Развитие и способы поддержки речевого творчества детей дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Плотникова Татьяна Васильевна

Данная статья будет интересна педагогам, заинтересованным в речевом развитии детей дошкольного возраста через применение творческих приёмов работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplenie.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

«Развитие и способы поддержки речевого творчества детей дошкольного возраста в ГБДОУ детский сад №39 Центрального района Санкт-Петербурга»

Речь - самое дорогое и ценное, что даётся нам  природой. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. К сожалению, явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, становится сейчас массовым. Оно обусловлено серьёзными причинами.

-Высокий ритм жизни. Родителям не всегда хватает времени для полноценного общения с ребёнком.

- Недостаточный уровень знаний родителей в области воспитания ребёнка.

-Замена живого общения гаджетами, которыми дети часто пользуются бесконтрольно.

- В условиях режима детского сада у ребёнка остаётся мало времени для погружения в творчество, для которого необходимы определённые условия.

В дошкольной педагогике и психологии вопросом развития речевого творчества в разных видах деятельности уделялось пристальное внимание ( ). В современном дошкольном образовании, мы знаем, развитие речевого творчества прописано во ФГОСе  (п. 2.6.) как одна из  задач направления «Речевое развитие».

Речевое творчество - это речевая деятельность ребёнка, связанная с восприятием литературного образа, с осмыслением его свойств, качеств и созданием нового словесного образа (объекта, сюжета).

Мы нашли удобную и понятную классификацию видов речевого творчества (А. Абсалямовой).

Творческое рассказывание –это вид речевого творчества, построенный на преобразовании знакомого литературного сюжета, образов, ситуаций, действий.

Сочинение сказок – вид речевого творчества, основанный на придумывании детьми собственной сказки с присущими ей элементами (сказочные герои и волшебные предметы, превращения, победа добра над злом).

Поэтическое творчество выражается в стихотворной рифме. Один из  самых сложных видов речевого творчества.

Способность к речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развита активная сторона речи, творческое воображение. Поэтому основная работа проводится в старшем возрасте.

Знание особенностей формирования детского речевого творчества даёт нам возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей:

1. Систематическая работа по развитию речи в том числе расширение РППС.

2. Непрерывное обогащение опыта детей новыми впечатлениями из жизни: проведение экскурсий, наблюдение за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.

3. Привлечение родителей к творческому процессу развития речи ребёнка.

Систематическая работа по развитию речевого творчества выстроена в тесной связи с основными задачами развития речи ребёнка: совершенствование звуковой культуры речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, её связности. Она осуществляется:

  • на логопедических занятиях наряду с коррекцией лексических, грамматических, фонетических нарушений;
  • в совместной с воспитателем деятельности, в режимных моментах
  • в самостоятельной деятельности.

Перед нашим педагогическим коллективом стоит задача: помочь ребёнку перевести слова из пассивного словаря (на уровне понимания) в активный, продуктивный т. е. тот, которым он может пользоваться в повседневной жизни.

Работа строится на трёх аспектах педагогики:

  • мелкая моторика (уровень развития речи напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук).
  • продуктивная деятельность (процесс изготовления продукта - способствует развитию воображения, интеллекта, эмоций).
  • разнообразный практический опыт дошкольника опосредован речью.

Мелкая моторика – одно из важнейших направлений педагогического взаимодействия с ребёнком. В каждой группе созданы условия для её развития. Используются как традиционные средства, так и нетрадиционные (Су-Джок терапия). Игра «Заколдованные сказки».

Затем дети занимаются продуктивной деятельностью (лепка, рисование, в том числе нетрадиционное, всевозможные поделки). Часто мы используем на занятиях материалы для творчества, которые дома детям не даются. Это вызывает у них восторг и, конечно, стимулирует развитие воображения и творческих способностей. Работы наших воспитанников становятся победителями и лауреатами районных и городских конкурсов («Шире круг», «Планета детства» и др.).

Параллельно мы применяем систему упражнений и игр по развитию речевого творчества, используем при этом различные пособия (лэпбук). Особое место отводим сказке, т.к. именно сказка рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Без воображения трудно творить свой мир. Нами была организована выставка «Сказочные предметы», которую посещали дети всех групп. Подробнее в выступлении педагогов.

 Обязательным и необходимым условием  развития речевого творчества является чтение и восприятие литературы (в т.ч. поэтических текстов). Мы привлекаем внимание детей к фольклорным жанрам: потешки, заклички, пословицы, поговорки. Занимаемся таким сложным жанром, как загадка. «Неделя загадок» была проведена в детском саду. В течение недели дети всех возрастных групп упражнялись в разгадывании загадок. Интересно, весело, творчески  проходили каждодневные соревнования. Дети подготовительной группы также учились сочинять загадки.

В самостоятельной деятельности детей, важно организовать РППС так, чтобы побуждать ребёнку к творчеству и активному использованию словарного запаса. На выставке дидактических игр вы увидели подборку игр, которые этому способствуют (многие игры придуманы и сделаны своими руками).

Нельзя не сказать о важности непрерывного обогащения опыта детей новыми впечатлениями из жизни. Мы в детском саду ходим на экскурсии, посещаем выставки, музеи, праздничные мероприятия в ДДТ «Преображенский», библиотеки, «Клуб юного натуралиста»; посещаем встречи с писателями.

Залогом успешного развития творческих способностей детей является тесное сотрудничество с родителями. Мы стараемся использовать активные формы взаимодействия: вечера досуга, творческие мастерские, совместные прогулки и экскурсии. На слайде вы видите фрагменты творческой встречи  с мамой нашей воспитанницы.

Творите, выдумывайте, пробуйте вместе с детьми!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект на тему: «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Театрализованное занятие с использованием ширмы, кукол, кукол-перчаток. Сначала дети встречаю Мишку и рассказывают ему потешки. Далее  в гости к ребятам по  очереди приходят  кошка, соб...

«О детском словотворчестве и развитии речевого творчества детей дошкольного возраста».

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка.Но нельзя путать словотворчество и речетворчество детей. Речевое творчество -это проявление творчества в речевой деятель...

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ЗАГАДОК

Аннотация: в статье представлен практический опыт по развитию образной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через составление загадок об объектах окружающего мира с помощью м...

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ЗАГАДОК

В статье представлен практический опыт по развитию образной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через составление загадок об объектах окружающего мира с помощью моделей....

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...