Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушениями интеллекта и тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР) в детском саду.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Корсун Ольга Васильевна

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – определенная последовательность предъявления ребенку содержания образовательной программ, рекомендованной ПМПК конкретному обучающемуся. ИОМ формально реализуется через ИОП – индивидуальную образовательную программу, основная цель которой — построение образовательного процесса для ребёнка с нарушениями интеллкта в соответствии с его актуальными психологическими достижениями в различных образовательных областях и «зоной ближайшего развития», ведущим видом деятельности, с учетом ограничений здоровья, особенностей развития и особых образовательных потребностей. ИОП составляется психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушениями интеллекта и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) в детском саду.

В методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ описана организация взаимодействия сотрудников образовательной организации в рамках реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с ОВЗ, в числе которых специалисты психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели) - члены психолого-педагогического консилиума (ППк).

Учитель-дефектолог осуществляет диагностику развития высших психических функций ребенка, оказывает психолого-педагогическую помощь с целью развития психологического потенциала ребенка, коррекцию имеющихся отклонений в ходе индивидуальных и групповых занятий.

Взаимодействие с педагогами учитель-логопед осуществляет в разных формах. Это совместное планирование коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми, разработка тематического планирования; примерного лексикона по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы, обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в группе; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.

Педагог-психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, а также реализует содержание основных и дополнительных образовательных программ; оказывает психолого-педагогическую помощь детям, испытывающим трудности в их освоении, содействует социальной адаптации. Специалист создает специальную развивающую среду, следит за безопасностью каждого ребенка в процессе обучения, принимает меры для сохранения и укрепления психологического здоровья воспитанников и т.д.

Воспитатель осуществляет воспитательную работу и планирует воспитательную деятельность с группой обучающихся, организует социально значимую деятельность, обеспечивает организационно-методическое сопровождение воспитательного процесса. Должностные обязанности воспитателя включают в себя как создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, так и содействие росту их социальной мотивации и становлению учебной деятельности, развитию самостоятельности и конструктивных форм общения.

Л.С. Выготский доказал, что психическое развитие больного ребенка подчинено и происходит по общим онтогенетическим законам, при этом закономерности развития, «реализуясь в совершенно другом комплексе условий, приобретают качественно своеобразное, специфическое выражение». Это требует принятия мер по организации условий, способствующих реализации заложенного природой психологического потенциала ребенка.

Можно выделить общие образовательные потребности детей с ОВЗ, касающиеся специальных образовательных условий: - применение специальных технических средств и пособий; - использование для обучения современных специальных общеобразовательных и коррекционно-развивающих программ; - индивидуально подобранный и особым образом организованный коррекционно-педагогический процесс; - создание доступной и комфортной образовательной среды; - сопровождение образовательного процесса специалистами психолого-педагогического профиля; - наличие реабилитационных мероприятий.

Дети с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) – это категория детей, имеющая стойкое недоразвитие познавательной деятельности вследствие органического поражения ЦНС. У детей с нарушением интеллекта с характерным своеобразием формируются высшие психические функции, наблюдаются отклонения в эмоциональной сфере и поведении. При легкой степени умственной отсталости дети отстают в психомоторном развитии от нормально развивающихся сверстников. В раннем возрасте у них наблюдается снижение интереса к окружающему, бедный пассивный и активный словарь. Без специального обучения к концу дошкольного возраста дети овладевают только предметной деятельностью. В школьном возрасте они осваивают специальные образовательные программы, овладевают трудовыми навыками и хорошо ориентированы в быту. К концу школьного возраста они готовы к обучению профессии и признаются дееспособными. При умеренной степени умственной отсталости в младенчестве дети имеют значительное отставание в психомоторном развитии. Ходьбой такие дети овладевают в раннем возрасте. Все дошкольное детство речь их несовершенна, лексико-грамматические нормы языка усваиваются с трудом. Понятия и представления отличаются конкретностью и шаблонностью. Школьники овладевают различными социальными и учебными навыками, а также могут освоить несложное ремесло. Однако самостоятельность в решении типичных житейских проблем и дееспособность ограничены. При тяжелой степени умственной отсталости у детей на первом году жизни психическое развитие происходит крайне медленно и к концу первого года они начинают пользоваться социальными средствами коммуникации и становятся способны управлять движениями. В раннем и дошкольном возрасте их поведение остаётся непосредственным, ситуативным, они полностью зависят от взрослого. Детям недоступно понимание сути социальных отношений между людьми и социального назначения предметов. Речью как средством коммуникации они овладевают медленно и только в школьном возрасте они овладевают основными функциями речи, начинают общаться фразами с соблюдением лексико-грамматических норм языка. Нарушения двигательного развития могут быть настолько тяжелы, что они не овладевают ходьбой. У многих ходьба всю жизнь отличается неловкостью, сохраняются трудности моторной координации и удержания равновесия. При специальном обучении такие дети могут научиться частично обслуживать себя, овладевают элементарной самостоятельностью, навыками общения, но всю жизнь нуждаются в постоянном уходе.

