СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития срок реализации: 1 год
учебно-методический материал (младшая группа)

Лейбо Татьяна Владимировна

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой  степенью интеллектуальной недостаточности, с  тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ».

Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами. 

Целью реализации СИПР является возможное обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему соразмерно психическим и физическим возможностям достигать максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, направленных на нормализацию его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr_miloserdie.docx72.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)

общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад »

_______________________________________________________________________________

                                                           

Утверждаю:

директор МБС(К)ОУ

для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

« Специальная (коррекционная)

начальная школа-детский сад № »

________________

                                                               «____»______________ г.

Утверждаю:

Директор ГСУ СО

«Троицкий детский дом-интернат

для умственно отсталых детей»

______________                                                                                                                                                                                  

                                                               «____»______________ г.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

воспитанника  с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития

срок реализации: 1 год

                                 

                                                     Составитель:

Воспитатель

г. Троицк  г.

                                                                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой  степенью интеллектуальной недостаточности, с  тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ».

Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами.  

Целью реализации СИПР является возможное обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему соразмерно психическим и физическим возможностям достигать максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, направленных на нормализацию его жизни.

1.Индивидуальные сведения о ребенке

Ф.И.О.

Дата рождения: 27.04.2011

Адрес проживания: г. Троицк, ул. Октябрьская, 126.  ГСУ СО

Законный представитель (опекун): директор ГСУ СО

                                 

2.Структура СИПР

Содержание

1. Индивидуальные сведения о ребенке

2. Структура СИПР

3. Психолого-педагогическая характеристика на начало года

4. Индивидуальный план развития

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

6. Содержание воспитания и обучения:

6.1. Базовые учебные действия

6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

6.3. Нравственное развитие

7. Ожидаемые результаты специальной индивидуальной программы

 8. Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы

9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

10. Средства мониторинга и оценки динамики развития

3.Психолого-педагогическая характеристика на начало года.

           По заключению ПМПК  у Маши тяжелая умственная отсталость (F 72), болезнь Дауна, астигматизм, сходящееся альтернирующие косоглазие, несформированность языковых средств общения. Группа здоровья V.

        Девочка подвижная, но моторно неловкая,  отмечается недостаточность мышечной силы. Двигательная активность от  крайне низкой до чрезмерно высокой и хаотичной. Маша не может самостоятельно выполнять физические упражнения.

        Девочка  равнодушна к играм и игрушкам или проявляют кратковременный интерес (до 1 минуты.). Ей требуется постоянная помощь взрослого при действиях с играми и игрушками. Самостоятельной игровой деятельности у Маши нет. Без контроля взрослого Маша может только хаотично бегать по группе, разбрасывая и ломая игрушки.

        Коммуникативные навыки не формируются самостоятельно. Только при постоянном взаимодействии с педагогом возможно формирование элементарных невербальных навыков общения (жестовых или мимических).

Маша не воспринимают обращенную речь, часто не реагируют на свое имя. Собственной речи нет, только иногда появляются вокализации на физиологические потребности. Представления об окружающем мире не сформированы. Девочка не знает названия окружающих предметов, их назначение. Осознания собственной личности нет.

Культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания не владеет. Их формирование возможно только при непосредственном и постоянном участии взрослых. Самостоятельно не ест, не пьет, не одевается. Любит мыть руки, лицо.

В эмоциональном развитии  также отмечается ряд особенностей. Маша проявляет агрессию по отношению к другим детям, педагогам, игрушкам. У девочки наблюдаются проявления аутистического характера. Деятельность пассивна, Маша избегает трудностей, не проявляет интереса к окружающему миру, избегает контакта с другими детьми. Работоспособность чрезвычайно низкая (от 30 сек. до 5 минут), внимание привлекается с трудом, оно неустойчиво, Маша легко отвлекается и быстро утомляется.

Для успешного освоения доступного программного материала девочке требуется постоянная помощь со стороны педагога.

4. Индивидуальный план развития

№ п/п

Раздел специальной  индивидуальной образовательной программы

Количество занятий

1

Бытовая самостоятельность

12

2

Сенсорная стимуляция, развитие эмоций

12

3

Действия с предметами

12

4

Поддерживающее общение (альтернативная коммуникация)

12

5

Физическое развитие (развитие моторики)

12

8

Диагностика

8

Итого по программе

68

Форма организации коррекционной работы: индивидуальные занятия с воспитателем 2 раза в неделю  по 20 минут с обязательной динамической паузой 7-10 мин

                                                            5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

15.00-15.30

15.30-16.00

16.00-16.30

16.30-17.00

17.00-17.30

17.30-18.00

пн

Прием пищи

контроль

Гигиенические процедуры

контроль

Гигиенические процедуры

контроль

вт

Прием пищи

контроль

Гигиенические процедуры

контроль

Гигиенические процедуры

контроль

ср

Прием пищи

контроль

Гигиенические процедуры

контроль

Гигиенические процедуры

контроль

чт

Прием пищи

контроль

Гигиенические процедуры

контроль

Гигиенические процедуры

контроль

пт

13.00-13.30

13.30-14.00

14.00--14.30

14.30-15.00

15.00-15.30

15.30-16.00

16.00-16.30

16.30-17.00

Прием пищи

контроль

Гигиенические

процедуры

контроль

Гигиенические процедуры

контроль

Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода:

- влажные салфетки, бумажные полотенца, мыло, салфетки.

