешь своё тело.

Вот мы и прилетели на планету. Медленно опускаемся на планету. Твоё тело становится сильным. Сделай вдох- выдох. Вдох-выдох. И ещё раз, вдох – выдох. Открой глаза, потянись. Тело твоё становиться сильным.  

Интересно, как называется эта планета? И кто на ней живёт? Как ты думаешь (ответы ребёнка).

Затруднение в игровой ситуации. 

(Звучит запись) Внимание! Внимание! Вы прибыли на планету Эрида. Мы, жители планеты Эрида, просим вас о помощи! Космические пираты украли у нас карту нашей планеты и спрятали её. Помогите нам!»

–Что случилось на планете Эрида? Что надо делать? Куда нам отправиться?

Задание 1. Отгадай загадку, в отгадке – подсказка. [6]

По нему можно ходить. Он может быть сухим и мокрым. Дети летом любят строить из него замки с помощью формочек, лопатки и ведерка. Что это? (песок)

Психолог обращает внимание ребёнка на пластический песок (звучит спокойная музыка).

– Смотри, это космический песок. Потрогай его ладошкой, пальчиками. Какой он на ощупь? (мокрый)

- Возьми песок в руки и попробуй сжать его в кулачках крепко-крепко несколько раз. Что произошло с песочком? (слепили комочки, песок плотным стал).

- Возьми комочек в руку и нажми на него пальцем. Что произошло? (комочек сломался и песок рассыпался).

- Возьми песок в руку и переложи в другую в руку. Пропусти песок через ладошку (психолог показывает).

- Давай с тобой поиграем с песком и полепим разные фигурки с помощью этих формочек (ребёнок лепит и вырезает фигурки).  

- Может в песочке что-нибудь спрятано, поищи (ребёнок находит в песке секрет – одну часть пазла карты планеты).

Задание 2. «Чудесный мешочек» 

Психолог обращает внимание ребёнка на мешочек и задаёт вопрос: «Как ты думаешь, что в нём?» Психолог предлагает ребёнку отгадать предметы в мешочке на ощупь с закрытыми глазами (в мешочке находятся объёмные фигуры: куб, шар, конус, цилиндр).

Когда ребёнок отгадывает фигуры, психолог спрашивает у ребёнка цвет фигур и просит посчитать их.

- Ты справилась с заданием. Молодец! Посмотри здесь лежит ещё одна часть карты.

Задание 3. «Сенсорная дорожка»

-Посмотри дорожка какая. Давай проверим ножками, какая поверхность планеты на ощупь: горячая она или холодная, колючая или гладкая, о может она шершавая, твердая или мягкая.

- Что чувствуют твои ножки?.

(В конце дорожки ребёнок находит ещё одну часть карты)

Задание 4. «Рисунок двумя руками»

- Жители планеты Эрида пишут и рисуют двумя руками. Давай и мы с тобой попробуем нарисовать звёзды двумя руками.  Посмотри, какие досточки (психолог обращает внимание ребёнка на межполушарные доски).

- Посмотри на контур изображения звёзд. Чем они похожи? Чем отличаются?

- Обведи по контуру рисунок (звезду) правой рукой. Теперь левой рукой. Попробуй двумя руками одновременно.

- Возьми карандаши в обе руки и обведи звёзды по контуру двумя руками одновременно. Посмотри, что у тебя получилось. (Психолог обращает внимание ребёнка на обратную сторону листа бумаги). Посмотри, это же ещё часть карты планеты Эрида.

Задание 4. «Собери карту»

- Посчитай. Сколько нашла ты частей карты?

- Попробуй собрать карту.  (Ребёнок собирает карту, соединяет все четыре части).

- Что изображено на карте? (планета Эрида, звёзды, ракета)

- О чём просили жители планеты Эрида, когда мы прилетели сюда?

- Ты справилась с заданием? (психолог хвалит ребёнка).

- Жители планеты Эрида благодарят тебя за помощь. Они хотят подарить детям в наш детский сад космический песок. Возьмём космический песок с собой? Что надо сказать? (психолог и ребёнок благодарят жителей планеты Эрида за подарок).

Упражнение «Звёздное небо»

Психолог: Наше путешествие, кажется, затянулось. Мы устали и пора нам возвращаться на нашу планету. В полёте домой мы отдохнём. Ложись удобнее и расслабься. (Психолог включает проектор «Звёздное небо», звучит музыка). Дыши легко, ровно глубоко. На тёмном небе  зажигаются яркие звёздочки и медленно плывут по небу. Ты чувствуешь себя спокойной и счастливой. Приятное ощущение тела, спокойствие охватывает твоё тело: лицо, руки, спину, ноги. Ты чувствуешь как твоё тело становится лёгким, тёплым, послушным. Вдох- выдох, вдох-выдох. Дыши легко, ровно, глубоко. Тёплый ласковый ветерок обдувает тебя. Вдох- выдох, вдох-выдох. Дыши легко, ровно, глубоко. Звёзды гаснут, наступает утро. Настроение становится бодрым, весёлым. Ты полна энергии и сил. Постарайся сохранить ощущения радости и бодрости на весь день.[5] 

  1. Заключительная часть.

– На этом наше путешествие закончилось. Мы вернулись с тобой домой.

- Что тебе запомнилось больше всего?

– Что было трудным?

- Ты сегодня справилась с заданием. Молодец! И нам пора прощаться. (Психолог и ребёнок прощаются друг с другом)

Список литературы:

  1. Федосеева, М.А. Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет / автор-составитель М.А. Федосеева – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2014.
  2. Янчук, М.В. Игротренинги с использованием сенсорных моделей / автор-составитель М.В. Янчук – Волгоград: Учитель, 2013.
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-neposredstvenoi-obrazovatelnoi-dejatelnosti-na-temu-den-kosmonavtiki.html
  4. https://www.maam.ru/detskijsad/razvlechenie-dlja-detei-5-let-na-temu-priklyuchenie-v-bolshom-kosmose.html
  5. https://kladraz.ru/blogs/blog19678/korekciono-razvivayuschaja-rabota-s-trevozhnymi-detmi.html
  6. https://www.maam.ru/detskijsad/korekciono-razvivayusche-zanjatie-v-sensornoi-komnate-puteshestvie-v-stranu-fantazi.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия в сенсорной комнате «В гости к собачке Жучке»

Конспект коррекционно-развивающего занятияв сенсорной комнате«В гости к собачке Жучке»Демчук Ольга ВалерьевнаУчитель-дефектологГУЗ «Республиканский дом ребёнка специализированный&raq...

Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате "Космическое путешествие на разноцветную планету"

профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;создание положительного эмоционального настроя;формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласованности движений собственного тела;облегчение ...

Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате "Путешествие в сказочный лес".

отработка позитивного взаимодействия детей другом с другом,проработка мотива взаимопомощи и ответственности с помощью темной сенсорной комнаты....

Коррекционно- развивающее занятие в сенсорной комнате "Путешествие по волшебной комнате"

Восстановление эмоционального состояния ребенка в условиях сенсорной комнаты...

Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате по развитию логического мышления в старшей группе «Вокруг света»

Цель: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. ЗадачиОбразовательные:- расширить представления детей об окружающем мире; Развивающие:- стимулировать развитие базо...

Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате со старшей группой

Цели:- создание положительного настроя в группе;- развитие когнитивной сферы детей;- активизировать произвольное внимание, умственные способности;- развивать тактильную чувствительность;- формировать ...