Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию на тему «Дружные ребята» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Брязгина Наталья Евгеньевна

Цель: создавать условия для формирования навыков самостоятельной коммуникативной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать другого человека, оказывать ему помощь.

Задачи: формировать у детей понимание интересов других людей и сопереживание им;

развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, взрослыми;

корректировать нежелательные черты характера и поведения детей;

воспитывать интерес и уважение к окружающим людям.

Коррекционные задачи:

закреплять знания детей о зимнем времени года;

формировать у детей представления об играх и забавах в теплое время года;

развивать диалогическую речь детей;

расширять словарный запас детей за счет подбора слов-признаков к словам: солнце, друг, весна;

развивать умение внимательно слушать сказку и анализировать ее содержание;

развивать мышление, внимание, воображение;

воспитывать у детей нравственные качества личности: доброжелательность, отзывчивость, дружелюбие.

Формы организации: подгрупповая, фронтальная, самостоятельная.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой.

Материалы и оборудование: ноутбук, экран, презентация, физминутка (аудиозапись) «Весна-красна идет!», запись «Времена года. Апрель» П.И. Чайковский, ватман, фломастеры, мелки восковые.

Предварительная работа: д/и «Хорошо-плохо» (ТРИЗ), беседы о весне, наблюдения в природе, беседы о дружбе, чтение художественной литературы нравственного содержания, коммуникативные игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: создавать условия для формирования навыков самостоятельной коммуникативной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать другого человека, оказывать ему помощь.

Задачи: формировать у детей понимание интересов других людей и сопереживание им;

развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, взрослыми;

корректировать нежелательные черты характера и поведения детей;

воспитывать интерес и уважение к окружающим людям.

Коррекционные задачи:

закреплять знания детей о зимнем времени года;

формировать у детей представления об играх и забавах в теплое время года;

развивать диалогическую речь детей;

расширять словарный запас детей за счет подбора слов-признаков к словам: солнце, друг, весна;

развивать умение внимательно слушать сказку и анализировать ее содержание;

развивать мышление, внимание, воображение;

воспитывать у детей нравственные качества личности: доброжелательность, отзывчивость, дружелюбие.

Формы организации: подгрупповая, фронтальная, самостоятельная.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой.

Материалы и оборудование: ноутбук, экран, презентация, физминутка (аудиозапись) «Весна-красна идет!», запись «Времена года. Апрель» П.И. Чайковский, ватман, фломастеры, мелки восковые.

Предварительная работа: д/и «Хорошо-плохо» (ТРИЗ), беседы о весне, наблюдения в природе, беседы о дружбе, чтение художественной литературы нравственного содержания, коммуникативные игры.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 35»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию на тему «Дружные ребята» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Составила и провела воспитатель

высшей квалификационной категории

Брязгина Н.Е.

п. Приладожский

2020 г.


Ход НОД:

Речь педагога

Предполагаемые ответы детей

  1. Вводная часть

Приветствие

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга не только словами, но и передавая тепло своих рук, товарищу, стоящему справа. Давайте я начну: «Здравствуй,  (имя ребенка)».

Мы сегодня с вами не одни, к нам пришли гости. Давайте и им пожелаем здоровья и доброго утра!

- Давайте возьмемся за руки! Какой дружный у нас получился круг! Мне очень приятно видеть вас в хорошем настроении.

- Ребята, а что такое дружба?

- Я предлагаю вам, ребята, поиграть в игру, которая называется «Себя узнавай и задание выполняй!». Поиграем?

- Пусть подмигнут мне все, у кого хорошее настроение.

- Пусть погладят себя по голове все, кто любит играть с друзьями.

- Пусть улыбнутся все, кто имеет друзей.

- Пусть постоят на правой ноге все, кто дружбой дорожит.

- Пусть похлопают в ладоши все, кто рад помочь другому в трудную минуту.

- Как же я рада, что вы такие дружелюбные, отзывчивые ребята!

На экране появляется электронное письмо, раздается звук почтового уведомления.

- Ой, ребята, кажется, нам пришло какое-то сообщение! Проходите скорее и садитесь на стульчики.

Следующий ребенок здоровается с соседом справа: «Здравствуй, ….».

И так далее.

- Здравствуйте! Доброе утро!

- Да!

- Это значит вместе играть, не ссориться, помогать друг другу…

Дети выполняют движения.

Дети присаживаются на свои места.

  1. Основная часть

- Написано: «Дружным ребятам». Как вы думаете,по нужному адресу письмо пришло? Почему вы так решили?

- От кого же оно? Как вы думаете?

- Да, это письмо от наших старых знакомых – лесных друзей Бельчонка Рыжика и Ежонка Егора. Вероятно, им снова нужна наша помощь. Давайте, прочитаем их послание (на экране). (Сказка «Запасы на лето»см. приложение).

Чтение сказки.

- Ну что же, ребята, давайте разбираться в ситуации.(На экране мышата, а между ними ведерко со снегом.)

- Ребята, посмотрите на картинку. Кто на ней изображен?

- Как их зовут?

