Воспитание культуры поведения у воспитанников с умственной отсталостью
материал по коррекционной педагогике

Паршакова Марина Александровна

Ещё Л.С.Выготский отмечал: «В каждом ребёнке заложены потенциальные возможности компенсации того дефекта, которыми наделила его природа». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.odt19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культуры поведения
у воспитанников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

     Ещё Л.С.Выготский отмечал: «В каждом ребёнке заложены потенциальные возможности компенсации того дефекта, которыми наделила его природа». Воспитательная работа строится на компенсаторном характере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одной из основных целей школы-интерната является подготовка к самостоятельной жизни через создание таких условий, как целенаправленная социализация воспитанников и создание реальных возможностей жизненного самоопределения.

     Нарушения интеллекта у детей возникают по разным причинам и имеют различные проявления. Если у ребёнка страдает только эмоционально-волевая сфера при сохранном интеллекте, то тогда наблюдается задержка развития на основании неустойчивого и незрелого характера, предрасположенности к аффективным состояниям, усугублённой проблемами в детском коллективе, происходит снижение познавательного интереса и падает работоспособность в целом.

     Многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют умственно отсталые дети. К ним относятся дети, у которых вследствие органически обусловленного недоразвития или раннего повреждения головного мозга отмечается общее психическое недоразвитие с преобладанием интеллектуального дефекта. Нарушение носит стойкий, необратимый и непрогрессирующий характер и ведёт к трудностям социальной адаптации. Все умственно отсталые дети имеют ярко выраженное недоразвитие познавательной сферы.

     Умственно отсталым детям свойственна эмоциональная незрелость, эмоции носят поверхностный, неустойчивый, полярный характер. Элементарные физиологические потребности у них преобладают над духовными. Мотивы у умственно отсталых детей недостаточно осознанны, бедны по содержанию. Практически отсутствуют самостоятельность, характерен недостаток воли. Самооценка неадекватна (завышена либо занижена). Такому ребёнку присуща некритичность, при оценке собственных действий и поступков. Формирование высших духовных чувств затруднено. Потребность в общении слабо выражена. Взаимоотношения умственно отсталых детей носят ситуативный, неустойчивый характер. Положительная динамика в развитии умственно отсталых детей наблюдается при правильно организованном коррекционно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

     Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка с нарушением интеллекта является воспитание культуры поведения. Необходимо воспитывать у воспитанников любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать познавательные способности, самостоятельность, организованность и дисциплину. Формирование культуры поведения ребёнка младшего школьного возраста происходит в коллективе и через коллектив. Воспитанникам прививают, а затем развивают у них начала коллективизма: умение совместно дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированными. В разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных трудовых поручений необходимо формировать навыки вежливого обращения с близкими ребёнку взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, личным и находящимся в общем пользовании.  Воспитательные воздействия взрослых на воспитанников  должны быть едиными, постоянными и последовательными. Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребёнка форме. Повседневное общение с воспитанниками строиться на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на её основе, чувства – жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость, аккуратность.

     При воспитании детей младшего школьного возраста внимание педагогов должно быть обращено на решение «сферы действия» навыков культуры поведения. Дети с нарушением интеллекта способны проявлять большую активность, самостоятельность в играх и при самообслуживании, в разнообразном труде, на занятиях. Приобретённые и усвоенные навыки они используют только под постоянным контролем в новых для них ситуациях, например, моют руки не только перед едой и после туалета, но и после ухода за животными, растениями, уборкой комнаты, игр с песком, а заботу, вежливое и доброжелательное отношение распространяют на всех окружающих, даже незнакомых. Воспитанники бережно относятся к живой и неживой природе, не только аккуратно пользуются игрушками, книгами, вещами, но и чинят их, приводят в порядок.

     Постепенно навыки нравственного поведения воспитанников переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что они овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям, или наоборот им нужен постоянный контроль, со стороны взрослого.