- передвижение (например, в кресле-коляске, на вертикализаторе, подъемнике или другом устройстве, перенос на руках с соблюдением техники безопасности);

- реализация коммуникативных и социально-эмоциональных потребностей (создание комфортной окружающей обстановки, восполнение недостатка личного общения).

Области и требования профессионального присмотра:

- обеспечение безопасной среды (подготовка учебного места, помещений и игровых участков на территории организации с учетом особенностей поведения обучающихся: отсутствие в свободном доступе мелких и колюще-режущих предметов, защита на дверях и окнах, индивидуальное сопровождение);

- составление четких алгоритмов на случай возникновения разных непредвиденных ситуаций, связанных с безопасностью жизни и здоровья обучающихся;

- ведение журнала травм (учет факта получения травмы, фиксации обстоятельств и присутствовавших при этом сопровождающих, оказанной помощи, мер по профилактике).

                                                                                     

                                                                                                6.Содержание программы

6.1. Базовые учебные действия

Содержание

I полугодие

II полугодие

Формирование базовых учебных действий

Готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся

Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание
  • выполнение инструкций педагога:

(например: дай, встань, сядь, посмотри и др.)

  • использование по назначению учебных материалов
  • выполнение действия:
  • по образцу
  • подражанию
  • по инструкции

Коррекция поведенческих проблем

Проблемы поведения

Функция поведения.

Способы и методы коррекции

I полугодие

II полугодие

Коррекция агрессии, самоагрессии и аффективных вспышек: агрессия, направленная на людей? – кусает, бьет; самоагрессия – бьется головой о поверхности и предметы, кусает себе руки

Избегание неприятного.

Проблемное поведение прерывают, переключают внимание ребенка на другие действия (выйти из помещения, пройти по коридору, умыться), интересную для ребенка деятельность (игрушка, прослушивание музыки, качание на качелях), на то, что может его заинтересовать (шариковый бассейн)

Коррекция неадекватного крика, плача

Избегание неприятного (внутренний дискомфорт).

Тайм-аут (переход в другое помещение). Переключение ребенка на интересную для него деятельность

Коррекция эмоционально-аффективных стереотипий

Аутостимуляция. Повторяющиеся эпизоды крика, которые вызывают аффект у самого ребенка, заменяют прослушиванием музыки

Коррекция двигательных (ходьба, прыжки); сенсорно-двигательных стереотипий (крутится вокруг своей оси, трогает уши руками, закручивает предметы перед лицом)

Аутостимуляция. Переключение. Стереотипию прерывают, предлагают ребенку другую знакомую, не вызывающую негативизма деятельность (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, двигательная стимуляция)

Бытовая самостоятельность.

Формирование ощущения положения тела в пространстве, достижение равновесия в покое и движении.

Развитие способности переживать собственную деятельность. Формировать кожную чувствительность.

Познакомить с частями тела и их функциями.

Учить мытью тела, туалету, приёму пищи, гигиене полости рта, одеванию и раздеванию.

Поддерживающее общение (альтернативная коммуникация).

Развитие понимания речи;

Формирование средств общения, доступных детям с тяжелыми множественными нарушениями;

Формирование умения сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств: жестов, слов, предметов, картинок, символов;

Развитие органов артикуляции с целью активизации звукопроизношения;

Развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;

Формирование алгоритма восприятия лица и тела;

Обучение способам ориентировки «на себе», «от себя» — в микро и макропространстве;

Формирование потребности в сопереживании;

Формирование интереса к общению;

Формирование поведения ребенка в окружающей среде, адекватного ситуации, закрепление необходимых умений и навыков социального взаимодействия.

Сенсорная стимуляция.

Выявление сенсорной развитости детей: «болевых точек» и положительных возможностей;

Включение компенсаторных механизмов на основе телесно ориентированного подхода;

Формирование предпосылок для различения окружающих предметов, умения их слышать, видеть, правильно воспринимать, определять вкусовые качества;

Развитие ручной умелости и органов артикуляции;

Развитие у ребенка способности выделять у предметов форму, размер, цвет и другие сенсорные характеристики, необходимые для действия с предметами;

Формирование правильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире, благодаря чему он приобретает умение учитывать свойства предметов в практических ситуациях.

Развитие моторики.

Формирование и совершенствование у детей жизненно необходимых практических двигательных умений;

Коррекция и компенсация нарушений физического развития;

Развитие двигательных качеств (ловкости, выносливости и др.);

Коррекция и профилактика вторичных нарушений (осанки, плоскостопия, дыхания), укрепление сердечно-сосудистой системы;

Развитие познавательных интересов, внимания, памяти, мышления, воображения, речи;

Развитие социально-эмоциональной сферы детей в процессе общения с другими детьми во время выполнения физических упражнений;

Обеспечение процессов социализации и адаптации детей в обществе;

Укрепление здоровья и закаливание организма;

Воспитание интереса к физическим упражнениям;

Формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;

Воспитание умения взаимодействовать в игре с детьми и взрослыми, формирование у ребенка навыков совместной игры;

Поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;

Обучение технике выполнения основных движений;

Обучение пониманию команд-инструкций и выполнению движений по подражанию, образцу и словесной инструкции.

Предметные действия.

