Статья по логопедии на тему: "Приёмы и игровые упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи".
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Мельникова Елена Павловна

Статья описывает особенности усвоения слогового состава слов детьми с диагнозом ОНР II-III уровня, а также игровые приёмы и упражнения для коррекции тяжёлых речевых нарушений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по логопедии учителя-логопеда ГБДОУ №75 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга

        

Тема:
«Приёмы и игровые упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи».

Учитель-логопед ГБДОУ №75

Красногвардейского района

Мельникова Е.П.

Санкт-Петербург

2021 г.


Введение

Хороший, ясный выговор, такой,
чтобы каждый из звуков был слышен,
чуткое ухо в различении этих звуков –
вот основа правописания.
К.Д. Ушинский

        Учитывая современное направление в логопедии, нарушение письменной речи (дисграфия) рассматривается не как изолированный дефект, а в связи с недоразвитием фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов устной речи. В период овладения устной речью у дошкольника на фонетическом уровне происходит накопление звуко-слоговых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте.

        У детей с различными формами речевой патологии, особенно с диагнозом общее недоразвитие речи (ОНР), происходит отставание соответствующих компонентов речи.
У детей-логопатов оказываются недостаточно сформированы такие психические функции, как логическое мышление, слуховое и зрительное произвольное внимание, слуховая и двигательная память; у них также слабая работоспособность, связанная с быстрой истощаемостью нервной системы, и низкая познавательная активность. Недоразвитие этих психических функций влияет на становлении полноценной речевой функции ребенка.

        Уже по мере овладения языковыми нормами и правилами орфографии в начальных классах выделяется часть школьников, имеющих специфические ошибки на письме: замены букв по фонетическому признаку, нарушения слоговой структуры слов (перестановка, сокращения, добавления, уподобления слогов внутри слова, разрывы частей слова и приписывание их к другому слову), специфические грамматические ошибки. В этом случае мы говорим о дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.

        Таким детям требуется уделять значительное учебное время для развития их устной речи и коррекции ошибок на письме. Известно, что ошибки письменной речи легче предупредить, внедряя систему коррекционных упражнений, игр, заданий, чем исправлять.

           Перед логопедом, работающим в речевой группе специализированного детского сада, ставится задача так построить обучающий процесс коррекции устной речи, чтобы в дальнейшем  

ребенок-школьник мог полноценно овладеть грамотным письмом, испытывая как можно меньше затруднений при изложении мыслей в письменной речи. Процесс коррекции должен быть построен в форме занимательных приёмов и игр, которые ненавязчиво будут способствовать появлению у детей с речевой патологией познавательного интереса к родному слову, богатству русского языка, а в дальнейшем и к русскому языку как учебному предмету в школе.

        Представленный в данной статье опыт работы предлагает систему коррекционной работы по преодолению у детей недостатков в восприятии и воспроизведении слоговой структуры и звуконаполняемости слов различной сложности.


 

1. Особенности усвоения слогового состава и звуконаполняемости слов детьми с   диагнозом ОНР II-III уровня.

            Чем мотивирован выбор предложенной темы? Обычно, уже в ходе логопедического обследования выделяется группа детей с сильным нарушением восприятия и особенно воспроизведения звуко-слогового состава слов. У одних детей наблюдается укорочение длины слова за счёт опускания одного или даже нескольких слогов (слоговая элизия); другие дети в речи активно используют слова-контуры (абрисы), в которых, однако, сохранены просодические элементы: ударение в слове, количество слогов (например, папата вместо лопата). Наблюдается также стремление «открыть слог» (гося вместо гвоздь) путём опущения согласных звуков в стечениях. Выделяется группа детей, которые инертно «застревают» на одном слоге в слове  («ипапата» - лопата) – слоговые персеверации.

             Говоря об особенностях усвоения слогового состава и звуконаполняемости слов детьми с диагнозом ОНР, следует отметить, что даже в сокращенном варианте двусложного слова не всегда сохраняется ударный слог. Уподобление слогов внутри слова (пропуски слогов) напрямую связано с тем, что дети стараются поставить ударный слог ближе к началу слова или начать произношение с ударного слога.

