Формирование предпосылок коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
статья по логопедии (старшая группа)

Бовина Татьяна Михайловна

В статье описан подготовительный этап по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок коррекции слоговой  структуры слова.

Нарушения в овладении звукослоговым  составом слова при нормальном развитии  у детей кратковременны, до 3 – 3,5 лет они изживаются, как правило, а к 6-7 годам дети умеют произносить  слова любой сложности. Случаях речевой патологии  процесс овладения звукослоговой  структурой  слова растягивается  на длительное время, характеризуется определённой спецификой , качественным  своеобразием. Нарушения в овладении  звукослоговым  составом лова являются характерными для детей с моторной алалией, с выраженной дизартрией, реже ринолалией, широко распространены у детей с интеллектуальной недостаточностью, а так же у детей с задержкой психического развития.

Наиболее характерными являются следующие  нарушения  звукослоговой структуры слова:

  • Пропуски звуков и слогов: «замаца» - «заниматься»;
  • Замены, перестановки особенно в сложных словах, длинных со стечением согласных, например : «грувозик - грузовик», «тирданцать - тринадцать»;
  • Уподобление под воздействием  общего сходства  слов, звуков: «бупка - булка», «бумятка - бумажка».

Коррекционная работа  по преодолению  нарушений слоговой структуры слова складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

В коррекционной работе можно выделить два этапа:

Подготовительный : работа проводится на невербальном  и вербальном  материале. Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической   структуры слов родного языка.

Собственно коррекционный: работа ведётся на вербальном материале. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

Подготовительный этап.

Работа на невербальном материале.

  1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку.  Сколько раз ударили по барабану?)

  1. Работа над ритмом (сначала над ритмом простым, затем сложным)

Поскольку ритм является  не только необходимым  компонентом нашей биологической жизни (ритм дыхания, сердцебиения и т.д.), но и в качестве одного из важнейших компонентов входит в структуру наших художественных способностей, а так же устой речи и письма. Таким образом, детям предлагаются различные способы воспроизведения ритмов: отхлопывание в ладоши, отстукивание  мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий:

- хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (карточке);

- сравнение ритмов: !-!!, !!-!!-!;

- воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

- воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка и символ    «-») и коротких  (барабан, бубен и символ «+»);

- задания с использованием ударения для выделения части  ритмического рисунка !!!, !!!!!

Кроме того, развитие чувства ритма  осуществляется  и в изобразительной деятельности.

Используются следующие приёмы работы:

- рисование под диктовку различных «заборчиков» в тетрадях в клетку (как усложнение – рисование на нелинованной бумаге)

- рисование простых предметных рисунков;

- выполнение заданий типа: «нарисуй пять цветков  разного цвета и размера так, чтобы средний был самый высокий, а последний красного цвета»;

- графические упражнения на переключение: 0-0-0, =*=*=*.

Данные упражнения способствуют не только развитию чувства ритма, но и развитию внимания и мелкой моторики.

  1. Формирование общей координации движений.

- выполнение заданий на развитие артикуляторной моторики (чередование  движений губ, языка);

- задания на развитие мелкой моторики рук («игра на фортепиано», «кулак - ладонь», «пальчики здороваются»)

- выполнение движений  под ритмическую музыку (маршировка, лёгкий бег, ходьба), чередование хлопков и шагов, воспроизведение последовательности  движений руками и ногами – топ – хлоп, топ – хлоп – топ, хлоп – топ – хлоп.

Работа на вербальном материале.

1.Игры и упражнения, направленные на формирование пространственных представлений. Их проведение необходимо, так как исследования всё чаще подтверждают взаимовлияние пространственных представлений  и речи ребёнка. Преодоление  нарушений слоговой структуры слова, по мнению исследователей , возможно лишь в том случае , если ребёнок осознаёт , что слово это ряд звуков, имеющий начало, середину и конец, с теми же правилами отсчёта слева направо, что и любой физический ряд. Данные игры  направлены на формирование таких представлений, как начало, середина, конец; за, после;  первый, последний. Например; создание игровых ситуаций с использованием  персонажей русских народных сказок.

2.На этом этапе работы дети так же обучаются  различать громкую и шёпотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, чётко выполнять инструкции, предъявленные шёпотом.

3. Восприятие и воспроизведение стихотворных текстов.

4. Неосознанное членение  лов на слоги, послоговое проговаривание слова.

5. Проговаривание слогов:  - одинаковых – да – да – да,

- слогов с разными звуками – ма – па, па – ма,

- закрытых и прямых слогов: па – ап.

Подводя итог, можно быть уверенным, что работа по формированию предпосылок коррекции слоговой  структуры слова у дошкольников с тяжёлыми речевыми нарушениями по предложенному плану будет успешной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...

Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова.

Представлены варианты игровых упражнений....

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

laquo;Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)»....

Статья по логопедии на тему: "Приёмы и игровые упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи".

Статья описывает особенности усвоения слогового состава слов детьми с диагнозом ОНР II-III уровня, а также игровые приёмы и упражнения для коррекции тяжёлых речевых нарушений....

Формирование слоговой структуры слова у детей с тяжёлым нарушением речи

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Наруш...