Развитие интереса и активизация положительного отношения к окружающему миру посредством освоения действий с реальными предметами;

Освоение различных доступных детям способов извлечения звуков, простейших действий с предметами (удержание, похлопывание, постукивание, покачивание и др.) с целью воспроизведения шумов и звуков;

Развитие слухового восприятия, воспитание эмоциональной отзывчивости, удовлетворение желания и потребности детей в восприятии и воспроизведении звуков; исправление имеющихся нарушений интеллектуальной и двигательной сферы;

Расширение коммуникативного опыта, стимулирование потребности в общении со сверстниками и взрослыми посредством выполнения социально ориентированных действий с предметами в паре, в коллективе (передача предмета, одновременное или поочередное извлечение звуков и др.).

Физическое развитие (развитие моторики).

Формирование и совершенствование у детей жизненно необходимых практических двигательных умений;

Коррекция и компенсация нарушений физического развития;

Развитие двигательных качеств (ловкости, выносливости и др.);

Коррекция и профилактика вторичных нарушений (осанки, плоскостопия, дыхания), укрепление сердечно-сосудистой системы;

Обеспечение процессов социализации и адаптации детей в обществе;

Укрепление здоровья и закаливание организма;

Воспитание интереса к физическим упражнениям;

Воспитание умения взаимодействовать в игре с детьми и взрослыми, формирование у ребенка навыков совместной игры;

Поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;

Обучение технике выполнения основных движений;

Обучение пониманию команд-инструкций и выполнению движений по подражанию, образцу и словесной инструкции.

Учебный план

Основные виды непосредственно образовательной деятельности с воспитателем

(количество  в неделю)

Кол-во в неделю

Бытовая самостоятельность, поддерживающее общение

Развитие моторики

Сенсорная стимуляция, действия с предметами

Социализация

Развитие эмоций

Альтернативная коммуникация

                               

  Общее количество      

Индивидуальный тематический план

Раздел программы

№ темы

Тема

Количество занятий

1. Диагностическое обследование

8

2. Бытовая самостоятельность

Тема 1

Формирование ощущения положения тела в пространстве, достижение равновесия в покое и движении.

4

Тема 2

Развитие способности переживать собственную деятельность. Формировать кожную чувствительность.

4

Тема 3

Познакомить с частями тела и их функциями.

4

3. Действия с предметами

Тема 1

Развитие интереса и активизация положительного отношения к окружающему миру посредством освоения действий с реальными предметами;

3

Тема 2

Освоение различных доступных детям способов извлечения звуков, простейших действий с предметами (удержание, похлопывание, постукивание, покачивание и др.) с целью воспроизведения шумов и звуков;

3

Тема 3

Развитие слухового восприятия, воспитание эмоциональной отзывчивости, удовлетворение желания и потребности детей в восприятии и воспроизведении звуков; исправление имеющихся нарушений интеллектуальной и двигательной сферы;

3

Тема 4

Расширение коммуникативного опыта, стимулирование потребности в общении со сверстниками и взрослыми посредством выполнения социально ориентированных действий с предметами в паре, в коллективе (передача предмета, одновременное или поочередное извлечение звуков и др.).

3

4. Сенсорная стимуляция

Тема 1

Формирование предпосылок для различения окружающих предметов, умения их слышать, видеть, правильно воспринимать, определять вкусовые качества;

3

Тема 2

Развитие ручной умелости и органов артикуляции;

3

Тема 3

Развитие у ребенка способности выделять у предметов форму, размер, цвет и другие сенсорные характеристики, необходимые для действия с предметами;

3

Тема 4

Формирование правильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире, благодаря чему он приобретает умение учитывать свойства предметов в практических ситуациях.

3

5. Поддерживающее общение (альтернативная коммуникация)

Тема 1

Развитие понимания речи. Формирование интереса к общению.

3

Тема 2

Формирование умения сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств: жестов, слов, предметов, картинок, символов;

3

Тема 3

Развитие органов артикуляции с целью активизации звукопроизношения.

Развитие и совершенствование общей и мелкой моторики.

3

Тема 4

Формирование поведения ребенка в окружающей среде, адекватного ситуации, закрепление необходимых умений и навыков социального взаимодействия.

3

Физическое развитие (развитие моторики)

Тема 1

Формирование и совершенствование у детей жизненно необходимых практических двигательных умений;

3

Тема 2

Поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;

3

Тема 3

Обучение технике выполнения основных движений;

3

Тема 4

Обучение пониманию команд-инструкций и выполнению движений по подражанию, образцу и словесной инструкции.

3

                                                                                                               Итого по программе

68

6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

Содержание

I полугодие

II полугодие

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи/

Бытовая самостоятельность

Ощущение положения тела в пространстве, достижение равновесия в покое и движении

Формируем ощущение положения тела и процессов, происходящих с ним: дыхание, прикосновение к телу, приподнимание, поворот, удерживание на руках, покачивание, перемещение с кровати в специальное кресло, за стол, на пол. Фиксируем определенное положение тела ребенка.

Вырабатываем положительную реакцию на прикосновение, поглаживание, обхватывание различных частей тела (тактильные раздражители): туловища — от плечей к пояснице, руки — от кисти к плечу, ноги — от бедра к стопе.