- С чего же все началось?

- А как он это делал? Что при этом говорил?

- Как вы себе представляете Шустрика? Какой у него характер?

- А Пик какой?

- А зачем Шустрик так торопливо будил Пика?

- А для чего Шустрику снег?

- Зачем же ему весной и летом снег?

- Что Пик сказал Шустрику на это?

- Что ответил ему Шустрик?

- Как вы думаете, как он это сказал? Изобразите Шустрика.

- Посмотрите на картинку, как вы думаете, с левой стороны, кто из мышат сидит?

- А почему вы так решили?

- Верно. Когда нам грустно, какое будет у нас лицо?

- Почему же Шустрик так расстроился?

- Нас с вами попросили о помощи. Что сказать Шустрику, чтобы он не расстраивался? Давайте попробуем поставить себя на место Пика. Что бы он ответил расстроенному Шустрику?Давайте, я буду изображать Шустрика. «Ну, тогда я не хочу, чтобы зима заканчивалась!»

Если никто из детей не выберет нежелательный ответ, предложить его им для обсуждения:

- Ну, ты совсем глупый!

- Молодцы! Конечно, друг так не должен говорить.

- А кто из вас тоже не хочет, чтобы зима заканчивалась?

- А почему вы не хотите, чтобы зима заканчивалась?

- А почему остальные ребята хотят, чтобы зима уже закончилась?

- Все верно, ребята, в каждом времени года есть что-то хорошее и что-то плохое. Мы можем изменить последовательность времен года?

- Нам это неподвластно. И поэтому мы сейчас какое время годавстречаем?

- Выходите на веселый весенний танец!

- Да! Мы дружные!

- Это письмо от наших лесных друзей Бельчонка Рыжика и Ежонка Егора!

Дети внимательно слушают сказку.

- Это мышата.

- Их зовут Пик и Шустрик.

- Мышонок Шустрик будил Пика.

- Он говорил: «Вставай скорее, скоро растает весь снег!»

- Он шустрый, веселый, нетерпеливый, шумный…

- Пик спокойный, умный…

- Он хотел, чтобы Пик набрал снега в ведерко и отнес его домой.

- Он хотел запасти его на весну и лето.

- Чтобы играть в снежки и строить крепости.

- Он сказал, что снег скоро растает.

- Не хочу, чтобы зима заканчивалась!

Дети интонационно и мимически изображают Шустрика.

- Это Шустрик.

- Потому что он грустный.

- Грустное, печальное,…

-Потому что он не хочет, чтобы заканчивалась зима. Он расстроился, что снег растает, и он не сможет строить снежные крепости и играть со своим другом в снежки.

Дети предлагают свои варианты ответа. (Нежелательный ответ: «Ну ты совсем глупый!», формируемый ответ: «Весной и летом тоже можно весело играть»…)

- Так нельзя говорить! Это может еще больше огорчить мышонка. Так невежливо говорить другу.

Дети отвечают. Кто-то из них хочет, а кто-то нет.

Д/и «Хорошо - плохо»

- Зимой можно кататься на санках, лыжах….

- Зимой холодно, мало солнца ….

- Нет!

- Весну!

Физминутка музыкально-ритмическая «Весна идет»

- Присаживайтесь на стулья, ребята.

Скажите, а вы любите сюрпризы?

- А приятнее их получать или делать самому? Другу приятно делать подарки, сюрпризы?

- А вам хотелось бы сделать приятный сюрприз расстроенному Шустрику?

- Чтобы добраться до сюрприза, который находится в ведерке под снегом, нам нужно растопить снег. Что может растопить снег?

- Точно! Но вот только оно светит как-то не ярко (на экране блеклое солнышко).Давайте, назовем слова-признаки, какое солнышко весной?

- Отлично! Смотрите, как солнце засияло! (на экране появляется яркое солнце)

- Но солнышко отдает свои лучи только в обмен на добрые, хорошие слова о друге. Какой должен быть друг?

- Давайте я начну, я тоже хочу сделать что-то приятное мышонку, а вы продолжите: «Друг должен быть верный».

На каждое слово детей на экране появляется солнечный луч, одна снежинка исчезает.

- Молодцы, сколько хороших слов вы знаете. Ребята, посмотрите, что же оказалось в ведерке?

- Почему песок? Что с ним можно делать?

- Можно делать комочки и бросаться ими, как снежными комочками.

- Молодцы, ребята, все верно сказали.

Посмотрите, снег растаял и во что же он превратился?(на экране возле ведерка капли воды и лужицы)

- А из множества капель воды, что образовалось?

А какую веселую игру можно придумать с ручейком?

- Вода напитает землю, и что будет появляться?

- Давайте нарисуем для мышат весну! Выбирайте, чем вы будете рисовать.

Положить ватман на стол и рисовать вместе фломастерами или мелками с детьми под музыку Чайковского «Апрель» весеннюю картину, проговаривая все весенние изменения в природе.

- Да!

Дети отвечают, кто как думает.

- Да, хотим сделать сюрприз!

- Солнце!

