как помочь ребенку с ОВЗ с тактильной дисфункцией
консультация по коррекционной педагогике

Котина Наталья Александровна

как помочь ребенку с ОВЗ с тактильной дисфункцией (тактильные стратегии)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taktilnye_strategii.docx222.7 КБ

Предварительный просмотр:

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ

С ТАКТИЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ?

ТАКТИЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ»

На что обратить внимание?

  • Постельное бельё
  • Швы
  • Пижама
  • Температура комнаты

Тактильные стратегии

  • Прикосновения с нажатием, массаж и тепло служат успокаивающими средствами для нервной системы.
  • Используйте мягкие простыни и одеяла с большим содержанием хлопка.
  • Ребёнку нужна приятная и удобная пижама.
  • Возможно, ребёнку будет комфортнее засыпать, обнимая мягкую игрушку.

На что обратить внимание?

  • Ярлыки
  • Покупка новой одежды и обуви
  • Плотность ткани
  • Длина рукавов, юбки, брюк
  • Обувь закрытая\открытая
  • Переход между сезонами
  • Головные уборы и шарфы

Тактильные стратегии

  • Срежьте ярлыки. Ребёнок может почувствовать дискомфорт из-за ярлыка не сразу, лучше перестраховаться.
  • Стирайте новую одежду, прежде чем предложить её ребёнку. Это сделает одежду мягче.
  • Предложите ребёнку носить бельё или носки наизнанку или купите бесшовное бельё.
  • Учитывайте рисунки на тканях, вышивку, декор из стразов. Они тоже могут приносить дискомфорт.
  • Учитывайте плотность ткани, её прилегание к телу.
  • Обратите внимание на обувь. Есть дети, которым нужна обувь со шнурками, чтобы она плотнее прилегала к ноге. Другим же, наоборот, комфортнее в свободной обуви или вовсе босиком.
  • Обратите внимание на длину рукавов, юбки, брюк. Некоторых детей выводят из равновесия постоянные прикосновения ткани к ногам при ношении коротких шортов или юбок. Другие же готовы круглый год ходить в шортах и

майках без рукавов. Многим сложно даётся переход на другую одежду при смене сезонов.

На что обратить внимание?

  • Температура воды\воздуха\пола
  • Купание в ванной\душе\тазике
  • Мытьё головы
  • Использование мочалки
  • Вытирание

Тактильные стратегии

  • Учитывайте температуру воды. Пусть ребёнок сам выберет комфортную для него температуру.
  • После купания ребёнку может быть комфортнее вылезать на мягкий тёплый коврик. Если есть возможность, согрейте полотенца, пусть они также будут мягкими, приятными к телу.
  • Выбирайте купание в ванной, душе или тазике в зависимости от предпочтений ребёнка
  • Перед мытьём головы можно проиграть ситуацию на кукле. Массаж головы перед намыливанием шампунем может помочь снизить дискомфорт. Смывать шампунь можно с помощью ковшика, так легче контролировать подачу воды. Можно дать ребёнку маленькое полотенце, чтобы он сам мог защитить глаза и лицо от попадания воды.
  • Используйте комфортную для ребёнка мочалку.
  • Используйте жидкое или твёрдое мыло в зависимости от предпочтений ребёнка.
  • Вытирая ребёнка, используйте сильные нажатия.

На что обратить внимание?

  • Расчёсывание
  • Спутанные волосы
  • Использование резинок, заколок
  • Посещение парикмахера
  • Уход за ногтями

 Тактильные стратегии

  • Используйте постоянное, предсказуемое нажатие для снятия стресса и расслабления тактильной системы.
  • Надавите на корни волос перед расчесыванием, проговорите, что этим вы хотите помочь подготовить голову ребёнка к расчёсыванию.
  • Используйте средства для волос, облегчающие расчёсывание.
  • Используйте компрессионный жилет, ощущения сдавливания помогут снять стресс.
  • На приёме у парикмахера необходимы защита на шее и накидка, чтобы туда не попадали волосы. Перед стрижкой может понадобиться массаж головы.
  • Используйте фен, что бы удалить состриженные волосы с лица, шеи.
  • Используйте тактильные ванночки с крупами, тёплой водой перед стрижкой ногтей.
  • Сделайте прикосновения предсказуемыми: во время расчёсывания, стрижки волос или ногтей проговаривайте свои действия вслух, рассказывайте,

сколько осталось срезать ногтей и т. п.

 На что обратить внимание?

  • Температура воды
  • Щётка
  • Прием у стоматолога

 Тактильные стратегии

  • Используйте тёплую воду для полоскания рта.
  • Для начала можно использовать щётки, надевающиеся на палец взрослого, обучающие щётки NUK. Потом – просто мягкую щётку.
  • Используйте электрическую щётку, которая обеспечивает ощущение вибрации.
  • Перед чисткой зубов предложите ребёнку кусочек льда или замороженного фрукта, чтобы охладить полость рта.
  • На приёме у стоматолога можно использовать тяжёлую накидку для рентгена или предложить ребёнку мячик, подушку или мягкую игрушку для объятий.

 На что обратить внимание?

  • Унитаз
  • Туалетная бумага

Тактильные стратегии

  • Предложите ребёнку мягкое сиденье. Можно включать обогреватель, чтобы сиденье было ещё и тёплым.
  • Используйте туалетную бумагу с мягкой, нежной текстурой
  • Используйте влажные салфетки.

На что обратить внимание?

  • Текстура, соединение текстур еды
  • Температура еды
  • Расстояние за столом с другими детьми

Тактильные стратегии

  • Используйте тарелки или контейнеры с разделителями, чтобы различные текстуры еды не смешивалась между собой.
  • Перед едой предложите ребёнку кусочек льда или замороженного фрукта, чтобы подготовить полость рта.
  • Сажайте ребёнка за столом на расстоянии от других детей.

На что обратить внимание?

  • Активные игры
  • Пачкающиеся игры
  • Игры с мелкими предметами или манипуля-

цией предметами

Тактильные стратегии

  • Поощряйте участие в активных играх с правилами.
  • В пачкающихся играх используйте инструменты, перчатки, чтобы руки ребёнка оставались чистыми.
  • Ранжируйте игры по степени аккуратности от самых стерильных до самых пачкающихся. Предложите ребёнку дать оценку игре по этой шкале, подумайте вместе с ним, что поможет перейти на следующий уровень.
  • Игры на мелкую моторику ранжируйте по уровням сложности. Ребёнок будет понимать, к чему стремиться, какие навыки практиковать.

* Определение тактильной дисфункции приводится в соответствии с книгой Кэрол Сток Крановиц «Разба- лансированный ребенок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с...

Консультация для педагогов на тему: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?» педагог-психолог: Диденко М.В.

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему ...

Презентация "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным."

«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А  Тест для родителей....

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому....

как определить тактильную дисфункцию у детей с ОВЗ

как определить тактильную дисфункцию у ребенка с ОВЗ (ТАКТИЛЬНАЯ ПОВЫШЕННАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ТАКТИЛЬНАЯ ПОНИЖЕННАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ)...