Определяем возможности движения тела ребенка. Осуществляем движение тела вправо, влево, вверх, вниз, вперед, назад. Покачиваем ребенка, поворачиваем его голову, руки, ноги. Ускоряем и замедляем движения (вестибулярные раздражители). Делаем легкое постукивание по коже подушечками пальцев, кулачками, осуществляем колебательные движения, надавливания (вибрационные раздражители).

Производим медленные движения головой (поворачивание, приподнимание, наклоны) в положении лежа на спине, на животе. Помогаем удерживать голову прямо в положении сидя, поднимать и удерживать голову и плечи с опорой на локти.

Учим ребенка приподниматься на полусогнутых, согнутых в локтях, прямых руках из положения лежа на животе.

Формируем умение удерживать равновесие в положении сидя (с опорой на подушки).

Осуществляем повороты туловища на бок, перекатывание со спины на живот и наоборот. Производим встряхивание рук и ног ребенка. Приводим тело ребенка в вертикальное положение.

Покачиваем ребенка на коленях, гимнастическом мяче, валике. Учим скользить по полу в разных положениях, ползать, касаясь животом пола, на четвереньках.

Формируем умение выражать потребность в движении (волнение, пошатывание, приподнимание, подпрыгивание).

Учим ребенка приподниматься с пола, удерживаться на ногах (при различных видах поддержки), делать первые шаги по комнате с помощью педагога, с опорой на специальные поддерживающие средства, окружающие предметы.

Способность переживать собственную деятельность. Формирование кожной чувствительности.

Формируем способность ощущать тактильные раздражители. Растираем поверхность тела ребенка тканями различной текстуры (фланель, хлопок, шелк). Пробуждаем реакцию на прикосновение к коже (вздрагивание, сжимание, крик). Учим различать приятные и неприятные прикосновения к телу (холодный—теплый, гладкий—шершавый), выражать реакцию на прикосновение (удерживание, притягивание, отталкивание).

Обучаем выражению определенных эмоций при прикосновении, проявлению активности при выполнении гигиенических процедур и режимных моментов (прием пищи, одевание, раздевание). Поддерживаем положительные эмоции при выполнении деятельности.

Туалет

Формируем умение ощущать позывы в туалет, сообщать о физиологической потребности (звуковые сигналы: а-а, пи-пи; показ жестом); сигнализировать о дискомфорте (если ребенок хочет в туалет, описался, испражнился) с помощью невербальных средств (крик, плач, беспокойство, чувство неудобства, отвращения). Формируем умение выражать беспокойство в случае неудовлетворения физиологических нужд (мокрый, холодный). Вырабатываем механизм регулярного высаживания на горшок. Формируем умение сидеть на горшке.

Обучаем умению успокаиваться и расслабляться при удовлетворении основных нужд, ощущать разницу между приятным и неприятным чувством.

Части тела и их функции.

Развиваем подвижность отдельных частей тела (приподнимание головы, перебирание пальцев).

Знакомим с функциями отдельных частей организма (сосание, жевание, хватание рукой, опора на предплечья, на колени).

Мытье тела.

Обучаем мытью рук: приучаем ребенка не бояться воды, окунаем его руки в теплую воду, плескаем руками, стряхиваем воду с рук, проводим влажными руками ребенка по его лицу (совместные действия с педагогом).

Прием пищи

Формируем умение сообщать окружающим людям о чувстве голода, жажды (плач, вздох, двигательное беспокойство, причмокивание, глотание, фиксация взгляда на тарелке).

Упражняем в открывании и закрывании рта, приеме пищи через соску. Учим дотрагиваться до лица и области рта кистью руки, ее тыльной стороной, пальцами. Формируем правильный захват, умение дотрагиваться до лица и области рта различными предметами, которые ребенок может удержать в руке.

Обучаем захвату, удержанию ложки с толстой ручкой. Формируем умение дотрагиваться ложкой до области рта, подносить ложку ко рту (вначале пустую, затем с пищей — вязкой кашей, картофельным пюре). Обучаем приему пищи при помощи рук. Упражняем в захвате в руку разных кусочков пищи ладонью, пальцами, сжатыми в кулак, пинцетным захватом, в касании кусочков пищи языком, их облизывании.

Обучаем захвату пищи с ложки губами (зубами). Стимулируем кусание, жевание и глотание (с помощью специальных колец, жевательных желатиновых конфет). Упражняем в откусывании и жевании мягких продуктов (хлеб, батон, сырок), всасывании и проглатывании жидкой и пюреобразной пищи.

Формируем умение фиксировать взгляд на бутылке, тянуться к ней, удерживать ее в руках, направлять ко рту, пить из нее, отстранять ото рта.

Осуществляем профилактику и преодоление негативных реакций на кормление (захлебывание, рвота).

Одевание и раздевание

Выкладываем одежду в определенной последовательности, одеваем и раздеваем ребенка в положении лежа на животе (надевание майки в направлении от затылка через голову).

Осуществляем совместное одевание и раздевание ребенка в положении сидя. Побуждаем ребенка оказывать взрослому помощь при одевании, раздевании (ребенок протягивает руки и выпрямляет пальцы для надевания варежек, удерживает голову при надевании головного убора, выставляет ногу для надевания носка). Поддерживаем попытки ребенка проявить самостоятельность при одевании/раздевании (снять шапку, варежки). Обучаем захвату (удержанию по возможности) предметов одежды.