            Характерной особенностью детей с диагнозом ОНР II-III уровня является то, что этими детьми не воспринимается семантический вес слогов в структуре словоформы. Одно и то же звукосочетание служит для выражения разных значений, а эти значения понятны только в конкретной ситуации (контаминации: «лапица» – ладонь и пальцы). Для ребёнка с ОНР слоговая структура не выступает как сложный звуковой комплекс – единицей произношения становится сочетание звуков, которое часто оказывается дефектно произносимым.

            Овладение минимумом скоординированных артикуляционных укладов (моторные затруднения), невозможность точной передачи звукового состава слов, и вместе с тем потребность в общении – все это приводит к тому, что ребенок с ОНР начинает активно пользоваться в своей речи словами-контурами, в которых грубо искажен слоговой состав и присутствуют звуки-субстраты.

            Существует некая самостоятельность процесса усвоения слогового состава слова по отношению к усвоению отдельных звуков и их включению в структуру слова. Объясняется это связью слогового состава слова с ритмико-интонационной речью.

            Звуко-слоговая структура слова – это количество и последовательность произносимых звуков и слогов. Если слово состоит из двух и более слогов, один из которых выделяется с помощью словесного ударения, оно, в свою очередь, определяет ритмическую структуру слова.

           Логопеды в своей работе должны учитывать и параметры, которыми характеризуется слоговая структура речи:

  1. Ударность;
  2. Количество слогов в слове;
  3. Линейную последовательность слогов в слове;
  4. Модель самого слога.

        Ребенок с ОНР с трудом овладевает ритмико-мелодической стороной слова, отчего оно долго не находит своего послогового оформления. Поэтому такие дети с трудом запоминают стихотворения, от них ускользают ритм и рифма стихотворной формы.

        

           Однако ребенку с ОНР легче произнести предложение из трех-пяти слогов, чем трех-четырех сложные слова, так как в предложении имеются паузы между словами и несколько ударений в словах.

У МИТИ ЕДА

  У ДОМА КАТЯ

   ДУЮ НА ВАТУ

Отработка таких фраз является базой для формирования произношения трёх-четырёх сложных слов.

В практической работе учитываются следующие взаимосвязанные компоненты:

  1. Коррекция произношения отдельных звуков, включение их в слоги, слова. Если ребенок имеет сложные звуковые нарушения и совершенно не овладевает хотя бы приближенными артикуляциями звуков, логопедическую работу лучше строить на базе интонационно-ритмического воспроизведения слов. Только после того как дети овладеют произношением слов первых 3-х классов, сохраняя интонационно-мелодический рисунок, начинается работа по коррекции звукопроизношения. С трёхлетними детьми эту работу целесообразнее начинать на материале лепетных слов.

1 класс: звукоподражания.

2 класс: двусложные слова с открытым слогом: ПА-ПА, ПА-ПА.

3 класс: трёхсложные слова с открытым слогом: МА-ЛИ-НА, ДО-МИ-НО, КУ-БИ-КИ.

4 класс: односложные слова:  КОТ, МАК, ДОМ – наращиваем поставленные согласные звуки к отработанной слоговой структуре обратного слога.

5 класс: слова со стечением согласных:

                в середине слова: УТКА, КОФТА, БОЛТЫ, КОМПОТ;

                в начале слова: ПЛОТ, ФЛОТ, ХЛЕБ;

                в конце слова: БАНК, ШАРФ.

На начальном этапе работа по слоговой структуре слова ведётся на сохранных звуках, а при автоматизации поставленных звуков используются отработанные слоговые структуры. Надо учитывать такой момент: чем сложнее слоговая конструкция слова, тем труднее идет включение поставленных звуков в структуру слова.

  1. Развитие фонематического восприятия звукового состава слов в полном объёме, с четким выделением ударного слога. Работа проводится на невербальном и вербальном уровнях.

  1. Недостаточное развитие словаря ребенка влияет на восприятие и воспроизведение слоговой структуры слов. Дети затрудняются произнести слово, смысл которого им не известен. Они смешивают слова, близкие по звучанию, но различные по семантике (пастина вместо серпантин).

Вывод: Усвоение слогового состава слова связано с фонематическим и лексикографическим развитием ребёнка и с формированием артикуляционной моторики.

2. Характерные нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов у детей с ОНР II уровня.

