Развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью
консультация по коррекционной педагогике

Котина Наталья Александровна

консультация составлена для воспитателей, в группах которых есть дети с интеллектуальной недостаточностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_microsoft_office_word.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

      Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья существенно отличается от развития детей общеразвивающих групп. У многих  детей с умственной отсталостью задерживается развитие значительно позднее, чем их нормально развивающиеся сверстниками. Как правило, у всех умственно отсталых дошкольников наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему миру, общая патологическая инертность. У этих детей не возникает интереса к игрушкам, не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками. Отсутствуют и предпосылки развития речи: предметные действия, общение со взрослыми, и в частности доречевые средства общения. Наблюдается недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического восприятия, в результате чего у умственно отсталых детей не возникает своевременно лепет.

      Таким образом, без специального коррекционного обучения и воспитания умственно отсталые дети достигают школьного возраста с существенными нарушениями. Содержание образования является материалом для построения индивидуальных коррекционно-образовательных программ, в основе которых лежит подробное и тщательное психолого-педагогическое и медико-социальное обследование, динамическое наблюдение развития каждого ребенка.

      Для воспитанников группы необходимо дифференцированно предлагать содержание психолого-педагогической работы. Распределение материала представлено не по годам обучения, а в постепенно усложняющихся этапов. В силу различных причин большинство детей с интеллектуальной недостаточностью поступают в ДОУ довольно поздно – на шестом году и даже на седьмом году жизни. Отсутствие своевременной квалифицированной психолого-педагогической поддержки приводит к тому, что отклонения «вторичного» характера принимают достаточно устойчивые формы, и увеличивается отставание от сверстников в сроках становления психомоторных функций.

     На основании анализа данных развития детей со сложной структурой дефекта, а также с учетом специфики обучаемости детей со сложными нарушениями в развитии, можно сделать следующие выводы об особенностях этих детей – это выраженное несоответствие возрастным нормативам. Это обусловлено диагнозами детей, их возможностями, сохранными анализаторами, оказанием своевременной ранней медико-психолого-педагогической помощи всех специалистов и полное сопровождение детей в ДОО и семье.

        У детей наиболее развитым является сенсорное воспитание и ознакомление с окружающим, на среднем уровне – социальное развитие, формирование деятельности, эстетическое воспитание, на низком уровне – формирование мышления, ФЭМП, развитие речи и коммуникативных способностей.

       Культурно гигиенические навыки у детей с интеллектуальной недостаточностью

     Наиболее сформированным у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью оказывается навык приема пищи, дети могут использовать по назначению ложку, тарелку, чашку, хотя качество этих действий не всегда высоко. У детей с интеллектуальной недостаточностью можно сформировать знания о назначении основных предметов одежды и обуви, туалетных принадлежностей, хотя использовать их самостоятельно могут не все. В процессе одевания, умывания большинство детей нуждаются в помощи. При одевании дети не могут ориентироваться на внешние свойства предметов одежды, путают лицевую и изнаночную сторону предметов, правый и левый тапочек, при одевании шапки, кофты не ориентируются на признаки, указывающие на «перед» изделия. Кроме того, дети могут путать свои вещи с вещами других детей. Аналогичные проявления наблюдаются и в процессе умывания. Некоторые дети, после мытья рук и лица, забывают вытереться своим полотенцем, увлекаются процессом мытья. Большинство детей не понимают необходимость мыть руки перед едой, соблюдать элементарные правила личной гигиены. Все перечисленные процедуры  дети выполняют, в основном лишь подчиняясь требованию взрослого и при его участии.