                                                                  Сенсорная стимуляция

Зрительная стимуляция

Передвижение яркого предмета на высоте 30—40 см, затем на высоте 60—70 см. Предмет передвигается от центра влево и вправо. Отслеживается, как ребенок следит за движущимся предметом.

Кратковременная подсветка электрическим фонариком предмета, передвигающегося от центра влево и вправо, чтобы ребенок фиксировал на нем свой взгляд.

Движение в поле зрения ребенка предмета по круговой траектории. Движение замедленное, чтобы ребенок не потерял предмет из вида.

Перемещение яркого предмета вверх-вниз, вправо-влево. Ребенок прослеживает его движение.

Перед ребенком демонстрируется колеблющийся предмет (яркий шарик на ниточке). Траектория колебания увеличивается, чтобы ребенок расширял поле зрения, т. е. размеры того пространства, которое он видит по горизонтали и вертикали при неподвижном взгляде, когда смотрит прямо перед собой.

Перемещение верх-вниз, вправо-влево яркой звучащей игрушки, траектория движения которой увеличивается, затем уменьшается.

Изменение освещенности того места, где находится ребенок. Включается и выключается дополнительное освещение (настольная лампа или фонарик) с целью адаптации детей к изменениям освещенности. При наличии возможности ребенок переходит из темного помещения в освещенное и наоборот. Действия сопровождаются словами: Свет включился и Свет погас.

Работа с предметами (шарами, вкладышами, квадратами). Предъявляются предметы красного и синего цвета. Устанавливается, какому цвету ребенок отдает предпочтение, с какой игрушкой охотнее играет.

Различение предметов круглой и треугольной формы.

Слуховая стимуляция

Шуршание различными видами бумаги то у одного, то у другого уха. Зрение исключается: ребенок не должен видеть шуршащую бумагу.

Перемещение неваляшки вправо-влево, вверх-вниз, извлекая мелодичные звуки.

Включение и выключение звукового сигнала со словами: Есть звук и Нет звука.

Воспроизведение мелодии, произношение гласных низким и высоким голосом с попеременным чередованием.

Позванивание бубенцами у одного и другого уха попеременно.

Игра на музыкальном инструменте то у правого уха, то у левого.

Попеременное воспроизведение резких или мелодичных звуков: падение предмета на твердую поверхность, громкий звон колокольчика, мелодичные звуки музыкальной шкатулки.

Называние ребенка то слева, то справа, добиваясь, чтобы он поворачивал голову на звук голоса.

Проговаривание слов с различной интонацией: ласково и строго.

Изменение громкости произношения: фраза произносится громко и шепотом. Произношение слогов то слева, то справа с изменением темпа произношения: то быстро, то медленно.

Периодическое подкрепление эффекта звучащей игрушки гипотермическим и гипертермическим воздействием.

Произношение слогов с отбиванием такта ногами (отбивается такт, соответствующий частоте произношения слогов).

Произношение слов с отхлопыванием их слогов, выделяя слоги интонационно.

Слушание тихой и громкой музыки. Различение звуков, которые издают животные. Ритмические постукивания.

Тактильная стимуляция

Развитие чувствительности тела. Выявление имеющихся нарушений чувствительности и приучение ребенка к положительному реагированию на определенные раздражители. Приемы стимулирования: засыпка тела шариками, опутывание лентами, поглаживание, пожатие рук, прикосновение теплой грелкой, ритмичное похлопывание, помещение ребенка в сенсорный бассейн.

Выполнение сопряженных (совместных) действий по обследованию поверхности различных предметов. Руки учителя выполняют направляющие действия: в руках педагога руки ребенка, которыми он проводит по поверхности обследуемого предмета.

Совместное сжимание резинового мячика, резиновой игрушки.

Совместное или частично совместное выполнение действий по сортировке предметов: бобов и гороха, тыквенных семечек и семечек подсолнуха, крупного и мелкого картофеля.

Складывание носового платка, бумажной салфетки по горизонтальному сгибу при направляющих действиях рук педагога.

Развитие восприятия собственного тела. Ощупывание и массирование рук и ног. Получение отпечатков рук и ног.

Развод взрослым пальчиков ребенка на руке и ноге. Использование вязаной перчатки с нашитыми пуговицами различной величины и формы. Ощупывание пальцев с пуговицами: ребенок приветствует каждый палец, здоровается с ним.

Открывание коробочек, в которые помещаются колокольчик, лоскутки ткани, маленькие игрушки.

Снимание колец с пирамидки и нанизывание их.

Удерживание чашки, стакана, пользование ими.

Примечание: каждое действие повторяется 6—8 раз.

Стимуляция ручной умелости

Стимулирование движений пальцев руки

Сжимание пальчиков в кулачки и удерживание на счет «один, два, три, четыре, пять». Сжимание и разжимание ладоней под счет «раз-два» (повторить 5—6 раз). При невозможности выполнения задания ребенком оно выполняется с помощью взрослого (сопряженные и полусопряженные действия).

Стимулирование переключаемости движений пальцев

Упражнения: «Кулак—ладонь», «Кулак—ребро», «Кулак— ребро—ладонь».

Стимулирование мышц-сгибателей

Упражнения: «Пальцы-крючки» (все пальцы изображают крючки: они полусогнуты; отдельные пальцы-крючки: крючки изображают указательный и средний пальцы; указательный, средний и безымянный пальцы). Если ребенок не владеет движениями, то выполняет их совместно со взрослым.