        Наибольшую трудность представляет проговаривание слов, в которых стечение согласных звуков встречаются в начале и конце слова. Меньшее число сокращений согласных звуков в середине слов мотивировано тем, что согласные стечения распадаются на соседние слоги (шап-ка, коф-та). Также детей с ОНР затрудняет слитное произношение обоих компонентов стечения. Ребенок без труда научился говорить сочетания звуков: шаф, каф, а соединить в слове шкаф два согласных звука воедино не может.

        Усложняя работу над слоговой структурой слова, логопед в отрабатываемые слова вводит стечения согласных звуков с учётом того, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно

произносятся детьми. При переходе к словам со стечением следует учитывать, что деление слов на слоги должно происходить на стыке морфем, например: кош-ка, а не ко-шка.

        Как строится практическая работа по формированию звуко-слоговой структуры слов у       детей старшего и подготовительного возраста? Сначала выясняется уровень сформированности (сохранности) слоговой и звуковой структуры слов в процессе обследования. При этом предлагаем ребенку повторить ряды слогов:

  1. из разных гласных и согласных звуков: та-мо-ку;
  2. из разных согласных, но одинаковых гласных звуков:  ма- ба-та;
  3. из разных гласных, но одинаковых согласных звуков: ка-ко-ку;
  4. из одинаковых согласных и гласных звуков, но с разным типом ударения: ПА-па-па, па-ПА-па, па-па-ПА.
  5. предлагается отстучать ритм: Х-х-х, х-х-Х, х-Х-х.

        Подбираются картинки и слова (на слух) с различным количеством и типом слогов, повторение фраз типа:

                         Водопроводчик чинит водопровод

без опоры на картинку и с опорой. При этом устанавливается уровень, с которого следует начинать коррекционную работу.

3. Задачи работы с детьми II-III уровня речевого недоразвития.

В соответствие с результатами обследования определяются следующие задачи:

  1. Формирование слухового восприятия звуко-слоговой структуры слов разной сложности;
  2. Формирование слого-ритмической мелодики слова: умение слитно произносить слоги в словах, используя поставленные звуки; выделение ударного слога;
  3. Формирование умения произносить слова, фразы сложного слогового состава (отработка артикуляторного переключения с одного слога на другой);
  4. Упражнять детей в умении определять количество, последовательность звуков, слогов в слове (звуко-слоговой анализ и синтез слов).

4. Приёмы и игровые упражнения по преодолению нарушений в восприятии и воспроизведении звуко-слоговой структуры слов.

             Работа по формированию слухового восприятия на начальном этапе отучения строится на усвоении неречевых ритмов с опорой на движения:

1. Подготовительный этап (работа проводится на невербальном и вербальном материале. Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка). На этом этапе ребёнку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале:

1) Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили?Узнай музыкальный инструмент  и т. д.).

2) Развитие ритмических способностей является одной из основ овладения звуко-слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением. Необходимо сочетать правильную ритмичную речь с соответствующими ритмичными движениями. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи, как правило, имеют нарушения внутреннего чувства ритма, что проявляется, в частности: в неритмичной ходьбе,  нарушении координации движений. В связи с этим следует использовать в процессе занятий различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши.

        Особое внимание необходимо уделять работе над ритмом, как одной из основных характеристик в нарушении слоговой структуры. Существует два ритма: музыкальный – чередование и соотношение во времени звуков и пауз одинаковой или различной длительности, и речевой – ритм на уровне слова, при котором обязательны наличие ударения и отсутствие пауз между слогами в словах.

        Несомненно, что любая работа над ритмом, в том числе и музыкальным, полезна для детей с ОНР. Поэтому при развитии и совершенствовании мелкой и общей моторики, которые обычно нарушены у детей с ОНР, необходимо как можно больше уделять внимание заданиям, ритмизирующим моторную и речевую деятельность детей (в том числе и с использованием музыкальных средств: «живая» музыка – аккомпанемент, звукозаписи, движения в соответствии с ритмом музыки).

        Предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона; игры: «Труба», «Угости зверей».

Игры:

          Игра          «Сторож:

Отстукивание ритма (молоточком, ладонью) но подражанию: Х – х – х, ХХ – хх.

        

           Игра         «Труба:

Мы играем на трубе, подудим в свою трубу: «Бу-бу-бу (низко)», «ту-ту-ту (высоко)».