     Наряду с показом образцов поведения воспитанников в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках. Педагог не только заботится о чёткой организации уклада жизни своей группы, поддержании привычных для воспитанников условий быта, игр, взаимоотношений, но и приучает их поступать должным образом в новой для них или частично изменённой обстановке. Не менее важно использовать в своей работе с воспитанниками беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые воспитанниками персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение русских народных сказок, произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий. Эти приёмы помогают осознанию воспитанниками правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм и воздействуя на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребёнка, поддерживают у него желание поступать правильно, или  напоминают и контролируют их поступать так. Так как воспитанники с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают навыками нравственного поведения медленнее, чем их сверстники, педагог осуществляет постоянный контроль над деятельностью воспитанников. Ежедневная, трудоёмкая, работа педагогов, требующая много терпения формирует у воспитанников прочные нравственные привычки, опыт гуманного поведения и отношения к окружающим.

     Эффективным средством воспитания культуры поведения воспитанников является правильно организованный режим, занятия, игры и разнообразная самостоятельная художественная деятельность воспитанников, их познавательные интересы, ненавязчиво, но целенаправленно помогает им строить правильные взаимоотношения друг с другом.

     Задачи воспитания культуры поведения выдвигают конкретные требования: привития воспитанникам необходимых гигиенических навыков, культуры поступков в различных ситуациях и положительных взаимоотношений  в разных видах деятельности; воспитание определённых элементов нравственного сознания и нравственных чувств, которые должны сформироваться у воспитанников при их постепенном ознакомлении с окружающим миром; формирование начальных элементов трудового воспитания. Воспитатель в течении дня наполняет нравственным содержанием разнообразную деятельность воспитанников, организовывает их повседневное общение, целенаправленно формируя  у них такие нравственные качества, как гуманизм, коллективизм, патриотизм в их первоначальной основе. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь подкрепляет их.

     В содержании культуры поведения младших школьников можно условно выделить три компонента: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

     К у л ь т у р а  д е я т е л ь н о с т и  проявляется в поведении воспитанника на занятиях, в кружковой деятельности, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать культуру деятельности, значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он обучается, трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам, трудовому и спортивному инвентарю. Воспитанники должны научиться готовить всё необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки и атрибуты в соответствии с игровым замыслом, организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга воспитанников к интересным, содержательным занятиям и умение дорожить временем. Для определения достигнутого в воспитании культуры трудовой деятельности, можно использовать умение и желание воспитанника трудиться, интерес к выполняемой работе, понимание её цели и общественного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.

     К у л ь ту р а  о б щ е н и я  предусматривает выполнение воспитанником норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, вежливого поведения в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Воспитанника нужно учить замечать состояние других людей, он должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить свои желания, потому что в определённый момент, в определённой обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим, что требует много усилий и постоянного контроля со стороны воспитателя. Именно уважение к окружающим в с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество воспитанника, как общительность.

     Культура общения обязательно предполагает к у л ь т у р у  р е ч и. М.Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. Культура речи предполагает у школьника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Когда воспитанник осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно учить воспитанника внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. Культура общения в поведении, вопросах и ответах воспитанников на регламентированных занятиях формируется быстрее и легче, но важно её воспитывать и в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. Овладение культурой речи способствует общению воспитанников в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

    К у л ь ту р н о – г и г и е н  и ч е с к и е  н а в ы к и  важная составляющая части культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте  лица, рук,  тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Воспитанники должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе. Педагоги должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки,  в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку пользу в течение всей его последующей жизни. К у л ь т у р у  е д ы  часто относят к гигиеническим навыкам. Но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект, ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Воспитанники должны усвоить определённые правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережёвывая пищу; бережно относится к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды нелёгкое для школьников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы воспитанники ели с удовольствием, аппетитом и опрятно, чему способствует многократные повторения, постоянный контроль со стороны взрослых и конечно, личный пример взрослого.