Стимулирование точности выполнения движений

Упражнения: «Кольцо» (большой палец соединяется с остальными пальцами), «Колечко» (большой палец соединяется с одним из пальцев, т. е. колечко образуется двумя пальцами; варианты: большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец).

Стимулирование ручной деятельности

Катание пальцами руки шариков, мячиков, круглых камешков.

«Пальчики-барабанщики». Всеми пальцами руки барабанить по столу. Собирание пальчиков в щепотку и разжимание на счет «раз-два».

Махание кистью руки слева направо (знак приветствия).

Собирание пальцев в щепотку и удерживание на счет «раз, два, три, четыре, пять».

Обучение детей ощупыванию предметов двумя и одной рукой. Нанизывание бус, сортировка мелких предметов (бобов, гороха, крупы). Удерживание предмета руками, отбрасывание, толкание его, использование звучащих игрушек. Сгибание бумаги.

Стимуляция органов артикуляции Стимулирование губ

Растягивание большим и указательным пальцами уголков рта, делаем улыбку.

Сжимание большим и указательным пальцами уголков губ к центру, вытягивание губ в трубочку.

Массирование указательным пальцем верхней губы слева направо и справа налево. Массирование нижним пальцем нижней губы слева направо и справа налево.

Подтягивание указательным и средним пальцами верхней губы к носу.

Выворачивание указательным и средним пальцами нижней губы к подбородку.

Оттягивание подбородка книзу путем захвата его рукой, указательный палец находится сверху.

Легкое пощипывание верхней губы большим и указательным пальцами. Пощипывание по всей длине нижней губы большим и указательным пальцами.

Растирание указательным пальцем верхней губы в направлении влево-вправо.

Растирание нижней губы указательным пальцем, совершая движения влево-вправо.

Промокание губ ваткой, губкой, намоченными в теплой воде.

Промокание губ ваткой, губкой, намоченными в подслащенной воде.

Круговые движения по губам ложечкой (слева направо и справа-налево).

Частые движения краем шпателя по верхней и нижней губам. Легкие похлопывания плоской частью шпателя по верхней и нижней губам.

Придание губам формы, характерной для произношения звуков: а, о, у, и, э, ы.

Предметно-практические действия

Действия с предметами

удерживание в одной или двух руках,

повороты вправо-влево,

поднимание и опускание,

удерживание предмета и выполнение вращательных движений кистью одной руки или обеих,

 выполнение постукиваний, похлопываний по предмету ладонью, пальцем либо постукивания ладонью о предмет.

 выполнение элементарных танцевальных действий со звучащими предметами (приседания; покачивания всем туловищем или какой-либо частью тела, например ногой; кружения; различные коммуникативные или имитационные действия) в паре со взрослым

захват, удержание, отпускание предметов

вынимание предметов (из коробки)

складывание предметов (в коробку)

перекладывание предметов (из коробки в коробку)

встряхивание предмета (шумящие и звенящие предметы)

нажимание на предмет всей рукой

вставление предметов (стаканчиков) друг в друга

вставление в отверстия:

  • шариков
  • мозаики

‒ нанизывание предметов (кольца, шарики, крупные бусины):

  • на стержень
  • на нить с наконечником

‒ вращение предмета (вентиль крана, крышка пластиковой бутылки)

‒ сжимание предмета (резиновые игрушки, губка, прищепки):  

  • одной рукой
  • двумя руками
  • пальцами

‒ открывание предмета:

  • коробка
  • банка с капроновой крышкой

‒ закрывание предмета:

  • коробка
  • банка с капроновой крышкой

‒ катание игрушки на колесиках

‒ толкание предмета (ящик шкафа, входная дверь):

  • от себя

к себе

                                                              Поддерживающее общение/невербальная коммуникация

Поддерживающее общение

Учим детей задерживать взгляд на лице взрослого.

Обучаем устанавливать зрительный контакт: фокусировать взгляд, смотреть и концентрировать внимание, реагировать на зрительные впечатления (двигательно, эмоционально).

Учим улыбаться, отвечать взглядом на взгляд, вокализировать и совершать энергичные движения головой, конечностями и корпусом (двигательное оживление).

Учим смотреть на предмет; в ответ на вопрос Где? искать взглядом названный объект, постоянно находящийся в одном и том же месте; который может располагаться в разных местах; играть в «Прятки».

Обучаем присматриваться к движущимся губам говорящего человека. Учим провожать взглядом движущийся объект.

 Учим следить за человеком, движущимся по комнате со звучащей или световой игрушкой; следить за деятельностью окружающих; отличать близких людей от чужих по голосу, внешнему виду.

Учим определять местонахождение источника звука: поворачивать голову в сторону источника звука.

Учим искать источник звука глазами и фиксировать на нем взгляд; искать источник звука, находящийся вне комнаты.

Учим реагировать (движением, эмоцией, звуком) на различные звучащие игрушки (неваляшка, бубен и др.) и предметы быта (звонок телефона, часы, звонок в дверь, жужжание пылесоса).

Обучаем детей подражанию действиям взрослого.

Учим подражать движениям различных частей тела; движениям, о которых поется в песенке, произносится в тексте; вокализировать.

Учим махательному движению рукой.

Обращаем внимание ребенка на звуки среды (звуки чихания, кашля, зевания, плача, радости) и на объект, который их издает. Обучаем имитации (подражанию) звуков, используя световые игрушки, которые зажигаются в тот момент, когда ребенок издает звук.

