Использование сенсорной интеграции в процессе коррекционной работы с детьмий с ТНР
статья по логопедии

Можаева Виктория Вячеславовна

В статье говорится о целесообразности использования элементов сенсорной интеграции в процессе коррекционной работы с детьми с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_integratsiya_v_rabote_s_detmi_s_tnr.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

За последние десятилетия возросло число детей, имеющих различные речевые патологии. Необходимо так же отметить, что увеличилось не только количество патологий, но и тяжесть клинических проявлений (Н. В. Нищева, О.С. Орлова и др.)

Одной из причин проблем речевого развития выступают нарушения, связанные с переработкой сенсорной информации. Согласно учению П.К. Анохина, вся информация, поступающая от органов чувств, зрения, слуха, осязания, обоняния, чувства движения (вестибулярной системы), чувства положения тела (проприорецепции) посылается единовременно сигналами в головной мозг. Там она обрабатывается, организуется и используется в различных областях коры головного мозга. Такой процесс носит название сенсорной интеграции. При недостаточной сформированности нервных связей ассоциативной коры, сенсорная интеграция, то есть анализ поступающей информации от всех органов чувств, будет недостаточно эффективной. Мозг не может получить достаточное количество информации и дать адекватный ответ. Это существенным образом может отразиться на становлении речи и стать причиной тяжелых речевых нарушений (Т.Г. Визель).  

Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерным является нарушение формирования всех сторон речи – лексической, морфологической, синтаксической, фонематической и речевого поведения в целом.

Это может проявляться в речевом негативизме; нарушении словесно-логического мышления; нарушении концентрации внимания; замедленном темпе усвоения понятий;  недостаточности сенсорного (зрительного и слухового) восприятия, что делает невозможным целостное восприятия слова в его графическом и акустическом образе; отсутствии или недостаточности программы высказывания из-за несформированности планирующей функции речи; трудности усвоения последовательности артикуляционных движений (кинетическая апраксия) для воспроизведения слога, слова, предложения; неполноценности состояния звуковых образов слов вследствие недостаточной сформированности процессов фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

Очевидно, что такое количество особенностей речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи требует целенаправленного, разностороннего коррекционного подхода.

И как правило, традиционно, организация коррекционных логопедических занятий для детей с ТНР сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом и отработке полученных знаний и умений с воспитателями и родителями. Поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и активного включения ребёнка в коррекционный процесс, результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Логопедические игры с использованием элементов сенсорного развития помогают не только сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными, но и позволяют не заучивать речь механически, а способствуют её спонтанному развитию, как у детей с нормативным речевым развитием. Развитие чувственных образов не просто стимулирует способность чисто технически продуцировать речь, но и сопровождать ее мимикой, жестами, иными эмоциональными проявлениями, в том числе пользоваться просодической стороной речи.

Немаловажно, что обучение ребенка с использованием элементов сенсорной интеграции происходит в рамках ведущего для ребенка вида деятельности – игре. Которая в свою очередь позволяет ставить и решать разнообразные коррекционные задачи.

Примеры игровых приёмов с использованием элементов сенсорной интеграции:

  1. Сенсорно – интегративная артикуляционная гимнастика. Артикуляционная (используются, фрукты, овощи, бублики, конфеты, травы, бусины). Дыхательная (вертушки, мыльные пузыри, листики, блестки, дудочки, перья, машинки, мячики, кофе).
  2. Интеграционные упражнения для вестибулярной системы (использование в процессе коррекционной работы мячей, бубнов, классиков, лесенок, мишеней, мыльных пузырей).
  3. Интеграционные упражнения для тактильной системы (в процессе занятий для решения поставленных задач используются мягкие и твердые игрушки, поверхности с разной структурой, «Волшебная коробка», «Волшебный мешочек»).
  4. Интеграционные упражнения для зрительной системы (игрушки «Киндер», картинки: «Найди отличия», «Найди ошибку», «Что спряталось на картинке», «Составь целое из частей», «Соедини одинаковые предметы», «Какая фигура лишняя?», «Найди такой же предмет», «Зашумленные картинки», «Незаконченные изображения»).
  5. Интеграционные упражнения для слуховой системы (используются следующие упражнения «Тихо и громко», «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит», «Будь внимателен», «Определи, что слышится», «Шумящие коробочки», «Слушай и выполняй», «Услышал – хлопни\топни»).
  6. Развитие мелкой моторики (мячики Су-джок, коврики, пластилин, тесто, бусинки, шнуровки, мозаики).

Определённо, сенсорный подход требует творческого отношения педагога к процессу обучения. И в конечном итоге даёт высокие результаты в коррекционной логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжелыми

Список литературы: 

1.Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П.К. Анохин. – М.: Наука, 1973.

2.Ефимов И.О. Про речь / И.О. Ефимов. – СПб.: Диоя, 2009. – 144 с.

3.Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] / М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2015. — 128 с.

4. Митрофанова А.Е. Развитие речи детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Международной научной конференции. СПб.: Реноме, 2012. – С. 149-150.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Здоровячок-речевичок». Использование здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционной работы с детьми с ТНР.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развит...

«Использование образовательного конструктора в процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи»

         Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в со...

Использование нестандартного оборудования в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением зрения

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для сенсорного развития ребенка, поэтому с целью формирования сенсорных способностей у дошкольников с нарушением зрения специалистами и педагогами наше...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В настоящее время в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) «создан ряд теоретических положений о способах исправления нарушенных психомоторных функций, ...

Использование антистрессовых игрушек в процессе коррекционной работы с детьми

Консультация для педагогов“ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТИСТРЕССОВЫХ  ИГРУШЕК В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ С ДЕТЬМИ&rdquo...

Мастер-класс "Использование гарнитур TOMATIS в процессе коррекционной работы с детьми с ТНР".

В современном мире одним из самых перспективных направлений является нейронаука, которая по праву претендует на то, чтобы стать ведущим направлением ХХI века. В первую очередь, это связано с появление...

«Использование антистрессовых игрушек как метод сенсорной интеграции в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ»

Одной из задач педагогов нашей группы, работающих с детьми ОВЗ, является постоянный поиск методов и приемов коррекционно- развивающего обучения и воспитания, создание безопасного и жизненного и образо...