     У воспитанников постепенно формируются нравственный и волевой аспекты поведения. Воспитанники в своих действиях начинают руководствоваться мотивом общественной пользы: поскорее навести порядок в классе, показать новенькому, что где находится, чтобы все вместе вовремя вышли на прогулку; выполнить домашнее задание, изготовить поделку, выучить стишок. Поступки сверстников и сои собственные они начинают осмысливать с позиций общепринятых нравственных норм, а совершив ошибку, оценивают её с тех же позиций и стараются исправить. Пусть не все, но большинство воспитанников в группе. Так у воспитанников формируются навыки нравственного поведения. У детей с нарушением интеллекта всё это происходит медленно и только под контролем взрослого, при многократном, ежедневном повторении и совершенствуются навыки нравственного поведения при обязательном варьировании в различных ситуациях. Здесь очень важен постоянный творческий почерк воспитателя.

     В психологической науке навык определяется как автоматизированное действие, хотя процесс освоения обязательно связан с его осознанием. Навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки, в потребность поступать определённым образом6 ежедневно заниматься утренней зарядкой, держать в порядке свои вещи, здороваться со взрослыми. Для успешного формирования такой потребности необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых воспитанников побуждают к действиям, были значимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у воспитанников было эмоционально-положительным и, наконец, чтобы при необходимости воспитанники были способны проявлять определённые усилия воли для достижения результата. Без контроля педагога перечисленные условия могут привести к потере воспитанниками, уже начавших закрепляться полезных привычек, и к возникновению у них чувства неудовлетворённости.

   Следует помнить, что у воспитанника в силу особенностей его нервной деятельности, при неправильном воспитании могут возникнуть и закрепиться вредные привычки: сосание пальцев, отказ убирать свои вещи на место, брать пищу руками из тарелки, крошить хлеб, кричать и падать на пол, требуя желаемого, ругаться бранно. При воспитании у воспитанников положительных навыков и привычек необходимо придерживаться последовательности, системности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны лишь в сочетании требовательности с уважением и доверием   к воспитанникам.

     Ребёнку свойственна широкая гамма чувств, неоднозначных по своим проявлениям. По отношению ко взрослым и сверстникам это может быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и равнодушие, справедливость и зависть; по отношению к себе это чувство собственного достоинства и даже самоуверенность или, напротив, чувство неуверенности в своих силах. Нравственные чувства отражают общественную мораль. Правила, требования, мотивы поступков, базирующиеся на нравственных чувствах не совсем понятны воспитанникам. Поэтому с полным правом можно говорить об особой роли чувств в воспитании ребёнка вообще и культуры поведения в частности.

     Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребёнка как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют. Уважение к педагогу, любовь к родителям, к сверстникам выступают как самостоятельный движущий мотив поведения воспитанников. Этот мотив достаточно силён и значим в глазах ребёнка, потому что чувства воспитанников отличаются особенно яркой эмоциональной окраской, непосредственностью и искренностью.

     В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и прежде всего к воспитанникам, - важный и действенный пример для подражания. Однако одним личным примером всех вопросов воспитания всё же не решить. Процесс воспитания культуры поведения  очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов. Необходимы средства воспитания и их постоянная корректировка. Педагог должен внимательно следить за каждым воспитанником, как он воспринимает воспитательные воздействия и влияния. Нужно определить уровень нравственной воспитанности каждого из воспитанников. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребёнка присущие ему особенности поступков, интересов, способностей, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры поведения. Это послужит основой для оценки динамики развития воспитанника и корректировки дальнейшего процесса воспитания.

     Наблюдая за воспитанниками, воспитатель одновременно старается определить, насколько типичен для воспитанника тот или иной проступок: грубый разговор с другом, небрежность в еде и одевании, отказ на просьбу; стремиться вовремя заметить всё то новое, чем овладел его воспитанник.

     Особого внимания воспитателя требует организация быта, повседневной жизни воспитанников. Многие элементы быта повторяются ежедневно, что составляет благоприятную основу для успешного формирования навыков культуры поведения, но в быту воспитанник в большей степени предоставлен себе. И в результате именно в повседневной жизни особенно наглядно можно видеть, насколько общественные нормы поведения усвоены ребёнком, насколько они стали его потребностью.

     Режимные процессы – умывание , одевание, сон, питание, занятия, досуговая деятельность – предоставляют  благоприятные возможности для воспитания культуры поведения, они сильно влияют на формирование у воспитанника чувства времени, необходимой активности, самостоятельности в поведении. По мере закрепления соответствующих навыков «сфера самостоятельности» воспитанников расширяется. При обращении с просьбой к другу, поблагодарить его за услугу и предложить свою помощь: «Егор, завяжи мне, пожалуйста, шарф… Спасибо… Теперь давай я тебе завяжу!»

