Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате по развитию логического мышления в старшей группе «Вокруг света»
план-конспект занятия (старшая группа)

Князева Марина Николаевна

Цель: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи

Образовательные:

- расширить представления детей об окружающем мире;

 

Развивающие:

- стимулировать развитие базовых чувств (зрения, слуха, осязания);

- снять психоэмоциональное напряжение;

- развивать мелкую моторику;

- стимулировать воображение;

- развивать пространственные представления;

- развить логическое мышление, речь, внимание;

 

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в команде, следовать словесной инструкции;

- закреплять умение участвовать в совместной игре;

- воспитывать умение вежливо общаться.

Оборудование: световой стол с песком, мягкий пуф, оптико-волоконный пучок «Сухой дождь», сухой бассейн с шариками, пузырьковые колонны, проектор «Жар-птица», фонарик, проигрыватель.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате по развитию логического мышления

в старшей группе

«Вокруг света»

C:\Users\Ольга Бырихина\Desktop\kKL8-0kML60.jpg

Подготовила:              

Педагог-психолог Князева М.Н.

Черноголовка

2018 год

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи

Образовательные:

- расширить представления детей об окружающем мире;

Развивающие: 

- стимулировать развитие базовых чувств (зрения, слуха, осязания);

- снять психоэмоциональное напряжение;

- развивать мелкую моторику;

- стимулировать воображение;

- развивать пространственные представления;

- развить логическое мышление, речь, внимание;

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в команде, следовать словесной инструкции;

- закреплять умение участвовать в совместной игре;

- воспитывать умение вежливо общаться.

Оборудование: световой стол с песком, мягкий пуф, оптико-волоконный пучок «Сухой дождь», сухой бассейн с шариками, пузырьковые колонны, проектор «Жар-птица», фонарик, проигрыватель.

Словарная работа: глобус, континенты, Африка, Европа, Северный полюс.

Предварительная работа: изучение животного мира и природно-климатических особенностей различных областей.

Ход занятия

  • Вводная часть

Дети входят в сенсорную комнату, здороваются с педагогом и гостями. Тр.1

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Вы уже знаете, что это комната волшебная и она может вмещать в себя всё, что угодно. Здесь может быть и лес, и пустыня, и космос. Хотите узнать, где мы окажемся сегодня? Да. Тогда вот вам подсказка:

У меня в ладонях страны, реки, горы, океаны.

Догадались, в чём тут фокус?

Я верчу руками глобус.

Вокруг света обойдём, много интересного там найдём.

Так куда же мы отправляемся, ребята? В кругосветное путешествие!

Верно! На нашей планете очень много стран и континентов. Впереди нас ждет множество приключений и испытаний. Вы готовы? Да. Тогда в путь!

Остановка «Африка»

Педагог-психолог: Наша первая остановка – Африка! Показывает ее на глобусе. Ребята, а что вы знаете про Африку? Ответы детей. Да, вы все правильно сказали. В Африке очень жарко. В некоторых районах растут тропические леса, в которых водится множество диких животных. Но есть места, где почти ничего не растет – это бескрайние пустыни. Интересно будет туда попасть? Да! А добираться туда мы будем необычным способом. Мы будем телепортироваться!

Тр.2

Дети и педагог встают в круг и берутся за руки. Покружились влево. Покружились вправо. Остановились и представили, что мы в Африке.

  • Упражнение «Расставь по порядку» (за световым столом)

Дети и педагог подходят к световому столу с песком.

Тр.3

Педагог-психолог: Вот мы и в пустыне. А каких животных можно встретить в пустыне? Верблюдов! Правильно, а вот и они. Достает верблюдов разного размера. Давайте расставим их по порядку, от самого большого до самого маленького – получится настоящий караван. Дети расставляют верблюдов на столе в порядке возрастания.

Молодцы, ребята! А вы знаете, что люди используют верблюдов для перевозки грузов? Да! Эти верблюдам доверили перевозить сокровища! Но все они перепутались, давайте распределим их по верблюдам, чтобы получилась красивая последовательность.

  • Упражнение «Продолжи ряд»

Педагог выкладывает на стол различные последовательности из разноцветных камушков (кристаллов). Дети продолжают ряд, соблюдая последовательность.

Педагог-психолог: Как здорово ребята! Теперь караван верблюдов может отправиться в путь. И мы вместе с ними.

Тр.4

  • Динамическая пауза (сухой бассейн)

Педагог-психолог: Иногда в пустыне встречают оазисы. Это настоящий райский уголок с водоемом, где всегда свежо и прохладно. Путники всегда останавливаются там, чтобы отдохнуть и набраться сил. Я предлагаю вам представить, что это (сухой бассейн) – озеро с прохладной водой. Давайте помочим в нем ножки.

Дети садятся на бортик бассейна и болтают ногами в шариках.

Педагог-психолог: А теперь запрыгивайте в «воду».

Дети залезают в бассейн шариками, закапывают друг друга, изображают плавание.  

Педагог-психолог: Как здорово вы плаваете! Отдохнули? Да! Тогда вперед навстречу новым приключениям!