        Игра        «Угости зверей:

По звукоподражаниям догадаться, кто из зверей пришел в гости.

Виды заданий:

  •  Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;
  • Сравнение ритмов ! - !!; !! - !! - !;
  • Воспроизведение определенного ритма по образцу (игра «Сторож»);
  • Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: ! !!; !!! ! !;
  • Произвольное воспроизведение ритма с последующей записью ритмического рисунка символами.

3) Формирование общей коррекции движений под ритмическую музыку: маршировка, бег, ходьба.

4) Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.).

        В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. При произнесении и одновременном прохлопывании слов их следует произносить без пауз между слогами. Например, слово машина мы произносим не ма – ши – на (между слогами – паузы, все слоги одинаковой громкости, хлопки одинаковой силы), а машИна (без пауз, слог шИ произносится более длительно и громко; тихий хлопок, громкий хлопок, тихий хлопок). Аналогично, слово молоко, не ма – ла - ко, и уж тем более не мо – ло – ко, а малакО (без пауз, слог кО произносится более длительно и громко).

        Прохлопывание слов именно таким способом, помимо отработки слоговой структуры, значительно способствует более легкому выделению детьми ударных слогов на занятиях по обучению грамоте.

        Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз с разным ритмом. Когда данные задания будут выполняться достаточно четко, можно перейти к произнесению с одновременным прохлопыванием звукосочетаний, состоящих из гласных звуков. Потом переходим на уровень

прямых слогов (одинаково повторяющихся), затем слогов с разными звуками раннего онтогенеза (например, ма – па, па – ма, па – та – ка и т. д. ). Далее можно перейти на уровень слова.

            Работа над слоговой структурой должна идти параллельно с развитием фонематического слуха и постановкой звуков. Начинать работу над слоговой структурой рекомендуется не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а сначала со слов более простого слогового состава.

        Упражнение «Назови слог, звук».

  1. Назови лишний слог: па-ба-па; ту-ты-ту.
  2. Назови одинаковые слоги: ма-на-ны-на.
  3. Назови повторяющийся звук: на-ны-ну, ас-ап-ат, по-но-то.

        В словах:

  1. Определить пропущенный звук, слог в названии картинки (опора – предметные картинки);
  2. Составить слово из рассыпанных звуков (в подготовительной группе – из букв), слогов (опора на предметные картинки);
  3. Акростих – выделить слоги в конце слов (слоговой синтез):

                                В лесу ловят рыжую лису.
                                Народу – тьма. Громче всех кричит Кузь
ма.
                                Он без куртки, без пальто,
                                Вместо шапки – реше
то.
                                Из оврага, где ольха, слышны крики пету
ха.
                                Изловить лису б неплохо,
                                Да мешает … (
су – ма – то – ха).

  1. Помоги распутать слова:
    посаги, мосалет, босака, мабуга, традеть, стакерть  (с опорой на картинки и без).
  2. Игра «Эхо».

        Проговариваются окончания слов так, чтобы получилось новое слово:  раскладушка –  душка, хлопушка – пушка, прибаутка  утка,        метелка –  телка (елка), канарейка – рейка.        

  1. Повторить слова только со слогом сок:
    поясок, кузовок, сапожок, колосок, носок, грибок, брусок, снежок, волосок.

7)     «Не ошибись» - повторить ряд слов, близких по звучанию:

стон – стол – слон
скрепка – скрипка – струнка
сон – сын – сом.

8)     Цепочка слов (последний слог/звук является началом  другого слова). В данном упражнении надо разделить слова на слоги, выделить последний слог и добавить слоги так, чтобы получилось новое слово:

тапки – кино – ноги – гитара – рама – машина…

9)      «Магнитофон»: добавь слог СА или ЗА, чтобы получилось слово:
колба_, зано .., ко .., бере .., ли .. .

10)     «Потеряный слог»: Наташа и Вова составляли слова из трёх слогов. Но когда они захотели показать свои слова маме, слова рассыпались: У  Наташи остался первый слог –У,  у Вовы – последний КА. Какие слова составили Наташа и Вова? ( улыбка, улитка, уточка, удочка, уловка …).