Время от времени воспитатель должен специально варьировать обстановку, в которой воспитанник едят, моют руки, одеваются. Подобная вариативность условий придаёт усвоенным навыкам большую гибкость, осознанность и тем совершенствует всю систему нравственного поведения ребёнка.

     Важный залог в воспитании культуры поведения – высокий  уровень организационно-педагогических усилий в школе-интернате. Это стиль работы коллектива, культура оформления помещений школы-интерната, оснащение педагогического процесса необходимыми пособиями и оборудованием. Оформляя помещения школы-интерната – спальни  и классы, вестибюли и коридоры, общий зал, необходимо учитывать в первую очередь их функциональное назначение. Мебель и оборудование должны соответствовать физиологическим установленным нормам. В подсобных помещениях должны быть созданы все условия для трудовой деятельности воспитанников. Наличие веников для очистки обуви перед входом в школу-интернат, щёток для чистки одежды в раздевальной комнате, зеркал и индивидуальных расчёсок, фартуков для дежурных по столовой, дорожек в душевой – всё это необходимо для успешного воспитания трудолюбия и навыков культуры поведения. Чем рациональнее расположена мебель, игрушки, пособия, тем благоприятнее обстановка для воспитания нравственного поведения. Если к телевизору есть свободный доступ для его просмотра , то возможность возникновения конфликтов значительно уменьшится, а вероятность установления доброжелательных взаимоотношений повысится.

     Желание воспитанника выполнять требуемое правило (вымыть обувь после прогулки) во многом определяется связанным с этим действием чувством приятного или неприятного. Поэтому важно, чтобы посуда, кусочки мыла, полотенца, веники, совки, лопатки и другие вещи и инструменты были красивыми и удобными в пользовании. Атмосфера содержательной деятельности и рационального порядка – признак  высокой общей культуры школы-интерната. А она, в свою очередь важное условие эффективности воспитательного процесса. Направляя эту деятельность, тактично участвуя в ней, воспитатель формирует духовный мир ребёнка, его кругозор, положительную направленность чувств, умение разобраться в том, «что такое хорош о и что такое плохо».

     В подобной благоприятной атмосфере воспитания у ребёнка навыки культуры поведения, доброжелательность, привычка находить интересную, увлекающую его деятельность (занятие любимым делом, игры, просмотр книги, альбомов, прослушивание музыки, конструирование, рисование), собранность и организованность постепенно становятся неотъемлемым свойством личности воспитанника.

     Вновь поступившие школьники отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владения различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда – особое значение в работе с воспитанниками приобретает подход к каждому ребёнку. Прежде всего педагогу необходимо добиться доверия ребёнка, ибо решающим методом воспитания детей служит непосредственное общение с ними воспитателя. Новичок испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах со взрослым. От того, как сложатся и будут развиваться отношения ребёнка со взрослыми, во многом зависят его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.

     

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности трудового воспитания детей с выраженной степенью умственной отсталости

Вопросы трудового воспитания детей с умственной отсталостью всегда стоят на первом месте. Овладение навыками трудовой деятельности позволяет ребенку стать самостоятельным ...

Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью

Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью...

Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС

Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС, пример...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития срок реализации: 1 год

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой  степенью интеллектуальной недостаточнос...

Особенности воспитания и обучения детей с умственной отсталостью в условиях детского сада

Особенности воспитания и обучения детей с умственной отсталостью в условиях детского сада...

Рекомендации для родителей по воспитанию и развитию детей с умственной отсталостью.

Рекомендации учителя-дефектолога родителям по воспитанию и развитию ребенка с умственной отсталостью. Материал взят для консультирования родителей с сайта журнала Дефектолог и Я (https://defectologiya...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Рекомендации учителя-дефектолога родителям по воспитанию и развитию ребенка с умственной отсталостью. Материал взят для консультирования родителей с сайта журнала Дефектолог и Я (https://defectologiya...