Обучаем имитации звуков речи.

Учим выполнять манипулятивные действия с незнакомыми предметами; играть в игру «Дай такой»; давать предмет по его названию, например: дай кубик.

Учим соблюдать очередность с помощью подвижных игр (катать мяч, машинку), в процессе исполнения детских песенок, потешек.

Учим двигаться при звуках музыки.

Учим понимать выражения дай руку, на и др., ориентируясь на указательный жест.

Учим реагировать на свое имя. Сменяя тон и высоту голоса, добиваемся ответной реакции ребенка на вопросительные и утвердительные конструкции: Будем играть? Будем играть!

Учим пониманию значения важных ежедневных действий, четко и выразительно используя одни и те же слова, например: спать, кушать, мыться.

Учим смеяться.

Поощряем голосовые проявления, лепетное говорение. Обучаем повторению простых слов (на, дай), выполнению знакомых действий с предметом.

Физическое развитие (развитие моторики)

Обучаем ребенка ходить с поддержкой за две руки; с опорой на устойчивую игрушку-каталку; с поддержкой за одну руку; самостоятельно ходить (начиная с 2—3 шагов без поддержки).

Обучаем самостоятельно без поддержки подниматься с пола; самостоятельно садиться на маленький стульчик; забираться на обычный стул, поворачиваться на нем и садиться.

Учим качаться на лошадке-качалке или на кресле-качалке.

Учим ходить, толкая перед собой игрушку.

Учим подниматься по лестнице приставным шагом, держась за руку взрослого.

Учим наклоняться, чтобы взять с пола игрушку.

Учим бросать мяч различными способами; бросать мяч взрослому, играющему с ним.

Коллективные подвижные игры. Учим детей играть вместе с товарищами, радоваться своему успеху и успеху друзей.

Упражнения на релаксацию. Учим закрывать и открывать глаза по сигналу педагога; расслаблять мышцы тела в положении сидя и лежа.

Пассивная тренировка пальцев рук (выполняется педагогом): сгибание и разгибание пальцев рук; поглаживание; потягивание за кисть, за пальчик, за 2—3 пальчика; легкие подергивания, поворачивания; сплетение пальчиков; потряхивание кисти за пальчики (2—3); надавливание пальцами на различные участки кисти.

Активно-пассивная тренировка пальцев рук (выполняется совместно педагогом и ребенком).

Учим ребенка дотягиваться до висящего перед ним предмета; хватать предмет, находящийся перед ним.

Учим трясти вложенной в руку погремушкой.

Обучаем ребенка брать находящийся перед ним предмет, удерживать предмет в руке, отпускать (высвобождать) взятый предмет.

Учим бросать один предмет для того, чтобы взять другой; брать второй предмет, не бросая первый. Учим перекладывать предметы из одной руки в другую.

Формируем ладонный захват.

Формируем захват «щепотью».

Учим ребенка брать в руку мелкий предмет.

Учим доставать предмет из емкости (баночки).

Обучаем ребенка стучать предметом о предмет.

Формируем «пинцетный» захват.

Учим опускать мелкие предметы в коробочку с отверстием. Формируем указательный жест.

Учим поворачивать предметы, используя движения всей руки, кисти.

Обучаем ребенка выполнять некоторые движения руками и пальцами рук совместно с педагогом и по подражанию.

Учим захватывать мягкие и упругие объекты; захватывать предметы одной рукой; выполнять с ними определенные действия.

Обучаем перебирать крупные предметы.

Учим обводить пальцем контуры предметов.

6.3. Социализация. Вербальная (невербальная коммуникация).

Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.); умение выражать свои желания, делая выбор.

7. Ожидаемые результаты специальной индивидуальной программы

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие   познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжелой  степенью нарушения интеллекта, ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития и умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта.

Ожидаемые личностные результаты:

  1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
  2.  Эмоциональное  участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
  3. Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).
  4. Установка на безопасный здоровый образ жизни,  учебная мотивация и т.д.

Предметные результаты:

Бытовая самостоятельность.

Используют определенный сигнал (чмокание, сосание, крик, жест, стук, похлопывание) для сообщения о голоде, жажде, нужде;

Понимают изменение положения тела в пространстве;

Адекватно реагируют на прикосновения к телу;

Проявляют готовность к приему пищи;

Проглатывают жидкую и пюреобразную пищу;

Сигнализируют о позывах в туалет;

Делают первые попытки помощи при одевании/раздевании.

Поддерживающее общение / невербальная(вербальная коммуникация)

Низкий уровень:

Вздрагивают или моргает при разных звуках;

Эмоционально реагируют на знакомые голоса;

Поглядывают на взрослого;

Умеют фиксировать взгляд на лице говорящего;

Переводят взгляд с одного говорящего человека на другого;

Откликаются на большинство обращений взрослого;

Гулят, «гукают», лепечут, выражая удовольствие.

Средний уровень:

Улыбаются при общении со взрослым;

Воспринимают элементарные инструкции;

Пытаются воспроизвести услышанные звуки, чтобы привлечь к себе внимание взрослого;

Реагируют на свое имя (взглядом, движением);

Выполняют действия совместно с педагогом;

Эпизодически проявляют инициативу после обращения взрослого.