            К этим упражнениям тесно примыкают игры и упражнения на формирование представлений о звуко-слоговом составе слова. Умение определять количество звуков и слогов в слове, а также подбирать слова на определенное количество звуков и слогов. Для этого используется, например, игра  «Школа  мяча»:

I вариант:

        Буду я сейчас водить,
        Буду я произносить
        Только части слов сначала.
        Части нужно так составить,
        Чтобы слово зазвучало.

Логопед отбивает мячом слоги, данные детям в обратном порядке: ка – руч, вы – сли, ды – са.

II вариант:

           

            Внимание!
        Вам всем – задание.
        По одному играйте,
        Под мяч длинное и короткое слово называйте.

III вариант: «Добавь слог».

Первый ребенок – ма; второй ребенок – ли; третий ребенок – на.

        Проведение в совместной подгрупповой и индивидуальной деятельности специально подобранных игр и упражнений создаёт условия для формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР.

        Используются игры: «Телеграф», «Чудесный мешочек», «Слог – шаг», «Найди слово», «Подбери картинку». А также игры, устанавливающие порядок звуков в слове: «Цепочка», «Подвижные буквы» (липа-пила, кот-ток), «Рассыпанные буквы», «Подбери пару» - на сравнительный анализ слов («кот – рот – крот); ребусы, игры на фланелеграфе: «Урок грамматики» /Э. Мошковская/; игры, помогающие установить порядок слогов в слове: «Домино», «Перевертыши», «Отхлопай слог», «Собери слово», «Слоговые часы», «Ромашка».

            Важный момент в работе логопеда – устранение ошибок уподобления слогов друг другу. В упражнениях используются слоговые ряды с разными согласными и гласными звуками: ма – ко – пу. При переключении артикуляции от слога к слогу логопед сопряженно с ребёнком произносит слово по слогам. Далее логопед беззвучно произносит слово, а затем ребёнок повторяет самостоятельно все слово.

             Детям очень нравится игра «Считалочка».
Логопед:
Прочитаем слово молоко. Мо…(касается груди рукой)
1-ый ребенок:         ло…
2-ой ребенок:         
ко. Также – у-точ-ка и т.п.

Эта игра – хороший пример приёма наращивания слогов к концу слова.

            Во время овладения детьми произношения 2-3 сложных слов следует обращать внимание на предупреждение перестановки слогов в этих словах. Для этого полезен приём совместного

отхлопывания слов по слогам (ребёнок кладёт руку на руку логопеда) по разрезным картинкам (гусеница).

            Обращаем внимание на семантику слов (смысл слова меняется, если нарушить порядок чередования слогов):

сосна-насос, кабан-банка, весна-навес, мази-зима.

            Если у ребенка имеются нарушения ритмико-интонационной структуры слова в коррекционной работе используется следующий приём: нужно произнести слово панама. Логопед просит произнести слоговой ряд: па-па-па (слоговой ряд ранее отработан), имеющий одинаковый ритмический рисунок со словом «панама». В контур слогового ряда подставляем новые 2-ой и 3-ий слоги: «на», «ма». Дети научились произносить слова прерывисто, по слогам, но в нормальной человеческой речи слова произносятся слитно, с ударением. Приём, помогающий выделить ударный слог в слове: проговаривание слов по слогам с движением пальцев ведущей руки – «Игра на клавишах». Ударный слог выделяется более сильным и продолжительным нажатием соответствующего пальца в зависимости от места ударения в слове: корова (ка - РО - ва). Отработка правильного произношения слов с различным расположением ударения проводилась на материале имен мальчиков и девочек. Одновременно по этому разделу подбирались тексты с рифмующимися словами:
            Живет на свете Саша,
        Во рту у Саши каша.

              Дети выделяют из текста рифмующиеся слова, учатся сами подбирать созвучные слова, строчки, а затем и сами придумывают смешные стихотворения:
        
Ду-до-да – у меня беда,
        Во-ву-вы – объелся я халвы.

              Усложняя работу над слоговой структурой слов, логопед вводит в отрабатываемые слова стечения согласных звуков (звуки, составляющие стечения, должны уже правильно произноситься детьми). Сначала подбираются слова со стечением согласных в середине слова (папка, утка, тыква, ветка).