  • Упражнение «Разноцветный дождь»

Тр. 5

Педагог-психолог: Знаете, ребята – в Африке есть не только пустыни, но и тропические леса, где растет много деревьев и обитает множество животных. Давайте посмотрим, какие животные обитают в тропиках. Показывает плакат с животными тропических лесов. Дети называют их (обезьяны, носороги, ленивцы, ягуары). Да, ребята, вы назвали много животных и птиц. И всем им, чтобы выжить, нужна вода. Они очень ждут, когда начнется сезон дождей. Но он никак не начинается. Посмотрите, туча заколдована и не горит. Чтобы расколдовать ее, вам нужно выполнить задание и отгадать, какого цвета дождик должен пойти.  Вы готовы? Да!

 Дети садятся на мягкий пуф под сухой дождь. Психолог показывает детям таблички с вариантами цвета дождя. Дети должны выполнить следующие задания (см. таблицу). При правильном ответе оптико-волоконный пучок загорается этим цветом.

Это не желтый, не зеленый, не синий. Ответ: красный

Этот цвет справа от белого. Ответ: зеленый

Этот  цвет слева от розового. Ответ: синий

Этот цвет второй справа. Ответ: белый

Этот цвет между белым и зеленым. Ответ: розовый

Этот цвет четвертый слева. Ответ: желтый

Педагог-психолог: Отлично, ребята! Благодаря вам в тропическом лесу прошел настоящий ливень. Он полил все деревья, а животные смогли вдоволь напиться воды. А нам пора двигаться дальше. Следующая остановка – Евразия, а именно непроходимый таинственный лес – тайга. Педагог на глобусе показывает, где находится тайга.

Тр. 6

Дети и педагог встают в круг и берутся за руки. Покружились влево. Покружились вправо. Остановились и представили, что мы в лесу.

Остановка «Евразия (тайга)»

Тр. 7

Дети и педагог подходят к световому столу.

Педагог-психолог: Чтобы узнать, кто живет в тайге, отгадайте загадки.

  • Загадки про животных нашей полосы

В курятник повадилась — ждите беды.
Рыжим хвостом заметает следы.
(Лиса)

Что за зверь такой лесной?

В белой шубке он зимой.

Всех боится зверь-трусишка.

Как зовут его?

(Зайчишка)

На овчарку он похож,

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. 

(Белка)

У него рога ветвисты,

А бока чуть-чуть пятнисты.

(Олень)

Кто по зарослям идет,

На ходу листву жует?

Лучше с ним гулять поврозь.

Этот зверь — рогатый...

(Лось)

Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его...

(Медведь)

Этот зверь с двумя клыками, 

С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
(Кабан)

Дети отгадывают загадки и на стол, горящий зеленым цветом, выставляются соответствующие фигурки животных.

Педагог-психолог: Вот как много животных живет в этом лесу. Я думаю, что все они очень проголодались. Давайте немного прогуляемся по лесу и  поможем им найти пропитание.

Тр. 8

  • Физкультминутка с использованием массажных ковриков «Шишки»
  • Спокойная ходьба (как лиса);
  • Ходьба на внешней стороне стопы (как медведь);
  • Прыжки (как белка).

Тр. 9

  • Дидактическая игра с сюрпризным элементом «Покорми животных»

Педагог-психолог: Ой, смотрите, я нашла какой-то сундук. Интересно, что там. Дети открывают сундучок и достают оттуда карточки-мешочки. Хмм… А как нам узнать что в них? У меня есть одна идея. Педагог-психолог светит фонариком с обратной стороны карточки, на ней появляется изображение. Я поняла – мы нашли еду для животных леса. Какому зверю мы подарим этот мешочек? Дети просвечивают мешочки и раскладывают их на столе рядом с животными. 

  • Лиса – курица;
  • Волк – заяц;
  • Заяц – морковь;
  • Кабан – желуди;
  • Белка – шишка;
  • Лось – мухомор;
  • Медведь -  малина;
  • Олень – трава.

Педагог-психолог: Молодцы, ребята! Вы накормили всех животных. Давайте продолжим наше путешествие вокруг света. Теперь я предлагаю вам отправиться в место, где бушуют метели и свирепствуют морозы.  Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого достигает трёхэтажного дома. Что это за место, ребята? Северный полюс! Давайте посмотрим на глобус. Где же находится Северный полюс? Дети пробуют догадаться и показать на глобусе.

Тр.10

 Дети и педагог встают в круг и берутся за руки. Покружились влево. Покружились вправо. Остановились и представили, что мы на Северном полюсе. 

Остановка «Северный полюс»

Тр.11

Педагог-психолог: Прислушайтесь. Что вы слышите? Дует ветер.  Верно, ребята. А знаете ли вы, что такое полярная ночь? Нет. Это когда солнце долго не показывается над линией горизонта, только бледный свет луны и звёзд, освещает бескрайние снежные просторы.

  • Релаксация «Сказка об особенном медвежонке»

Педагог-психолог: Давайте погрузимся в полярную ночь и послушаем сказку о медвежонке.

В комнате выключается все освещение. Дети садятся на мягкие кресла и рассматривают пузырьковые колонны. Педагог рассказывает сказку.