- Яркое, ласковое, теплое, веселое, желтое, лучистое, сверкающее, согревающее, жаркое, горячее…

- Хороший, добрый, умный, интересный, заботливый, нежадный, веселый, добродушный, вежливый, смелый, отважный, надежный, доброжелательный…

- Песок!

- Потому что снег весной растает и можно играть с песком. Можно строить из песка замки, башни, делать куличики, тоннели, гаражи для машин…

- Нет! Песком бросаться нельзя!

Высказывания детей о безопасном поведении при игре с песком.

- В капли воды.

- Лужи, ручьи.

- Можно запускать кораблики.

- Трава, цветы, листья на деревьях….

  1. Заключительная часть

- Присаживайтесь на стулья, ребята.

- Что же у нас с вами получилось?

- Какая она у нас получилась?

- Что бы теперь вы сказали Шустрику в ответ на его слова: «Ну, тогда я не хочу, чтобы зима кончалась!»

- В каждом времени года есть что-то прекрасное!

- А когда Шустрик сможет снова поиграть со снегом?

- Как вы думаете, ребята, письмо все же прислали по нужному адресу?

- Почему?

- Какими вас можно назвать ребятами?

- Да, я очень вами горжусь! Спасибо вам, ребята! Ну а эту замечательную картину мы отправим лесным друзьям по почте. Шустрик ее увидит и поймет, что весна – это прекрасное время года!

- А вам за помощь Рыжик и Егорка прислали вам сюрприз.

(в мешочке лесные орешки)

- Всем спасибо за внимание! До свидания!

- Мы нарисовали весну!

- Яркая, красочная, красивая, веселая, радостная, солнечная, разноцветная, красивая, зеленая, …

- Не расстраивайся, Шустрик! Весной очень весело. Можно играть с песком, гулять по траве, собирать цветы, делать из них красивые венки, пускать кораблики по ручью…..

- Следующей зимой.

- Да!

- Мы смогли помочь друзьям.

- Дружными, отзывчивыми….

- Спасибо!

Источники литературы:

  1. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Учимся дружить: Развиваем навыки коммуникации у детей 5-7 лет: учебно-методическое пособие/ Д.И.Бойков, С.В.Бойкова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2015. – 168 с.: ил.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дружные ребята

Слайд 3

Дружным ребятам Здравствуйте, ребята! Помогите, пожалуйста, нашим друзьям – мышатам сохранить дружбу. Вот их история. Солнышко еще только взошло, а мышонок Шустрик уже тормошил своего друга: Вставай! Давай, вставай скорее, а то весь снег растает! Мышонок Пик спросонок кое-как оделся и даже не сопротивлялся, когда Шустрик сунул ему в лапки ведерко с лопаткой и вытолкал за дверь. Чего ты стоишь? Набирай снег! – командовал друг. Пик послушно набрал целое ведерко снега. Теперь неси его домой! - не унимался Шустрик. Тут уже Пик окончательно проснулся: А зачем нам дома снег? – спросил он. Это запасы,- объяснил Шустрик. – На весну и лето! А вдруг я захочу построить снежную крепость или поиграть с тобой в снежки? Так ведь снег сейчас растает!, - развел лапками Пик. Ну, тогда я не хочу, чтобы зима заканчивалась! – твердо заявил Шустрик. Пик растерялся и не знает, что ответить своему другу.

Слайд 5

2



Предварительный просмотр:

Еще только-только выглянуло солнышко, а Мышонок Шустрик уже тормошил своего друга:

- Вставай! Давай, вставай скорее, а то весь снег растает!

Мышонок Пик спросонок кое-как оделся и даже не сопротивлялся, когда Шустрик сунул ему в лапки ведерко с лопаткой и вытолкал за дверь.

- Чего ты стоишь? Набирай снег! – командовал друг.

Пик послушно набрал целое ведерко снега.

- Теперь тащи домой! – не унимался Шустрик.

Тут уже Пик окончательно проснулся:

- А зачем нам дома снег?

- Это запасы, - объяснил Шустрик.

- На весну и на лето! А вдруг я захочу построить снежную крепость или в снежки с тобой поиграть?

- Так ведь снег сейчас растает! – развел лапками Пик.

- Ну, тогда я не хочу, чтобы зима заканчивалась! – твердо заявил Шустрик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"Путешествие к неизведанному" для детей старшего дошкольного возраста.

Здесь представлены материалы для занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь- друг, огонь- враг» с детьми среднего дошкольного возраста

Занятие о пожарной безопасности,о представлении труде пожарных,о формировании элементарных навыков в поведении при возникновении пожара.Дать понятие о том, что огонь может приносить пользу и вред....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", ознакомление с миром природы для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в лес».

Задачи:Образовательные:-уточнить представления детей о коре деревьев.Развивающие:-продолжать развивать активность детей в играх.Воспитательные:-воспитывать интерес к растениям;-воспитывать умение дете...

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Спасем речку» для детей старшего дошкольного возраста

Конспектитоговой непосредственной образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию на тему: «Спасем речку»для детей старшего дошкольного возраста...