        Игровая деятельность у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется низким уровнем развития. У детей могут наблюдаться лишь предпосылки сюжетной игры (ребенок самостоятельно должен перенести социальный опыт при помощи игрушек и действий с ними, а также взаимодействия со сверстниками и взрослыми в игру, что для детей с интеллектуальной недостаточностью является очень сложным). Дети могут выполнить несложную постройку (башня, дом, ворота), но обыграть свои постройки дети затрудняются. Рисование, лепка так же характеризуется рядом особенностей. Дети выполняют лишь отдельные штрихи на бумаге и на других поверхностях и получают от этого удовольствие. Но не все дети могут получать от процесса рисования удовольствие, дети могут использовать не по назначению карандаш, бумагу, пластилин.

         Особенности познавательной сферы дошкольника с интеллектуальной недостаточностью.

      У детей интерес к окружающему миру появляется в разной степени (к предметам, игрушкам). Это способствует ознакомлению детей с их свойствами и отношениями. Дети нуждаются в дополнительной помощи в виде подсказки, наводящих вопросов или демонстрации образца действий. Дети на простейшем уровне могут догадаться, что им необходимо сделать, но самостоятельно действий не предпринимают. Детей крайне трудно заинтересовать не только содержанием заданий, но и самими игрушками, интерес к которым почти не возникает, а если и имеет место быть, то лишь на очень короткое время. Дети могут показать знания некоторых предметов, имеющих фиксированное значение. Таким образом, в процессе целенаправленного обучения (тесно связанного с жизненным опытом детей) необходимо развивать наглядно-действенное мышление.

         Эмоционально-волевая сфера и поведение.

      Ребенок либо отказывается от участия в занятиях, либо участвует в них, полностью подчиняясь требованиям взрослого. Проявляет безразличие к происходящему вокруг него, эмоционально не сопереживает другим и не стремится прийти на помощь. эмоциональные реакции у ребенка отсутствуют или, наоборот, имеет место быть неконтролируемая экспрессия, несдержанность в эмоциональных реакциях в каждой ситуации. всегда или почти всегда эмоциональные реакции носят неадекватный ситуации характер, постоянно или очень часто наблюдаются необоснованные тревожные состояния и страхи, которые выражаются в плаче, крике, отказе от непосредственного контакта. В поведении ребенка отмечается наличие беспричинных агрессивных состояний. Трудности пугают ребенка, при встрече с ними он пытается уйти от них. Произвольность в деятельности либо не наблюдается, либо наблюдается очень редко.

Литература:

- Диагностика – Развитие – Коррекция: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью. Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.Зарин, Н.Д.Соколова.

- А.Зарин. Содержание и оценка результатов психолого-педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

- Ю.В.Нефедова. Диагностика психомоторного развития детей с проблемами интеллектуального развития.

- Е.А.Стребелева. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Моделирование как один из приемов коррекции познавательного развития детей с интеллектуальной недостаточностью"

В данной статье автор рассматривает моделирование как метод коррекции в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста....

Доклад на тему "Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью"

Игра в дошколном возрасте играет большую роль в развитии детей. Игра - ведущая деятельность, обеспечивающая зону ближайшего развития, оказывающая развивающие воздействие на складывание психологич...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с интеллектуальной недостаточностью 2018-2019 гг.

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с интеллектуальной недостаточностью 2018-2019 гг....

Индивидуальная адаптированная программа для ребенка с интеллектуальной недостаточностью

При отборе содержания данной программы руководствовались рекомендациями следующих программ:-  Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения д...

Психолого - педагогическое обследование ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Коррекционно – воспитательная работа с детьми начинается с обязательного всестороннего психолого – педагогического обследования. В статье кратко рассказывается о диагностике детей дош...

Индивидуальное занятие с ребенком ОВЗ ( интеллектуальная недостаточность) «Новые приключения колобка»

Индивидуальное занятие "Новые приключения колобка" составлено для детей с ОВЗ дошкольного возраста с целью  обогатить знания ребенка о частях тела (лица), научить показывать эти части л...

ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА «Формирование предпосылок познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью через включение в сюжетно-ролевую игру»

Инклюзивная практика «Формирование предпосылок познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью через включение в сюжетно-ролевую игру» напрвлена на создание условий...