как определить тактильную дисфункцию у детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Котина Наталья Александровна

как определить тактильную дисфункцию у ребенка с ОВЗ (ТАКТИЛЬНАЯ ПОВЫШЕННАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ТАКТИЛЬНАЯ ПОНИЖЕННАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_opredelit_taktilnuyu_disfunktsiyu_u_rebyonka_.docx220.57 КБ

Предварительный просмотр:

«КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТАКТИЛЬНУЮ ДИСФУНКЦИЮ У РЕБЁНКА?»

  • Лёгкое или неожиданное прикосновение вызывает страх, тревогу, агрессию
  • В младенчестве не любил/не любит, чтобы

его брали на руки, обнимали, выгибал спину,

отодвигался

  • Расстраивается из-за мокрого/грязного под- гузника, при его смене
  • Не любит находиться близко к другим людям

(особенно в очередях), страшится и избегает

этого

  • Пугается прикосновений, если дотрагивающегося не видно (со спины, под одеялом и т.п.)
  • Не любит причёсываться
  • Не любит, чтобы его целовали, вытирает место поцелуя
  • Предпочитает поцелуям объятия
  • Капля дождя, вода из душа или ветер, дующий на шею, может вызвать мучительные ощущения и негативную реакцию/ реакцию избегания
  • Чрезмерно реагирует на маленький порез, царапину или укус насекомого
  • Избегает прикосновения к определённым материалам (одеялам, коврикам, чучелам животных)
  • Отказывается надевать новую одежду, одежду из грубых тканей, с высоким воро-

том, джинсы, шапки, ремни и т. п.

  • Избегает игр с участием рук
  • Не переносит «грязные» игры: с песком,грязью, водой, клеем, пеной и т. д.
  • Сильно расстраивается из-за грязных рук и часто стремится их протереть или вымыть
  • Слишком чувствителен к щекотке
  • Не терпит швов на носках вплоть до отказа их надевать
  • Не терпит одежды, натирающей кожу, готов носить шорты и безрукавки круглый год. Дети могут предпочитать ходить голышом, постоянно стягивать подгузники и одежду

Наоборот, предпочитает носить длинные рукава и штанины круглый год, чтобы не подвергать кожу внешним воздействиям

  • Впадает в стресс из-за необходимости умываться
  • Впадает в стресс из-за необходимости стричь волосы, ногти
  • Отказывается чистить зубы и страшно боится

стоматолога

  • Чрезвычайно капризен в еде, не хочет пробовать новое, строго выбирает вкусы и структуру еды. Смесь частиц разной консистенции не употребляет,

отказывается от горячего и холодного

  • Отказывается ходить босиком по траве или песку
  • Ходит только на носочках

  • Не замечает прикосновения или, если только не сделать этого с особой силой или интенсивностью
  • Не обращает особого внимания на раны (порезы,

синяки), не расстраивается из-за уколов, может говорить, что ему нравятся уколы

  • Не обращает внимания на грязные лицо и руки, текущий нос
  • Проявляет аутоагрессию: щипает, кусает себя, бьёт

себя по голове

  • Постоянно что-нибудь тянет в рот
  • Часто делает больно другим детям или животным в процессе игры
  • Постоянно трогает поверхности или объекты, которые приносят успокоение

(например, одеяло)

  • Ищет поверхности и структуры, дающие интенсивную тактильную стимуляцию
  • Стремится к прикосновению, ему

необходимо потрогать всё и всех

  • Очень любит «грязные» игры и ищет их
  • Любит вибрацию или другие сильные сенсорные сигналы
  • В еде предпочитает очень острое, сладкое, кислое или солёное

  • Испытывает сложности с мелкими моторными функциями (например, застёгиванием пуговиц или молний)
  • Не понимает, до какой части его тела дотронулись, если не видел момента прикосновения
  • Боится темноты
  • Неаккуратно одевается: выглядит взъерошенным, не замечает перекрученных штанов, развязанных шнурков, заправленной лишь наполовину рубашки и т. д.
  • Испытывает сложности с использованием ножниц, мелков, столовых приборов
  • Продолжает тащить предметы в рот, чтобы

их исследовать

  • Плохо определяет характеристики объектов: форму, размер, текстуру, температуру, вес и т. д.
  • Не может определить объекты по прикосновению, использует зрение, чтобы помочь себе (например, когда достаёт что-то наощупь из рюкзака). *

* Определение тактильной дисфункции приводится в соответствии с книгой Кэрол Сток Крановиц «Разба- лансированный ребенок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста с помощью тактильной дощечки»

Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в ...

Орофациальные дисфункции у детей и игры для автоматизации звука Ж

Новорожденный ребенок, в отличие от взрослого, не может жевать в силу несформированности соответствующих органов, а также - процессов управления и взаимодействия между ними. Прием пищи осуществляется ...

«Развитие тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством тактильной книги»

Добрый день Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить свою работу по теме «Тактильное восприятие у детей младшего возраста через тактильную книгу».Что такое Развивающая книжка — ...

Развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста с помощью тактильных дощечек

Консультация  предложена   учителям-дефектологам,  воспитателям. В ней  описаны условия работы с тактильной дощечкой. Индивидуальная  работа  с  тактильно...

как помочь ребенку с ОВЗ с тактильной дисфункцией

как помочь ребенку с ОВЗ с тактильной дисфункцией (тактильные стратегии)...

Нейроигры, как эффективный метод профилактики дисфункций у детей-логопатов.

Нейропсихологические упражнения (нейроигры) – это эффективная методика, позволяющая помочь детям при нескольких видах нарушений....