На далёком севере, где свирепствуют морозы и дуют холодные ветра, появился на свет особенный медвежонок. Он был бурым. Все жители севера удивлённо осматривали его, старались его понюхать.

- Ты кто? – спросил оленёнок.

- Откуда ты? – спросил морж.

- У-ух! – заухала сова.

Медвежонок так испугался, что даже заплакал. Он плакал так громко, что скоро к нему сбежались почти все жители ближайших мест, смотрят и удивляются: что за зверь такой?

- Я – медвежонок, а как попал сюда – не знаю. Я очень замерз.

Никто не знал, как ему помочь. Вскоре все разошлись по своим норам и гнездам. А грустный бурый медвежонок лег на снег и уснул.

Наступило утро. Вдруг погода испортилась, подул ветер, пошёл снег. Все попрятались: моржи, чайки, олени, совы. Но никто не испугался, потому что Зима часто обходила свои владения. И вдруг в сугробе она увидела коричневую мордочку с крепко зажмуренными глазами. Она притронулась посохом к чёрненькому носику и спросила:

- Кто ты? И как попал сюда?

- Я медвежонок, а как здесь оказался – не знаю. Мне очень холодно и страшно.

Подумала хорошенько зима и ей стало жалко медвежонка. Она решила ему помочь.

- Если ты мёрзнешь, прячешься в сугробе, мечтаешь о тёплой шубе, будь же ты белым медведем.

Сказала она эти слова, притронулась посохом к Мишкиному носу и спросила:

- Теперь-то ты доволен? Отвечай же!

От удивления он ничего не мог сказать. Теперь он не маленький, а большой, не бурый, а белый, и ему совсем не холодно – греет тёплая шуба.

Зима ушла довольная своими делами. Прекратился ветер, все выбрались из своих нор и гнёзд. И вдруг увидели белого медведя. Опять незнакомый зверь и опять они стали его рассматривать. Но вдруг они догадались, что это их маленький друг. Но теперь он почему-то белый.

- Я был маленьким и бурым, боялся холода. Я встретил Зиму и это её подарок. Я стал большим, белым и теперь жить буду с вами. 
Обрадовались жители севера, их теперь стало больше, с ними теперь белый медведь. И вот так до сих пор живут на севере, среди снегов и морозов белые медведи, о которых вы, любознательные ребята, узнали из этой сказки.

Включается приглушенный свет. Дети и педагог обсуждают сказку.

Вопросы для обсуждения:

- Какие животные живут на севере?

- Какие особенности помогают им выжить среди снегов?

- Почему на севере медведи белые?

  • Дидактическая игра «Найди тень»

Педагог-психолог: Ребята, у меня для вас есть одно задание. Пока на Северном полюсе была полярная ночь и на небе не было солнца, звери потеряли свои тени. Давайте поможем им их отыскать.

Детям раздаются карточки с животными севера. Для каждого животного необходимо найти карточку с его тенью.

Педагог-психолог: Какие вы молодцы! Вы справились и с этим заданием.

  • Рефлексия

Педагог-психолог: Наше путешествие подошло к концу. И перед тем, как мы вернемся обратно в детский сад, давайте вспомним, где мы с вами побывали. В пустыне, тропическом лесу, в тайге, на севере. Да, вы были настоящей командой и справились со сложными заданиями. Что вам больше все понравилось? Что нового вы узнали? Ответы детей.

  • Завершение

Тр.12

Дети и педагог встают в круг и берутся за руки. Покружились влево. Покружились вправо. Остановились и представили, что мы в детском саду.

Включается свет.

Педагог-психолог: Ребята, теперь я могу с уверенностью сказать, что вы настоящие путешественники. И вас ждет награда. Педагог вручает детям медали в виде глобуса. Вы большие молодцы! До свидания!

Дети прощаются с педагогом и гостями и возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию логического мышления детей старшей группы. Тема : « Животные: домашние, дикие, животные жарких стран».2014 г.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию логического мышления детей старшей группы.Тема : « Животные: домашние, дикие, животные жарких стран»...

Конспект образовательной деятельности по развитию логического мышления детей старшей группы "Космический полет на планету Логика"

Обучение детей сопоставлению, сравнению, анализу, умению самостоятельно делать выводы, находить общее и частное, устанавливать простые закономерности, строить умозаключения, творчески мыслить.Развитие...

Итоги опытно-эспериментальной работы по развитию логического мышления детей старшей группы

Здесь представлен мониторинг развития логического мышления детей экспериментальной группы в условиях использования развивающих творческих игр для развития процессов логического мышления....

Создание условий по использованию дидактических игр в развитии логического мышления. ФЭМП. Старшая группа

Создание условий по использованию ди в развитии логического мышления. ФЭМП. Старшая группа...

Игры с палочками для развития логического мышления для старшей группы.

Игры с палочками для развития логического мышления  для старшей группы . Данным занятием можно поиграть  дома....

Система занятий с использованием игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Система занятий с использованием игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста представлена планированием занятий  на учебный год. Система занятий преследует ряд ...