Дети с ТМНР имеют нарушения здоровья различной этиологии, следствием которых стали сочетания нескольких тяжелых первичных нарушений развития (интеллектуальных, сенсорных, двигательных). Первичные нарушения приводят к появлению сложной структуры вторичных и третичных нарушений социальной природы, в связи с чем происходит взаимовлияние каждого из них на психическое развитие ребенка. Вариативность сочетанной структуры тяжелых неврологических, сенсорных и психических нарушений в совокупности с ранее проводимой медико-психолого-педагогической помощью определяют темп освоения детьми психологических достижений в основных линиях развития. Так дети с ТМНР развиваются в крайне медленном и минимальном темпе, может наблюдаться стагнация психического развития (отсутствие изменений) и регресс (утрата психологических достижений).

Дети с ТМНР обязаны регулярно проходить комплексное обследования в рамках диспансеризации для своевременного контроля состояния здоровья, назначения и проведения реабилитационных мероприятий. Известно, что наличие хронической патологии у ребенка влечет за собой массу негативных последствий, среди которых: медленный темп психического развития, сенсорная депривация, патологические формы поведения, нарушения эмоциональной и сужение мотивационно-потребностной сферы. Тяжесть и структура нарушений здоровья определяет характер и число вторичных, социальных по своей природе, негативных последствий, приводит к возникновению у ребенка сложной структуры особых образовательных потребностей.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – определенная последовательность предъявления ребенку содержания образовательной программ, рекомендованной ПМПК конкретному обучающемуся. ИОМ формально реализуется через ИОП – индивидуальную образовательную программу, основная цель которой — построение образовательного процесса для ребёнка с нарушениями интеллкта в соответствии с его актуальными психологическими достижениями в различных образовательных областях и «зоной ближайшего развития», ведущим видом деятельности, с учетом ограничений здоровья, особенностей развития и особых образовательных потребностей. ИОП составляется психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации.

Администрация и междисциплинарная команда педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог) решают следующие задачи:

1. Подбор необходимого материально-технического оснащения и организация развивающей предметно-пространственной среды.

2. Определение формы обучения, режима пребывания в группе детского сада, общей образовательной нагрузки.

3. Определение объема, содержания и форм психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи, а также коррекционно-развивающей работы с обучающимся. Выбор параметров и мониторинг динамики познавательного и личностного развития ребенка, а также степени его адаптации в среде сверстников.

4. Определение стратегии организации образовательного процесса, способствующей включению ребенка в социум.

Планирование ИОМ ребенка с нарушениями интеллекта при поступлении в детский сад начинается с тщательного сбора и анализа информации о ребенке и его семье. Изучаемая документация: - индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (если есть инвалидность), - медицинская карта, - другие медицинские и педагогические сведения (выписки; сведения о проведенных реабилитационных мероприятиях, позволяющие оценить проведенную работу и динамику состояния здоровья; сведения о назначениях и запланированных мероприятиях), - заключение ПМПК. На этапе планирования ИОМ командой педагогов-специалистов проводится обсуждение с родителями, определяется общая цель и расставляются приоритеты в развитии ребенка с учетом его возможностей, актуальных достижений и зоны ближайшего развития. Следующим этапом является дифференциальная диагностика развития высших психических функций и особых образовательных потребностей воспитанника. На протяжении нескольких недель воспитатели и специалисты психолого-педагогического сопровождения проводят диагностические мероприятия для более точной оценки уровня познавательного развития и личностных характеристик ребенка. Далее производится анализ деятельности всех участников образовательного процесса, оценка динамики психического и физического развития ребенка, уровня его адаптации в окружающей его среде и успешности освоения программы. Таким образом, при совместной деятельности администрации, воспитателей, специалистов психолого-педагогического сопровождения и родителей в рамках реализации ИОМ ребенка происходит выстраивание ИОП. Корректируемой на любом этапе обучения составляющей ИОП является индивидуальный план, отражающий основы учебной программы, цели и задачи на определенный период, условия посещения детского сада (дни, дополнительные занятия). Все этапы и процедуры, сопровождающие построение ИОМ, служат общей цели - максимально эффективному развитию потенциальных и компенсаторных возможностей психики ребенка с нарушениями интеллекта в первую очередь с целью совершенствования социальной компетенции, формирования навыков коммуникации и повышения самостоятельности. Учебная нагрузка реализуется в щадящем режиме, а темп обучения подбирается индивидуально. В планировании учебной деятельности уделяется большое внимание не объему новых знаний и количеству осваиваемых предметов, а их практической отработке и закреплению программного материала, возможности применения в различных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа

Образовательная область - "Музыка". Маршрут разработан  по программе "Ладушки"  И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, 2009 год....

Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (конкурс)

Специальная индивидуальная программа развития  направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и ...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Карта индивидуального образовательного маршрута для ребенка, имеющего нарушение зрения.

Основная цель современного дошкольного образования — развитие и воспитание будущего школьника с помощью всех доступных педагогических ресурсов. Однако программа обучения малышей ориентирована на...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушениями связной речи

Содержание современного дошкольного образования тесно связано с идеями индивидуализации и гуманизации.В Конвенции о правах ребенка(1989 г., Конвенции ООН о правах инвалидов (2006г....

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представлены основные направления работы и нормативно-правовая база при создании ИОМ и АОП для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....