             Также используется приём соединения ладошек. Отрабатывая произношение стечения согласных в начале слова,  предварительно отрабатывалось произношение закрытых слогов: от, ак, он. Затем следует приём наращивания звуков в слоге:

От – лот – флот;
От – рот – крот.

Если ребёнку трудно произнести стечение согласных, логопед предлагает повторить слоги, где между согласными есть гласные звуки - а, о (фата). Затем два слога как бы совмещаются: фъта (редуцированный гласный ъ, близкий к звуку ы). Далее опускается редуцированный гласный и стечение согласных произносится без него – фта. Стечение согласных включается в слова: вторая, кофта.

Игры по данному разделу следующие: «Многогранник», «Собери слово», «Новогодние флажки», «Игра в слова»: «Что за ХАЛ, что за ВА – вот еще загадка, а как скажут  ХАЛВА – сразу станет сладко».

На заключительном этапе обучения в речь детей включаются слова более сложной звуко-слоговой структуры и используется большее количество поставленных и автоматизированных звуков  в слоговой структуре слова. Поэтому в работе с детьми задания усложняются:

- подобрать слова к заданной модели;
- преобразовать слова путем замены одного, двух, трёх слогов, добавление  звуков, слогов;
- выделение звуков и слогов из названий картинок для составления пословицы:
Без наук – как без рук;
- печатание и чтение слов и предложений разной степени сложности  звуко-слогового состава;
- отработка чёткости произношения на материале скороговорок;
- грамматические задачи:

  1. «В слоге всего один звук: какой он – гласный или согласный?»;
  2. «В слоге два звука – какие это звуки?»;
  3. «В слоге три звука. Сколько в нем гласных и согласных звуков?»;
  4. «В слове всего два гласных звука: сколько в слове слогов?».

             Задания: «Грамматическая арифметика», «Сквозная буква», «Типография» - предполагают  наличие у детей достаточно развитых навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза.

Заключение

        В подготовительной группе по мере овладения навыком чтения по слогам все внимание детей следует переносить на чёткое послоговое  произношение слов, чёткие слуховые и

моторные дифференцировки согласных и гласных звуков, входящих в состав читаемых слов. Послоговое чтение облегчает произношение слов сложной слоговой структуры, приучает детей к более чёткому произношению окончаний, формирует представление о звуко-слоговой структуре слов. При этом в процессе обучения у детей расширяется словарный  запас, уточняется смысловое значение слов и их связь с другими словами.

        Систематическая коррекционная работа с детьми подготовительной группы по формированию навыков произношения, восприятия и письма многосложных слов различной фонетической и звуко-слоговой структуры делает само слово доступным для понимания ребенка на вербальном и фонетическом уровне. Дети начинают осознавать необходимость вслушиваться в речь, выделять и различать составные элементы слова – звуки и слоги. Умение вслушиваться в звучащее слово является основой процесса словообразования, а в дальнейшем – осознания ребёнком грамматических связей между словами в предложении.

           Рассмотрены выше приёмы и игровые упражнения помогают ребёнку преодолеть трудности в усвоении слов разной звуко-слоговой сложности. У детей расширяется словарный запас, уточняется понимание значения слов в контексте с другими словами.

           Овладение правильным произношением слов разной структурной сложности, развитие слушания как специальной речевой функции – необходимое условие формирования полноценной речи, необходимой каждому ребенку для успешного обучения в школе.

                                                       

                                 

                                                          Список литературы:

1.  Бабина Г.В., Сафонина Н.Ю. Слоговая структура слова: формирование и обследование у детей с недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2005 г.

2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1964.

3. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. Л.: МиМ, 1985.

4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М.: Академический проект, 2000.

5. Люблинская А.А., Леонтьев А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии. 1979. №1.

6. Маркова А.К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. – М.: Изд. АПН РСФСР. Вып. 3. 1961.

7. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1963.

8. Маркова А.К. Периодизация речевого развития // Вопросы психологии. 1973. №6.

9. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. – М.: Владос, 2000.

10. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. – М.: Издательство Гном и Д, 2001.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

laquo;Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)»....

Формирование предпосылок коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье описан подготовительный этап по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников....

Картотека игр и игровых упражнений для формирования слоговой структуры слова

Упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста детей...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя ...

Формирование слоговой структуры слова у детей с тяжёлым нарушением речи

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Наруш...