Уровень выше среднего:

Адекватно воспринимают простейшие задания;

Обращаются за помощью для удовлетворения возникших потребностей (кушать, пить);

В активной речи редко могут использовать «автономные» слова: ам, фу и др.;

Справляются со знакомыми смоделированными ситуациями с помощью педагога;

Проявляют инициативу и настойчивость, максимально используя средства воздействия на взрослого (заглядывает в глаза, улыбается, прижимается);

Обращаются к взрослому по разным поводам (чтобы привлечь внимание к себе, получить оценку своих действий, при необходимости ласки, поддержки, эмоциональной помощи).

Действия с предметами

Берет предметы различными способами.

Исследует предметы и реагирует на их различия (ощупывает, надавливает, трясет, стучит, поглаживает и др.).

Занимается долго игрушками и разнообразно действует с ними, подражает действиям взрослого (толкает мяч, стучит погремушкой, вынимает и др.).

Выполняет взаимосвязанные действия: собирает и раскладывает, вынимает и вкладывает и т. п.; выбирает предметы по размеру (большой, маленький); собирает пирамидку из нескольких колец, подбирает их по размеру или цвету; совершает попытку достать игрушку (издаваемую звуки, яркую по цвету, по просьбе взрослого); находит знакомый предмет среди незнакомых.

Физическое развитие (развитие моторики)

Примерный лексический минимум

Добрый день, ляг, сядь, ползи, на (возьми), повернись, иди, встань, дай мяч (флаг), будем играть (шагать, ползать), хорошо, плохо, руки, ноги, голова, мяч, кубики.

Действия

Выполнять действия совместно с педагогом;

Сидеть, опираясь на вытянутую руку либо положив руки на колени (чтобы не упасть), самостоятельно;

Ходить по лестнице с поддержкой за одну руку, самостоятельно;

Бросать мяч двумя руками различными способами;

Захватывать предмет одной рукой, противопоставляя большой палец остальным;

Удерживать предмет в руке; отпускать взятый предмет;

Брать предмет двумя руками;

Перекладывать предмет из одной руки в другую.

Сенсорная стимуляция

Сенсорное развитие детей определяется на основе оценки реагирования на раздражители и различения запаха, вкуса, формы, размера, цвета и других сенсорных характеристик предмета.

Низкий уровень

Сенсорная система включается в деятельность медленно. Ребенок различает крайне ограниченное количество предметов по тактильным ощущениям, запаху, вкусу, форме, размеру, цвету; выделяет отдельные сенсорные характеристики предметов.

Средний уровень

Ребенок не может самостоятельно ориентироваться в сенсорных характеристиках предмета. С помощью педагога он может различать приятные и неприятные запахи, вкус, большие и малые предметы, предметы мягкие (пушистые) и колючие, один, два цвета.

Уровень выше среднего

Ребенок имеет значительные продвижения в сенсорном развитии. Может узнавать, выделять сенсорные характеристики предметов в рамках программных требований и передавать их с помощью самих предметов, рисунков, жестов, мимики под руководством и в процессе совместной деятельности со взрослым.

8. Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Период занятий

I полугодие

II полугодие

За год

Количество пропусков

                                                     9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

  • Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины, мозаика, шарики разной величины), игрушка на колесах, резиновая игрушка, прищепки, емкости для предметов, конструктор, коробка с крышкой, банка с крышкой, юла, коммуникативная кнопка.
  • Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажер.
  • Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (каштаны, желуди, шишки), мягкая и плотная бумага.
  • Гимнастические мячи большого и среднего размера, детский мяч среднего размера, маты, кегли, батут, шведская стенка, шариковый бассейн, подвесные качели, утяжелители, эластичные бинты.
  • Музыкальные инструменты (бубенцы, барабан), музыкальные игрушки, музыкальный центр,  аудиозаписи.

10. Средства мониторинга и оценки динамики воспитания и обучения

Условные обозначения

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

1. Пассивное участие / соучастие. 

-  действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним)

_

2. Активное участие. Действие выполняется ребенком:

-  со значительной помощью взрослого

дд

-  с частичной помощью взрослого

д

  -  по последовательной инструкции (изображения или вербально)

ди

-  по подражанию или по образцу

до

-  самостоятельно с ошибками

сш

-  самостоятельно

с

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:

  - использования по прямой подсказке

пп

- использования с косвенной подсказкой (изображение)

п

  -  самостоятельного использования

+

Дата начала обучения______________

 

Дата окончания обучения __________  

                                                                         

                                                                                                                          Подпись воспитателя: __________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (конкурс)

Специальная индивидуальная программа развития  направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и ...

Доклад на республиканский семинар: "Актуальные практики обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития"

Доклад: "Развитие речи дошкольников посредством художественного конструирования"...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) И ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями (далее - Программа) МБОУ «Прогимназия «Эврика» (далее ...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком старшей группы с тяжёлыми множественными нарушениями развития по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями»

Целью занятия является: «Закрепление сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью решения коррекционно-о...

Адаптированная индивидуальная программа развития дошкольного образования с расстройством аутистического спектра с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)

Адаптированная индивидуальная программа развития дошкольного образования с расстройством аутистического спектра с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушениями интеллекта и тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР) в детском саду.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – определенная последовательность предъявления ребенку содержания образовательной программ, рекомендованной ПМПК конкретному обучающемуся. ИОМ формал...