Доклад на тему "Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью"
материал по теме

Кленько Ирина Сергеевна

Игра в дошколном возрасте играет большую роль в развитии детей. Игра - ведущая деятельность, обеспечивающая зону ближайшего развития, оказывающая развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка с интеллектуальной недостаточностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_didakticheskaya_igra.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД  

«Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью»

                                                       

Воспитатель: Кленько И.С.

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их игровой и самостоятельной деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем в самостоятельной деятельности.

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, помочь ему научиться сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения.

Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает, которые доступны для детей, соответствуют их возрастным возможностям.

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, людях о разных профессиях.

С помощью дидактических игр, воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры ставят перед собой задачу рационально использовать имеющие знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнить, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых знаний, установления разумных отношений в коллективе.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветком, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию. Направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу, селу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города или села. Так развивается монологическая речь ребенка.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь приобщении детей в игре, решение спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как к продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.

В работе с детьми дошкольного возраста 2 года обучения с интеллектуальной недостаточностью основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков, культуре поведения. Это игры: «Уложи куклу спать», «Наша посуда», «Оденем куклу на прогулку» и др.  Название  этих игр направляет внимание воспитателя на то, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения.

Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста 3 года обучения  решает несколько иные задачи. В центре внимания педагога – воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю.

Наблюдая за поведением детей в играх, воспитатель отмечает их поступки.

Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящему человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудится. Например, в игре «Кто построил дом?» , дети узнают о том, что, что прежде чем строить дом, архитекторы – проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры, и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий. Появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги и др.

Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстративный, природный материал, изготавливают карточки, фишки, коробки, настольные игры для детей младших групп. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Так, наряду с готовыми (фабричного производства) играми можно выполнять вместе с детьми полезные для работы материалы. Кроме того, это является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.

Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки  должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Красочные, красивые дидактические игры, привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.

Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в школе.

Многие дидактические игры формируют культурно – гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные переживания.

Но чтобы успешно проводить всю воспитательную работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность и др., так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры воспитатель отмечает, что одни дети много знают, смело отвечает, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, а другой при меньших знаниях сообразителен, отличается быстротой мышления.

Мы учимся играть дружно, развивая слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь»), закрепляем представления о свойствах предметов, сравниваем их по внешним признакам, группировать. Развиваем наблюдательность и внимание («Что изменилось», «У кого колечко»). Поощряем стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр(«Домино», «Лото»).

В играх проявляются и такие черты характера ребенка, которые могут служить примером для других: отзывчивость, скромность, честность и другие.

Так с помощью игр выявляются индивидуальные способности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников. Большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения: договариваясь играть, будь добрым, вежливым и справедливым, не требуй всегда ведущей роли, быть милым и добрым всегда.

Необходимо отметить, что дидактические игры играют большую роль в коррекционном процессе. Они делают этот процесс не только более активным, интересным, эмоциональным, но и позволяют детям попробовать себя в новой роли и получить свой опыт. Дети с удовольствием играют и видят свои результаты. Изменяют свое поведение согласно правилам игры. Стремятся к достижению результата игры, вступают в соревнования  со сверстниками. Противостоят трудностями в игре, принимают усложнения игровых задач, действий и правил. Связывают решение игровой задачи с результатом игры.

Для педагога дидактические игры играют так же важную роль, они позволяют совершенствовать работу именно в образовательной деятельности с опорой на данные полученные с помощью игры.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность как средство психического развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Взгляды ученых на необходимость занятий изобразительной деятельностью дошкольников с ЗПР....

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с интеллектуальной недостаточностью 2018-2019 гг.

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с интеллектуальной недостаточностью 2018-2019 гг....

Индивидуальная адаптированная программа для ребенка с интеллектуальной недостаточностью

При отборе содержания данной программы руководствовались рекомендациями следующих программ:-  Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения д...

Доклад "Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка"

Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения....

Психолого - педагогическое обследование ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Коррекционно – воспитательная работа с детьми начинается с обязательного всестороннего психолого – педагогического обследования. В статье кратко рассказывается о диагностике детей дош...

Развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью

консультация составлена для воспитателей, в группах которых есть дети с интеллектуальной недостаточностью...

Индивидуальное занятие с ребенком ОВЗ ( интеллектуальная недостаточность) «Новые приключения колобка»

Индивидуальное занятие "Новые приключения колобка" составлено для детей с ОВЗ дошкольного возраста с целью  обогатить знания ребенка о частях тела (лица), научить показывать эти части л...